Методические рекомендации "«Развитие моторики - основа формирования интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного образования"
методическая разработка по теме

Попович Татьяна Александровна

Методические рекомендации предназначены для работников дошкольного образования, родителей. В рекомендациях описаны игры, и игровые упражнения для развития мелкой моторики. Представлены разные формы, способствующие  развитию мелкой моторики, которые можно  использовать  на занятиях: игры-манипуляции, пальчиковые игры и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendatsii.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Незабудка»

Методические рекомендации

«РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ – ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

                                                                                                   

                                                                                                 Автор-составитель:

                                                                               воспитатель

                                                                                                           Попович Т.А.

с. Икей, 2016г.

Автор-составитель: Т.А. Попович – воспитатель дошкольного образования. Методические рекомендации предназначены для работников дошкольного образования, родителей. В рекомендациях описаны игры, и игровые упражнения для развития мелкой моторики. Представлены разные формы, способствующие  развитию мелкой моторики, которые можно  использовать  на занятиях: игры-манипуляции, пальчиковые игры и т.д.

Содержание.

  1. Введение……………………………………………………………………4
  2. Игры и игровые упражнения для развития мелкой моторики……….....5

  1. Набор игр и игрового материала для развития мелкой моторики и творческого воображения……………………………………….……….. 7

  1. Список литературы…………………………....……………...…………....9

Введение

Дошкольный возраст самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей ребенка.

Один из показателей интеллектуального развития ребенка – уровень развития мелкой моторики.

Почему так важно для детей развитие тонкой моторики руки? Дело в том, что в головном мозге человека, центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь, мышление, творчество.

Руки – это наш рабочий орган. Именно через него мы получаем сведения о мире, играем, исследуем, творим.

Формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук, стимулирует развитие нервной системы, всех психических процессов и речи. Игры на развитие мелкой моторики дают возможность развивать мышечные и тактильные ощущения, расширяют кругозор, стимулируют развитие творческого воображения. Благодаря таким играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться.

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, необходимо проводить с детьми углубленную работу в этом направлении, и в тесном контакте между всеми педагогами и родителями, участвующими в воспитании и обучении ребенка.

Поэтому в группе и дома необходимо иметь набор игр и игрового материала для конструктивного и моторного развития ребенка.

Игры и игровые упражнения для развития мелкой моторики.

Игры-манипуляции:

  • «Пальчик-мальчик, где ты был?»

Пальчик – мальчик, где ты был?

С этим братцем - в лес ходил.

С этим братцем - щи варил.

С этим братцем – кашу ел.

С этим братцем – песни пел!

  •  «Мы делили апельсин»
  • «Этот пальчик хочет спать» и др.

Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.

Сюжетные пальчиковые упражнения:

К этой группе относятся упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья.

  • «Распускается цветок» - из сжатого кулака поочередно «появляются» пальцы.
  • «Грабли» - ладони на себя, пальцы переплетаются между собой.

Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»)

С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности.

  • «Колечко» - поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д.
  • «Кулак-ребро-ладонь» - последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола (сначала правой руки, потом левой, затем двумя руками вместе).
  • «Ухо-нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.
  • «Симметричные рисунки» - рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т.д. Главное, чтобы ребенок смотрел во время «рисования» на свои руки).

Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.

В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру).

  • «Помоем руки под горячей струей воды» - движение, как при мытье рук.
  • «Надеваем перчатки» - большим и указательным пальцами правой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь.
  • «Засолка капусты» - движения ребром ладони правой руки о ладонь левой руки: постукивание, пиление. Движения обеих кистей: имитация посыпания солью, сжимание пальцев в кулак.
  • «Согреем руки» - движения, как при растирании рук.
  • «Молоточек» - фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки «забивать» гвозди.
  • «Гуси щиплют траву» - пальцы правой руки пощипывают кисть левой.

Для более эффективного самомассажа кисти можно использовать грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик.

Театр в руке.

Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, воображение, снимает психоэмоциональное напряжение.

  • «Бабочка» - сжать пальцы в кулак и поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения («трепетание пальцев»).
  • «Сказка» - детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец какой-либо персонаж.
  • «Рыбки» - кисти правой и левой рук изображают плавные движения рыб. «Сначала они плавали порознь, а потом решили, что вместе веселее».
  • «Осьминожки» - правая рука, осторожно и по очереди передвигая свои щупальцы-пальцы, путешествует по морскому дну. Навстречу движется осьминог – левая рука. Увидели друг друга, замерли, а потом стали обследовать морское дно вместе.

Шитье, вышивание, макраме.

Этот вид труда можно использовать не только в детском саду, но и в совместных занятиях родителей и детей дома. Все это доставляет радость и удовлетворение, развивает творческие способности.

Графические задания.

Большое значение для «постановки руки» имеет развитие графической моторики. Особое место здесь занимает штриховка, обведение по трафарету фигур или предметов, с использованием простого и цветного карандаша.

Нужно учить детей штриховать различными приемами:

- параллельными отрезками, сверху вниз, снизу вверх, слева направо и справа налево;

- по косым линиям, точками;

- круговыми линиями, полуовалами;

- волнистыми линиями, петлями.

Для штрихования можно использовать книжки для раскрашивания. Однако следует помнить, что эти упражнения представляют собой значительную нагрузку на зрение и их продолжительность должна быть не более 5-7 минут.

Использование фигурных линеек, способствует активизации творческих способностей. Позволяет, научить детей составлять из геометрических фигур изображения предметов, композиций, штриховать их, составлять рассказы по получившимся композициям.

При выполнении графических заданий дети сначала сильно нажимают на карандаш, рука напрягается. Постепенно осваивая технику штриховки, напряжение мускулов ослабевает. Расходящиеся во все стороны, выходящие за контуры линии, становятся на место.

