Игры-экспериментирование средний дошкольный возраст
учебно-методический материал (средняя группа) на тему

Ярных Олеся Рауфовна

План работы с детьми по экспериментированию в средней группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry-eksperimentirovanie.doc165.5 КБ

Предварительный просмотр:

План работы в детской лаборатории с детьми среднего дошкольного возраста

Темы игр-экспериментирований

Месяц

первая              неделя

вторая неделя

третья

неделя

четвертая неделя

Сентябрь

1.Экскурсия в детскую лабораторию

2.Нюхаем,

пробуем, трогаем, слушаем

3. Почему все звучит?

3. Путешествие в царство растений. (Потребности растений).

Октябрь

4. Песочная

страна

5. Волшебный материал(сравнение песка и глины).

6. Прозрачная

вода

7. Вода принимает форму

Ноябрь

8. Какие предметы могут плавать?

9. Делаем

мыльные

пузыри

10. Подушка из

пены

11. Воздух повсюду

Декабрь

9. Воздух работает

10. Каждому камешку свой

домик

11. Можно ли

менять форму камня и глины

12. Свет повсюду

Январь

13. Свет и тень

14. Замерзшая вода

15. Тающий лед

16. Разноцветные шарики

Февраль

17. Таинственные картинки

18. Все увидим, все узнаем

19. Песочная

страна

20. Где вода?

Март

21. Водяная мельница

22. Звенящая вода

23. Угадайка

24. Ловись, рыбка, и мала, и велика

Апрель

Фокусы с магнитами

Солнечные зайчики

Что растворяется в воде?

Что отражается в зеркале?

Май

Волшебное  сито  

Цветной песок

Игры с песком

Фонтанчики

Игры-экспериментирования для детей среднего дошкольного возраста.

  1. Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем 

Задача: закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши — слышать, узнавать различные звуки; мое — определять запах; пальцы — определять форму, структуру поверхности; язык — определять на вкус).

Материалы: ширма с тремя круглыми прорезями (для рук и носа), газета, колокольчик, молоток, два камня, погремушка, свисток, говорящая кукла, футляры от киндер-сюрпризов с дырочками; в футлярах: чеснок, кусочек апельсина; поролон с духами, лимон, сахар.

Описание. На столе разложены газеты, колокольчик, молоток, два камня, погремушка, свисток, говорящая кукла. Дед Знай предлагает детям поиграть с ним. Детям предоставляется возможность самостоятельно изучить предметы. В ходе этого знакомства дед Знай беседует с детьми, задавая вопросы, например: «Как звучат эти предметы?», «С помощью чего вы смогли услышать эти звуки?» и т, д.

• Игра «Угадай, что звучит» — ребенок за ширмой выбирает предмет, которым затем издает звук, другие дети отгадывают. Они называют предмет, с помощью которого издан звук, и говорят, что услышали его ушами.

•    Игра «Отгадай по запаху» — дети подставляют свои носики к окошку ширмы, а воспитатель предлагает отгадать по запаху, что у него в руках. Что это? Как узнали? (Нам

помог нос.)

•    Игра «Отгадай на вкус» — воспитатель предлагает детям

отгадать по вкусу лимон, сахар.

•    Игра «Отгадай на ощупь» — дети опускают руку в отверстие ширмы, отгадывают предмет и затем достают его.

• Назовите наших помощников, которые помогают узнать нам предмет по звуку, по запаху, по вкусу. Что было бы, если бы их у нас не было ?

(На фланелеграфе с помощью картинок фиксируется назначение органов чувств.)

2. Почему все звучит?

Задача: подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета.

Материалы: бубен, стеклянный стакан, газета, балалайка или гитара, деревянная линейка, металлофон.

Описание.

• Игра «Что звучит?» — воспитатель предлагает детям за-] крыть глаза, а сам издает звуки с помощью известных им] предметов. Дети отгадывают, что звучит. Почему мы cлышим эти звуки ? Что такое звук ? Детям предлагается изоб-j разить голосом: как звенит комар? (З-з-з.) Как жужжит муха? (Ж-ж-ж.) Как гудит шмель? (У-у-у.) Затем каждому ребенку предлагается тронуть струну инструмента, вслушаться в его звук и потом ладошкой дотронуться до струны, чтобы остановить звук. Что произошло? Почему звук прекратился? Звук продолжается до тех пор, пока колеблется струна. Когда она останавливается, звук тоже пропадает.

Есть ли голос у деревянной линейки? Детям предлагается

извлечь звук с помощью линейки. Один конец линейки прижимаем к столу, а по свободному хлопаем ладошкой. Что происходит с линейкой? (Дрожит, колеблется.) Как прекратит звук? (Остановить колебания линейки рукой.)

Извлекаем звук из стеклянного стакана с помощью палочки, прекращаем. Когда же возникает звук? Звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед и назад. Это называется колебаниями. Почему все звучит? Какие еще можете назвать предметы, .которые будут звучать?

3. Прозрачная вода

Задача: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес).

Материалы: две непрозрачные банки (одна заполнена кодой), стеклянная банка с широким горлышком, ложки, маленькие ковшики, таз с водой, поднос, предметные картинки.

Описание.

•    В гости пришла Капелька. Кто такая Капелька? С чем она любит играть?

На столе две непрозрачные банки закрыты крышками, одна из них наполнена водой. Детям предлагается отгадать, что в этих банках, не открывая их. Одинаковы ли они по весу? Какая легче? Какая тяжелее? Почему она тяжелее? Открываем банки: одна пустая — поэтому легкая, другая наполнена полой. Как вы догадались, что это вода? Какого она цвета? Чем пахнет вода?

