Мой педагогический опыт на тему: «Экология – малышам»
опыты и эксперименты по окружающему миру (младшая группа) на тему

Грушецкая Олеся Геннадьевна

Чтобы воспитывать детей, нужно сначала наполнить свою душу добром, счастьем, мечтой. И цель каждого педагога – растить отзывчивых, добрых, милосердных детей, учить их экологическому грамотному поведению в природе, гуманному отношению ко всему живому.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_pedagogicheskiy_opyt_na_temu_ekologiya_-_malysham.docx17.77 КБ

Предварительный просмотр:

Мой педагогический опыт на тему: «Экология – малышам»

Подготовила: воспитатель МБДОУ д/с № 65 «Буратино»
Грушецкая О.Г.

 

Вместе с детьми радуемся зеленой траве и снежному полю, деревьям, цветам и маленькой елочке, поющим птицам, насекомым – всему, что вызывает добрые чувства. Возмущаемся, негодуем, встречаясь с тем, что губительно отражается на природе. Чтобы воспитывать детей, нужно сначала наполнить свою душу добром, счастьем, мечтой. И цель каждого педагога – растить отзывчивых, добрых, милосердных детей, учить их экологическому грамотному поведению в природе, гуманному отношению ко всему живому.

     Начинать экологическое воспитание следует с раннего возраста, причем в тесном сотрудничестве с семьей. Учитывая наглядно-действенное мышление детей младшего возраста, знакомство с окружающей средой должно включать наблюдения, на основе которых и разовьется интерес  к живой и неживой природе: в доступной форме следует показать ребенку, что все в природе находится в определенной связи, зависимости. Для этого необходимо использовать различные методы и приемы; беседа с детьми, рассматривание книг, красочных иллюстраций о природе животных, чтение художественной литературы, стихов, потешек, подвижные и малоподвижные игры, словесные экологические игры, игровые упражнения, наблюдения и опыты, труд в природе.

     С приходом малышей в детский сад, я знакомлю их с группой, где много красивых, разноцветных игрушек, знакомлю со спальней, где в скором времени мы будем отдыхать и спать, где есть умывальная комната, обращаем внимание на красивые полотенца и теплую воду в кране, которая «поет песенку», приглашая детей вымыть руки: приговаривая: Льется чистая водица,

   У мой наше личико…

             или же:     Водичка, водичка

   Умой наше личико…

     Для рассматривания вносила альбом «Потешки о воде», пою малышам песенку о водичке; провожу игру – имитацию на стихи Э.Мошковского «Нос, умойся».

     Дети мыли кукол в теплой водичке. Предлагала смочить губкой туловище куклы, помыть ее, обтереть. Обращала внимание на свойство воды: льется, разливается.

     Рассматривание игрушки из разных материалов, опускали в таз с водой. Резиновые – плавают, они легкие, а камешки тонут – они тяжелые.

     Также с малышами проводила наблюдение из окна. Вместе с детьми радуемся, улыбаемся яркому солнцу, его теплыми лучами. Проговариваем потешку:

     Светит солнышко в окошко,

              Смотрит в нашу комнату.

   Мы похлопаем в ладоши –

         Очень рады солнышку.

     Предлагаю вытянуть руки, вперед ладошками вверх, попросить у солнышка тепла, радости, здоровья. Солнышко теплое, яркое. Вместе с детьми играем в игру с солнечными зайчиками: «У нас в комнате живет солнечный зайчик – маленькое солнышко. Попробуйте поймать его. Дети бегают за зайчиком, ловят его».

     Большое значение для экологического воспитания детей имеет развивающая среда. Создавая уголок природы, учитывала, что растения лучше размещать в светлой части группы. Располагала цветы так, чтобы ребенок мог подойти к ним, полюбоваться, понаблюдать за трудом воспитателя, восхищаться красотой цветущих растений: герани, лилии, фиалки.

     Важно также знакомить детей с правилами обращения с растениями: нельзя растения трогать руками, рвать их, дергать.

     Знакомство с комнатными растениями организуется во время наблюдения и ухода за ними: «Когда вы, ребятки хотите пить, вы пьете – чай, сок, воду, молоко. Комнатные растения тоже «захотели пить», и мы сейчас напоим их чистой водой. «Пейте, цветочки!» В первое время дети наблюдают, затем, предложив детям полить растения, идут с удовольствием на помощь, вместе поливаем растения по краю горшка, распределяя воду равномерно. «Вот, как мы с Артемом набрали чистой воды в лейку и полили наши красивые растения. Чтобы нашим растениям хорошо жилось, за ними надо ухаживать, поливать, протирать листья. Вымытое и политое растение хорошо растет, не болеет, на него приятно смотреть.

     Так же важно вместе с детьми оценивать результат общего труда. Побуждаю детей к сравнению: когда дети вымоют руки, лицо – они чистые, после еды – дети сытые, сытые дети красивые и довольные (как и растения). Для рассматривания вношу альбом «Все о растениях». А также альбом «Лесная полянка» - где помещены фотографии детей на природе, возле растений.

     На видном месте находится календарь природы «Наши наблюдения» (слева Собраны картинки с изображением природных явлений, объектов живой и неживой природы. После наблюдения из окна дети находят соответствующую погоде картинку, где помещают ее в кармашек.  Затем дети, собираясь на прогулку, одевают и куклу по сезону.

