Экспериментирование в дошкольном возрасте.
статья по окружающему миру (средняя группа) на тему

Славина Галина Феликсовна

Материал включает в себя непосредственно статью, а также описание экспериментов и конспекты занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_eksperimentirovanie.docx886.77 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ №9 Московского районаSamForum.ws

Экспериментирование в дошкольном возрасте

[Введите подзаголовок документа]

Автор воспитатель ГДОУ №9 Московского района

Славина Г.Ф.

Санкт-Петербург 2014г


      Ребенок     дошкольного  возраста  отличается   необыкновенной  активностью.  

     Желание    познавать  окружающий  мир и  экспериментировать  у него  появляется  еще  в  младшем  дошкольном  возрасте.  Постепенно  у  ребенка  складывается  представление об  окружающих   его  предметах, их  назначении, свойствах   и   возможных  действиях  с  ними.

    Ученые, изучавшие проблемы психосоматических заболеваний, утверждают, что неудовлетворенная потребность человека в познании, исследовании окружающего мира, может привести к тяжелым расстройствам нервной системы и даже нервным заболеваниям. Поэтому на сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации одного из  ведущих  видов деятельности в познании окружающего мира - экспериментирования.

   Этот вид деятельности так же  влияет на развитие личности ребенка, как и игра.  В идеале наличие этих двух  видов деятельности было бы лучшим условием для развития дошкольников.  Но, исходя из режима дня,  игровую деятельность могут развернуть только те дети, которых родители  рано приводят в детский сад и поздно забирают. 
   Большинство детей в дошкольных образовательных учреждениях не имеет такой возможности из-за отсутствия времени: их приводят к зарядке или к завтраку, затем  следует непосредственно образовательная  деятельность.  Далее прогулка, обед, тихий час. Во второй половине дня  совместная  деятельность или занятия в кружках, полдник и уход домой.                                                                                                                                                                                        

      При таком расписании частично компенсировать игровую деятельность можно организацией детского экспериментирования, которое является особым способом духовно-практического освоения действительности.

       Психологи отмечают важность поисково-исследовательской деятельности для развития личности: постоянное отсутствие поисковой активности приводит к тому, что ребенок оказывается беспомощным при любом столкновении с трудностями или даже с такими ситуациями, которые в других условиях как трудности не воспринимаются. А это приводит к снижению резерва психической адаптации.                

     В основе мотивации экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремление к открытиям, любознательность, «потребность в умственных впечатлениях», и задача взрослых удовлетворить эти потребности детей, что в свою очередь приведет к сохранению их здоровья и не только интеллектуального, но и эмоционального, физического, духовного.

      Для детей наиболее доступны  и результативны  наглядные методы обучения, когда ребенок имеет возможность самостоятельно обнаруживать какие-то законы природы.

    Во время наблюдений и экспериментов обогащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь. Очень важно помогать детям обогащать собственный познавательный опыт, поддерживать в них инициативность, пытливость, самостоятельность.

Во время работы  я столкнулась со следующими проблемами:

  • Различные программы предусматривают экспериментальную деятельность в разделе «Воспитание экологической культуры», а так же при исследовании некоторых материалов, встречающихся в игровой и художественной деятельности ребенка. Но, на мой взгляд, этого недостаточно.
  • Литература по экспериментальной деятельности есть, но интересных, динамичных опытов, вызывающих живой интерес у детей – в ней мало.
  • В наше непростое время дети часто лишены возможности экспериментировать дома или на улице. Как правило, родители ограничивают детей из гигиенических соображений (испачкаешься, прольешь…) или материальных (испортишь, сломаешь…).
  • Большинство опытов, описываемых в литературе, построено следующим образом: воспитатель производит какие-то манипуляции, а дети только наблюдают, тогда как для ребенка очень важно делать все своими руками.

