Методические рекомендации: Развитие начальных естественнонаучных представлений в процессе экологического образования детей дошкольного возраста
методическая разработка по окружающему миру на тему

Замараева Светлана Александровна

Одной из важных проблем с которой сталкиваются образовательные процессы  в дошкольном образовательном учреждении и начальной школы является проблема преемственности в естественнонаучном образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста.Для ее решения необходимо серьёзное обновление содержания естественнонаучного образования за счёт вариативности современного образования, позволяющая включить в учебный план детского сада   часть содержания из области естествознания и обществознания, философии, астрономии через систему факультативных курсов, образовательной деятельности, образовательно-развивающую среду группы и детского сада, совместную деятельность с родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации: Развитие начальных естественнонаучных представлений в процессе экологического образования детей дошкольного возраста

Подготовил старший воспитатель Замараева C.А.

В МБДОУ № 215 г. Ульяновска  образовательно-развивающая среда, способствующая познавательному развитию детей, представлена «центрами науки» во всех возрастных группах, что позволило создать оптимальные условия в группах для формирования познавательного интереса детей к окружающему миру, развития исследовательских умений. К числу основных методов работы с детьми в данных уголках мы относим: экспериментальную деятельность, решение проблемных ситуаций, в ходе чего формируются умения анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск ее решения, делать выводы и аргументировать их.

      В каждой групповой комнате оборудован уголок естества: в 1 младшей группе— макет леса; в средней — объемная модель Солнечной системы, пирамида климатических зон, показывающая условия жизни на Земле; в старшей группе имеется объемная модель Солнечной системы, макет подводного мира; в подготовительной созданы макеты, показывающие разнообразия видов флоры и фауны, с различными

         Природно-климатическими зонами, с разнообразными явлениями природы (извержение вулкана, порывы ветра).

       Известно, что познание мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей происходит успешнее в процессе опытнической деятельности и экспериментирования. С этой целью в ДОУ создай кабинет естествознания, оборудованный всем необходимым для формирования познавательного интереса детей к окружающему миру: макеты ландшафта, модель Земли, коллекция камней Ульяновской области, Ундоровских аммонитов, семян, разной породы древесин, тканей, муляжей. Там же сосредоточены материалы для проведения опытов и экспериментов. Заходя в кабинет, дети надевают белые халаты и выступают в качестве «ученых». Они могут познакомиться со специальными исследовательскими приборами такими, как лупы, микроскоп, колбы и т.д., — все это повышает интерес к познанию, а, значит, и подготовит детей к систематическому обучению в школе.

       В детском саду оборудован так же уголок «Мини-планетарий», где детей знакомят с основными астрономическими понятиями, Вселенной, созвездиями, планетами, космическими телами и т.д.

       В МДОУ созданы четыре зоны — огня, воды, космоса и земли, где у детей развивают представления об основных физических явлениях, явлениях магнитного и земного притяжения, знакомят с различными свойствами воды и других веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть), ставят перед детьми проблемные задачи (огонь — это тепло, это жизнь, и огонь — это уничтожение всего живого).

Параллельно с задачами по ознакомлению с окружающим миром дети познают культуру, фольклор, обычаи других народностей и народов. В ходе совместной деятельности педагога и воспитанников формируются представления о том, что все люди нашей планеты заняты проблемой изучения и сохранения богатств Земли.

      Важным аспектом в системе естественнонаучного образования в детском саду является работа с родителями как постоянный и непрерывный процесс.

Большое место должно уделяться совместной деятельности детей и их родителей: интеллектуально развлекательные мероприятия (КВН, викторины); участие родителей в научно-оздоровительных совместных походах; участие родителей в спортивных и музыкальных праздниках; совместное озеленение и оформление территории и развивающей среды детского сада; тематические выставки; посещение музеев и т.д.

В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитации мы убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, доказывая, насколько правы те, кто строит свое общение с ребенком как с равным, признавая за ним право на собственную точку зрения, кто поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнавать новое, самостоятельно выяснять непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений. Нам хотелось бы, что бы родители следовали мудрому совету В.А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал ».

    Педагогический коллектив ДОУ № 215 организовывает совместные походы, дин открытых дверей, мастер-классы для родителей, где воспитатели рассказывают о том, как организовать опыты, эксперименты в домашних условиях. Ниже приведены варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома.

  1.  В ванной комнате разрешить играть с пустыми баночками, флаконами, мыльницами. (Куда больше воды поместилось? Куда вода легче набирается? Почему? Откуда воду легче вылить? Чем быстрее набрать воду в ванночку ведром или губкой?) Это поможет ребенку исследовать и определять характеристику предметов, развивать наблюдательность.
  2.  Экспериментировать с предметами (тонут или плавают в воде). (Как думаешь, утонет бутылка или нет? Что будет, если набрать в нее воды? Сколько, по-твоему, воды нужно набрать, чтобы утонула? Если прижмешь, а потом отпустишь, что будет?) Это поможет понимать, что такое объем, делать открытия и смелее экспериментировать.
  3.  Уборка комнаты. (Как ты считаешь, с чего нужно начать? Что для этого нужно? Что ты сделаешь сам? В чем тебе понадобится помощь?) Подобная ситуация развивает наблюдательность, умения планировать и рассчитывать свои силы.
  4.  Поливка цветов. (Все ли растения надо одинаково поливать? Почему? Можно ли побрызгать все растения водой, а рыхлить землю у всех растений?) Это поможет воспитать бережное отношение к природе и сформировать знания о растениях, способах ухода за ними.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологические развивающие игры в экологическом образовании детей дошкольного возраста.

Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям, как к части природы, к вещам и материалам п...

Методическое обеспечение инновационного процесса музыкального образования детей дошкольного возраста

Показана система методической работы и путь от адоптации инновационной педагогической технологии музыкального образования детей дошкольного возраста до достижения планируемых результатов...

Методические рекомендации "«Развитие моторики - основа формирования интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного образования"

Методические рекомендации предназначены для работников дошкольного образования, родителей. В рекомендациях описаны игры, и игровые упражнения для развития мелкой моторики. Представлены разные формы, с...

Экологическое образование детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС дошкольного образования

Формирование начал экологической культуры – базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с ...

Справка о предоставлении опыта работы по теме организации экологического образования детей дошкольного возраста в рамках учебной практики студентов выпускных курсов специальности 44.02.01 Дошкольное образованием в рамках ПМ.03

Справка о предоставлении опыта работы по теме организации экологического образования детей дошкольного возраста в рамках учебной практики студентов выпускных курсов специальности 44.02.01 Дошкольное о...

Особенности и виды дидактических игр в процессе экологического образования детей дошкольного возраста

Игра является видом непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе.Детская игра - это деятельность, направленная на ориентировку в предметном мире и соц...

«Использование логоритмики как игровой технологией речевого развития в процессе музыкального образования детей дошкольного возраста»

laquo;Использование логоритмики как игровой технологией речевого развития в процессе музыкального образования детей дошкольного возраста»         Исследо...