Взрослый предлагает детям заполнить стеклянную банку полой. Для этого им предлагаются на выбор различные емкости. Чем удобнее наливать? Как сделать, чтобы вода не проливалась на стол? Что мы дергаем?(Переливаем, наливаем воду.) Что делает водичка? (Льется.) Послушаем, как она льется. Какой слышим звук?

•    Когда банка заполнена водой, детям предлагается поиграть п игру «Узнай и назови» (рассматривание картинок через банку). Что увидели? Почему так хорошо видно картинку?

•    Какая вода? (Прозрачная.) Что мы узнали о воде?

4. Вода принимает форму

Задача: выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита.

Материалы: воронки, узкий высокий стакан, округлый сосуд, широкая миска, резиновая перчатка, ковшики одинакового размера, надувной шарик, целлофановый пакет, таз с водой, подносы, рабочие листы с зарисованной формой сосудов, цветные карандаши.

Описание. Перед детьми — таз с водой и различные сосуды. Галчонок любознайка рассказывает, как он гулял, купался в лужах и у него возник вопрос: «Может ли вода иметь какую-то форму?» Как это проверить? Какой формы эти сосуды? Давайте заполним их водой. Чем удобнее наливать воду в узкий сосуд? (Ковшиком через воронку.) Дети наливают во все сосуды по два ковшика воды и определяют, одинаковое ли количество воды в разных сосудах. Рассматривают, какой формы вода в разных сосудах. Оказывается, вода принимает форму того сосуда, в который налита. В рабочих листах зарисовываются полученные результаты — дети закрашивают различные сосуды (рис, 1).

Рис. 1, Рабочий лист «Вода принимает форму сосуда» 12

5. Какие предметы могут плавать?

Задача: дать детям представление о плавучести предметов, О ТОМ, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его Тяжести.

Материалы: большой таз с водой, пластмассовые, деревянные, резиновые шарики, шишки, дощечки, большие и маленькие камешки, гайки, шурупы, сачки по количеству детей, подносы.

Описание. Перед детьми разложены все предметы. Дед Знай просит детей помочь ему узнать: все ли эти предметы могут плавать! Попробуйте отгадать, какие из них не утонут. Давайте проверим. Дети самостоятельно опускают предметы в f и наблюдают. Что плавает? Все ли предметы одинаково держатся на воде? Одинакового ли они размера? Почему они worn? Дед Знай помогает детям сравнить плавучесть шариков, изготовленных из разных материалов, маленьких и БОЛЬШИХ камешков.

Почему одни предметы плавают, а другие тонут? Вода давит на предмет, толкая его снизу вверх (пытается удержать). Если  предмет легкий, вода держит его на поверхности, и предмет тонет. Если предмет тяжелый, он давит на воду, и она его удержать не может — предмет тонет. (На фланелеграфе отмечается, что плавает, что тонет.)

•Игра-забава «Рыбалка» — дети по очереди достают из воды предметы сачком.

6. Делаем мыльные пузыри

Задача: познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует пленочку.

Материалы: жидкое мыло, кусочки мыла, петля с ручкой из проволоки, стаканчики, вода, ложки, подносы.

Описание: Медвежонок Миша приносит картинку «Девочка с мыльными пузырями». Дети рассматривают картинку.

Что делает девочка? Как получаются мыльные пузыри?

Mожем ли мы их изготовить? Что для этого нужно?

Дети пробуют изготовить мыльные пузыри из куска мыла и воды путем смешивания. Наблюдают, что происходит: опускают петлю в жидкость, вынимают ее, дуют в

петлю.

Берут другой стакан, смешивают жидкое мыло с водой (1 ложка воды и 3 ложки жидкого мыла). Опускают петлю в смесь. Что видим, когда вынимаем петлю? Потихоньку дуем в петлю. Что происходит? Как получился мыльный пузырь? Почему мыльный пузырь получился только из жидкого мыла? Жидкое мыло может растягиваться в очень тонкую пленку. Она остается в петле. Мы выдуваем воздух, «ленка его обволакивает, и получается пузырь,

• Игра «Какой формы пузыри, какой летит дальше, выше?» Дети пускают пузыри и рассказывают, на что похож получившийся пузырь, какой он формы, какие цвета можно увидеть на его поверхности.

7. Подушка из пены 

Задана: развить у детей представление о плавучести предметов в мыльной пене (плавучесть зависит не от размеров предмета, а от его тяжести).

Материалы: на подносе миска с водой, венчики, баночка с жидким мылом, пипетки, губка, ведро, деревянные палочки, различные предметы для проверки на плавучесть.

Описание. Медвежонок Миша рассказывает, что он научился делать не только мыльные пузыри, но еще и мыльную пену. А сегодня он хочет узнать, все ли предметы тонут в мыльной пене? Как приготовить мыльную пену?

Дети пипеткой набирают жидкое мыло и выпускают его в миску с водой. Затем пробуют взбивать смесь палочками, венчиком. Чем удобнее взбивать пену? Какая получилась пена? Пробуют опускать в пену различные предметы. Что плавает ? Что тонет ? Все ли предметы одинаково держатся

на воде?

Все ли предметы, которые плавают, одинаковые по размеру? От чего зависит плавучесть предметов? (Результаты опытов: фиксируются на фланелеграфе.)

