"Наши помощники - органы чувств"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Капранова Марина Николаевна

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира для детей старшего дошкольного возраста, подготовлен в соответствие с ФГОС ДО.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_po_ftskm.doc342 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №67 Приморского района Санкт-Петербурга

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира

для детей старшего дошкольного возраста

«Наши помощники – органы чувств»

Подготовила и провела

воспитатель Капранова М. Н.

Санкт-Петербург

2014

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье»

Цель: закрепление знаний детей об органах чувств, их роли  в восприятии человеком окружающего мира.

Задачи: 

  • познакомить детей  с понятием «мозг человека», его свойством – памятью;
  • закрепить знания детей об органах чувств;
  • уточнить какое значение для человека имеют органы чувств при восприятии ими окружающего мира;
  • развивать тактильные, зрительные, вкусовые, слуховые ощущения;
  • создать условия для развития логического мышления, смекалки, внимания;
  • научить соблюдать правила гигиены органов чувств;

Форма проведения: сюжетно-ролевая игра

Материалы и оборудование:

Демонстрационный: презентация «Боги на Олимпе», рисунок ребенка во весь рост, пиктограммы к стихотворению, кукла, мелкие предметы, ватные палочки, подносы, салфетки, фрукты на шпажках.

Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Институт здоровья»: халаты для всех детей, шапочки.

Раздаточный: лупы, грецкие орехи, баночки с источниками запахов (кусочками лука, апельсина), фрукты, фломастеры, листы бумаги.

Содержание НОД:

Воспитатель приветствует детей

«Доброе утро! » я вам говорю.

«Доброе утро! », я всех вас люблю.

Желаю вам хорошо постараться

Слушать внимательно, ума набраться.

Ребята, как я вас поприветствовала? Какими словами?

А как еще можно поприветствовать друг друга?

Знаете, ребята, вы ведь не просто здороваетесь – вы дарите друг другу частицу здоровья, потому что говорите «Здравствуйте». А это значит – «здоровья желаю».

Ребята, а как выдумаете, что такое здоровье?

Кого можно считать здоровым?

Каким должен быть здоровый человек?

А хотите узнать старинную легенду о здоровье?

Сюрпризный момент ( показ слайдов)

«Давным-давно, на горе Олимп, жили боги. И стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать, каким должен быть человек. Один Бог сказал: «Человек должен быть сильным!». Другой сказал  «Человек должен быть умным!» Третий сказал: «Человек должен быть здоровым». Но один из богов  сказал так: «Если все это будет у человека, он будет подобен нам». И решили тогда боги спрятать главное, что может быть у человека – здоровье. Стали думать-решать, куда бы его спрятать. Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие – на вершину самой высокой скалы. А один из богов предложил: «Здоровье надо спрятать в самого человека». Так и живет человек с давних времен пытаясь найти свое здоровье, да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар Богов»!

Ребята, как вы поняли, где же спрятано здоровье?

Правильно, оказывается, оно спрятано и в тебе и во мне, в каждом из нас. И чтобы узнать, как его сохранить, мы должны лучше узнать, изучить себя.

Как вы думаете, как называют тех, кто   все изучает?

Правильно-ученые, исследователи.

А где же они могут изучать что-либо?

Правильно, в лабораториях институтов.

А где же можно изучить Здоровье?

Правильно в институте Здоровья.

А вы хотели бы стать учеными?

 В таком случае, нам может понадобиться лаборатория – место, где проводят опыты и исследования.

Сюжетно-ролевая игра «Лаборатория»

Воспитатель: Хотите поиграть в исследовательскую лабораторию и превратиться в ученых?

Тогда нам нужна специальная одежда. Прошу вас, одевайтесь.

(Дети надевают халаты, шапочки.)

Ребята, а как вы думаете, зачем нужны халаты? Ответы детей

Воспитатель: Теперь вы и я исследователи, мы с вами будем заниматься одним делом – значит, мы коллеги.

Коллеги, напомните мне, куда Боги спрятали здоровье? Ответы детей

Правильно.

Значит, мы с вами должны изучить человека?

