проект сюжетно-ролевой игры "космическое путешествие"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

 

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка –

детский сад №17 «Ладушки»

города Вольска Саратовской области

 

 

 

 

ПРОЕКТ

СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ

«КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»

для детей подготовительной группы

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатели: Молдованова В.В.

                Цвыченко О.Ю.

 

Проект: краткосрочный, групповой, игровой.

 

Актуальность проекта

Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу.

В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Кроме того, игра является надежным диагностическим средством психического развития детей.

 

Цель: формировать умение комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет

 

Задачи:

¾     учить выполнять игровые действия в соответствии с общим замыслом игры;

¾     формировать умение выстраивать новые последовательности событий, ориентируясь на партнеров-сверстников;

¾     учить налаживать и регулировать контакты в совместной игре;

¾     воспитывать навыки взаимовыручки и взаимопомощи в игре

 

Научно-методическое обеспечение

Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. В. Штерн говорил, что «игра показывает, к какой цели стремится человек, к чему он готовится, чего ожидает. В игре угадываются направления его будущей жизни». Интересные взгляды на игру представил Ф. Бойтендайк: игра позволяет проявить свои влечения — стремление к освобождению, слиянию с окружающим миром.

Д.Б. Эльконин считал, что в игре отражается стремление детей участвовать в жизни взрослых, быть рядом с ними, действовать, как они. Дети проигрывают не только травматические ситуации, но и овладевают своими страданиями. Играя, они проявляют волю, управляют действиями взрослых.

Известные психологи Л.С. Выготский и Д.Б. Эльконин доказали, что в игре успешнее развиваются и достигают более высоких уровней личность, психические процессы, разные виды деятельности.

Ресурсное обеспечение:

     муляжи космических реквизитов;

    костюмы космонавтов;

    атрибут «Космический корабль»

    Костюмы звезд

 

Участники проекта:

     воспитатель

     дети подготовительной  группы «Незнайка»

 

Ожидаемые результаты:

     Развертывание в самостоятельной деятельности специфических ролевых действий и ролевой речи.

     Парное ролевое взаимодействие со сверстниками.

     Ролевое общение, короткий диалог.

 

Для оформления игрового пространства Я использовала  шары из цветной бумаги соответствующие цвету планет и размеру. В качестве кольца планеты вырезала круг из цветного картона прикрепила к шару. К каждой "ПЛАНЕТЕ" я прикрепила цветную табличку с изображением планеты и кратким описанием с обратной стороны.  Ракету сделала из плотного картона и обклеили самоклеющей пленкой, скафандр сшили специально к празднику.  "Метеориты" сделали из скомканных обрезков цветной бумаги. "Млечный путь" -  из мыльных пузырей. В качестве сюрприза в группе появился Инопланетянин и у игры начался новый виток!   Было здорово!!!

 

 

Этапы игровой деятельности.

 

 

Процесс

Совместная деятельность

педагога и детей

Деятельность

педагога

Подготовительный

Выявление проблемы

Диагностика: игровых навыков; игровой среды

Диагностика по методике Г. Урунтаевой.

Каталог: Материалы и оборудование для детсада под ред. Т.Н. Дороновой, Н.Н. Коротковой

Обрисовка сюжетной канвы

 

Изучение литературы

Занятие с детьми старшего дошкольного возраста по теме: Скоролупова О.А. Покорение Космоса (М„ 2002).

Клушанцев П. О чем рассказал телескоп (М., 1980).

Коллективное творчество детей (М, 1998).

Недоспасова В.А. Растем, играя (М., 2004).

Образцова Т.Н. Ролевые игры для детей (М., 2005)

Организационная работа

Чтение художественной литературы

Булычев К. «Тайна третьей Планеты», Медведев В. «Звездолет Брунька», Кащенко В. «Найди созвездия», Бороздин В. «Первый в космосе», Клушанцев П. «О чем рассказал телескоп», Леонов А. «Шаги над планетой»

Продуктивные виды деятельности

Изготовление атрибутов для игры.

