Дидактические игры по сенсорному воспитанию детей 3-4 лет.
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) на тему

Фисан Елена Григорьевна

Сенсорное развитие имеет огромное значение для развития младших дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры по сенсорному развитию детей 3-4 лет.

Раздел.

Игра.

Цель.

Описание.

 

"В мире запахов"

1. Игра «Волшебный мешочек»

2. Игра «Что готовим?»

Цель: Учить определять название запаха предмета,  устанавливать отношения между предметом и его запахом, работать над умением определять название предмета, опираясь на обоняние, то есть восприятие запаха.

Цель: Учить определять название запаха предмета, устанавливать отношения между предметом и его запахом; работать над умением определять название предмета, опираясь на обоняние, то есть восприятие запаха.

В мешочек, сшитый из любой непрозрачной ткани, помещаются различные предметы, обладающие определенным запахом. Это должны быть такие предметы, которые всегда пахнут одинаково (например, лимон, яблоко, апельсин, цветы с характерным запахом: герань, сирень, роза; краска, рыба и т.п.) Все эти предметы должны лежать в отдельных коробочках с отверстиями, чтобы исключить возможность иного (например, тактильного) восприятия этих предметов. Можно также завязать каждому ребенку глаза и спросить : «Что это?»,-держа перед ними душистое мыло, детский крем или флакон с духами. За правильный ответ натрите ребенку ручки кремом, духами и подарите цветок, который он правильно определил.

Воспитатель с детьми переходит на кухню (или в столовую). Здесь вовсю идет приготовление к обеду. Пусть дети назовут знакомую еду, имеющую характерный отчетливо выраженный запах: грибной суп, жареная рыба, пирог, апельсиновый сок… В дальнейшем можно усложнить игру, давая детям возможность отгадать еду с уже более сложным для определения запахом: картофельное пюре, тушеную капусту, фруктовый компот. Полезно будет обратить внимание детей и на другие запахи: гренки, к сожалению подгорели; в этой баночке пряность; здесь лук; это лавровый лист;

а это укроп; это уксус( его нужно давать нюхать детям на расстоянии).

Когда воспитатель будет гулять с детьми, нужно обратить внимание на различные запахи.

-Так пахнет от автомобиля-бензином, а вот запах скошенной травы. Так пахнет дым от костра, а когда горят опавшие листья, запах совсем другой, а это горит резина. А теперь ощутите прекрасный запах цветов, которые растут у нас на клумбе : вот розы, вот ромашки, астры, ландыши, сирень.

"Осязание"

1. Игра «Назови свойства материалов»

2. Игра «Найди одинаковые».

3. Игра «Моем посуду».      

4. Игра «Лягушки».

 

5. Игра «Стирка белья»

Цель: Учить определять название различных свойств материала, устанавливать отношения между материалом и его ощущением.

Цель: Работать над умением определять название различных осязательных ощущений, опираясь на тактильные ощущения, то есть формировать осязательное восприятие.

Цель: Работать над умением определять название различных тепловых ощущений, опираясь на тактильные ощущения, то есть развивать осязательное восприятие.

Цель: Развивать речевой слух.

Цель: Учить определять название различных влажных свойств материала, устанавливать отношения между предметом или веществом и ощущением сухости или влажности этого предмета.

Демонстрационный материал к игре: образцы различных на ощупь материалов (гладкий кафель, пластик, линолеум, бархат, махрова ткань, мех, фланель), наклеенные на картон.

Перед игрой познакомьте детей с различными на ощупь материалами. Для этого надо приготовить по паре образчиков материалов, явно отличающихся на ощупь. Это может быть гладкий кафель, пластик, линолеум, бархат, махрова ткань, мех, фланель. Наклейте образчики на квадратные листья картона. Дайте каждому ребенку поиграть с квадратиками, ощупать их. Поговорите с детьми о различных свойствах материалов: твердые они или мягкие, гладкие или шершавые… Когда дети запомнят свои ощущения, возникающие при осязательном восприятии различных типов поверхностей, смешайте квадратики и дайте каждому ребенку по одному образцу. Смогут ли они подобрать пару для этого образца? Конечно, дети смогут ориентироваться не только с помощью осязательных ощущений, но и с помощью зрения. Но на начальном этапе это не помешает, так как дети смогут обрести уверенность в своих силах.