Для этого нам необходимо его нарисовать. Помогите мне, пожалуйста.

Рисование схемы человека (Воспитатель  и дети обводят контур одного ребенка, лежащего на большом листе бумаги.)

Воспитатель: Вот наш человек. Давайте дадим ему имя. (дети придумывают имя)

На примере схемы человека мы сможем узнать о некоторых наших органах.

Как вы считаете, какой орган человека самый главный?

А кто управляет всем нашим организмом?

Так его можно считать главнокомандующим всего организма, командиром?

Коллеги, головной мозг – самый главный наш орган, без которого мы не можем жить.

Как вы думаете, где в вашем организме находится головной мозг? Почему вы так считаете? Кто знает, как выглядит головной мозг?

Коллеги, обратите внимание на картинки на магнитной доске и выберите с изображением головного мозга. Покажите. Коллега, поместите рисунок на схему.

Уважаемы коллеги, вот теперь мы с вами в настоящей лаборатории, у нас есть специальное оборудование, специальная одежда, приборы. Мы можем приступать к исследованию.

Дети садятся за стол, где стоит контейнер.

Воспитатель: мы с вами сейчас приготовимся к серьезному изучению. Возьмите лупы и пакетики. Коллеги, будьте предельно внимательны и осторожны с материалами.

Работа по изучению формы и строения  мозга на примере грецкого ореха

Воспитатель: Посмотрите, что находится пред вами? На что похож орех? Посмотрите на ядрышко ореха. Возьмите лупы и рассмотрите внимательно. Что вы видите? Какая у ядра ореха поверхность? Обратите внимание на извилистые спутанные морщинки. Они называются бороздками коры головного мозга.

Работа в парах Задание1.

Посмотрите, одинаковые ли у вас бороздки (да похожие, но не одинаковые) Дети делают вывод.

Воспитатель: Да, все правильно. Вот так же извилины мозга одного человека отличны от извилин мозга другого.

Задание 2 Спрячьте орех в скорлупу. Надежно ли защищено ядрышко?

Дети делают вывод.

Воспитатель: Вот так и у человека мозг надежно спрятан в черепной коробке.

А вы знаете, какой секрет у нашего мозга? Хотите, я вам его открою? У нашего командира мозга – есть память. Он может запомнить на долгие годы множество запахов, цветов, картин, звуков, и никогда их не забывать. А как вы думаете, какие органы чувств помогают ему все это запомнить? Они помогают ему познать, почувствовать окружающий мир, и поэтому мы их называем органами чувств.

Сейчас вы узнаете, какой орган чувств мы будем изучать.

На ночь 2 оконца сами закрываются, а с восходом солнца сами открываются.

Открывается схема, дети обращают внимание на схему.

Воспитатель: Да, в этой лаборатории мы будем изучать глаза. Глаза – один из ценнейших органов человека. Как считает Даня, для чего нужны глаза? Правильно, глазами мы видим мир. Благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем мире. Посмотрите друг другу в глаза. Что вы видите? Этот кружок назвали радужной оболочкой. Посмотрите друг другу в глаза и определите цвет радужной оболочки? А черная точка посредине – это зрачок. Через него лучи света попадают внутрь, и мы видим то, на что смотрим, что нам хочется увидеть. Коллеги, чтобы наши глаза хорошо видели, их надо беречь. Я уверена, вы об этом знаете. Как же необходимо заботиться о глазах?

 Правила:

-нельзя тереть глаза руками;

-нельзя близко и долго смотреть телевизор или играть в компьютер;

-нужно беречь от колющих и режущих предметов, попадания пыли;

-нужно тренировать глаза, делать упражнения;

-нужно больше играть на свежем воздухе;

Давайте изобразим эти правила  в виде пиктограмм

Работа с пиктограммами с объяснением детьми.

Воспитатель: Коллеги, предлагаю передать эти рисунки другим ребятам, чтобы они тоже не забывали заботиться о своих глазах. Глаза надо не только защищать, но и ухаживать за ними. Глазам, как и нам, нужно заниматься гимнастикой, она называется гимнастика для глаз. Предлагаю вам, коллеги, отдохнуть и расслабиться, выполнив ее со мной.