Оформление панно «Космическое пространство»

Беседы с детьми «Земля — наш дом во Вселенной». «Путешествие на Луну».

«Звезды – какие они?»

«Что такое Солнечная система?»

Дидактические игры

«Звездный путь», «Найди лишнее», «Разведчики», «Что изменилось», строительная «Космодром»

Занятия

Ознакомление с окружающим миром «Земля — наш дом во Вселенной».

Развитие речи «Ракета летит к звездам».

Развитие элементарных математических представлений «Большое космическое путешествие».

Конструирование «Наш космический корабль».

Рисование «Путь к звездам».

Аппликация + рисование «Космический коллаж»

Придумывание воспитателем материала для игры: для космического управления (оборудования); исследования планет (приборы); питания (тюбики с едой)

Работа с

родителями

Информационный листок для родителей о занятиях на тему «Покорение космоса»

Основной

Систематизация информации

Принятие на себя роли. Обсуждение содержания игры. Организация игрового пространства

Обеспечение руководства

Распределение ролей.

Взятие на себя второстепенной роли.

Обсуждение содержания игры — вопросы.

Руководство организацией игрового пространства

Игровая деятельность детей

Игра.

Соблюдение правил, выполнение взятых на себя ролей.

Взаимосвязь с партнером (конструктор — строитель).

Изменение ролевого действия в ходе игры

Выступает как создатель проблемно-игровых ситуаций

Заключительный

Итог

Принимают участие в обсуждении проведенной игры.

Оценивают умение играть вместе

Подведение итогов игры.

Диагностика игровых умений

 

 

 

Словарный минимум

 

Часть словаря

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

Профессии

Конструктор, космонавт, тренер, бортинженер, биотехник

Генеральный конструктор, научно-космический центр, руководитель научно-исследовательских полетов, спортивные тренажеры

Орудия труда

Пульт управления, катапульта, парашют, радиоаппаратура, видео - ,барокамера, спутниковая связь

Трудовые действия

Строить, фотографировать, конструировать, провожать, встречать, управлять, лететь, наблюдать

Руководить, согласовывать, ремонтировать, тренировать, исследовать

Качества

труда

Качественно, вежливо, внимательно, успешно, ответственно

Высококачественно, добросовестно, организованно, четко

 

 

 

ПЛАН-СХЕМА КОНСПЕКТА

СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ «КОСММЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»

 

Цель: формировать умение комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет

Задачи:

   учить детей до начала игры распределять роли,

  подготавливать необходимые условия, договариваться о последовательности совместных действий;

   способствовать обогащению игры новыми решениями (участие взрослого в игре, изменение атрибутики и хода игры);

   создавать условия для творческого самовыражения; учить налаживать и регулировать контакты в совместной игре: договариваться, мириться, убеждать, действовать; соблюдать правила игры;

   развивать эмоции, возникающие в ходе ролевых и сюжетных действий.

 

Структура игры

Общие методические приемы

Методические приемы, используемые в игре

Задачи

Формировать умение выстраивать новые последовательности событий, ориентируясь на партнеров-сверстников

 

 

 

 

 

 

Формировать умение комбинировать предложенные ребенком и другими участниками игры события в общем сюжете

Формировать умения восстанавливать события космического путешествия, состоящего из четырех эпизодов, развивать умения детей играть с партнерами (тренер — космонавты, строители — конструкторы и т.д.)

 

 

Формировать умения выстраивать сюжетную линию до начала игры (обговаривать, учитывать желания сверстников)

Общая стратегия игрового взаимодействия с детьми

Создать условия для возникновения игры (мотивация на игру)

Подготовить атрибуты, создать игровое пространство, закрепить полученные знания о космосе, создать заинтересовывающий момент

Предварительно обсудить содержание игры

Выслушивать мнения детей о том, какая подготовка необходима на Земле, что может случиться в космосе, что надо сделать в первую очередь и т.п., помочь детям с помощью краткого, логичного заключения выстроить последовательность действий в процессе игры

 

Помочь детям в развитии и поддержании сюжета игры

С помощью игровых действий помочь затрудняющимся детям, при ослаблении интереса вводить новую сюжетную линию и т.п.

