Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Былинные герои, князья-воители и полководцы – защитники Отечества"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

ИЛЬЕНКО ИРИНА ВАЛЕРЬЕВНА

КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО ЗАНЯТИЯ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 09.12.2013_ilenko_na_temu.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Былинные герои, князья-воители и полководцы – защитники Отечества"

Подготовила и провела  воспитатель – Ильенко Ирина Валерьевна.

Цели:

  1. Дать детям знания о русских богатырях – былинных героях, князьях-воителях и полководцах – защитниках Отечества.
  2. Показать ум, преданность Отечеству, непоколебимость и бесстрашие в борьбе с врагами.
  3. Рассмотреть доспехи и оружие древних русских воинов.
  4. Познакомить детей с некоторыми моментами истории Отечества: Отечественной войной 1812 года, 1941г - героизмом русских солдат и простого народа; с тем, как увековечена память тех, кто защищал Россию в те времена.
  5. Воспитывать в детях чувство гордости за свой народ, армию; желание, став взрослыми, встать на защиту своей страны.
  6. Формировать навыки общения между детьми и взрослыми.

Материалы:

  • CD-диски: “Защитники Отечества”, “Россия – Родина моя”.
  • Презентация: «Былинные герои – защитники Отечества»

Словарная работа:

  • Отечество – земля, на которой родились и живут люди.
  • Доспехи – одежда богатырей (кольчуга, щит, шлем, латы).
  • Оружие богатырей: копьё, меч, лук со стрелами, булава-палица.
  • Дружина, дружинник, боевой орден, несметная рать, княжеские полки, засада.

Ход занятия.

Звучит музыка. Дети входят в зал и осматриваются.

1 слайд - Экскурсовод. Мы находимся с вами в Музее доблести и славы воинов русской земли. Прежде чем приступить к осмотру экспозиции, необходимо вспомнить...

Дети. Правила поведения в музее.

Экскурсовод. Какие же правила вы знаете?

Дети.

В музеях нельзя громко разговаривать, чтобы не мешать другим посетителям, находящимся в этом зале.

В музее надо внимательно слушать экскурсовода, тогда узнаешь много интересного.

Экскурсовод. Всё, что вы сказали, правильно. Теперь можно начинать знакомство с экспозицией этого зала. Экспозиция, представленная здесь, включает в себя историю воинской доблести и славы с древних времён до настоящего времени.

Друзья мои, мы уже много раз произнесли слова: экспонат, экспозиция. Что такое экспонат, экспозиция?

Дети. Вещи, предметы, выставка.

Экскурсовод. Правильно!

2 слайд -  Дети с экскурсоводом подходят к репродукции картины В. Васнецова “Три богатыря”.

Экскурсовод. Посмотрите на эту картину. Вы узнали её?

Дети. “Три богатыря”.

Экскурсовод. Назовите богатырей.

Дети. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович. Они стоят в дозоре, охраняют границы земли Русской.

Экскурсовод. Первыми защитниками на Руси были богатыри – мужчины, защищавшие женщин, стариков и детей. Богатырь – это человек безмерной силы, стойкости и отваги, совершающий воинские подвиги. Русь всегда была богата богатырями, такими как Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, богатырь – пахарь Микула Селянинович, купец – гусляр Садко, Великан – Святогор.
Верой и правдой служат они своей Отчизне. Посмотрите, какое у них оружие, могучие кони.

Дети. Меч, щит, кольчуга, копьё, лук, стрелы, булава-палица.

Экскурсовод. Видите, как богатыри всматриваются вдаль, оглядывают зорким глазом большие и малые пригорки – не притаился ли где враг... И шла по Руси великой слава о русских богатырях! И помнил их имена народ, и слагал, и пел песни-былины о том, как берегут и защищают богатыри родную землю.

3 слайд - Дети подходят к следующему экспонату.

Экскурсовод. А это что перед вами?

Дети. Это древнее оружие, доспехи наших предков.

Экскурсовод. Назовите эти доспехи, оружие.

Дети. Доспехи – одежда воинов: кольчуга, щит,

4 слайд -  шлем, латы.

5 слайд - Оружие богатырей: копьё, меч, лук со стрелами, булава.

Экскурсовод. Правильно! А вы знаете, как раньше называли нашу страну?

Дети. Русь.

Экскурсовод. А людей, которые жили на Руси?