8.  Воздух повсюду

Задачи: обнаружить воздух в окружающем пространстве и Выявить его свойство — невидимость.

Материалы: воздушные шарики, таз с водой, пустая пластмассовая бутылка, листы бумаги.

Описание. Галчонок Любознайка загадывает детям загадку б Воздухе.

Через нос проходит в грудь 

 И обратно держит путь.

Он невидимый, и все же

 Без него мы жить не може

                             (Воздух)

Что мы вдыхаем носом? Что такое воздух? Для чего он Нужен? Можем ли мы его увидеть? Где находится воздух? Как узнать, есть ли воздух вокруг?

-   Игровое упражнение «Почувствуй воздух» — дети машут листом бумаги возле своего лица. Что чувствуем? Воздуха  не видим, но он везде окружает нас.

 Как вы думаете, есть ли в пустой бутылке воздух? Как мы это проверить? Пустую прозрачную бутылку опустите в таз с водой так, чтобы она начала заполняться. Что Происходит? Почему из горлышка выходят пузырьки? Это

вода вытесняет воздух из бутылки. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены

Назовите  предметы, которые мы заполняем воздухом. Дети надувают воздушные шарики. Чем мы заполняем шарики? Воздух заполняет любое пространство, поэтому ничто не является пустым.

9.  Воздух работает

Задача: дать детям представление о том, что воздух может ^Предметы (парусные суда, воздушные шары и т.д.).

Материалы: пластмассовая ванночка, таз с водой, лист и кусочек пластилина, палочка, воздушные шарики.

Описание. Дед Знай предлагает детям рассмотреть воздушные шарики. Что внутри них? Чем они наполнены? Может ли воздух двигать предметы? Как это можно проверить? Запускает в воду пустую пластмассовую ванночку и предлагает детям: «Попробуйте заставить ее плыть». Дети дуют на нее. Что можно придумать, чтобы лодочка быстрее плыла? Прикрепляет парус, снова заставляет лодочку двигаться. Почему с парусом лодка движется быстрее? На парус давит больше воздуха, поэтому ванночка движется быстрее.

Какие еще предметы мы можем заставить двигаться? Как можно заставить двигаться воздушный шарик? Шарики надуваются, выпускаются, дети наблюдают за их движением. Почему движется шар? Воздух вырывается из шара и заставляет его двигаться.

Дети самостоятельно играют с лодочкой, шариком.

10. Каждому камешку свой домик

Задачи: классификация камней по форме, размеру, цвету особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показа детям возможность использования камней в игровых целя

Материалы: различные камни, четыре коробочки, подносики с песком, модель обследования предмета, картинки схемы, дорожка из камешков.

Описание. Зайчик дарит детям сундучок с разными камешками, которые он собирал в лесу, возле озера. Дети их рассматривают. Чем похожи эти камни? Действуют в соответствии с моделью (рис. 2): надавливают на камни, стучат. Все камни твердые. Чем камни отличаются друг от друга? Затем обрата внимание детей на цвет, форму камней, предлагает ощупать их. Отмечает, что есть камни гладкие, есть шероховатые. За чик просит помочь ему разложить камни по четырем коробкам по следующим признакам: в первую — гладкие и округлые; во вторую — маленькие и шероховатые; в третью — большие и не круглые; в четвертую — красноватые. Дети работ: парами. Затем все вместе рассматривают, как разложе камни, считают количество камешков.

•    Игра с камешками «Выложи картинку» — зайчик раздает] детям картинки-схемы (рис. 3) и предлагает их выложить] из камешков. Дети берут подносики с песком и в песке] выкладывают картинку по схеме, затем выкладывают картинку по своему желанию.

•    Дети ходят по дорожке из камешков. Что чувствуете? Какие камешки?

11. Можно ли менять форму камня и глины

Задача: выявить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая,; можно изменять ее форму, делить на части, лепить) и камня (сухой, твердый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части).

Материалы: дощечки для лепки, глина, камень речной  модель обследования предмета.

Описание. По модели обследования предмета (рис. 4) дел Знай предлагает детям выяснить, можно ли изменить форм) предложенных природных материалов. Для этого он предлагает детям нажать пальцем на глину, камень. Где осталась ямка от пальца? Какой камень? (Сухой, твердый.) Какая глина? (Влажная, мягкая, остаются ямки.) Дети по очереди берут камень в руки: мнут его, катают в ладонях, тянут в разные стороны. Изменил ли форму камедь? Почему нельзя отломить on него кусочек? (Камень твердый, из него ничего нельзя слепить руками, его нельзя разделить на части.) Дети по очереди mhj глину, тянут в разные стороны, делят на части. Чем отличается глина от камня? (Глина не такая, как камень, она мягкая! ее можно разделить на части, глина меняет форму, из не{ можно лепить.)

Дети лепят различные фигурки из глины. Почему фигурки не разваливаются? (Глина вязкая, сохраняет форму.) Какой ей материал похож на глину?

12. Свет повсюду

Задачи-, показать значение света, объяснить, что источник света могут быть природные (солнце, луна, костер), искусственные — изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).

Материалы: иллюстрации событий, происходящих в разное время суток;  картинки  с  изображениями  источников t несколько предметов, которые не дают света; фонарик, > настольная лампа, сундучок с прорезью.

