Картотека развивающих игр по экспериментальной деятельности
картотека по окружающему миру (старшая группа) на тему

Картотека развивающих игр по экспериментальной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИГРЫ С ВОДОЙ

 

"Умная галка"

Цель: определить, что уровень воды поднимается, если в воду класть предметы.

Содержание:

1.Чтение рассказа Л.Н. Толстого "Умная галка".

2.Дети наливают неполную емкость воды и опускают в него камешки или монеты, доводя уровень воды до края.

 

"Водяная мельница"

Цель: Закреплять знания детей о свойствах воды (сила воды).

Содержание: Дети льют воду на вертушку и ли подставляют её под струю воды под краном и наблюдают за вращением вертушки.

 

"Цветные льдинки"

Цель: Обобщить знания детей о двух агрегатированных состояниях воды- жидкой и твердой, о свойствах воды (способность замерзать принимать форму емкости в которой она находится, холодная вода замерзает быстрее, чем теплая).

Содержание: Дети наливают в формочки теплую и холодную воду и замораживают её.

 

"Фильтрование воды"

Цель: Закрепить умение фильтровать воду различными способами (вата, песок, крахмал, фильтровальная бумага).

Содержание: Дети фильтруют воду, используя различные приемы.

 

ИГРЫ С ВОЗДУХОМ

"Сухой из воды"

Цель: Закрепить знания детей о свойствах воздуха( воздух занимает место)

Содержание: Дети помещают сухую салфетку в стакан и прямо опускают его в банку с водой. Вынимают из воды - салфетка сухая. Дети опускают стакан с салфеткой с наклоном - салфетка намокает.

 

"Что быстрее?"

Цель: Обнаружить атмосферное давление.

Содержание: Дети одновременно опускают 2 листа бумаги (вертикально и горизонтально; и наблюдают, какой из них быстрее приземлится)

 

"Упрямый воздух"

Цель: Обнаружить, что сжатый воздух занимает меньше места и что сжатый воздух обладает силой.

Содержание: Дети набирают воду при помощи шприца (без иголки) и пробуют отжать поршень, зажав отверстие пальцем.

 

"Надуем шарик"

Цель: Закрепить с детьми знание о работе легких.

Содержание: Дети надувают и сдувают воздушные шарики, закрепляя знания о работе легких. Шарик надут - вдох. Воздух выпускаем - выдох.

 

ИГРЫ С ПЕСКОМ.

 "Угадай на ощупь"

Цель: Закрепить знания детей о свойствах песка(сыпучесть, непрозрачность).

Содержание: Дети находят на ощупь предметы в песке и узнают их.

 

"Спасатель"

Цель: Развивать у детей умение обобщать, продолжать знакомить с качествами песка (непрозрачность, шершавость).

Содержание: Дети отгадывают загадки и находить отгадки в песке.

 

"Кто быстрее наполнит бутылку песком?"

Цель: Закрепить знания детей о том, что сырой и сухой песок обладают разными свойствами.

Содержание: Дети наполняют бутылочки сухим и сырым песком используя различные приемы( с помощью лопаточки, воронки, бумажного кулька).

 

"Где вода?"

Цель: Определить, что глина и песок по- разному впитывают воду.

Содержание: Дети наливают воду в прозрачные емкости  наполненные глиной и песком.

 

ИГРЫ С ДЕРЕВОМ

 "От какого дерева кора?"

Цель: Развивать у детей умение, находить дерево по кусочку коры.

Содержание: Игра проводится и на улице, и в группе. Дети по кусочку коры находят  нужное дерево или ветку от дерева.

 

"Что сделано из дерева?"

Цель: Закреплять у детей умение обобщать и находить среди окружающих предметов, предметы сделанные из дерева.

Содержание: Дети находят предметы из дерева и группируют их (созданные природой и созданные руками человека).

 

"Назови дерево по описанию"

Цель: Обобщать знания детей о деревьях, их отличительных признаках.

Содержание: Дети называют дерево по описанию, находят дерево его на картинках или на участке.

 

"Тонет- не тонет"

Цель: Закрепить знания детей о свойстве дерева( не тонет в воде).

Содержание: Дети из предложенных предметов, выбирают предметы сделанные из дерева и погружают их воду.

 

ИГРЫ С БУМАГОЙ

 "Бумажные снежки"

Цель: Закрепляем у детей знания о свойствах бумаги (легко мнется) и о качествах (легкость)

Содержание: Дети делают из бумаги снежки и стараются ими попасть в корзину.

 

"Вертушка".

Цель: Развивать стремление к преобразованию объекта

Содержание: Дети делают из бумаги вертушку, стараются добиться, чтобы она вращалась различными способами (стоя на месте, дуя на вертушку, во время бега, держа вертушку перед собой).

 

"Волшебная бумага",

Цель: Способствовать усвоению детьми свойств копировальной бумаги( точное копирование рисунка).

Содержание: Дети рисуют, используя копировальную бумагу, подкладывая попеременно матовую и глянцевую стороны к рисунку.

 

"Листок в воде"

Цель: Закрепить с детьми знания о свойствах бумаги( разные виды бумаги намокают по-разному).