Дети. Русичи.

Экскурсовод. А что вы знаете о них? Какими они были?

Дети. Русичи были очень храбрые, смелые, добрые, гостеприимные, светловолосые, голубоглазые.

Игра: «Сбей булавой» (богатырская наша сила)

Экскурсовод. Ребята, вы знаете, что наша Родина очень красивая...

Дети. Богатая, чудная, большая, огромная, необъятная.

6 слайд – А кто считается  основателем Москвы?

Дети.  Юрий Долгорукий.

7 слайд – Экскурсовод. А вы знаете поговорки о Москве и о Родине.

Дети:

Пословицы о защите Родины

Родину-мать учись защищать.

С родной земли умри, но не сходи.

За родной край и жизнь отдай.

За Отчизну не жаль и жизни.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Кто за правое дело стоит, тот всегда победит.

За правое дело сражайся смело.

Народ-герой сметет врагов с земли родной.

Кто Родину любит, тот врага рубит.

Береги границу, как ока зеницу.

Мало победы желать — надо победу взять.

Солнце врагам не погасить, а нас не победить.

Напоролись враги на русские штыки.

Враг к войне готовится, на наши штыки напорется.

Враг боек, да наш народ стоек.

Военному делу учиться — всегда пригодится.

В Армию пошел — родную семью нашел.

Наша армия не одна, с нею вся страна.

Смело иди в бой, Родина за тобой.

Дисциплина — мать победы.

Друг за друга стой — и выиграешь бой.

Набирайся ума в учении, храбрости в сражении.

Мало крепость взять, надо ее удержать.

Отступление — еще не поражение.

В осторожности превосходство богатыря.

Маскировка — это хитрость и сноровка.

В бою нет смены, есть только поддержка.

Честь солдата береги свято.

Сберечь знамя — сохранить честь.

Огню важно пламя, а воину — знамя.

Бдительность проявлять — языком не болтать.

Кто хорошо стреляет, тот хорошо и защищается. (Япон.)

Если в сердце воина нет мужества, не помогут ему ни сила его, ни оружие. (Инд.)

У храброго генерала не бывает трусливых солдат. (Япон.)

Если враг наступает на народ, тот не джигит, кто пожалеет себя. (Кирг.)

Гвоздь подкову спасет, подкова — коня, конь — храбреца, храбрец — Родину. (Азерб.)

Пословицы и поговорки о Родине, патриотизме

Нет в мире краше Родины нашей.

Москва — Родины украшенье, врагам устрашенье.

Москва, что гранит: никто Москву не победит.

За Москву-мать не страшно умирать.

Москва — всем городам мать.

Говорят в Москве, а слушают по всей стране.

Дорога матушка-Москва: за золото не купишь, силой не возьмешь.

Москва верстой далека, а сердцем рядом.

Москвой-столицей весь народ гордится.

Все реки текут в море, все дороги ведут в Москву.

Москва не сразу строилась.

Человек без Родины, что соловей без песни.

Сыновья русских матерей славятся удалью богатырей.

Пословицы и поговорки о мире, о войне

Кто сеет мир, пожнет счастье.

Защита мира — дело всех народов мира.

Мир строит, война разрушает.

Свет победит тьму, а мир — войну.

Кто посеет ветер, тот пожнет бурю.

Кому мир не дорог, тот нам и ворог.

У врагов дума одна — перевернуть свет до дна.

Кто хочет воевать, тому причин к войне не занимать.

На языке у врага мир, а на сердце война.

Экскурсовод. Очень хорошо вы сказали. А в стародавние времена со всех сторон окружена была Русь многочисленными врагами. Все они хотели захватить нашу землю, богатые города и красивейшие православные храмы.

8 слайд Экскурсовод переходит к следующему экспонату.

Экскурсовод. Кто изображён на этом портрете?

Дети. Дмитрий Донской.

Экскурсовод. Чем он прославился?

Дети. При нём построили вокруг Кремля белые стены.

9 слайд Став Московским князем, он стремился объединить все княжества в одно, чтобы оно было сильным и могло защитить земли русские от нападения татар.

Он несколько раз разбивал их отряды.

А правил в это время хан Мамай. Мамай решил проучить молодого московского князя Дмитрия. Он собрал огромное войско и пошёл на Москву, а всем своим воинам приказал сжигать города, сёла, разорять церкви, убивать всех людей.