Обсудить результат игры

В конце игры предложить обсудить действия специалистов, все ли было сделано правильно, все ли предусмотрели и т.п.

Способы руководства игрой

Провести вступительную беседу, введя заинтересовывающий момент (шифрограмма)

Задать вопросы о том, что такое космическое пространство, звезды, планеты, метеориты; на чем можно полететь в космос. Рассказать о сообщении с призывом о помощи с неизвестной планеты, которое необходимо расшифровать. Подвести детей к решению полететь и помочь незнакомым существам, попавшим в беду

Участвовать в распределении ролей, помочь детям в подготовке и планировании действий согласно выбранным родам

С помощью вопросов помочь детям определить роли, распланировать действия и составить план игры

Взять на себя роль

Взять на себя роль руководителя (с согласия детей)

Помочь в развитии сюжетной линии, способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений

В процессе игры направить развитие сюжета с помощью взятой на себя роли, поощрять самостоятельность детей, следить за выполнением правил игры, советовать, направлять действия малоактивных детей

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_kosmicheskoe_puteshestvie_-_kopiya.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка –

детский сад №17 «Ладушки»

города Вольска Саратовской области

ПРОЕКТ

СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ

«КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»

для детей подготовительной группы

Воспитатели: Молдованова В.В.

                Цвыченко О.Ю.


Проект: краткосрочный, групповой, игровой.

Актуальность проекта

Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу.

В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Кроме того, игра является надежным диагностическим средством психического развития детей.

Цель: формировать умение комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет

Задачи:

  • учить выполнять игровые действия в соответствии с общим замыслом игры;
  • формировать умение выстраивать новые последовательности событий, ориентируясь на партнеров-сверстников;
  • учить налаживать и регулировать контакты в совместной игре;
  • воспитывать навыки взаимовыручки и взаимопомощи в игре

Научно-методическое обеспечение

Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. В. Штерн говорил, что «игра показывает, к какой цели стремится человек, к чему он готовится, чего ожидает. В игре угадываются направления его будущей жизни». Интересные взгляды на игру представил Ф. Бойтендайк: игра позволяет проявить свои влечения — стремление к освобождению, слиянию с окружающим миром.

Д.Б. Эльконин считал, что в игре отражается стремление детей участвовать в жизни взрослых, быть рядом с ними, действовать, как они. Дети проигрывают не только травматические ситуации, но и овладевают своими страданиями. Играя, они проявляют волю, управляют действиями взрослых.

Известные психологи Л.С. Выготский и Д.Б. Эльконин доказали, что в игре успешнее развиваются и достигают более высоких уровней личность, психические процессы, разные виды деятельности.

Ресурсное обеспечение:

  • муляжи космических реквизитов;
  • костюмы космонавтов;
  • атрибут «Космический корабль»
  • Костюмы звезд

Участники проекта:

  • воспитатель
  • дети подготовительной  группы «Незнайка»

Ожидаемые результаты:

  • Развертывание в самостоятельной деятельности специфических ролевых действий и ролевой речи.
  • Парное ролевое взаимодействие со сверстниками.
  • Ролевое общение, короткий диалог.

Для оформления игрового пространства Я использовала  шары из цветной бумаги соответствующие цвету планет и размеру. В качестве кольца планеты вырезала круг из цветного картона прикрепила к шару. К каждой "ПЛАНЕТЕ" я прикрепила цветную табличку с изображением планеты и кратким описанием с обратной стороны.  Ракету сделала из плотного картона и обклеили самоклеющей пленкой, скафандр сшили специально к празднику.  "Метеориты" сделали из скомканных обрезков цветной бумаги. "Млечный путь" -  из мыльных пузырей. В качестве сюрприза в группе появился Инопланетянин и у игры начался новый виток!   Было здорово!!!