  Чтобы реализовать поставленную задачу, было предпринято  следующее:

  • Был оборудован уголок экспериментирования, в котором были собраны простые приборы, различные сосуды из небьющихся материалов, разнообразный бросовый материал.
  • Была изучена литература по детскому экспериментированию и составлена картотека опытов.
  • Детям было разрешено самостоятельно производить манипуляции в уголке экспериментирования (при ненавязчивом контроле со стороны воспитателя за соблюдением правил техники безопасности).
  • При проведении занятий по ознакомлению с окружающим миром в разделе «Изучение свойств различных материалов и веществ» ставилась задача максимально задействовать все чувства ребенка (осязание, обоняние, слух, зрение, вкусовые ощущения), научить составлять план эксперимента (Что я хочу узнать, и что я для этого буду делать?)
  • Опираясь на программу и практический опыт,   с детьми были проведены в форме игры несколько нестандартных  экспериментов.                              ( См. Приложение)

   В результате проделанной работы я увидела:

  • Дети стали более наблюдательны.
  • Стали задавать больше вопросов, например: «Что будет, если…?»; «Почему так?»
  • Исчез страх перед экспериментированием, что положительно сказалось и на других видах деятельности.
  • Интерес к исследованию отдельных  предметов и явлений в масштабе детской лаборатории  постепенно распространился на все, что ребенок видит вокруг.    
  • В результате взаимодействия с родителями в форме бесед и консультаций удалось заинтересовать  их и побудить к совместной с ребенком экспериментальной деятельности. В группе есть «Уголок родителей»,  где помещаются консультативные материалы, имеются подборки методических рекомендаций для родителей.

                         

   

ВАРИАНТЫ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ

С РЕБЕНКОМ

  • В ванной комнате разрешить играть с пустыми баночками, флаконами, мыльницами. Ставить вопросы: « Куда больше воды поместилось? Куда вода легче набирается? Почему? Откуда воду легче вылить? Чем быстрее набрать воду в ванночку ведром или губкой?». Это поможет ребенку исследовать и определять характеристику предметов, развивать наблюдательность.
  •  Экспериментировать с предметами (тонут или плавают в воде). Спрашивать: « Как думаешь, утонет бутылка или нет? Что будет, если набрать в нее воды? Сколько, по-твоему,  воды нужно набрать, чтобы утонула? Если прижмешь, а потом отпустишь, что будет?» Это поможет понимать, что такое объем, делать открытия и смелее экспериментировать.
  •  Уборка комнаты: « Как ты считаешь, с чего нужно начать? Что для этого нужно? Что ты сделаешь сам? В чем тебе понадобится помощь?» Подобная ситуация развивает наблюдательность, умения планировать и рассчитывать свои силы.
  • Поливка цветов: «Все ли растениям надо одинаково поливать? Почему? Можно ли побрызгать все растения водой, а рыхлить землю у всех растений?»  Это поможет воспитать бережное отношение к природе и сформировать  знания о растениях, способах ухода за ними.
  •  Ремонт в комнате: « Какого цвета обои ты хотел бы видеть в своей комнате? На что бы тебе приятно было смотреть? Как думаешь, где лучше всего повесить твои рисунки?» Это поможет ребенку научиться высказывать суждения, фантазировать, аргументировать свою точку зрения.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Экспериментирование с песком.

 Эксперимент 1.  «Песчаный конус»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Материалы и оборудование: Сухой чистый песок, большой плоский лоток.

Описание эксперимента:   Возьмите горсть песка и выпускайте его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь в основании. Если долго сыпать песок, на поверхности конуса то в одном месте, то в другом возникают  движение песка, похожее на течение. Дети делают вывод: песок сыпучий и может двигаться (напомнить детям о пустыне, о том, что именно там пески могут передвигаться, быть похожими на волны моря).

Экспериментирование с песком.

Эксперимент 2. «Свойства мокрого песка»

Материалы и оборудование: сухой чистый песок, большой плоский лоток, вода, формочки для песка.