Описание. Дед Знай предлагает детям определить, темно или светло, объяснить свой ответ. Что сейчас светит ?(Солнце) Что еще может осветить предметы, когда в природе »?(Луна, костер.) Предлагает детям узнать, что находится «волшебном сундучке» (внутри фонарик). Дети смотрят прорезь и отмечают, что темно, ничего не видно. Как чтобы в коробке стало светлее? (Открыть сундучок, тогда падает свет и осветит все внутри нее.) Открывает сундук а там свет, и все видят фонарик.

А если мы не будем открывать сундучок, как сделать, чтобы по светло? Зажигает фонарик, опускает его в сундучок. зозь прорезь рассматривают свет. «Свет бывает разный» — дед Знай предлагает детям пожить картинки на две группы: свет в природе, искусанный свет — изготовленный людьми.   Что светит свеча, фонарик, настольная лампа? Продемонстрировать действие этих предметов, сравнить, разложить в >й же последовательности картинки с изображением предметов. Что светит ярче — солнце, луна, костер? 1внить по картинкам и разложигь их по степени яркости (от самого яркого).

13. Свет и тень

Задачи: познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней

Материалы: оборудование для теневого театра, фонарь.

Описание. Приходит медвежонок Миша с фонариком. Воспитатель спрашивает его: «Что это у тебя? Для чего тебе нужен?» Миша предлагает поиграть с ним. Свет выключается, комната затемняется. Дети с помощью воспитателя т фонариком и рассматривают разные предметы. Нехорошо все видим, когда светит фонарик?

Миша перед фонариком помещает свою лапу. Что видишь на стене? (Тень.) Предлагает то же проделать детям. Почему образуется тень? (Рука мешает свету и не дает дойти ему до стены.) Воспитатель предлагает с помощью руки показать тень зайчика, собачки. Дети повторяют. Миша дарит детям подарок.

•    Игра «Теневой театр». Воспитатель достает из коробки теневой театр. Дети рассматривают оборудование для теневого театра. Чем необычен этот театр? Почему все фигурки черные? Для чего нужен фонарик? Почему этот театр на зывается теневым? Как образуется тень? Дети вместе • медвежонком Мишей рассматривают фигурки животных; показывают их тени.

•    Показ знакомой сказки, например «Колобка», или любо: другой.

14. Замерзшая вода

Задача: выявить, что лед — твердое вещество, плавает, состоит из воды.

Материалы: кусочки льда, холодная вода, тарелочки, картинка с изображением айсберга.

Описание. Перед детьми — миска с водой. Они обсуждают какая вода, какой она формы. Вода меняет форму, потому что она жидкость.

Может ли вода быть твердой? Что произойдет с водой, если ее сильно охладить? (Вода превратится в лед.)

Рассматривают кусочки льда. Чем лед отличается от воды Можно ли лед лить, как воду? Дети пробуют это сделать. Кокс формы лед? Лед сохраняет форму. Все, что сохраняет cboi форму, как лед, называется твердым веществом.

•    Плавает ли лед? Воспитатель кладет кусок льда в миску, дети наблюдают. Какая часть льда плавает? (Верхняя В холодных морях плавают огромные глыбы льда. Они называются айсбергами (показ картинки). Над поверхность! видна только верхушка айсберга. И если капитан корабли не заметит и наткнется на подводную часть айсберга, и корабль может утонуть.

Воспитатель обращает внимание детей на лед, который лежит в тарелке. Что произошло? Почему лед растаял? (В комнате тепло.) Во что превратился лед? Из чего состоит лед?

- «Играем с льдинками» — свободная деятельность детей: они выбирают тарелочки, рассматривают и наблюдают, что происходит с льдинками.

15. Тающий лед

Задача: определить, что лед тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на Холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится.

Материалы: тарелка, миска с горячей водой, миска с холодной водой, кубики льда, ложка, акварельные краски, веревочки, разнообразные формочки.

Описание. Дед Знай предлагает отгадать, где быстрее растает лед — в миске с холодной водой или в миске с горячей Водой. Раскладывает лед, и дети наблюдают за происходящими изменениями. Время фиксируется с помощью цифр, ко твердые раскладываются возле мисок, дети делают выводы.

Детям предлагается рассмотреть цветную льдинку. Какой лед? Как сделана такая льдинка? Почему держится веревочка? (Примерзла к льдинке.)

 -  Как можно получить разноцветную воду? Дети добавляют в воду цветные краски по выбору, заливают в формочки

(у всех разные формочки) и на подносах ставят на холод.

16. Разноцветные шарики

Задача: получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой.

Материалы: палитра, гуашевые краски: синяя, красная, белая, желтая; тряпочки, вода в стаканах, листы бумаги с контурным изображением (по 4—5 шариков на каждого ребенка), фланелеграф, модели — цветные круги и половинки кругов (соответствуют цветам красок), рабочие листы.

Описание. Зайчик приносит детям листы с изображениями Шири ков и просит помочь ему их раскрасить. Узнаем у него, шарики какого цвета ему больше всего нравятся. Как же быть

если у нас нет голубой, оранжевой, зеленой и фиолетовой красок.

Как мы их можем изготовить?

•   Дети вместе с зайчиком смешивают по две краски. Ее получился нужный цвет, способ смешивания фиксируете с помощью моделей (круги). Потом полученной краско дети раскрашивают шарик. Так дети экспериментируют д получения всех необходимых цветов. Вывод: смешав красную и желтую краску, можно получи

оранжевый цвет; синюю с желтой — зеленый, красную

синей — фиолетовый, синюю с белой — голубой. Результат опыта фиксируются в рабочем листе (рис. 5).