Затем можно усложнить задачу. Пусть дети попробуют подобрать «двойников» вслепую. В данном случае они будут ориентироваться, целиком опираясь на осязательное восприятие. Давая это задание, попросите детей называть свойства материалов: твердый, мягкий, гладкий, шершавый.

Приготовьте несколько разных лоскутков ткани, среди которых есть несколько пар одинаковых. Завяжите глаза ребятишкам льняным платком. Пусть малыши из 4-5 лоскутков ткани попробуют на ощупь определить , какие из них одинаковые.

Демонстрационный материал: тазы с теплой и холодной водой, наборы игрушечной посуды, сушилка для вымытой посуды.

Раздаточный материал: несколько предметов из набора кукольной посуды для мытья каждому ребенку.

Приготовьте заранее наборы кукольной посуды, которую нужно будет помыть, губки для мытья посуды и два таза с водой (в одном теплая вода для мытья посуды и два таза с водой ( в одном теплая вода для мытья посуды, в другом- холодная для ополаскивания), а также сушилку для вымытой посуды. Малыши будут помогать куклам мыть и ополаскивать посуду, а затем класть ее на сушилку. Дайте  ребенку почувствовать контраст температур: используйте для мытья теплую воду, а для ополаскивания холодную воду. Обязательно дайте возможность каждому ребенку назвать, какой водой он моет, а какой ополаскивает посуду. Вариантом этой игры может быть мытье не посуды, а купание кукол и мытье разных игрушек. Мыть посуду в основном нравится девочкам, купание же разных игрушек может заинтересовать и мальчиков.

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Лягушки». Детям нужно

встать в круг, затем педагог вместе с детьми читает стихотворение:

Вот лягушки по дорожке

Скачут, вытянувши ножки.

Увидали комара.

Закричали: «Ква-ква-ква!»

Дети изображают прыгающих лягушек. После этого педагог предлагает одному из детей встать в круг, закрыть глаза и узнать, кто подает голосок. В это время один из детей, стоящих по кругу, произносит: «Ква-ква-ква!» Ребенок, стоящий в круге, называет имя того , кто только что заквакал.

Для этой игры понадобится таз с водой, мыло и различная одежда, а также веревки для просушки белья и прищепки. Соберите кукольную одежду, а также веревки для просушки белья и прищепки. Соберите кукольную одежду и постирайте ее вместе с детьми (стирка для них, естественно, будет чисто символической, в данном случае не ставится цель научить детей стирать). Конечно, для детей это будет самая настоящая стирка со всеми присущими ее атрибутами – от мыла до прищепок, которыми будем прикреплять к веревкам мокрое белье. Перед стиркой спрашиваем детей, какое белье сейчас: мокрое или сухое. А теперь развешиваем мокрое белье. Потом дети снимают просушенное белье. Поговорите с детьми о том, как можно просушить белье (повесить на веревку, положить в сушилку и т.д.)

-Какое теперь стало белье? (Сухое)

-Как мы это сделали? (Высушили его).

"Форма и размер предметов".

1. Игра «Собери игрушку»

2. Игра «Картинка из фигур»

2. Игра «Чередование флажков» (по форме)

3. Игра «Спрячь мышку»

4. Игра «Нельзя»

Цель: Работать над умением дифференцировать различные геометрические фигуры, опираясь на тактильные и зрительные ощущения, то есть развивать осязательное и зрительное восприятие.

