Педагогический совет: "Познавательное развитие в области экологического образования детей дошкольного возраста"
учебно-методический материал по окружающему миру
Экологическое образование дошкольников в соответствии с ФОП ДО - это неотъемлемая часть образовательного процесса, направленная на формирование у детей осознания взаимосвязи междк природой и человеком, ответсвенного и бережного отношения к природным ресурсам, эмпатии к живым существам. Одна из главных форм организации НОД в области Экологического образования это, конечно же, игра. Уважаемые коллеги обратить ваше внимание на мой доклад на педсовет, где кроме обычных игр мы рассмотрим такие формы организаци НОД как: "Метод Синквейна", "Метод проектов", "Макетирование", "Интелекткарты", "Детская журналистика", "Лэпбук"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 52.5 КБ | |
| 26 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема педагогического совета:
«Познавательное развитие в области экологического образования детей дошкольного возраста».
Подготовила: Беляшова Н.А.
Экологическое образование дошкольников непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций. Для достижения этой цели нужно решить ряд взаимосвязанных задач в области обучения, воспитания и развития ребенка: — формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего как средства становления осознанно-правильного отношения к природе); — развитие познавательного интереса к миру природы; — формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения; — воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;
— формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;
— формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой); — освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;
— формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении; — формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.
Одна из главных форм организации НОД в области экологического образования это, конечно же, игра. Кроме игры, предлагаю рассмотреть другие формы и методы организации НОД:
1. Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста ( Метод Синквейна).
Слово Синквейн происходит от французского слово «пять», что означает «Стихотворение из пяти строк, которые пишутся по определенным правилам. Синквейн используется как метод развития образной речи. При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра. Но нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы хорошо известные детьми и обязательно показывать образец. Данный метод может легко интегрироваться со всеми образовательными областями. Начинать знакомство с этим приемом можно со старшего дошкольного возраста. К основным правилам составления синквейна относятся следующие:
1 строка – одно ключевое слово – название, заголовок, обычно существительное, определяющее содержание (название предмета, героя).
2 строка – 2 слова (прилагательные описывающие признаки предмета или его свойства) слова можно соединять союзами и предлогами.
3 строка – три слова глаголы.
4 строка- четыре слова предложение, фраза которая показывает отношение автора к теме.
5 строчка – одно слово – слово-резюме, ассоциации, синоним, который характеризует суть темы в первой строчке, обычно существительное.
2. Метода проектов заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающим миром, педагогическое воздействие осуществляется в совместной деятельности взрослого и детей и опирается на их личный опыт. Метод проектов даёт возможность детям накапливать опыт самостоятельно, и этот опыт становится для ребёнка движущей силой, от которого зависит направление дальнейшего интеллектуального и социального развития личности. Согласно программе, педагог, планируя образовательную деятельность, объединяет серию занятий по нескольким дисциплинам, связанным следующим единым проектом. Особый интерес представляет интеграция искусства, естествознания, развития речи. Таким образом, проект, начатый на занятии, прослеживается во всех остальных видах деятельности в конкретный период времени, что соответствует цельности детского восприятия мира, создаёт полную и разностороннюю его картину.
По продолжительности экологические проекты могут быть:
-краткосрочные (от трех дней до двух недель);
-среднесрочные (1-3 месяца);
-долгосрочные (уч. год)
Проекты могут быть реализованы как внутри одной группы, так и объединять несколько групп, а также охватывать весь детский сад в комплексе. Проектирование ориентировано на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях:
- совместная деятельность воспитателя и ребёнка по реализации проекта;
- совместная деятельность детей;
- совместная деятельность детей с родителями.
Результатом работы для дошкольников могут быть рисунки, поделки, аппликации, альбомы с творческими заданиями, доклады, концерты, спектакли, праздники и пр.
Использование проектного метода в системе экологического воспитания дошкольников является наиболее эффективным, так как он позволяет сочетать интересы всех участников:
- педагог имеет возможность проявить свои творческие способности в соответствии с собственным профессиональным уровнем;
- родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе экологического воспитания;
- деятельность детей организована в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями.
3. Макетирование. Большое значение в развитии игровой деятельности старших дошкольников имеет макетирование, создание моделей-макетов. Играя с макетами, ребенок создает воображаемую ситуацию, выполняет одну или несколько ролей, моделирует реальные ситуации или социальные отношения в игровой форме.
Модели-макеты имеют огромное значение и для интеллектуального развития детей. Дети познают окружающий мир, узнают о природе родного края, знакомятся с разными природными зонами, сообществами животных и растений. Макеты могут иметь разную тематику, но в процессе их реализации одновременно и параллельно решается несколько задач: закрепление и обобщение знаний детей по той или иной теме; активизация лексического словаря; развитие монологической и связной речи; развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения, фантазии; формирование навыков сочинительства; развитие общей и мелкой моторики рук; формирование творческих способностей; воспитание доброжелательности; развитие коммуникативных навыков; умения работать в коллективе. В процессе макетирования развиваются интегративные качества личности: эмоциональная отзывчивость, любознательность, активность, умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками и другие.
4. Интелекткарты. Метод интеллект-карт, был создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. В переводе это "карты ума".
В мир дошкольных технологий, интеллект – карты пришли благодаря кандидату педагогических наук В. М. Акименко, который предложил использовать этот метод для развития связной речи у детей.
Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого, развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление.
Полезные свойства интеллект-карт это – наглядность, привлекательность и запоминаемость.
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
В педагогической практике можно применять интеллект-карты следующим
образом:
1 направление – Сбор материала
2 направление – Закрепление и обобщение материала.
3 направление - Развитие связной речи. Составление рассказов
Общие требования к составлению любой интеллект – карты.
• Для создания карт используются фломастеры, цветные карандаши, маркеры и т. д.
• Лист располагается горизонтально.
• Главная идея обводится в центре страницы. Для ее изображения можно использовать рисунки, картинки.
• Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении). Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
• Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.
• Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами.
• Каждая мысль обводится, можно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
• В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.
5. Детская журналистика позволяет:
- развивать познавательный интерес;
- формировать личностные качества детей;
- учить преодолевать скованность;
- быть активным и самостоятельным собеседником;
- развивать уверенность в себе и в своих высказываниях, умение строить диалог и устанавливать эмоциональный контакт, а также культуру речевого общения;
- устранять избыточное, психоэмоциональное и мышечное напряжение вне речи и вовремя её, а также грамматичное использование слов в структуре связного высказывания;
- овладевать умением пользоваться различными типами предложений.
Детская журналистика вызывает большой интерес у дошкольников и может быть использована как средство повышения уровня познавательной, речевой и коммуникативной компетентности воспитанников ДОУ.
6. Лэпбук. В дословном переводе с английского языка лэпбук означает «книга на коленях», или как его еще называют тематическая папка или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему. Это книга, которую педагог собирает, склеивает ее отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы. Чаще всего основой для лэпбука является твердая бумага или картон, главное, чтобы по размеру лэпбук умещался на коленях .
Таким образом, можно сказать, что лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие творческого потенциала в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения.
Лэпбук - отличный способ закрепить определенную тему с детьми, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.
Преимущества использования Лэпбуков:
· ребенок самостоятельно собирает нужную информацию
· структурирует большой объем данных
· побуждает интерес у детей к познавательному развитию
· может разнообразить занятие или совместную деятельность со взрослым
· развивает креативность и творческое мышление
· простой способ запоминания
· объединяет людей для увлекательного и полезного занятия
Предварительный просмотр:
Правила составления синквейна.
1. Существительное-ключевое слово, которое определяет содержание стихотворения ( предмет, герой, объект живой и не живой природы.
2. Два слова прилагательные, которые характеризуют признаки или свойства ключевого слова.
3. Три глагола, которые характеризуют действия существительного.
4. Предложение из четырех слов, характеризующее существительное или отношение автора к теме.
5. Одно слово-резюме, ассоциация, синоним, отражающее суть в одном слове.






