Методическая разработка Логико-математические игры-экспериментирования для старшего дошкольного возраста
методическая разработка по математике (старшая группа)

Криволапова Елена Васильевна

Начиная со старшего возраста, развитие логического мышления выделено в самостоятельную задачу. Дети старшего дошкольного возраста имеют уже представление об окружающем мире, у них уже начинают складываться элементы логического мышления, умение рассуждать, делать умозаключения, они более легко распоряжаются своими знаниями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.razrabotka.docx18.29 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Логико-математические игры-экспериментирования для старшего дошкольного возраста

Начиная со старшего возраста, развитие логического мышления выделено в самостоятельную задачу. Дети старшего дошкольного возраста имеют уже представление об окружающем мире, у них уже начинают складываться элементы логического мышления, умение рассуждать, делать умозаключения, они более легко распоряжаются своими знаниями.

Тема «Величина»   является наиболее благоприятной для включения дошкольников в экспериментальную деятельность. К тому же, именно экспериментирование позволит детям освоить на практике закон сохранения количества или величины объектов при изменении их формы.

 

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ в изучении темы «Величина»

Первым этапом является подготовка детей к проведению экспериментирования в рамках изучения темы«Величина». С этой целью предлагаются задания для усвоения терминологии. Для выполнения заданий дети чаще выполняют мысленное экспериментирование.

Например, детям предлагается набор карточек, геометрических фигур, предметов разного размера, формы и фактуры и предлагается ряд вопросов и задания практического характера. Например:

  1. Покажи толщину книги.
  2. Проведи пальцем по длине нарисованной дороги.
  3. Раскрась бант красным цветом у самой высокой девочки.
  4. Сравни между собой матрешек.
  5. Выбери все предметы такого же размера, как этот мяч;
  6. Для соотношения части и целого детям предлагается назвать часть от целого, которое будет меньше по размеру, например, стол − ножка, двери − замок, окно − форточка, картина − рамка, машина − колесо, сумка − ремень, сапоги − шнурки, телевизор − антенна и тому подобное.

На втором этапе изучения темы Величина необходимо сформовать у детей умения выполнять измерение разных параметров предмета, сравнивать предметы путем экспериментирования.

При определении разных параметров дети старшей группы учатся измерению с помощью условной мерки. Поскольку измерение – новый и достаточно сложный вид математической деятельности, следует в обучении соблюдать определенную поэтапность.

  1. Обучаем производить измерения одновременно несколькими одинаковыми мерками, в результате чего у детей формируется представление о том, что такое мерка, зачем надо измерять. Условными мерками могут быть кубики, бруски, полоски, ленточки (для измерения длины), а также стаканчики, чашки, ложки и другая посуда (для измерения объема жидких и сыпучих веществ). Меры и измеряемый предмет готовятся заранее так, чтобы условная мерка помещалась в измеряемом предмете определенное количество раз без остатка. Дети выполняют лишь отмеривание, наложение (заполнение) мерок, а потом подсчитывали их.
  2. обучения измерение осуществляется одной меркой, но при этом ребенок имеет возможность зафиксировать каждую мерку отдельно. Например, измеряя сыпучие вещества, ребенок каждую мерку высыпает в отдельную кучку, измеряя жидкости, переливает каждую мерку в какую-нибудь отдельную посуду (одну мерку – в баночку, другую – в ведро). При выполнении линейных измерений каждая мерка фиксируется черточкой на самом предмете. Однако и на этом этапе ребенок сначала только измеряет, откладывает мерки. Выполнив эту операцию, он переходит к другой – считает количество измерений. При этом возможны типичные ошибки, которые можно заблаговременно предусмотреть и избежать. Так, во время линейного измерения дети считают не количество измерений, а количество черточек, что приводит к неправильному результату.
  3. детей учат измерять величины одной условной меркой, при этом количество измерений фиксируют фишкой(маленьким предметом). После измерения ребенок считает фишки и получает результат. Ошибки детей на этом этапе чаще всего возникают тогда, когда ребенок насыпает (наливает) меру и ставит фишку, а потом высыпает (выливает) и ставит еще одну фишку. Чтобы предупредить эту ошибку, воспитатель подчеркивает, что ставить фишку нужно только после того, как высыпали (вылили) меру.
  4. это одновременное выполнение двух видов деятельности – счета и измерения. Дети откладывают мерки и сразу называют число. Это тот уровень развития, к которому их надо подвести.

В процессе решения разнообразных заданий следует придерживаться определенной последовательности в организации детского экспериментирования. Рассмотрим это на конкретном примере.

1. Проблемная ситуация.

Воспитатель: Дети, посмотрите. Сегодня у нас на обед будет каша. Как вы считаете, сколько у нас каши?

