Инновационный педагогический опыт на тему "Метод проектов в экологическом образовании ребенка дошкольного возраста"
материал по окружающему миру по теме

Арзамаскина Юлия Александровна

Использование метода проектов в работе с детьми способствует активному повышению самооценки ребёнка. Этот метод  основывается на интересах детей ,предлагает самостоятельную активность воспитанников. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovacionnyy_pedagogicheskiy_opyt.docx41.98 КБ

Предварительный просмотр:

На современном этапе развития цивилизации наиболее актуальными становятся проблемы взаимоотношения человека с окружающей средой .Ещё лет двадцать назад об экологии и экологическом образовании дошкольников речь не шла .По мере развития общества экология всё больше преобретала социальное значение и в нашем столетии вышла за рамки естественных наук.В середине XX века экология обрела широкую известность среди всех людей, независимо от их специальности. Она стала наукой ,которая должна помочь людям выжить, сделать их среду обитания приемлимой  для обитания .В настоящее же время оно же стало одним из важных направлений дошкольной педагогики. Практически все современные комплексные, базисные программы выделяют разделы по экологическому воспитанию дошкольников ,существует  ряд дополнительных программ.

Система российского дошкольного образования в настоящее время активно развивается. Современное общество предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям , к организации в них  воспитательно - образовательного процесса, выбору и обоснованию содержания программ, методик и технологий, результатам и результативности их деятельности.

С введением в действие Федеральных государственных требований к структуре и реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, повышения уровня профессионализма педагогов ДОУ, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей ,а так же выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений  при переходе на новый возрастной этап систематического обучения

в школе.

Модернизация системы образования влечет за собой существенные  и  качественные изменения в практике работы педагогов ,в организации методической работы в ДОУ.

Психологи выделяют в развитии человека ряд возрастов, каждый из которых представляет качественно особый этап психического развития и характеризуется множеством изменений, составляющих в совокупности своеобразие структуры личности ребёнка на данном этапе его развития.  Л.С.Выготский определял возраст как  определенную эпоху или ступень развития, значение которого определяется его местом в общем цикле развития и  в котором общие законы развития находят всякий раз качественное своеобразное выражение. Крайне важным моментом является утверждение автора о том, что при переходе от одной возрастной ступени к другой возникают новые образования, не существующие  в предыдущий период, перестраивается и  изменяется сам ход развития.

Дошкольный возраст отличается от других возрастов особенностями условий жизни и  требований, которые предъявляются ребёнку на данном этапе его развития ,особенностями его отношений с окружающим миром ,уровнем развития психологической структуры личности ребёнка, его знаний и мышления, совокупностью определенных физиологических особенностей.

В настоящее время разные авторы по-разному определяют возраст ,с которого следует начинать экологическое образование ребёнка. Так, М.А.Шаргаев  считает ,что «необходимо начинать экологическое образование и воспитание человека с его утробного развития….детей надо учить ,начиная…..даже не с грудного возраста ,а намного раньше». Р.Левина  отмечает, что экологическое образование дошкольников может «начинаться с момента их прихода в дошкольное учреждение» ,т. е с 2-3 лет. Программа  Ж.Л. Васякиной «Паутинка» рассчитана на детей, начиная с 2-летнего возраста.

Авторы считают, что формирование экологических представлений может идти на протяжении всего дошкольного возраста ,но в младшем дошкольном возрасте дети могут прослеживать только единичные связи ,в то время как в старшем-при последовательной работе-понимать связи комплекса признаков.

Как показывают опросы современные дошкольники обладают довольно большим объемом знаний о природе. Однако зачастую эти знания формируются стихийно ,под влиянием телепередач, телерекламы ,литературы и мультфильмов .Как отмечал Л.С. Выготский, в стихийном опыте дошкольников вначале возникают предпонятийные образования-комплексы ,псевдопонятия .Полноценные понятия смогут сформироваться лишь в процессе целенаправленного, организованного обучения.