Цель: Работать над умением дифференцировать различные по форме и размеру геометрические фигуры, опираясь на тактильные и зрительные ощущения, то есть развивать осязательное и зрительное восприятие.

Цель: Работать над умением дифференцировать различные по форме и размеру геометрические фигуры, опираясь на тактильные и зрительные ощущения, то есть развивать осязательное и зрительное восприятие.

Цель: Учить определять название различных геометрических форм, соотносить по форме и размеру прорези и вкладыши.

Цель: Развивать активное внимание, умение быстро сосредотачиваться;

стимулировать внимание; развивать волевое внимание.

Для этой игры необходимо изготовить из фанеры, поролона или картона силуэт какой-нибудь игрушки (зайца, мишки или куклы), вырезать глаза, нос, рот так, чтобы эти детали потом можно было вложить на места. Вкладыши можно раскрасить в соответствующие цвета. Дети должны самостоятельно найти место для каждой из вырезанных деталей, вложить их в прорези для недостающих глаз, рта и носа. Постепенно добавляйте новые геометрические формы, которые сложнее различить (можно, например, вырезать узоры на платье у куклы или на одежде у игрушечных зверят). Пусть дети вставят вырезанные кусочки в отверстия.

Для этой игры нужны наборы геометрических фигур разной формы (круги, треугольники и квадраты) и двух размеров (большие и маленькие) для каждого ребенка: всего 12 или 24 фигуры (по2 или 4 фигуры каждого вида). Эти фигуры можно изготовить из картона или тонкой пластмассы. Для воспитателя нужны такие же фигуры большего размера для закрепления их на фланелеграфе. Эта игра направлена на развитие воображения и творческих способностей детей. В начале игры педагог показывает детям на фланелеграфе, какие рисунки могут получиться, если положить рядом те или иные фигуры. Воспитатель демонстрирует детям способ и порядок построения несложных конструкций. После этого он предлагает детям из своих фигур выложить другие рисунки, которые они придумают сами. Картинка на фланелеграфе убирается, чтобы дети не копировали уже готовое изображение.

Для этой игры нужно приготовить по 4-5 флажков треугольной и прямоугольной формы для каждого ребенка и столько же флажков, обклеенных с обратной стороны бархатной бумагой, чтобы прикреплять их на фланелеграф, для воспитателя. Флажки для детей можно изготовить из картона. Педагог говорит, что улицы на праздники украшают флажками, но развешивают их не как попало, а в виде гирлянды, где чередуются флажки разной формы. Например, вот так (взрослый прикрепляет флажки на фланелеграф таким образом, чтобы прямоугольные флажки чередовались с треугольными). Воспитатель просит подсказать ему, какой флажок теперь нужно прикрепить: прямоугольный или треугольный, а теперь и т.д.

После того как дети хорошо усвоят порядок чередования флажков, педагог предлагает дошкольникам самим смастерить такую же гирлянду из флажков, которые лежат у них на столах. Во время работы детей воспитатель подходит к каждому ребенку и при необходимости помогает ему правильно разложить флажки.

Вариант 1.

Для этой игры нужны силуэты домиков, сделанные из картона. В окошках домиков нарисованы мышки. Окошки на домиках разной формы: круглые, овальные, квадратные, треугольные. Также понадобятся крышки для окошек (фигуры той же формы и размера, что и окошки в домиках). Таких домиков и крышек должно быть по одному набору для каждого ребенка. Воспитатель показывает детям, в каких домиках поселились мышки.

-Они сейчас глядят в окошки. Окошки у всех разные: круглые, овальные, квадратные, треугольные. Эти окошки мышки закрывают только ночью, когда ложатся спать или когда увидят поблизости кошку. Представьте, что наступила ночь, и мышкам нужно закрыть окошки. Возьмите крышечки и закройте окошки так, чтобы форма окошка совпала с формой крышечки, то есть, чтобы окна были плотно закрыты. (Педагог помогает детям подобрать к окошкам нужные крышки).