     Важно для наблюдения поместить аквариум с рыбкой – модель строения тела рыбки (туловище с плавниками, форма тела, хвост, голова, чешуя). Дать детям общие представления о рыбке, о разнообразии аквариумных рыб, находить характерные признаки отличия (величина, окраска). Можно использовать игровое упражнение: «Где, спряталась рыбка?»

     Ежедневно проводится запланированное наблюдение за изменениями природы, со всеми детьми или по подгруппам. Детям интересно рассматривать лужу, в ней отражаются предметы ближайшего окружения, которые исчезнут, если в лужу что-нибудь бросить. С помощью вертушки, определяем, есть ли ветер на улице. Обращаем внимание детей и на цвет неба: оно бывает разного цвета: синее, голубое, и даже серое. Плывут ли облака в небе, светит ли солнышко. Также наблюдаем за снегом (как снежинки кружатся в воздухе, как они медленно падают на землю). Наблюдаем, что снег от тепла тает: берем снег в ладошку и наблюдаем, как он начинает таять. Почему? Потому что ладошка теплая.

     Дети младшего дошкольного возраста играют индивидуально или объединившись небольшой подгруппой (2-3 чел.), на участке есть песочный дворик, где дети играют с удовольствием. Дети знакомятся со свойствами сухого и влажного песка, учатся определять его пригодность для игры ( на ощупь, по цвету); пользоваться формочками (выпекаем пирожные, пирожки, тортики), строим первые холмики – домики.

     Удержать внимание ребенка младшего дошкольника очень не просто. Поэтому наблюдения должны быть короткими (не более 7-10 минут), яркими, интересными, содержательными, несущими в себе новизну. Этому способствует: во-первых, сами объекты наблюдения и всплеск положительных эмоций малышей при виде их; во-вторых, образная речь взрослого, мимика, его умение использовать стихотворные тексты, загадки, пословицы и поговорки, которые воспринимаются детьми с большим интересом, развивают эстетические чувства.

     Чтобы продлить интерес к наблюдению, я привлекаю к активным высказываниям и действиям путем постановки вопросов; вызывая сопереживание, сочувствие, сопричастность к необычным событиям в окружающей среде. Главное – не оставлять детей равнодушными при виде ярких образов природного окружения.

     Знакомя детей с кустом, мы отмечали: у куста тоненькие веточки, на них растут листья. Дети аккуратно дотрагиваются до них. Отмечали отличительные особенности дерева: «Дерево высокое, ветки толстые, листья высоко – не достать. Можно потрогать лишь ствол». У одних деревьев он тонкий: можно обхватить руками, а у других – толстый. Очень интересно наблюдать за березкой: березка высокая, ствол тонкий, белый, в черную крапинку. Много листьев, кудрявая береза! При наблюдении за березой неоднократно повторяем: расти, милая березонька, радуй добрых людей!»

     С елочкой знакомимся в зимнее время года, когда на фоне снежного покрова ярко выделяется зелень ее иголок. Дети подставляют ладошки, убеждаются: колючие иголки. Помогаем зимушке-зиме заботиться о елочке, укутывать снежком ее пушистые лапки. Дети с удовольствием поют песенку: «Мороз снежком укутывал». В группе загадываю загадки из альбома «Загадки из нашего леса», отгадки рассматриваем вместе с детьми.

     Обращаем внимание детей и на разнообразные действия детенышей и взрослых животных (кошка с котятами, собака со щенятами).

И в завершении хочется пожелать нашим детям, родным, близким, друзьям радости и счастья, здоровья и долголетия – все это так необходимо каждому человеку.

     

\    

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт на тему: «Организация совместной и самостоятельной деятельности воспитанников в соответствии с введением ФГТ»

Представление педагогического опыта работы на городской августовской педагогической конференции....

Педагогический опыт на тему: «Организация совместной и самостоятельной деятельности воспитанников в соответствии с введением ФГТ»

Представление педагогического опыта работы на городской августовской педагогической конференции....

ПЕРЕДОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ ТЕМА: «НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ».

Содержание работы. Введение. Глава 1. Нетрадиционная техника рисования.1.1.Понятие нетрадиционного рисования.1.2.Нетрадиционные          приемы р...

Инновационный педагогический опыт на тему "Метод проектов в экологическом образовании ребенка дошкольного возраста"

Использование метода проектов в работе с детьми способствует активному повышению самооценки ребёнка. Этот метод  основывается на интересах детей ,предлагает самостоятельную активность воспитанник...

Передовой педагогический опыт работы тема: "Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников в процессе внедрения здоровьесберегающих технологий в контексте валеологического воспитания"

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.Введение.Глава 1. Здоровьесберегающие технологии.1.1. Здоровьесберегающие технологии в условиях ДОУ.1.2.Использывание здоровьесберегающих технологий в процессе физического развития и...

Педагогический опыт по теме: "Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе"

Педагогический опыт по теме: "Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе"...

Педагогический опыт по теме: «Использование метода педагогического проектирования как средства развития детей дошкольного возраста»

По теме: «Использование метода педагогического проектирования как средства развития детей дошкольного возраста»...