С точки зрения экологического образования это означает ,что дети старшего дошкольного возраста способны осознавать некоторые взаимосвязи  в природе, выделять основные понятия ,классифицировать определенные объекты, делать обобщения ,выводы.

Как уже указывалось ,для ребёнка-дошкольника характерно целостное восприятие окружающего мира .В этом возрасте ребёнок ещё не выделяет себя из окружающей среды. Он не знает, что принадлежит ему (психическое ,субъективное),а что-нет(объекты природы).Это качество с возрастом теряется, поэтому особенно важно использовать его в целях экологического образования на данном этапе.

Ещё одним важным с точки зрения экологического образования качеством ребёнка-дошкольника является анимизм  (Дерябо   ,Ясвин ) когда неодушевленные предметы и объекты природы наделяются им сознанием и жизнью ,психикой и душой ,они неравнодушны к людям ,подчиняются нашим желаниям(впервые существование анимизма было доказано швейцарским психологом Ж. Пиаже).Отсюда- особые условия для восприятия природы как живых организмов ,сопереживания ,сочувствия, эмпатии ,перевоплощения ,что должно быть отражено ,в первую очередь, в методике экологического образования.

Особенностью дошкольного возраста является эмоционально окрашенное восприятие материала ,эмоции играют большую роль в воспитании природы, ее красоты и неповторимости .Преобладает наглядно-образное ,наглядно-чувственное восприятие окружающего мира .Как известно, у детей 3-4 летних преобладает правополушарный тип деятельности ,и только к 8-10 годам развивается левополушарный(Поноварёва и др.)Ребёнок мыслит прежде всего образами. Но от отдельных образов постепенно переходит к некоторым общим понятиям .Крайне важно развивать ощущения и восприятие ,которые составляют основу познания.

Все эти особенности должны быть учтены при отборе содержания и методики экологического воспитания.

Для воспитания экологически грамотного человека важна появляющаяся в старшем дошкольном возрасте способность подчиняться определенным правилам. В то же время ребёнок не  может сдерживать свои порывы ,полностью управлять своими поступками. Именно эти черты могут меняться под влиянием воспитания ,в том числе и экологического.

Дошкольники как ступень системы непрерывного  экологического образования отличаются от  других ступеней психофизиологическими характеристиками детей ,особенностями их восприятия и освоения окружающего мира. Экологическое образование дошкольников-это, прежде всего ,самоценное звено системы непрерывного экологического образования, что соответствует теории А.В.Запорожца об амплификации дошкольного детства как самоценного периода развития личности .Он способствует не только формированию основ экологического  мировозрения  ,но и развитию ребёнка в целом, готовности ,а не подготовки его к школе.

Дошкольный возраст и с точки экологического образования является уникальным ,самоценной и специфической ступенью системы неприрывного  экологического образования и должен рассматриваться как особая ступень развития человека и формирования его мировозрения.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем ,исследователем того мира который его окружает.

Интегрированный метод обучения является для детей дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей.

Этот интегрированный метод я использовала в своей работе .Работая над своей проблемой я в более широком масштабе раскрыла мир природы перед детьми, чтобы они больше узнали об окружающей нас природе ,о животном мире о птицах и т .д .Я изучила программы экологической направленности: «Наш дом-природа» Н.А Рыжова, «Семицветик» В.И Ашиков, « Юный эколог» С.Н Николаева.

Проблема над которой я работала и продолжаю работать называется: «Метод проектов в экологическом образовании ребёнка дошкольного возраста».

При планирование работы по экологии ставлю следующие задачи:

1.Развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений, знаний о ценности природы и правилах поведения в ней.

2.Накопление детьми эмоционально-познавательного опыта общения с природой.

3.Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями.

4.Формирование умения и желание сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь ,а также навыков природоохраняемой деятельности в ближайшем окружении.

5.Формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.