Гимнастика для глаз:

Смотрят вдаль мои глаза,

Возвращаются назад

А теперь смотрю на нос.

Чтобы длинным он не рос,

Вверх смотрю теперь глазами –

Вижу солнце с облаками.

Широко смотрю вокруг –

Обвожу глазами круг.

Влево, вправо посмотрю

И опять все повторю.

А сейчас, коллеги, мы узнаем, что же полезно есть, для того чтобы наши глаза были здоровыми из необычного рисунка.

Чтение  стихотворения по пиктограмме.

Что полезно есть для глаз?

Расскажу я вам сейчас.

Не ищите далеко черный хлеб и молоко,

Мясо, рыбу и горох,

Геркулес совсем не плох

Летом - семечки, морковку,

Фрукты, ягоды подряд

Облепиху, виноград и бананы и брусника и особенно черника.

Воспитатель: Молодцы, все запомнили необходимые и полезные продукты для сохранения и укрепления зрения. А теперь, я предлагаю вам отдохнуть.

Дети в кругу. Физкультурная пауза

Воспитатель:         Маша слушает в лесу, как кричат кукушки,

А для этого нужны нашей Маше ушки

Для чего вам нужны уши? Слух это очень большая ценность. Для того чтобы у вас был хороший слух,  предлагаю выполнить массаж ушей.

Дети выполняют самомассаж с произнесением текста:

Я здоровье сберегу, сам себе я помогу.

Подойди ко мне дружок и скорей садись, дружок.

Ушки ты свои найди и скорее покажи.

Ловко с ними мы играем.

Вот так хлопаем ушами.

А сейчас все тянем вниз.

Ушко, ты не отвались

А потом, потом, потом,

Покрутили козелком.

Ушко, кажется, замерзло,

Отогреть его как можно?

1,2, вот и кончилась игра.

А раз кончилась игра,

наступила тишина.

Воспитатель: А пока мы в тишине находились, у меня на столе появились... Коллеги, обратите внимание, что же здесь находится. (На столе лежат разные предметы, а также ватные палочки) Выберите предметы, которыми можно чистить вам уши. (Дети выбирают) Помогите тому, кто сделал неправильный выбор, и объясните, что он сделал не так. А кто знает, как правильно чистить уши? (осторожно, не торопясь, не глубоко вводя ватную палочку)

Плач и появление Куклы.

Воспитатель: Что же случилось? Кто плачет? Кукла Катя жалуется, что у нее сильно болят уши. Расскажем ей о правилах ухода за ушами:

Нужно уши защищать от шума и пыли;

Не ковырять в ушах;

Не допускать попадания воды во время купания;

Не сморкаться сильно;

Не простужать уши;

Если заболели уши – обязательно обратиться к врачу.

Игра – упражнение «Почистим уши кукле Кате»

Воспитатель: Я надеюсь, что Катя больше не будет страдать от боли, потому что она знает, как нужно беречь свои ушки. Ребята, уши - очень важный орган и если он будет болеть, то мы не сможем многого узнать. (Обращаясь к кукле) оставайся с нами и ты, узнаешь еще много интересного. Ну что, коллеги, наверное, нам пора вернуться в нашу лабораторию. А что мы там будем изучать, вы мне сейчас подскажете сами.

Дети садятся за стол.

Воспитатель: Нос - полезнейшая штука

Не грозит нам с носом скука.

Можно мерить нос в длину

Высоту и ширину.

О чем же шла речь в стихотворении? Вы согласны, что носы бывают разные?

Вспомните сказочных героев с особенными носами. Какие и у кого  они были?
(Дети называют Баба яга, Карлик нос, Буратино)
 А какие носы бывают у людей? И все они имеют одно свойство – определять запахи, а чтобы в этом убедиться, мы проведем эксперимент .