17.  Таинственные картинки

Задача: показать детям, что окружающие предметы меня ют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла.

Материалы: цветные стекла, рабочие листы, цветные карандаши.

Описание. Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг себя и назвать, какого цвета предметы они видят. Все вместе подсчитывают, сколько цветов назвали дети. Верители вы, что черепаха все видит только зеленым? Это действительно так А хотели бы вы посмотреть на все вокруг глазами черепахи? Как это можно сделать? Воспитатель раздает детям зеленые стекла. Что видите? Каким вы еще хотели бы увидеть мир? Дети рассматривают предметы. Как получить цвета, если у нас не' нужных стеклышек? Дети получают, новые оттенки путем наложения стекол — одно на другое.

Дети зарисовывают «таинственные картинки» на рабочем листе (рис. 6).

18.  Все увидим, все узнаем

Задана: познакомить с прибором-помощником — лупой ее назначением.

Материалы: лупы, маленькие пуговицы, бусинки, семечки кабачков, подсолнуха, мелкие камешки и прочие предмет для рассматривания, рабочие листы, цветные карандаши.

Описание: . Дети получают «подарок» от деда Зная, рассматривают Что это? (Бусинка, пуговица.) Из чего состоит?

Для чего нужна? Дед, Знай предлагает рассмотреть маленькую бусинку. Как лучше видно — глазами или с помощью стеклышка? В чем секрет стеклышка? (Увеличивает предметы, их лучше видно.) Этот прибор-помощник называется лупа». Для чего человеку нужна лупа? Лак вы думаете, где *е используют лупы? (При ремонте и изготовлении часов)

-Детям предлагается самостоятельно рассмотреть предметы  их желанию, а потом зарисовать в рабочем листе, каков предмет на самом деле и какой он, если посмотреть через (рис. 7).

19. Песочная страна

Задачи: выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка.

Материалы: песок, вода, лупы, листы плотной цветной

клеевые карандаши.

Описание. Дед Знай предлагает детям рассмотреть песок:

(цвета, попробовать на ощупь (сыпучий, сухой). Из чего  песок? Как выглядят песчинки? С помощью чего мы рассмотреть песчинки? (С помощью лупы.) Песчинки, полупрозрачные, круглые, не прилипают друг к

[Можно ли из песка лепить? Почему мы не можем ничего

из сухого песка? Пробуем слепить из влажного. Как

t-играть с сухим песком? Можно ли сухим песком рисование на  плотной бумаге клеевым карандашом детям лредлага-что-либо нарисовать (или обвести готовый рисунок), гом на клей насыпать песок. Стряхнуть лишний песок смотреть, что получилось. вместе рассматривают детские рисунки.

20. Где вода?

Задачи: выявить, что песок и глина по-разному впитывают делить их свойства: сыпучесть, рыхлость.

Материалы: прозрачные емкости с сухим песком, с сухой мерные стаканчики с водой, лупа.

Описание. Дед Знай предлагает детям наполнить стаканчики и глиной следующим образом: сначала насыпается глина (половина), а сверху вторую половину стакана песком. После этого дети рассматривают заполненные стаканы и рассказывают, что они видят. Затем детям предлагается закрыть глаза и по звуку угадать, что пересыпает

Что лучше сыпалось? (Песок.) пересыпают песок и глину на подносы. Одинаковые? (Горка из песка ровная, из глины неровная.) Почему горки разные?

-Рассматривают частички песка и глины через лупу. Из чего состоит песок? (Песчинки маленькие, полупрозрачные, не, не прилипают друг к другу.) А из чего состоит глина? (Частички глины мелкие, тесно прижаты друг к другу) Что будет, если в стаканчики с песком и глиной налить  воды? Дети пробуют это сделать и наблюдают. (Вся ушла в песок, но стоит на поверхности глины.)

-Почему глина не впитывает воду? (У глины частички ближе  к другу, не пропускают воду.) Все вместе вспоминают, где больше луж после дождя — на песке, на асфальте, на глинистой почве. Почему дорожки в огороде посыпают песком? (Для впитывания воды.)

21. Водяная мельница

Задача: дать представление о том, что вода может приводить в  движение другие предметы.

Материалы: игрушечная водяная мельница, таз, кувшин с водой, тряпки фартуки по числу детей.

Описание: Дед Знай проводит с детьми беседу о том, для чего человеку вода. В ходе беседы дети вспоминают ее свойства. Может ли вода заставить работать другие предметы? После ответов детей дед Знай показывает им водяную мельницу. Что это? Как заставить мельницу работать? Дети надевают фартуки  и закатывают рукава; берут кувшин с водой в правую руку, а левой поддерживают его около носика и льют воду на лопасти мельницы, направляя струю воды на центр лопасти.

Что видим? Почему мельница движется? Что ее приводит в движение?

Вода приводит в движение мельницу.

-Дети играют с мельницей.

Отмечается, что, если маленькой струйкой лить воду мельница работает медленно, а если лить большой струей, т мельница работает быстрее.

22. Звенящая вода

Задача: показать детям, что количество воды в стакан влияет на издаваемый звук.

Материалы: поднос, на котором стоят различные бокаль5 вода в миске, ковшички, палочки-«удочки» с ниткой, на конце которой закреплен пластмассовый шарик.

Описание. Перед детьми стоят два бокала, наполнены водой. Как заставить бокалы звучать ? Проверяются все вари анты детей (постучать пальчиком, предметами, которые предложат дети). Как сделать звук звонче?