Включаю наиболее перспективный ,метод по экологическому воспитанию ,это метод проектов. Метод выступает чаще всего как методический приём ,дающий возможность сделать обучения в дошкольном возрасте своеобразным природе ребёнка .Проектный подход даёт ребёнку возможность не только приобрести определённые знания ,навыки ,умения, но и конкретно использовать их в определённом контексте.

В последние время проектный метод активно внедряется в отечественную педагогику. Новый виток интереса к проекту как способу организации жизнедеятельности детей объясняется его потенциальной интегративностью ,соответствием технологий развивающего обучения, обеспечением активности детей в учебном процессе. Знания ,приобретённые детьми в ходе проекта ,становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы ,поставленные самими детьми в процессе «деления ».Причём творчеством знаний, социальным воспитанием, совместным. необходимость этих знаний продиктована содержанием деятельности .Они нужны детям поэтому интересны им .Об актуальности использования метода проектов свидетельствует то, что в научной педагогической литературе он упоминается в контексте с гуманизацией  образования проблемным и развивающим обучением ,педагогикой  сотрудничества личностно ориентированным и деятельным подходами ;интеграцией знаний ,социальным воспитанием, совместным творчеством.

Метод проектов-это педагогическая технология ,стержнем которой является самостоятельная деятельность детей- исследовательская ,познавательная ,продуктивная ,в процессе которой ребёнок познает окружающий  мир и воплощает новые знания в реальные продукты. «Все, что я познаю ,я знаю ,для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить»-вот основной тезис современного понимания метода проектов. Метод проектов  как один из методов интегрированного  обучения дошкольников ,основывается  на интересах детей .Метод предполагает  самостоятельную активность воспитанников детского сада .Только действуя самостоятельно ,дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении ,использовать эти знания для создания новых объектов деятельности.

Проекты:

.Дают возможность активизировать самостоятельную и познавательную деятельность детей.

.Помогают осваивать детям окружающую действительность.

.Способствуют развитию творческих способностей.

.Способствуют умению наблюдать и слушать.

.Способствуют развитию навыков обобщать и анализировать.

.Способствуют развитию внимания, мышления, воображения.

.Помогают увидеть проблему комплексно с разных сторон.

.Развивают память, речь.

Основная цель проектного метода:

Создать условия, раскрывающие творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников ориентированных на диалогическое взаимодействие детей родителей ,способствующих самопознанию и саморазвитию всех участников педагогического процесса.

Виды проектов:

.Исследовательские

.Информационные

.Творческие

.Игровые

.Практические

.Ознакомительно-ориентировочные

 Продолжительность выполнения проекта:

.Краткосрочный

.Долгосрочный

Этапы работы над проектом:

1.Подготовительный этап

2.Организация проектирования

3.Проектирование

4.Презентация

1.Подготовительный этап:

.Определить вид проекта

.Определить цели и задачи развития обучения, воспитания

.Обеспечить информационное, учебно-материально-техническое оснащение проекта

.Составить план-схему

.Продумать  каким образом можно включить детей и родителей в проект

План-схема проекта

.Тема и её происхождение

.Смежные занятия и понятия, которые можно изучить в ходе реализации проекта

.Необходимые материалы

 Вопросы к детям по предлагаемому проекту

.Что мы знаем ?Что хотим узнать?

Организация проектирования:

.Организовать группы

.Поставить цель ,задачи проекта

.Распределить обязанности внутри группы

.Предложить возможные способы презентации

Проектирование:

.Сбор необходимой информации и оформление её в виде альбома ,карточек ,игрового оборудования

.Знакомство с литературой ,видеоматериалами ,иллюстрациями, предметами по теме

4.Презентация:

.Презентация готовых продуктов

.В нашем дошкольном учреждении в настоящее время ведется работа по проектам:

«Через добрые дела можно  стать юным экологом»

«Наши зелёные друзья»

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова ,она имела место всегда .Но сейчас ,в настоящее время ,экологическая проблема взаимодействия человека и природы ,а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека, она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу ,в сознательно целенаправленно ,планомерно развивающееся взаимодействие с ней. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирования  которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.