Этапы игровой деятельности.

Процесс

Совместная деятельность

педагога и детей

Деятельность

педагога

Подготовительный

Выявление проблемы

Диагностика: игровых навыков; игровой среды

Диагностика по методике Г. Урунтаевой.

Каталог: Материалы и оборудование для детсада под ред. Т.Н. Дороновой, Н.Н. Коротковой

Обрисовка сюжетной канвы

Изучение литературы

Занятие с детьми старшего дошкольного возраста по теме: Скоролупова О.А. Покорение Космоса (М„ 2002).

Клушанцев П. О чем рассказал телескоп (М., 1980).

Коллективное творчество детей (М, 1998).

Недоспасова В.А. Растем, играя (М., 2004).

Образцова Т.Н. Ролевые игры для детей (М., 2005)

Организационная работа

Чтение художественной литературы

Булычев К. «Тайна третьей Планеты», Медведев В. «Звездолет Брунька», Кащенко В. «Найди созвездия», Бороздин В. «Первый в космосе», Клушанцев П. «О чем рассказал телескоп», Леонов А. «Шаги над планетой»

Продуктивные виды деятельности

Изготовление атрибутов для игры.

Оформление панно «Космическое пространство»

Беседы с детьми «Земля — наш дом во Вселенной». «Путешествие на Луну».

«Звезды – какие они?»

«Что такое Солнечная система?»

Дидактические игры

«Звездный путь», «Найди лишнее», «Разведчики», «Что изменилось», строительная «Космодром»

Занятия

Ознакомление с окружающим миром «Земля — наш дом во Вселенной».

Развитие речи «Ракета летит к звездам».

Развитие элементарных математических представлений «Большое космическое путешествие».

Конструирование «Наш космический корабль».

Рисование «Путь к звездам».

Аппликация + рисование «Космический коллаж»

Придумывание воспитателем материала для игры: для космического управления (оборудования); исследования планет (приборы); питания (тюбики с едой)

Работа с

родителями

Информационный листок для родителей о занятиях на тему «Покорение космоса»

Основной

Систематизация информации

Принятие на себя роли. Обсуждение содержания игры. Организация игрового пространства

Обеспечение руководства

Распределение ролей.

Взятие на себя второстепенной роли.

Обсуждение содержания игры — вопросы.

Руководство организацией игрового пространства

Игровая деятельность детей

Игра.

Соблюдение правил, выполнение взятых на себя ролей.

Взаимосвязь с партнером (конструктор — строитель).

Изменение ролевого действия в ходе игры

Выступает как создатель проблемно-игровых ситуаций

Заключительный

Итог

Принимают участие в обсуждении проведенной игры.

Оценивают умение играть вместе

Подведение итогов игры.

Диагностика игровых умений


Словарный минимум

Часть словаря

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

Профессии

Конструктор, космонавт, тренер, бортинженер, биотехник

Генеральный конструктор, научно-космический центр, руководитель научно-исследовательских полетов, спортивные тренажеры

Орудия труда

Пульт управления, катапульта, парашют, радиоаппаратура, видео - ,барокамера, спутниковая связь

Трудовые действия

Строить, фотографировать, конструировать, провожать, встречать, управлять, лететь, наблюдать

Руководить, согласовывать, ремонтировать, тренировать, исследовать

Качества

труда

Качественно, вежливо, внимательно, успешно, ответственно

Высококачественно, добросовестно, организованно, четко


ПЛАН-СХЕМА КОНСПЕКТА

СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ «КОСММЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»

Цель: формировать умение комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет

Задачи:

  • учить детей до начала игры распределять роли,
  • подготавливать необходимые условия, договариваться о последовательности совместных действий;
  • способствовать обогащению игры новыми решениями (участие взрослого в игре, изменение атрибутики и хода игры);
  • создавать условия для творческого самовыражения; учить налаживать и регулировать контакты в совместной игре: договариваться, мириться, убеждать, действовать; соблюдать правила игры;
  • развивать эмоции, возникающие в ходе ролевых и сюжетных действий.

