Конспект НОД "Следствие ведут малыши"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Тюрина Елена Валентиновна

                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Непосредственная образовательная деятельность:    

 «Следствие ведут малыши»

 

ЦЕЛЬ:   Обобщение знаний дошкольников, полученных при проведении непосредственной образовательной деятельности в «Экспериментальной лаборатории», умение делать выводы и применять знания на практике.

ЗАДАЧИ:

*    развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать;

*    развивать познавательный интерес у детей в процессе экспериментирования;

*    обучать устанавливать причинно-следственную зависимость;

*    воспитывать  умение работать в сообществе с другими детьми, высказывать свою точку зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sledstvie_vedut_malyshi.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

                         

Непосредственная образовательная деятельность:    

 «Следствие ведут малыши»

(разновозрастная группа Монтессори)

                                                                        Провела: воспитатель Тюрина Е.В.

                                                      2012 г.

ЦЕЛЬ:   Обобщение знаний дошкольников, полученных при проведении непосредственной образовательной деятельности в «Экспериментальной лаборатории», умение делать выводы и применять знания на практике.

ЗАДАЧИ: 

  • развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать;
  • развивать познавательный интерес у детей в процессе экспериментирования;
  • обучать устанавливать причинно-следственную зависимость;
  • воспитывать  умение работать в сообществе с другими детьми, высказывать свою точку зрения.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Проведена непосредственная образовательная деятельность в рамках «Экспериментальная лаборатория»:

 - «Вода», « Три состояния воды», «Растворимость»;

 - «Песок», «Свойства песка»;

 - «Насыщенные растворы», «Выращивание кристаллов соли»;

 - «Добудем крахмал», «Свойства крахмала»

-  «Кислота и щёлочь»

МАТЕРИАЛ:     

 - ёмкости с сахарной пудрой, с мелкой солью, крахмалом;

 - 3 колбы с растворами, один с насыщенным солевым;

 - йод;

 - лакмусовая бумага;

 - содовый раствор;

 - раствор лимонного сока;

 - пинцет;

 - лупы (по количеству детей);

 - дорожка из песка;

 - карточка с отпечатком пальца;

 - карточка с отпечатком обуви;

 - фотоаппарат;

 - мультимедийное устройство.  

Дедукция  (от deducere - выводить) - термин современной логики, обозначающий выведение одной мысли из другой, делаемое на основании логических законов.

                   

                                                                                                     

Ход непосредственной образовательной деятельности:

Дети одевают фартуки. Входят в зал. 

Воспитатель:  Ребята  садитесь за  круглый стол и посмотрите интересный опыт.

Воспитатель не  обнаруживает  на столе необходимого предмета (виноград). На столе лежит записка.

Записка:

«Ребята, я не верю, что вы  сможете разгадать мои загадки. Предлагаю вам их разгадать и найти тот предмет, который я у вас забрала. Если вы сможете это сделать, то я поверю, что вы много узнали, занимаясь в лаборатории. И вас ждёт награда».    Незнакомка

На листке воспитатель замечает  отпечаток пальца Незнакомки, и предлагает детям взять на всякий случай с собой этот листок (улика).

Воспитатель:  Ребята , давайте превратимся в сыщиков и попробуем  решить с помощью дедуктивного метода предлагаемые задачи.

Воспитатель берёт чемоданчик с необходимым и предлагает ребятам доказать незнакомке, что они всё умеют.

Играет мелодия из мультфильма «Следствие ведут колобки» и ребята одевают кепки и «превращаются в сыщиков».

Дети вместе с воспитателем подходят к первому столу и пробуют решить первую задачу.

Задача №1

На столе три колбы с номерами, в них растворы.  На столе записка с заданием.  Детям предлагается найти насыщенный раствор и запомнить число. Дети по осадку узнают, какой раствор насыщенный.

 Все подходят к следующему столу.

Задача № 2

На столе три миски с номерами.  В записке написано задание. В одной миске сахарная пудра, в другой – мелкая соль, в третьей – крахмал. Дети должны догадаться, как определить где крахмал. (С помощью капли йода)

 

Задача № 3

На третьем столе два  сосуда под номерами с растворами,   и в очередной записке предлагается найти, где щелочной, а где кислотный раствор, а потом сложить все узнанные числа и найти с помощью суммы, по какому направлению двигаться дальше.  Дети предлагают узнать это с помощью нашей волшебной бумажки.

Воспитатель:  Ребята, давайте отдохнём и поиграем в игру «Молекулы воды»

Динамическая пауза:    Когда воспитатель говорит «ПАР», дети разбегаются в разные  стороны, когда говорит «ВОДА» - дети берутся за руки, а когда говорит «ЛЁД» - дети тесно прижимаются друг к другу.

Воспитатель: Ребята, давайте сложим все наши цифры и получим число,  и узнаем, в каком направлении будем двигаться.

Дети складывают сумму и узнают, куда идти дальше.

Двигаясь в указанном  направлении, дети находят кожуру от мандарина и отпечаток обуви.

Воспитатель: Ребята смотрите, в руках у трёх сидящих на первом ряду гостей мандарины.  Давайте  подумаем, как же выяснить, кто из троих забрал  виноград.

Дети с помощью воспитателя, находят решение: предложить снять отпечаток туфли.

Воспитатель: Но у нас только сухой песок. Что нужно сделать, чтобы след отпечатался?

Дети: Песок намочить…

Дети поливают песок и  предлагают троим гостям оставить отпечаток  ноги на песке. Оказалось, что два следа очень похожи.

Воспитатель: Ребята, как же нам быть? Вспомнила, у нас осталась последняя улика - отпечаток пальца.

Воспитатель предлагает по отпечатку найти Незнакомку. При этом, дети вспоминают, что отпечатки пальцев у разных людей разные и одинаковых не бывает.

Дети находят Незнакомку. И она, признав, что была неправа, отдаёт детям виноград и призы.

Воспитатель:  А теперь давайте всё-таки проведём опыт «Танцующая виноградинка»:

Опыт

Налейте в стакан газированной воды. Опустите туда виноградинку. Виноградинка, немного полежав на дне, начнёт подниматься на поверхность. Затем опять утонет. Потом опять вверх.

Это происходит потому, что углекислый газ, находящийся в воде облепил виноградинку и вместе с ней устремился на поверхность. Когда пузырьки углекислого газа достигают поверхности, они «убегают» в воздух. И виноградинка тонет. Потом пузырьки опять облепляют виноградинку и – опять вверх! Так продолжается до тех пор, пока весь углекислый газ не «убежит» в воздух.

Воспитатель:  Дети, как вы думаете,  почему так происходит? ( Ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект «Оздоравливающий массаж малышам» Мастер-класс для педагогов «Изготовление дорожки здоровья (с элементами сенсорики)»

Образовательная область: ""Здоровье", “Cенсорное воспитание” Интеграция областей: "Познание", "Социализация",  "Коммуникация", "Безопасность". Возрастная группа: ранний возра...

Конспект занятия "Шестиногие малыши"

Предлагаю вашему вниманию конспект непрепывной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира "Шестиногие малыши"....

Конспект НОД "Следствие ведут малыши"

                                    Непосредственная образовательная...

Конспект развлечения для малышей "Поможем зайчику найти маму"

Иногда малышей бывает трудно чем либо удивить, но стоит перевоплатиться в сказочного персонажа и они смотрят на вещи другими глазами....Перевоплащайтесь, фантазируйте и вы получите желаемый результат!...

Конспект занятия для малышей "Рассказать о пасхе малышам"

Конспект для воспитателей младшей группы...