Описание эксперимента:   Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Объяснить детям, почему из мокрого песка можно сделать фигурки: когда пе6сок намокнет, воздух между гранями каждой песчинки исчезает, мокрые грани слипаются и держат друг друга. Если же в мокрый песок добавить цемент, то и высохнув, песок свою форму не потеряет и станет твердым, как камень. Вот так песок работает на строительстве домов.

Экспериментирование с песком и глиной.

Эксперимент 3. «Волшебный материал»

Материалы и оборудование: сухой чистый песок, глина,  большой плоский лоток, вода, формочки для песка.

Описание эксперимента:   Предложить детям слепить что-нибудь из песка и глины, после чего проверить прочность построек. Дети делают вывод о вязкости влажной глины и сохранении формы после высыхания. Выясняют, что сухой песок форму не сохраняет. Рассуждают, можно ли сделать посуду из песка и глины. Дети проверяют свойства песка и глины, вылепив из них посуду и высушив ее.

Экспериментирование с песком и глиной.

Эксперимент 4. «Где вода?»

Материалы и оборудование: сухой чистый песок, большой плоский лоток, вода, глина, прозрачные емкости, мерные стаканчики.

Описание эксперимента:   Предложить детям выяснить свойства песка и глины, пробуя их на ощупь (сыпучие, сухие). Дети наливают стаканчики одновременно одинаковым количеством воды (воды наливают ровно столько, чтобы полностью ушла в песок). Выяснить, что произошло в емкостях с песком и глиной (вся вода ушла в песок, но стоит на поверхности глины); Почему? (у глины частички ближе друг к другу, не пропускают воду); Где больше луж после дождя? (на асфальте, на глинистой почве, т.к. они не пропускают воду внутрь; на земле, в песочнице луж нет); Почему дорожки в огороде посыпают песком? (для впитывания воды).

Экспериментирование с песком.

Эксперимент 5. «Ветер»

Материалы и оборудование: Сухой чистый песок, большой плоский лоток, вода.

Описание эксперимента: Предложить детям выяснить, почему при сильном ветре неудобно играть с песком. Дети рассматривают заготовленную «песочницу» (банку с насыпанным тонким слоем песка). Вместе с взрослым создают ураган – сильно дуют - выясняют, что происходит и почему (т.к. песчинки маленькие, легкие, не прилипают друг к другу, они не могут удержаться ни друг за друга, ни за землю при сильной струе воздуха). Предложить детям поразмышлять, как сделать, чтобы с песком можно было играть и при сильном ветре (хорошо смочить его водой).

Экспериментирование с воздухом.

Эксперимент 1. «Поиск воздуха»

Материалы и оборудование: Воздушные шары, целлофановые пакеты, трубочки, прозрачные пластиковые стаканы, емкость с водой.

Описание эксперимента:    Предложить детям доказать с помощью предметов, что вокруг нас есть воздух. Дети выбирают любые предметы, показывают опыт самостоятельно, объясняют происходящие процессы на основе результата своих действий (например: дует в трубочку, конец которой опущен в воду; надувают воздушный шарик и т.д.).

Эксперимент 2. «Реактивный шарик»

Материалы и оборудование: воздушные шары.

Описание эксперимента:    Предложить детям надуть воздушный шар и отпустить его, обратить внимание на траекторию и длительность его полета. Дети делают вывод, что для того, чтобы шарик летел дольше, надо его больше надуть, т.к. воздух, вырываясь из шарика, заставляет его двигаться в противоположную сторону. Рассказать детям, что такой же принцип используется в реактивных двигателях.

Экспериментирование с воздухом.

Эксперимент 3. «Подводная лодка»

Материалы и оборудование:  Трубочки для коктейля, прозрачные пластиковые стаканы, емкость с водой, салфетки.