Актуальность моей проблемы заключается в следующем: катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности ,поэтому одна из главнейших задач-рациональное использование природных ресурсов в интересах не только человека, но и природы .Ресурсосбережение ,отказ от потребительского подхода к природе-главные направления.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного отношения экологического образования .Работая над своей проблемой  основы культуры рационального  природопользования  я начала формировать у детей с самого раннего возраста.

Исходя из этих проблем мной был разработан проект «Вода водичка» для детей второй младшей группы.

Цель проекта:

1.Развивать у детей представление о природном объекте-воде

2.Закладывать основы экологической культуры личности, воспитывать бережное отношение к воде

3.Поощрять проявление инициативы и любознательности с целью получения новых знаний

Задачи проекта:

1.Подвести детей к пониманию:

.вода может находиться в жидком и твердом состоянии

.в воде растворяются соль ,сахар ,краски ,песок-не растворяется

.вода прозрачная ,без запаха, без вкуса

.роль воды в жизни человека ,растений ,животных

2.Закрепить представления детей:

.вода бывает теплой ,холодной ,горячей

.вода течёт ,журчит ,разливается ,её можно пить наливать, переливать

3.Учить детей выполнять простейшие опыты ,последовательно выполняя указания воспитателя

Ожидаемые результаты:

.формирование представлений детей о природном объекте воде

.формирование познавательного интереса

.обогащение словарного запаса

.воспитание бережного отношения к воде

 Предварительная работа:

1.Определения темы ,цели ,задач проекта

2.Определение участников проекта

3.Оформление альбома( потешки, стихи для детей по теме)

4.Разучивание песен ,распевок о воде

Литература:

  1. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А Васильева ,В.В Гербова, Т.С Комарова
  2. «Юный эколог» Экологическое воспитание в детском саду С.Н Николаева
  3. Журнал «дошкольное воспитание» №10 2009г.
  4. Журнал «Дошкольное воспитание» №4 2008г.
  5. «Изобразительная деятельность в детском саду» И.А Лыкова(младшая группа)

Проектная деятельность

месяц

Сроки реализации

1.Беседа «Какую роль играет вода в жизни человека»

2.Наблюдения  за дождём из окна

3.П/и «Солнце и дождь»

4.Рисование с элементами аппликации «Дождик»

октябрь

1 неделя

1.Занятие.Чтение потешек о воде

2.Наблюдения  за водой из крана

3.Работа с родителями(изготовление атрибутов к викторине)

4.Беседа «В каких целях мы используем воду»

октябрь

2 неделя

1.Викторина «Ай, да водичка»

2.Экологический час «Вода в природе»

3.Экскурсия на тему «Кому нужна вода»

октябрь

3 неделя

1.Беседа «Круговорот воды в природе»

2.Опыт «Прозрачная вода»

3.Наблюдения  за аквариумными рыбками

октябрь

4 неделя

1.Поисковая деятельность «У воды нет запаха и вкуса»

2.Аппликация на тему «Кто живет в пруду»

3.Наблюдениея за помощником воспитателя «Как я мою пол»

ноябрь

1 неделя

1.Конструирование(изготовление бумажных корабликов)

2.М/п игра «Капитаны (пускание бумажных корабликов)

3.Поисковая деятельность «Что растворяется в воде»

4.Работа с родителями(показать детям в домашних условиях где мы используем воду)

ноябрь

2 неделя

1.Занятие.Чтение стихов А.Барто К.Чуковского и т .д

2.Поисковая деятельность «Что плавает в воде»

3.Д/игра «Купание куклы»

4.Работа с родителями(изготовить дневники наблюдения за водой)

ноябрь

3 неделя

1.Беседа «Какую роль играет вода в жизни животных»

2.Занятие.Рассматривание иллюстраций по теме «Какие бывают водоёмы»

3.Рисование «Мир в капельке воды»

ноябрь

4 неделя

1.Наблюдения «Лёд на лужах»