Структура игры

Общие методические приемы

Методические приемы, используемые в игре

Задачи

Формировать умение выстраивать новые последовательности событий, ориентируясь на партнеров-сверстников

Формировать умение комбинировать предложенные ребенком и другими участниками игры события в общем сюжете 

Формировать умения восстанавливать события космического путешествия, состоящего из четырех эпизодов, развивать умения детей играть с партнерами (тренер — космонавты, строители — конструкторы и т.д.)

Формировать умения выстраивать сюжетную линию до начала игры (обговаривать, учитывать желания сверстников)

Общая стратегия игрового взаимодействия с детьми

Создать условия для возникновения игры (мотивация на игру)

Подготовить атрибуты, создать игровое пространство, закрепить полученные знания о космосе, создать заинтересовывающий момент

Предварительно обсудить содержание игры

Выслушивать мнения детей о том, какая подготовка необходима на Земле, что может случиться в космосе, что надо сделать в первую очередь и т.п., помочь детям с помощью краткого, логичного заключения выстроить последовательность действий в процессе игры

Помочь детям в развитии и поддержании сюжета игры

С помощью игровых действий помочь затрудняющимся детям, при ослаблении интереса вводить новую сюжетную линию и т.п.

Обсудить результат игры

В конце игры предложить обсудить действия специалистов, все ли было сделано правильно, все ли предусмотрели и т.п.

Способы руководства игрой

Провести вступительную беседу, введя заинтересовывающий момент (шифрограмма)

Задать вопросы о том, что такое космическое пространство, звезды, планеты, метеориты; на чем можно полететь в космос. Рассказать о сообщении с призывом о помощи с неизвестной планеты, которое необходимо расшифровать. Подвести детей к решению полететь и помочь незнакомым существам, попавшим в беду

Участвовать в распределении ролей, помочь детям в подготовке и планировании действий согласно выбранным родам

С помощью вопросов помочь детям определить роли, распланировать действия и составить план игры

Взять на себя роль

Взять на себя роль руководителя (с согласия детей)

Помочь в развитии сюжетной линии, способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений

В процессе игры направить развитие сюжета с помощью взятой на себя роли, поощрять самостоятельность детей, следить за выполнением правил игры, советовать, направлять действия малоактивных детей



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект сюжетно - ролевой игры "Путешествие на Байкал"

Проект был предложен на методическом объединении воспитателей города. С удовольствием воплотили в жизнь эту игру. Дети очень любят путеществовать,  придумывают новые сюжеты......

Проект сюжетно-ролевой игры в первой младшей группе «Увлекательное путешествие в волшебный город»

Главной целью данного проекта является создание основы самостоятельной игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста...

Проект сюжетно-ролевой игры в первой младшей группе «Увлекательное путешествие в волшебный город»

Главной целью данного проекта является создание основы самостоятельной игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста...

Проект сюжетно-ролевой игры в первой младшей группе «Увлекательное путешествие в волшебный город»

Создание основы самостоятельной игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста....

Мастер-класс для детей и родителей по изготовлению атрибутики для сюжетно-ролевой игры "Морское путешествие" и сама сюжетно-ролевая игра

Дети с родителями готовят из бросового материала атрибутику для сюжетно-ролевой игры "Морское путешествие" и играют...

Проект сюжетно-ролевой игры "Морское путешествии"

Проект сюжетно-ролевой игры "Морское путешествие". Цели, задачи, актуальность проекта....

Проект сюжетно - ролевой игры "Космическое путешествие"

Проект сюжетно - ролевой игры "Космическое путешествие"...