10 слайд – Экскурсовод. Князь Дмитрий Донской.
Пришло время дать отпор Золотой Орде. Собрал князь Московский Дмитрий огромное войско. Целый день до ночи бились русские с татарами у реки  между реками ДонНепрядва и Красивая Меча  - на поле Куликовом. После победы князя Дмитрия назвали Донским. Куликовская битва показала силу русского оружия и положила начало будущему освобождению Руси от татаро-монгольского ига.

После сражения не могли найти князя Дмитрия. Его не было ни среди живых, ни среди раненых. Стали искать среди убитых. Нашли его всего израненного и без сознания под срубленными ветками.

Когда перевязывали раны, князь открыл глаза, и все воины закричали: “Слава! Слава! Победа!” Князя Дмитрия посадили на коня, и он объехал с дружиной поле сражения.

Потом две недели хоронили погибших. Хан Мамай бежал в другую страну. А князя Дмитрия народ стал называть Донским.

Игра: «Петушиный бой»

Экскурсовод. После победы русичей в Куликовской битве и Орда, и весь мир поняли, что русские воины готовы сражаться за свою землю, за веру отцов до последней капли крови. Силой покорить русичей не дано никому, пока есть на нашей земле храбрые и мудрые полководцы, могучие и мужественные богатыри.

Ребята, мы сейчас вспомнили многих великих князей-воителей и полководцев. Как вы думаете, они выросли и сразу стали полководцами?

Дети. Их учили воинскому делу с четырёх лет.

11 слайд – Экскурсовод. Да, на Руси был обычай “Посажение на коня” в три года. Маленького княжича сажали на коня, и он должен был удержаться в седле. С четырёх лет княжичей обучали воинскому делу. Учили владеть оружием: стрелять из лука, сражаться мечом, защищаться щитом.

Игра: «Бильбоке»

Сейчас я расскажу вам об одном времени в истории нашего народа, когда нашей стране пришлось очень тяжело.

Давным-давно, двести лет назад, на Россию напали французы. Их возглавлял император Франции Наполеон.

12 слайд Экскурсовод показывает портрет Наполеона.

Он тогда завоевал много стран и хотел завоевать Россию. В его армии сражались солдаты из 26 стран, это была очень сильная армия. Наполеону удалось дойти до Москвы. Когда армия Наполеона вступила на нашу землю, весь русский народ поднялся на борьбу с ней. Против Наполеона сражалась не только армия. Простые крестьяне тоже поднялись на борьбу с французами. У них не было оружия. Они брали дубинки, вилы, серпы и шли бить французов.

13 слайд Экскурсовод показывает иллюстрации.

Когда люди уходили из какого-нибудь города, селения, они сжигали свои дома и имущество, чтобы французам негде было жить, нечем было питаться. Главным командующим русскими войсками был назначен храбрый, талантливый маршал М.И. Кутузов.

14 слайд Экскурсовод показывает портрет.

Солдаты хорошо его знали и любили. Они говорили: “Приехал Кутузов бить французов!” Кутузов остановился возле села Бородино под Москвой, где и произошло самое знаменитое сражение. Врагов было в два раза больше, но русские сражались не на жизнь, а на смерть. Это было страшное сражение! Только тёмная ночь остановила бой.

Наполеон сказал: “Самое страшное сражение из всех моих сражений было под Москвой, здесь я увидел, что русские непобедимы!” После сражения русские вынуждены были уйти, чтобы сохранить войска.

Кутузов сказал, что с потерей Москвы ещё не потеряна вся Россия.

Гордо вошёл Наполеон в Москву и стал ждать, когда к нему явятся русские. Но никто к нему и не думал идти на поклон. Москва была пуста. Жители из неё ушли. Москва горела. Наполеон смотрел из Кремля на пылающую Москву и готов был подписать мир. Но русские на это не пошли. Наполеон сидел в Москве. Его солдатам нечего было есть, они мёрзли, и тогда Наполеон решил уйти из Москвы, так и не дождавшись покорности русского народа.

Наполеон был талантливым полководцем. Чтобы спасти свою армию, он решил отступать по богатой Калужской дороге. Но Кутузов обложил его, как медведя в берлоге, и не пустил на Калугу, а заставил отступать по Смоленской дороге, где всё было уничтожено. Ох, и тяжело стало французам!