Содержание: Дети помещают в прозрачную  ёмкость с водой разного вида, но одинаковые по размеру листики бумаги (обои, газетная, туалетная, ватман, салфетка и т.д.).

 

ИГРЫ С МЕТАЛЛОМ

"Что звучит?"

Цель: Закрепить умение определять по издаваемому звуку металлические предметы.

Содержание: Дети играют на металлических и неметаллических музыкальных инструментах, сравнивают, где звук был звонче.

 

"Не замочи рук".

Цель: Развивать у детей умение выделять свойства металлических предметов(металл тонет, притягивается магнитом).

Свойства: Дети погружают в прозрачную емкость металлические и неметаллические предметы и достают их с помощью магнита.

 

"Металл- неметалл"

Цель: Определить предметы металлические и неметаллические предметы по их качественным характеристикам( блеск, гладкость, непрозрачность)

Содержание: Дети раскладывают предметы сделанные из разных материалов на разные подносы.

 

"Найди и назови".

Цель: Закреплять умение находить в окружающем пространстве металлические предметы.

Содержание: Дети ищут в групповой комнате предметы сделанные из металла.

 

ИГРЫ С МАГНИТАМИ

"Рисуем магнитами"

Цель: закрепить знание о взаимодействии магнита и металлической стружки

Содержание: Дети на картоне рассыпают металлическую стружку, и с помощью магнита создают различные узоры и рисунки.

 

"Волшебная рукавичка"

Цель: Развивать у детей знания о способности магнита  притягивать предметы.

Содержание: Дети надевают рукавичку, внутрь помещают магнитит пробуют притянуть металлические и неметаллические предметы.

 

"Веселые рыболовы"

Цель: Обобщать знания о свойствах магнита (способности проходить магнитным силам через воду).

Содержание: Дети опускают на веревочке магнит в воду и достают предметы, лежащие на дне.

 

"Необычный гвоздь".

Цель: Определять способность металлических предметов намагничиваться.

Содержание: дети магнитом притягивают гвоздь( намагничивают), соединяют его от магнита, примагничивая к гвоздю более мелкие предметы.

 

ИГРЫ С ЗЕРКАЛАМИ И УВЕЛИЧИТЕЛЬНЫМИ СТЕКЛАМИ

"Разведчики"

Цель: Развивать у детей понимание того, как многократно можно отразить свет и изображение предмета, т. е. увидеть его там, где его не должно быть видно.

Содержание: "Разведчик " становится за угол, и с помощью зеркала, путем многократного отражения , не показывая себя, смотрит что происходит.

 

"Волшебный круг"

Цель: закрепить у детей знания об образовании белого цвета на слиянии семи цветов спектра. Содержание: Дети вращают волчок (на волчке 7 цветов спектра), рассматривают его, выясняют , какой цвет они видят.

 

"Двойное отражение"

Цель: Определять особенности зеркального отражения( обратная ориентация)

Содержание: дети рисуют , глядя в зеркало.

 

"Посмотри через лупу".

Цель: Закрепить знания у детей о том, что увеличивать предметы простое стекло не может, только вогнутое стекло лупы.

Содержание: Дети рассматривают мелкие рисунки через простое стекло и через увеличительное.

 

ЧЕЛОВЕК

"Проверка зрения:

Цель: Выявить зависимость видения объекта от расстояния.

Содержание: Дети рассматривают картинки с изображением предметов с разного расстояния.

 

"Звуки в воде".

Цель: Выявить особенности распространения звуков через твердые и жидкие тела.

Содержание: Дети опускают камешки в воду , слушают, как они опускаются на дно, наблюдая со стороны и приложив ухо к емкости с водой

 

"Угадай по запаху"

Цель: Закрепить с детьми узнавать знакомые запахи.

Содержание: Дети нюхают кусочки поролона , пропитанные различными составами и определяют запах вещества.

 

"Съедобное-несъедобное".

Цель: Закрепить умение находить , называть и классифицировать съедобное и несъедобное.

Содержание: дети учатся находить по картинкам съедобное и несъедобное и делить их по группам (продукты, инструменты, одежда и т.д.)

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по экспериментальной деятельности для детей средней группы

Картотека дидактических игр по экспериментальной деятельности в средней группе для педагогов и родителей....

Картотека дидактических игр по экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста

Картотека дидактических игр по экспериментальной деятельности для педагогов и родителей...

Картотека дидактических игр по экспериментальной деятельности

Познавательно - исследовательская деятельность расширяет кругозор ребёнка, открывает простор для развития критического мышления и речи. Создаются условия для активного, самостоятельного исследования с...

Картотека дидактических игр по экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста

СЕНТЯБРЬ«Росток»Цель: Закрепить и обобщить знания о воде, воздухе, понять их значение для всего живого.Ход игры: Приготовьте почву из песка, глины и перегнивших листьев; заполните лоток. Зат...

Картотека дидактических игр по экспериментальной деятельности для детей средней группы

Опыты и эксперименты в дошкольном возрасте, как средство развития у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.Дети дошкольного возраста яв...

Развивающая среда по экспериментальной деятельности в ДОУ

Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, обследованию объектов, расширению познавательного опыта...