 Эксперимент

Воспитатель: Достаньте баночку с номером 1.Определите, не открывая ее, что там находится. Что вы сделаете? А теперь проверьте себя, откройте и посмотрите. А что в баночке под номером 2? Молодцы, справились с заданием. Запах из какой баночки вам понравился больше? Он был резкий или еле уловимый? Какие запахи бывают? А может ли запах предупредит человека об опасности? Как? Ответы детей. Коллеги, мы с вами выяснили, что нос тоже является важным органом, который нам рассказывает о мире. А как еще можно определить, что за продукт, без помощи носа, глаз, рук? Правильно. С помощью языка.

Игра «Определи на вкус»

Воспитатель: Коллеги, я предлагаю вам перекусить и отправиться в столовую.

Но есть одно условие - мы будем пробовать на вкус что-то, крепко закрыв глаза, и откроем их по моей команде. Уверяю вас, что здесь все съедобно и очень вкусно.

После того как дети попробовали, воспитатель предлагает рассказать о том, что каждый съел.

Воспитатель: Какой на вкус был ваш фрукт? Что это было? А что нельзя ни в коем случае пробовать? Правильно. Лекарства,  незнакомые жидкости. Вот мы с вами и сказали, что язык это тоже наш помощник в познании мира. Он - орган вкуса.

Работа с картами

Воспитатель: Ну что, дорогие коллеги, с какими органами чувств мы с вами сегодня познакомились? Давайте сейчас на наших картах отметим органы чувств. Кружком – ухо. Овалом – глаз. Прямоугольником – нос. Треугольником – язык. А что же осталось неотмеченным? Правильно, рука – на ней тоже расположены органы чувств, с помощью которых мы можем определить предметы на ощупь и это тоже наш помощник в познании того, что нас окружает. Обведите их в квадрат. Кто хочет  обозначить их на схеме? Ребенок обозначает.

Воспитатель: Сегодня мы с вами убедились в важности каждого нашего органа чувств. Назовите, какие органы чувств нам помогали в нашем познании? Кто руководил действиями всех наших органов? Что сегодня нового вы узнали? Что было самым интересным? Молодцы. Мы все сегодня работали в команде ученых. И каждый был незаменим.

Есть пять помощников на службе у тебя

Не замечая их, используешь шутя:

Глаза тебе даны, чтоб видеть,

а уши служат, чтобы слышать.

Язык во рту - чтоб вкус понять,

а носик- запах различать.

Руками можно все потрогать  и ни к чему твоя тревога

они всегда тебе помогут.

Сюрпризный момент.

Воспитатель: Я хочу подарить вам фрукт, в котором содержится много витаминов, и он полезен для всех ваших органов. Угощение яблоками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Я - человек. Наши помощники - органы чувств"

Это комплексное экологическое занятие по закреплению знаний детей о человеке, как части живой природы. На занятии в форме игры "Экскурсия в институт здоровья" идет закрепление знаний детей об органах ...

Конспект организованной образовательной деятельности по валеологии в старшей группе на тему: «Наши помощники - органы чувств»

Конспект  организованной образовательной  деятельности по валеологии в старшей группе на тему: «Наши помощники - органы чувств».В организованной образовательной деятельности используютс...

Занятие «Наши помощники - органы чувств»

Цель: Закрепление знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира.Задачи:Образовательные:- закрепить знания детей о мозге, об органах чувств (слух, зр...

Организованная образовательная деятельность с детьми подготовительной группы детского сада Тема: «Наши помощники - органы чувств»

Организованная образовательная деятельность с детьми подготовительной  группы детского сада(раздел образовательной программы «Познание»)   Тема: «Наши помощники - органы чувств»...

Конспект организованно- образовательной деятельности по познавательному развитию(старшая группа). Тема: «Наши помощники - органы чувств»

Конспект организованно- образовательной деятельностипо познавательному развитию. Подготовила и провела воспитатель старшей группы "Вербочка" Резникова-Милованова Лариса Евгеньевна...

Конспект "Наши помощники - органы чувств"

Конспект "Наши помошники - органы чувств"Цель: способствовать осознанию детьми необходимости каждого органа чувств в отдельности и всех вместе при восприятии окружающего мира, приобщая их ценностям зд...