Есть известное педагогическое правило: хочешь, чтобы ребенок чему-то научился, обеспечь ему первый успех. И родителям нужно обращать внимание не на то, что плохо, а на то, что хорошо. Если ребенок почувствует успех, то будет стараться еще больше.

Игры и упражнения по развитию мелкой моторики, обеспечивают возможность саморазвития ребенка, который из всех предложенных ему мероприятий выбирает ту деятельность, которая отвечает его склонностям и интересам, развивая личность, его творческие способности.

Набор игр и игрового материала для развития мелкой моторики и творческого воображения.

  • Трафареты и шаблоны изображения предметов и объектов для обводки по всем изучаемым лексическим темам.
  • Разрезные (3-6 частей, все виды разрезов) сюжетные и предметные картинки по всем изучаемым темам, пазлы.
  • Кубики с картинками по сказкам.
  • Игрушки-шнуровки, игрушки-застежки.
  • Мозаика и схемы выкладывания узоров из нее.
  • Бусы разных цветов, леска для их нанизывания и схемы образцов узоров.
  • Палочки для вращения, волчки.
  • Игрушки типа «Поймай мышку».
  • Занимательные игрушки из разноцветных прищепок.
  • Мелкий конструктор типа «Lego».
  • Кубики Коса.
  • Сенсорные коврики.
  • «Волшебная иголочка». Вышивание штопальной иголкой на картоне по линиям, где помечено точками (или заранее проколоты отверстия) места прохождения иголки с ниткой.
  • Игра «Золушка» (раскладывание семян).
  • Бусы с пинцетом.
  • Пластиковая бутылочка с пипеткой.
  • Массажные мячики разного размера и цвета, резиновые игрушки.
  • «Пальчиковые бассейны» с различными наполнителями (горох, фасоль, морские камушки, бусинки, ракушки).
  • Игрушки-застежки.

Игры и упражнения по развитию мелкой моторики, обеспечивают возможность саморазвития ребенка, который из всех предложенных ему мероприятий выбирает ту деятельность, которая отвечает его склонностям и интересам, развивая личность, его творческие возможности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. М. Арсенова «Развитие тонких днижний пальцев рук у детей с нарушениями речи» // Дошкольное воспитание № 8,1990 г.;

2.О. Бот «Формирование тонких движений пальцев рук у детей с ОНР» // Дефектология № 1, 1983 г., стр.56;

3. Т. Беляева «Коррекционные упражнения, используемые во время физ. паузы на занятиях со школьниками, больными ДЦП» // Дефектология № 2,  1990 г., стр.44;

4. А. Бурнашева «Вместо карандаша и красок - пластилин» // Начальная школа № 6, 1996 г., стр.30

5. С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербина «Развиваем руки, чтобы и учиться писать и красиво рисовать», Ярославль, «Академия развития», 1997 г.;

6. И.И. Заманская «Некоторые приёмы формирования моторной готовности детей к школьному обучению» // Дефектология, № 1, 1997 г., стр.75;

7.В.В. Коноваленко, СВ. Коноваленко «Артикуляционная и пальчиковая гимнастики и дыхательно-голосовые упражнения», Москва, издательский дом «Детство». 2001 г.;

8. Л.В. Куцакова «Конструирование и ручной труд в детском саду», Москва, Просвещение, 1990 г.;

9. Г. Лескова, Н. Ноткина «Влияние физминутки на физическое состояние и умственную работоспособность детей» // Дошкольное воспитание № 6 1983 г., стр.76;

10. Р. Моисеева «Пальчиковые игры - упражнения» // Дошкольное воспитание № 10, 2000 г.;

11. Е. Рогожина «Упражнения на развитие мелкой моторики» // Дошкольное воспитание № 9,1998 г., стр.41;

12. Е. Синицина «Умные пальчики», Москва, «Лист», 1999 г.;

13. «Самоделки из бумаги» 50 моделей Роберта Нила, Москва, Издательский дом «Дрофа», 1995 г.

14. Т. Тарасова «Мальчик - пальчик, где ты был» // Дошкольное воспитание № 12,1995 г., стр.59;

15. Т Ткаченко «Использование физминуток для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушением речи» // Дошкольное воспитание № 3, 1989 г., стр.36;

16. ТВ.В. Цвинтарный «Играем пальчиками и развиваем речь», Санкт-Петербург, «Лань», 1997 г.;

17. Е. Щеповских «Развитие мелкой моторики» // Дошкольное воспитание № 5, 2000 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование развивающих игр для развития интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста.

         Изменение подходов к сущности и значению дошкольного детства потребовало пересмотра содержания развития дошкольников и разработки более эффективных средств и с...

Методическая разработка для воспитателей дошкольных учреждений. Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми

Пояснительная записка: Мною представлен опыт работы по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми Дьенеша...

Развитие интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста.

Материал предназначен для мастеркласса для родителей....

Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми В. Воскобовича, Б. П. Никитина, З. Дьенеша, Х. Кюизенера

Программа рассчитана на образовательную деятельность детей во вторую половину дня. Проводиться в течение 3 лет. Продолжительность каждого занятия с учетом возраста детей и в соответствии с требованиям...

"Развитие интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми В. Воскобовича, Б. П. Никитина, З. Дьенеша, Х. Кюизенера"

Опыт работы по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми В. Воскобовича, Б. П. Никитина, З. Дьенеша, Х. Кюиз...

Методическая разработка на тему: «Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми В. Воскобовича, Б. П. Никитина, З. Дьенеша, Х. Кюизенера»

Мною представлен опыт работы по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми В. Воскобовича, Б. П. Никитина, З....