2.Поисковая деятельность «Лёд-Это вода»

3.Развлечение «Лесные чудеса»

4.Консультация для родителей «Экологическая тревога»

декабрь

1 неделя

1.Наблюдения за снегом

2.Аппликация с элементами рисования «Снеженка»

3.Поисковая деятельность «Снег-это вода»

декабрь

2 неделя

1.Игры-забавы «Пускаем мыльные пузыри»

2.Интегрированное занятие «Маленькая капелька»

3.Конструирование(изготовление снежинок для новогодней елки)

декабрь

3 неделя

1.Наблюдения за трудом воспитателя(стирка кукольного белья)

2.Беседа «Что мы знаем о воде»

3.Экологическая экскурсия «В мир природы»

4.Работа с родителями(подготовка к празднику)

декабрь

4 неделя

1.Оформление стенгазеты по теме проекта

2.Диагностика(подведение итогов)

3.Работа с родителями (выставка рисунков выполненная совместно с детьми)

4.Досуг «Праздник мыльных пузырей» (итоговое занятие)

январь

Использование метода проектов в работе с детьми способствует активному повышению самооценки ребёнка. Этот метод  основывается на интересах детей ,предлагает самостоятельную активность воспитанников. Только действуя самостоятельно, дети  учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности.

Участвуя в проекте ,дети ощущают себя значимыми в группе сверстников ,видят вклад в общее дело, радуются своими успехами.

Работа по реализации  проекта была сконцентрирована по основным направлениям в соответствии с поставленными задачами .Прежде всего, это целенаправленная деятельность была направленна на  формирования у детей экологической культуры и бережного ,гуманного, эмоционально- положительного отношения к природе .Для эффективности своей работы использовала следующие педагогические средства: игровые ситуации, тематические беседы наблюдения, тематическое чтение художественной литературы и т.д. Работа проводилась с участием родителей . они стали активными участниками образовательного процесса .Хочу отметить ,что вся проводимая работа дала не плохие результаты. В ходе работы я пришла к выводу ,что проектная деятельность  в воспитательно -образовательном процессе эффективнее осуществляется в интегрированных циклах занятий ,экскурсий .Эти занятия объединяют детей общими                                 впечатлениями, переживаниями ,эмоциями способствуют формированию коллективных взаимоотношений.

Метод проектов как один из методов обучения дошкольников ,основывается на интересах детей ,предлагает самостоятельную активность воспитанников .Только действуя самостоятельно ,дети учатся разными  способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания навык объектов деятельности.

Использование метода проектов в работе с детьми способствует активному повышению самооценки ребёнка.

       Участвуя в проекте ,дети ощущают себя значительными в группе сверстников ,видят вклад в общее дело ,радуются своими успехами.

       Родители стали активными участниками образовательного процесса.

        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственный инновационный педагогический опыт «Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста» воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Талабаевой Марии Петровны

Решая, социально-личностные задачи воспитания,  необходимо опираться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные ориентиры собственной жизнедеятельнос...

Инновационный педагогический опыт работы по теме: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Инновационный педагогический опыт работы по теме: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через игровую деятельность» ...

статья "Педагогическая технология, основанная на ТРИЗ в экологическом образовании детей дошкольного возраста (из опыта работы)

В наше время проблемы экологического образования вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Причиной актуальности экологического образования является деятельность человека в природе, част...

Выступление на педагогическом совете №3 «Теоретические основы экологического образования детей дошкольного возраста» На тему: «Роль природы в формировании личности ребенка»

Природа ― это вся вселенная с существующим в ней органическим (живым) и неорганическим (неживым) миром. Все жизненные процессы протекают в верхней оболочке Земли ― в биосфере, составной частью которой...

Педагогический опыт по теме «Формирование начал экологической культуры детей дошкольного возраста» В средней группе

Педагогический опыт по теме«Формирование начал экологической культуры детей дошкольного возраста»  В средней группе...