•    Предлагается палочка с шариком на конце. Все слушают как звенят бокалы с водой. Одинаковые ли звуки мы слышим? Затем дед Знай отливает и добавляет воду в бокаль! Что влияет на звон? (На звон влияет количество водь! звуки получаются разные.)                                               

•    Дети пробуют сочинить мелодию.                                     

23. «Угадайка»                                   

Задача: показать детям, что предметы имеют вес, которым зависит от материала.                                                             

Материалы: предметы одинаковой формы и размера из разных материалов: дерева, металла, поролона, пластмассы емкость с водой; емкость с песком; шарики из разного мат риала одинакового цвета, сенсорный ящик.

Описание. Перед детьми находятся различные пары предметов. Дети рассматривают их и определяют, чем они похожи и чем отличаются. (Похожи по размеру, отличаются по вес) Берут предметы в руки, проверяют разницу в весе.              |

• Игра «Угадайка» — из сенсорного ящика дети выбирав предметы на ощупь, объясняя, как догадались, тяжелый. < или легкий. От чего зависит легкость или тяжесть пре мета? (От того, из какого материала он сделан.)           

Детям предлагается с закрыть- ли глазами по звуку упавшего на пол предмета определить, легкий он или тяжелый. (У тяжелого предмета звук от удара громче.)

Так же они определяют, легкий предмет или тяжелый, по звуку упавшего в воду предмета. (От тяжелого предмета всплеск сильнее.) Затем бросают предметы в таз с песком и определяют ||в предмета по оставшемуся после падения углублению в песке, (От тяжелого предмета углубление в песке больше.)

24. Ловись, рыбка, и мала, и велика

Задача: выяснить способность магнита притягивать некоторые  предметы.

 Материалы: игра магнитная «Рыбалка», магниты, мелкие предметы из разных материалов, таз с водой, рабочие листы.

Описание. Кот-рыболов предлагает детям игру «Рыбалка».

Чем можно ловить рыбу? Пробуют ловить удочкой. Рассказывают  видел ли кто-нибудь из детей настоящие удочки, как  они выглядят, на какую приманку ловится рыбка. На что же ловится рыбка? Почему она держится и не падает? посматривают рыбок, удочку и обнаруживают металлические пластины, магниты.

Какие предметы притягивает магнит? Детям предлагаются магниты, различные предметы, две коробочки. Они расклады-Н одну коробочку предметы, которые притягивает магнит другую — которые не притягивает. Магнит притягивает со металлические предметы. Каких еще играх вы видели магниты? Для чего человеку ужен магнит? Как он ему помогает? Детям выдаются рабочие листы, в которых они выполняют задание «Проведи линию к магниту от предмета, который нему притягивается» (рис. 8).  25.Фокусы с магнитами

Задача: выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.

Материалы: магниты, вырезанный из пенопласта гусь с темным в клюв металлическим стержнем; банка с вареньем, банка с горчицей; деревянная палочка, с одного края которой прикреплен магнит и сверху покрыт ватой, а с другой на конце только вата; фигурки животных на картонных подставках; коробка из-под обуви с отрезанной стенкой с одной канцелярские скрепки; магнит, прикрепленный, с прикрепленный с помощью скотча к карандашу; стакан с водой, небольшие металлические стержни или иголка.

Описание. Детей встречает фокусник и показывает фокус «Разборчивый гусь».

Фокусник. Многие считают гуся глупой птицей. Но это не так. «Даже маленький гусенок понимает, что для него хорошо, а что плохо. Вот хотя бы этот малыш. Только что вылупился из яйца, а уже добрался до воды и поплыл. Значит, он понимает, что ходить ему будет трудно, а плавать — легко.

И в пище разбирается... Вот тут у меня привязаны две ватки. Одну я макаю в горчицу и предлагаю гусенку ее отведать (подносится деревянная палочка без магнита). А ну-ка, тега, тега! Кушай, маленький!.. Смотрите, не желает горчицы, отворачивается. Какая горчица на вкус? Почему гусь не хочет

ее есть? Теперь попробуем макнуть другую ватку в варенье (подносится  палочка с магнитом). Ага, потянулся к сладенькому! И уговаривать не надо. А вы говорите — глупая птица.

- Почему наш гусенок тянется клювом к варенью, а от горчицы отворачивается? В чем его секрет? Дети рассматривают палочку с магнитом на конце. Почему гусь взаимодействовал с магнитом? (В гусе есть что-то металлическое.) Рассмотривают гуся и видят, что в клюве есть металлический стержень.

-Фокусник показывает детям картинки животных и спрашивает: «Могут ли мои звери сами двигаться?» (Нет.) Фокусник заменяет этих животных на картинки с прикрепленными к их нижнему краю скрепками. Ставит фигурки

на коробку и водит магнитом внутри коробки. Почему стали двигаться животные? Дети рассматривают фигурки и видят, что к подставкам прикреплены скрепки. Дети пробуют управлять животными. Фокусник «нечаянно» роняет иголку в стакан с водой. Как достать ее, не замочив руки (Поднести магнит к стакану.)

-Дети с помощью магнита самостоятельно достают из воды различные предметы.

26. Солнечные зайчики

Задачи: понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).

Материал: зеркала.