Описание эксперимента:    Предложить детям выяснить, что произойдет со стаканом, если его опустить в воду, сможет ли он сам подняться со дна. Дети выполняют действия: погружают стакан в воду, переворачивают его вверх дном, подводят под него изогнутую трубочку для коктейля, вдувают под него воздух. Делают вывод: стакан постепенно заполняется водой, пузыри воздуха выходят из него; воздух легче воды – попадая в стакан через трубочку, он вытесняет воду из-под стакана и всплывает.

Экспериментирование с воздухом.

Эксперимент 4. «Сухой из воды»

Материалы и оборудование: Прозрачные пластиковые стаканы, емкость с водой, салфетки.

Описание эксперимента:    Предложить детям объяснить, что означает «Выйти сухим из воды», возможно ли это, и выяснить, можно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку. Дети убеждаются, что салфетка на дне стакана сухая. Затем переворачивают стакан вверх дном, осторожно погружают в воду, не наклоняя стакан до самого дна емкости, далее поднимают его из воды, дают воде стечь, не переворачивая стакан. Взрослый предлагает определить, намокла ли салфетка, и объяснить, что помешало воде намочить ее (воздух в стакане) и что произойдет с салфеткой, если наклонить стакан (пузырьки воздуха выйдут, а его место займет вода, салфетка намокнет).

Эксперименты с продуктами питания.

Эксперимент: «Невидимые чернила»

Материалы и оборудование: половинки лимона, ватные палочки, чашка с водой, лист бумаги.

Описание эксперимента: Выдавить сок из лимона в чашку с водой. Обмакнуть ватную палочку в воду и нарисовать что-нибудь на бумаге. Когда чернила высохнут, узоры станут невидимыми. Чтобы увидеть узор, надо нагреть бумагу около включенной настольной лампы. На бумаге проявятся рисунки черного цвета.                                                        

Эксперименты с продуктами питания.

Эксперимент: «Как уберечь яблоко?»

Материалы и оборудование: разрезанное на дольки яблоко, кружочки лимона, тарелочки.

Описание эксперимента: Дать каждому ребенку по две дольки яблока. Выдавить на одну дольку сок лимона. Посмотреть на дольки яблока через 4 – 5 часов.

Кусочки, не обработанные соком, лимона станут коричневыми, а смазанные соком – останутся светлыми.

Конспект занятия                                                                                                                                                                                         «Как уберечь яблоко»

Цель: Расширение представлений детей об окружающем мире, развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному анализу и размышлению.

Дети предлагают варианты деления целого на части (порезать на кусочки, натереть на терке, и даже, испечь яблочный пирог).

Зайчик говорит детям, что он хотел бы отнести яблочко домой маме, но боится, что оно испортиться.

Дети предлагают зайчику различные способы сохранения кусочка яблока

(положить в холодильник, завернуть в мешочек, посыпать сахаром).

Затем дети переходят за столы. Каждому на тарелочке дается по два кусочка яблока и по кружочку лимона. Дети берут в руки одну дольку яблока и выдавливают на нее сок лимона. Кладут кусочек яблока обратно на тарелочку. После этого тарелочки с яблоками переносятся на стол в уголок экспериментирования.

После тихого часа дети вместе с зайчиком подходят к столу в уголке экспериментирования. Кусочки яблок, не обработанные соком лимона, стали коричневые, некрасивые. А, смазанные кислым соком, дольки остались свежие. Теперь зайчик может донести свой кусочек яблока домой маме.

Экспериментирование с различными веществами и материалами.

Эксперимент: «Разбегающиеся зубочистки»

Материалы и оборудование: миска с водой, кусок сахара, несколько зубочисток, пипетка с мыльным раствором.

Описание эксперимента: Расположить зубочистки по кругу в миске с водой. В центр круга положить кусочек сахара – зубочистки начнут приближаться к центру.

Убрать сахар и капнуть в центр несколько капель мыльного раствора – зубочистки разбегутся.