Во время боя на реке Березине Наполеон чуть не попал в плен. Тогда он бросил своё войско и уехал во Францию. Ему не удалось покорить русский народ!

В Москве очень многое напоминает об этой войне. Сразу же после войны русские люди стали собирать деньги на постройку храма в честь победы над французами. Этот храм построили и назвали его Храм Христа Спасителя, потому что люди верили, что Бог им помог, и праздновали русские люди победу над Наполеоном в день рождения Христа – в Рождество.

Когда-то этот храм разрушили, а сейчас опять восстановили.

15 слайд Экскурсовод показывает репродукцию Храма Христа Спасителя.

Посмотрите, какой он красивый, величественный! Ребята, а почему в честь каждой победы у нас на Руси строили памятники – церкви? Ведь мы побеждали, люди радовались, ликовали.

Дети. Люди ходят в церкви и поминают погибших, павших на поле сражения.

Дети рассказывают стихи о Родине.

16 слайд – Экскурсовод. На рассвете 22 июня 1941 года фашистская Германия напала на Советский Союз. Началась Великая Отечественная война 1941-1945 годов.

На рассвете 22 июня 1941 года фашистская Германия напала на Советский Союз. Началась Великая Отечественная война 1941-1945 годов.

17 слайд Первые месяцы войны удача сопутствовала немецким войскам. Когда немецкие войска вплотную подошли к Москве и положение на фронте стало критическим, командовать армией,  было поручено, талантливейшему полководцу, смелому и решительному человеку, Георгию Константиновичу Жукову.

После упорных боев в ночь с 5 на 6 декабря части Красной Армии перешли в мощное контрнаступление. «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва!» - эти слова стали символом Московской битвы. В начале ноября наступление немцев было остановлено и враг отброшен от Москвы. Впервые за годы Второй мировой войны непобедимая германская армия потерпела поражение.

Игра: «Самый меткий»

Великая Победа.

Советские войска с боями дошли до Берлина и освободили не только свою родину, но и многие другие страны. 9 мая 1945 год для России навечно стало великой датой.

18 слайд Вечная слава героям, защитникам Родины! Слава советским солдатам, которые, несмотря на все тяготы и лишения, выстояли и победили.

Экскурсовод. Люди приходят к памятникам и возлагают цветы.

Дети. Это могила неизвестного солдата.

Экскурсовод. Вот так русские люди защищали своё Отечество, свою Родину! Их помнит Россия, их помнит русский народ..

19 слайд - Экскурсовод. А какие символы нашей Родины вы знаете?

Дети. Флаг, герб, гимн.( звучит гимн)

Дети рассказывают стихи о гербе и флаге.

Экскурсовод прощается с посетителями. Звучит музыка, дети уходят из музея.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с символикой Нижнего Новгорода».

Конспект занятия «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с символикой Нижнего Новгорода».   Цель: Формировать представления о символике Нижнего Новгорода. Высказывать предп...

Богатыри – защитники земли Русской. Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста

Целью занятия является воспитание любви к Родине, уважения к ее защитникам и к русской истории. Дети знакомятся с картиной В. Васнецова «Богатыри», которая вызывает у них чувство гордости и патриотизм...

Былинные герои, князья-воители и полководцы – защитники Отечества. Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста

На занятии дети знакомятся с героическим прошлым России, знаменательными битвами на суше и на море, отважными полководцами и флотоводцами, теми людьми, которые всю жизнь отдали служению Отечеству....

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Мы - защитники Земли"

Конспект занятия расчитан на детей старшего дошкольного возраста. Цель занятия- закрепить и ситематизировать знания детей о мусоре, способах его сортировки, переработки и повторного использования....

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста лексическая тема: "Наша страна – Россия. 23 февраля – день защитника Отечества"

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста лексическая тема: "Наша страна – Россия. 23 февраля &nd...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: «День защитника Отечества»

Целью проведения занятия для детей старшего дошкольного возраста является закрепление  у детей знаний об армии, о военных профессиях и военной технике....

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по духовно- нравственному воспитанию на тему: "Минин и Пожарский - герои земли Нижегородской"

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о истории родного города, о национальных героях: Кузьме Минине и Дмитрии Пожарском и воспитание уважения к истории нашей Родины и национ...