Описание. Дед Знай помогает детям вспомнить стихотворение о солнечном зайчике. Когда он получается? (При свете, от  предметов, отражающих свет.) Затем он показывает, как с помощью зеркала появляется солнечный зайчик, (Зеркало отражает луч света и само становится источником света.) Предлагает детям пускать солнечные зайчики (для этого надо поймать  зеркалом луч света и направить его в нужном направлении), прятать их (прикрыв ладошкой).                                            

Игры с солнечным зайчиком: догони, поймай, спрячь его. Дети выясняют, что играть с зайчиком сложно: от небольшого движения зеркала он перемещается на большое расстояние.                                                                           Детям предлагается поиграть с зайчиком в слабоосвещенном помещении. Почему солнечный зайчик не появляется?(Нет яркого света.)

27. Что растворяется в воде?

Задача: показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ.                                                    

Материалы: мука, сахарный песок, речной песок, пищевой краситель, стиральный порошок, стаканы с чистой водой,  ложки или палочки, подносы, картинки с изображением представленных веществ.

Описание. Перед детьми на подносах стаканы с водой, палочки, ложки и вещества в различных емкостях. Дети рассматривают воду, вспоминают «ее свойства. Как вы думаете, что произойдет, если в воду добавить сахарный песок? Дед Знай добавляет сахар, перемешивает, и все вместе наблюдают, что изменилось.

-Что произойдет, если мы добавим в воду речной песок? Добавляет к воде речной песок, перемешивает. Изменилась ли вода? Стала ли она мутной или осталась прозрачной? Рассорился ли речной песок?

-Что произойдет с водой, если мы добавим в нее пищевую краску? Добавляет краску, перемешивает. Что изменилось? ода изменила цвет.)

-Растворилась ли краска? (Краска створилась и изменила цвет воды, вода стала непрозрачной.) Растворится ли в воде мука? Дети добавляют в воду муку, перемешивают. Какой стала вода? Мутной или прозрачной? растворилась ли мука в воде?

растворится ли в воде стиральный порошок? Добавляется стиральный порошок, перемешивается. Растворился ли поток в воде? Что вы заметили необычного? Окуните весь пальцы и проверьте, осталась ли она на ощупь такой с, как чистая вода? (Вода стала мыльной.) Какие вещества у нас растворились в воде? Какие вещества не растворились в воде? Результаты фиксируются на фланелеграфе.)

28. Что отражается в зеркале?

Задачи: познакомить детей с понятием «отражение», найти предметы, способные отражать.

Материалы: зеркала, ложки, стеклянная вазочка, алюминиевая фольга, новый воздушный шар, сковорода, рабочие листы.

Описание. Любознательная обезьянка предлагает детям посмотреть в зеркало. Кого видите? Посмотрите в зеркало и скажите, что находится сзади вас? слева? справа? А теперь посмотрите на эти предметы без зеркала и скажите, отличаются ли от тех, какие вы видели в зеркале? (Нет, они одинаковые.) Изображение в зеркале называется отражением. Зеркало отображает  предмет таким, каков он есть на самом деле.

-Перед детьми различные предметы (ложки, фольга, сковорода, вазочки, воздушный шар). Обезьянка просит их найти все предметы, в которых можно увидеть свое лицо. На что вы обратили внимание при выборе предмета /Попробуйте каждый предмет на ощупь, гладкий он или шероховатый? Все ли предметы блестят? Посмотрите, одинаково ли ваше отражение в всех этих предметах? Всегда ли оно одной и той же формы? Где получается лучшее отражение? Лучшее отражение получается в плоских, блестящих и гладких предметах, из них получаются хорошие зеркала. Далее детям предлагается вспомнить, где на улице можно увидеть свое отражение. (В луже, в речке, витрине магазина.)

•   В рабочих листах дети выполняют задание «Найди и обведи все предметы, в которых можно увидеть отражение (рис. 9).

29. Волшебное сито

Задачи: познакомить детей со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы от крупной с помощью сита развить самостоятельность.

Материалы: совки, различные сита, ведерки, миски, круп манная и рис, песок, мелкие камешки.

Описание. К детям приходит Красная Шапочка и сообщает, что собирается в гости к бабушке — отнести ей горшочек манной каши. Но у нее случилось несчастье. Она нечаянно уронила банки с крупой, и крупа вся перемешалась. (Показывает миску с крупой.) Как отделить рис от манки?

-  Дети пробуют отделить пальчиками. Отмечают, что получается медленно. Как можно это сделать быстрее? Посмотрите, нет ли в лаборатории каких-то предметов, которые могу, помочь нам? Замечаем, что возле деда Зная лежат сита. Что это? Для чего необходимо? Как этим пользоваться? Что остается в сите? Что из сита сыпется в миску? Красная Шапочка рассматривает очищенную манку, благодарит за помощь, спрашивает: «Как еще можно использовать это волшебное сито?»

-Найдем вещества у нас в лаборатории, которые мо просеять. Обнаруживаем, что в песке много камешков. Как отделить песок от камешков? Дети самостоятельно просеивают песок. Что у нас в миске? Что осталось в сите?

Почему крупные вещества остаются в сите, а мелкие сразу попадают в миску? Для чего необходимо сито? Есть ли у вас, сито дома? Как его используют мамы, бабушки? Дети дарят волшебное сито Красной Шапочке.

30. Цветной песок

Задачи: познакомить детей со способом изготовления* цветного песка (перемешав его с цветным мелом); научить пользоваться теркой.

Материалы: цветные мелки, песок, прозрачная емкость, мелкие предметы, два мешочка, мелкие терки, миски, ложки. или палочки, небольшие банки с крышками.