-Хорошо, теперь наступило утро, окошки нужно открыть.

Наступил день.

Вдруг, посмотрите, кто появился (воспитатель достает игрушечную кошку)?! Нужно быстро спрятать бедных мышек, чтобы кошка их не съела!

Малыши снова закрывают окошки домиков, но теперь стараются сделать это как можно быстрее.

-Кошка ушла, потому что не нашла ни одной мышки. Можно открыть окошки домиков, пусть мышки полюбуются на вечернюю зарю. Но вот снова наступает ночь, мышки ложатся спать, нужно закрыть окошки.

Вариант 2.

Для игры нужно приготовить следующий материал: картонные домики шести цветов (20х15 см), посередине белый квадрат (8х8 см). на котором нарисована мышка (домик мышки), квадраты тех же шести цветов- дверцы (10х10 см), большая мягкая игрушка- кошка. Раздаточный материал: такой же материал меньшего размера- цветные листы 10х8 см, белые квадраты на них (5х5 см), цветные квадраты (6х6).

Воспитатель говорит детям, что они будут играть в игру «Спрячь мышку».

-Сначала мы вместе научимся в нее играть. У меня мышиные домики (расставляет три домика на демонстрационной доске, рядом кладет шесть квадратов всех цветов). Видите, в окошки выглядывают мышки. Чтобы спрятать мышку, надо закрыть окошко дверцей- квадратиком того же цвета, что и домик, а то придет кошка, увидит, где окошко, откроет его и съест мышку.

Вызывает по очереди трех детей и предлагает им «закрыть окошко» (прикалывает булавками цветные квадраты), выясняет, все ли окошки хорошо закрыты. Если кто- либо допустил ошибку, вызывает ребенка для ее исправления.

-Теперь никто не видит окошки?

Достает спрятанную раньше кошку, которая идет «ловить мышей»:

-Пойду поищу, где здесь живет мышка. Дети, вы не видели мышку?

Кошка уходит, не найдя мышку.

Детям раздается по одному листочку-«мышиному домику» (сидящим рядом следует давать листочки разных цветов) и по шесть квадратов всех цветов.

А теперь вы спрячете своих мышек, пока кошка спит.

Выберите из квадратов, которые лежат на ваших подносах, квадрат такого же цвета, как домик вашей мышки.

Когда все дети выполнят задание, кошка снова «идет на охоту». Воспитатель крадущимся шагом с кошкой в руках проходит по рядам и смотрит, у кого мышка «плохо спряталась». При этом надо дать возможность детям, которые ошиблись, исправить положение, пока кошка не приблизилась к ним. Если ошибка не исправлена, кошка забирает у ребенка листочек с мышкой.

В конце игры подводится итог:

-Все сегодня очень хорошо играли, все спрятали своих мышек, только некоторые ребята (называет имена) ошиблись (указывает, какие именно ошибки были допущены). В следующий раз все обязательно хорошо спрячут мышек.

Приготовьте для этой игры различные игрушки (несколько каждого вида). Воспитатель называет не ту игрушку, которую должен взять ребенок, а наоборот, он называет игрушки, которые брать нельзя. Например: «Саша, возьми любую игрушку, но кубики брать нельзя» или «Оля, возьми любую игрушку, но зверей и кукол брать нельзя». С каждым разом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста

Значение сенсорного развития в раннем возрасте. Краткое описание дидактических игр по сесорному воспитанию, систематизированных по направлениям....

Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста.

Дидактические игры и упражнения на развитие тактильных ощущений, для закрепления понятий формы, величины,цвета....

"Сенсорное развитие. Дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста"

Сенсорное развитие. Дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста В дошкольной педагогике одним из вопросов требующих пристального внимания, является пробле...

Доклад по теме "Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста"

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представл...

Сенсорное развитие. Дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка....

Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста.

Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста....

Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Значени...