Дети: Килограмм. Пять килограммов. Много. Кастрюля.

Воспитатель: Как вы считаете, чем можно измерять количество каши.

Дети: Стаканом, ложкой, банкой.

2. Определение цели.

Воспитатель: Как вы считаете, чем нужно измерять, чтобы получить наибольшее количество мерок: стаканом, банкой или ложкой.

3. Выдвижение гипотез.

Дети и воспитатель делают предположение: чем меньше условная мерка, тем больше раз она будет вмешиваться в измерительный предмет (вещество).

4. Проверка предположения.

Деть самостоятельно или под руководством воспитателя измеряют кашу и определяют количество разных условных мерок: 8 ложек, 2 стаканчика, 1 баночка.

5. Если предположение подтвердилось: формулировка выводов (как вышло).

Воспитатель вместе с детьми подводит итог: предположение подтвердилось.

Третий этап изучения темы величины:

Цель − усвоение детьми закона сохранения количества предмета не в зависимости от его расположения и формы(работа с предметами, разными веществами, карточками).

Приведем пример нескольких заданий выполненных с детьми в процессе работы.

  1. Детям предлагалось взять два листа бумаги. Первый оставить без изменений, а со вторым выполнить ряд практических действий: сложить несколько раз пополам. Сравни два листа бумаги по размеру. Из какой бумаги можно вырезать больше квадратов? Почему ты так считаешь? Дальше дети проверяют свои варианты на практике.
  2. Детям предлагаются две одинаковых ленты. Одну из лент сложим пополам, а другую втрое. Предлагаем детям определить, изменилась ли длина самой ленты? Какая длиннее? Что нужно сделать, чтобы определить длину ленты?
  3. Детям предлагаются два одинаковых стакана с водой (вода на одном уровне). Воспитатель сначала сравнивает с детьми объем стаканов (одинаковые) и уровень воды в них (одинаковый). После этого воспитатель поднимает один из стаканов и ставит его на книгу, так, чтобы уровень воды казался детям выше. Дальше предлагает детям определить, в каком стакане воды больше. Что нужно сделать, что это определить?
  4. Два разных сосуда с крупой. Нужно узнать, в каком сосуде находится больше крупы.
  5. На столе находятся разные предметы в разной отдаленности один от другого. Нужно установить, что находится ближе к карандашу. Дальше воспитатель предлагает перенести один предмет таким образом, чтобы ручка стала ближе к карандашу, но дальше от книги? (Нужно перенести ручку).
  6. Установление длительности разных действий. Детям предлагаются карточки с изображением разных заданий (практические действий): вырезка круга, рисование солнышка, мытье рук и тому подобное. Детям предлагают установить, какое из действий требует больше всего (менее всего) времени. Дальше дети проверяют на практике.

ВЫВОД:

Использование элементарных опытов на занятиях по математике показывает, что новизна умственной задачи, наглядного материала, его занимательность и наличие проблемной ситуации положительно влияет на развитие мышления детей и их интеллектуальных способностей и на формирование положительного интереса к математике, что очень важно для будущих первоклассников




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

Этот материал для ознакомления детьми сотворения мира. Откуда он взялся, кто его сотворил? Описание презинтации о 6 днях сотворения мира. Познакомить детей с понятием: кто такие атеисты. ...

Методическая разработка «Наблюдение за кустарниками Пермского края» (старший дошкольный возраст).

Пояснительная записка   Картотека наблюдений за растениями – кустарниками детского сада,   разработана   с целью  углубления  у детей старшего дошкольного  возр...

Методическая разработка по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста по теме:"Волшебный мир насекомых".

Проводится с использованием мультимедиа - слайдов.Цель: Расширить знания и представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых....

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по стране Транспорта»

laquo;Путешествие по стране Транспорта»Программные задачи:Образовательная область «Труд». Труд взрослых и рукотворный  мир. ·...

Методическая разработка по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Этих дней не смолкнет слава» «Письмо с фронта» авторский сценарий выступления патриотической агитбригады для детей старшего дошкольного возраста

Данная методическая разработка направлена на раскрытие творческих способностей дошкольников средствами музыкальной, театрализованной деятельности, развитие духовно-нравственного начала у подрастающего...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Совместная организованная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста Развитие элементарных математических представлений. «По

Математика сложна для восприятия как для детей-школьников, так и для дошкольников. Но не изучать её нельзя, ведь она помогает ориентироваться в жизни, развивает мышление и приводит в порядок ум. Поэто...

Статья на тему: логико- математического развития и обучения детей старшего дошкольного возраста посредством использования современных технологий

логико- математического развития и обучения детей старшего дошкольного возраста посредством использования современных технологий...