Описание. К детям прилетел галчонок Любознайка. Он просит детей отгадать, что у него в мешочках. Дети пробую"" определить на ощупь. (В одном мешочке — песок, в другом — кусочки мела.) Воспитатель открывает мешочки, дети проверяют свои предположения. Воспитатель и дети вместе рассматривают содержимое мешочков.  Что это? Какой песок? Что с ним можно делать? Какого цвета мел? Какой мел на ощупь? Можно ли его сломать? Для чего он нужен?

Галчонок Любознайка спрашивает: «Может ли песок быт цветным? Как его сделать цветным? Что будет, если мы песо;, перемешаем с мелом? Как сделать, чтобы мел был таким же сыпучим, как песок?» Галчонок Любознайка хвастается, что у»: него есть инструмент для превращения мела в мелкий порошок.

- Показывает детям терку. Что это? Как ею пользоваться? Дети!? по примеру галчонка берут миски, терки и трут мел. Что получилось? Какого цвета у тебя (называет имя) порошок. (Галчонок спрашивает каждого ребенка.) Как теперь сделать песок цветным ?Дети насыпают песок в миску и перемешивают его ложками или палочками. Дети рассматривают красивый цветной песок. Как мы можем использовать этот песок (Будем в группе делать красивые картинки.)

• Галчонок предлагает поиграть. Показывает прозрачную емкость, заполненную разноцветными слоями песка, и спрашивает детей: «Как можно быстро найти спрятанный предмет?» Дети предлагают свои варианты. Воспитатель объясняет, что перемешивать песок руками, палочкой или ложкой нельзя, и показывает способ выталкивания из песка предмета, путем встряхивания сосуда. Чтo произошло с разноцветным песком? Дети отмечают, что таким образом мы и предмет быстро нашли, и песок перестали.

-Дети прячут в прозрачные банки мелкие предметы, засыпают  их слоями разноцветного песка, закрывают банки крышками и показывают галчонку, как они быстро находят спрятанный предмет и перемешивают песок.

Галчонок на прощание дарит детям коробочку с цветным

31. Игры с песком

Задачи: закрепить представления детей о свойствах песка, развивать любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей, развить конструктивные умения.

Материалы: большая детская песочница, в которой оставлены следы от пластмассовых животных, игрушки-животные, совки,  детские грабли, лейки, план участка для прогулок данной группы.

Описание. Дети выходят на улицу и осматривают площадку прогулок. Воспитатель обращает их внимание на необычные следы в песочнице. Почему следы так хорошо видны на У Чьи это следы? Почему вы так думаете? Дети находят пластмассовых животных и проверяют свои предположения: берут игрушки, ставят лапами на песок и тут такой же отпечаток. А какой след останется от латки? Дети оставляют свои следы. Чья ладошка больше? Чья ладошка меньше? Проверяют прикладывая.

Воспитатель в лапках медвежонка обнаруживает письмо, достает из него план участка. Что изображено? Какое место обведено красным кружком? (Песочница.) Что там может быть еще интересного? Наверное, какой-то сюрприз? Дети, погрузив руки в песок, отыскивают игрушки. Кто это?

-У каждого животного есть свой дом. У лисы... (нора), у медведя... (берлога), у собачки... (конура). Давайте построим для каждого животного свой дом из песка. Из какого песка лучше всего строить? Как сделать его влажным?

•    Дети берут лейки, поливают песок. Куда пропадает водичка? Почему песок стал влажным? Дети строят домики играют с животными.

32. Фонтанчики

Задачи: развить любознательность, самостоятельность, создать радостное настроение.

Материалы: пластиковые бутылки, гвозди, спички, вода.

Описание. Дети выходят на прогулку. Петрушка приносит детям картинки с изображением разных фонтанов. Что та фонтан? Где вы видели фонтаны? Для чего люди устанавливают фонтаны в городах? Можно ли фонтанчик изготовить сам' Из чего его можно смастерить? Воспитатель обращает внимание детей на принесенные Петрушкой бутылки, гвозди, спички. Можно ли с помощью этих материалов изготовить фонт Как это лучше сделать?

•    Дети протыкают гвоздем дырочки в бутылках, затыкают спичками, наполняют бутылки водой, выдергивают спички, и получается фонтанчик. Как у нас получился фонтан? Почему вода не выливается, когда в отверстиях стоят спички? Дети играют с фонтанчиками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры-экспериментирования с водой для детей среднего дошкольного возраста.

Экспериментальная деятельность для детей среднего возраста...

ИГРЫ-ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИГРЫ-ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАВ образовательном процессе дошкольного учреждения учебное экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделирова...

«Использование игры - экспериментирования с различными предметами и материалами в деятельности детей среднего дошкольного возраста»

Цели игры-экспериментирования:Развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию.Ознакомление детей с явлениями и объектами окружающего мира.Углублени...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста «Игра-экспериментирование с песком»

Конспект по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста "Игра-эксперементирование с песком".Цель: Обогащать познавательный, эмоциональный и сенсорный опыт детей о свойствах ...

Методическая разработка Логико-математические игры-экспериментирования для старшего дошкольного возраста

Начиная со старшего возраста, развитие логического мышления выделено в самостоятельную задачу. Дети старшего дошкольного возраста имеют уже представление об окружающем мире, у них уже начинают складыв...

Конспект игры-экспериментирования "Наши помощники - органы чувств" для детей среднего дошкольного возраста

Конспект игры-экспериментирования для детей среднего дошкольного возраста  - образовательная область - "Познавательное развитие".Направлен на формирование у детей представлений об орган...