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации: Развитие начальных естественнонаучных представлений в процессе экологического образования детей дошкольного возраста
Одной из важных проблем с которой сталкиваются образовательные процессы в дошкольном образовательном учреждении и начальной школы является проблема преемственности в естественнонаучном образован...
Выступление на педагогическом совете Тема: «Методы экологического образования детей дошкольного возраста»
В основе методики диагностики экологических знаний старших дошкольников лежит идея о том, что экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает формирование осознанно-правильного отноше...

Экологическое образование детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС дошкольного образования
Формирование начал экологической культуры – базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с ...

Педагогическая технология экологического образования детей дошкольного возраста.
Педагогическая технология экологического образования детей дошкольного возраста....

статья "Педагогическая технология, основанная на ТРИЗ в экологическом образовании детей дошкольного возраста (из опыта работы)
В наше время проблемы экологического образования вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Причиной актуальности экологического образования является деятельность человека в природе, част...

Выступление на педагогическом совете №3 «Теоретические основы экологического образования детей дошкольного возраста» На тему: «Роль природы в формировании личности ребенка»
Природа ― это вся вселенная с существующим в ней органическим (живым) и неорганическим (неживым) миром. Все жизненные процессы протекают в верхней оболочке Земли ― в биосфере, составной частью которой...

Справка о предоставлении опыта работы по теме организации экологического образования детей дошкольного возраста в рамках учебной практики студентов выпускных курсов специальности 44.02.01 Дошкольное образованием в рамках ПМ.03
Справка о предоставлении опыта работы по теме организации экологического образования детей дошкольного возраста в рамках учебной практики студентов выпускных курсов специальности 44.02.01 Дошкольное о...