Занятие "Свойства воды"

Цели:

  • Показать значение воды для всего живого.
  • Формировать представление о некоторых свойствах воды (жидкость без вкуса, цвета, запаха и формы, текучая, может разливаться, её можно вылить, налить, перелить, разлить).

 Оборудование и материалы:

У воспитателя: стеклянная банка с водой, пустой стакан, банка с молоком, лист чистой белой бумаги, разнос с предметами (деревянные ложки, линейка, шар, кубик, кирпичик), банки, флаконы, пузырьки разной формы и размера.

У детей на столах: по три картинки с изображением рака, рыбы, кита; стеклянные банки, поднос с двумя-тремя предметами.

Ход занятия:

Воспитатель загадывает загадки и предлагает отгадку найти на картинках.

  • Не кузнец, а с клещами (рак);
  • Вильнёт хвостом туда-сюда - и нет её, и нет следа (рыба);
  • Через море-океан плывёт чудо-великан;
  • Прячет ус во рту, растянулся на версту (кит).

Воспитатель спрашивает у детей, что объединяет рыбу, рака и кита? (Среда обитания  -  все они живут в воде). Где можно увидеть воду? Как человек использует воду? (Вода нужна для умывания, стирки, приготовления пищи, мытья посуды, мытья и т. д.)

Обобщив ответы детей, воспитатель говорит о том, что вода нужна не только человеку, но и всему живому на Земле. Без воды нет жизни. Для рыб, некоторых растений и животных вода - это среда обитания. Все растения и животные без воды гибнут.

Воспитатель задаёт вопрос: что такое вода? (Это - жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь. Можно вылить, перелить из одного сосуда в другой). Воспитатель наливает, переливает воду из банки в стакан, дети делают то же самое, убеждаясь в том, что вода - жидкость, её можно наливать, переливать.

Далее воспитатель ставит перед детьми познавательные задачи, которые они решают в ходе проведения опытов.

1.Есть ли у воды форма?

Воспитатель предлагает детям рассмотреть и назвать форму предметов на разносах (кубик, шар).

Вопрос: Если кубиком постучать по столу, а шарик прокатить, изменят они свою форму? (Нет). А вода? Если мы нальём воду в кубик, что с ней произойдёт? (Она примет форму кубика). А если воду налить в банку? (Она примет форму банки).

Дети наливают воду в ёмкости различной формы и говорят, что наблюдают при этом. Вода постоянно меняет форму. Она принимает форму того сосуда, в который её наливают.  

Вывод: вода формы не имеет.

2. Имеет ли вода цвет, вкус, запах?

Воспитатель ставит на стол стакан с водой и банку с молоком, рядом кладёт лист чистой белой бумаги. Какого цвета молоко и бумага? (Белого). А вода? Можно ли про воду сказать, что она белого цвета? (Нет). Есть цвет у воды? (Нет, вода бесцветная).

Воспитатель предлагает понюхать воду и ответить на вопрос: пахнет ли вода чем-нибудь? (Нет, вода ничем не пахнет, у неё нет запаха). А теперь попробуйте воду на вкус. Какая она? Сладкая? Горькая? Кислая? Солёная? (Вода без вкуса, она безвкусная)

Вывод: вода - это жидкость, не имеющая ни формы, ни цвета, ни запаха, ни вкуса.

В конце занятия воспитатель спрашивает: что будет с водой, если её вынести на мороз? Предлагает банку с водой вынести на улицу и на прогулке понаблюдать за тем, как вода превратится в лёд.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры-экспериментирование средний дошкольный возраст

План работы с детьми по экспериментированию в средней группе...

Экспериментирование в дошкольном возрасте.

Материал включает в себя непосредственно статью, описание различных экспериментов, конспекты занятий....

Экспериментирование в дошкольном возрасте.

Материал включает в себя непосредственно статью, описание различных экспериментов, конспекты занятий....