Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста «Игра-экспериментирование с песком»
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)

Гребенюк Ольга Николаевна

Конспект по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста "Игра-эксперементирование с песком".

Цель: Обогащать познавательный, эмоциональный и сенсорный опыт детей о свойствах песка, с помощью приемов экспериментирования (опытов).

Задачи:

Образовательные:

− Закреплять и обогащать представления о свойствах песка.

− Формировать логическое мышление с помощью решения проблемных ситуаций (помощь Львенку: исследовать песок для строительства замка).

Развивающие:

− Создавать условия для развития творческой активности, любознательности.

− Развивать связную речь, обогащать словарь детей названиями свойств песка: влажный, сыпучий, сухой, песчинки.

Воспитательные:

− Воспитывать аккуратность в работе, чувство взаимопомощи, соблюдение техники безопасности.

Методы и приемы:

Практические: экспериментирование с песком; физкультминутка.

Наглядные: рассматривание песка через лупу, презентация PowerPoint, картинки-подсказки, картинки-правила.

Словесные: вопросы, беседа;

подведение итогов - обобщение детских исследований по данной теме (выводы). 

P.S: Презентация к конспекту высылается на вашу почту, после личного обращения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №85 комбинированного вида Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Конспект непрерывной образовательной деятельности

 по познавательному развитию детей

 среднего дошкольного возраста

«Игра-экспериментирование с песком»

Разработала:

воспитатель первой

квалификационной категории

ГРЕБЕНЮК

Ольга Николаевна

Используемые технологии:

*Технология деятельностного подхода

*Здоровьесберегающие технологии

*Личностно-ориентированные технологии

*Социоигровые технологии

*Технология проектирования

Санкт-Петербург

2017

Цель:  Обогащать познавательный, эмоциональный и сенсорный опыт детей о свойствах песка, с помощью приемов экспериментирования (опытов).

Задачи:

Образовательные:

  • Закреплять и обогащать представления о свойствах песка.
  • Формировать логическое мышление с помощью решения проблемных ситуаций (помощь Львенку: исследовать песок для строительства замка).

Развивающие:

  • Создавать условия для развития творческой активности, любознательности.
  • Развивать связную речь, обогащать словарь детей названиями свойств песка: влажный, сыпучий, сухой, песчинки.

Воспитательные:

  • Воспитывать аккуратность в работе, чувство взаимопомощи, соблюдение техники безопасности.

Методы и приемы

Практические: экспериментирование с песком; физкультминутка.

Наглядные: рассматривание песка через лупу, презентация PowerPoint, картинки-подсказки, картинки-правила.

Словесные: вопросы, беседа; подведение итогов - обобщение детских исследований по данной теме (выводы).

Интеграция образовательных областей:

«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Предварительная работа:

Игры с песком, рассматривание слайдов, фотографий с видами построек из песка, беседы, знакомство с правилами безопасности при играх с песком.

Оборудование и материалы:

  • Подносы с песком на каждого ребенка
  • Лупа на каждого ребенка
  • Бутылочка с водой на каждого ребенка
  • Влажные салфетки
  • Песочница с влажным песком
  • Формочки на каждого ребенка на столах
  • Формочки на каждого ребенка (для замка) + совочки?????
  • Листы белой бумаги на каждого ребенка (на столах)
  • Световой стол
  • Доска магнитная
  • Презентация PowerPoint + схемы опытов и правила работы с песком

Ход образовательной деятельности:

Этапы

деятельностного подхода

Деятельность педагога

Деятельность детей

Мотивация

Проблематизация

Ребята, хотите поиграть?

Встанем рядышком, по кругу,  (пауза)

Скажем «Здравствуйте» друг другу.

Всем «Привет» и «Добрый день»!

Если каждый улыбнется-

Весело игра начнется.

(Раздается звук электронного письма)

Воспитатель:

- Ребята, что это за звук?

- Хотите узнать от кого это письмо? Почитаем письмо?

Ответы детей 

Дети встают в круг

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Целеполагание

(Включается видеоряд из мультфильма «Львенок и Черепаха»)

Письмо (зачитывает педагог):

«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Львенок. Наслышан я о группе вашей, о руках ваших умелых, об опытах интересных. Недавно, читала моя подружка Черепаха книгу и увидела там картинку прекрасного замка. Как же ей хочется жить в таком же замке. Я попробовал построить замок из песка. Ничего не получается, замок рассыпается и не хочет строиться. Помогите мне, пожалуйста, сделать сюрприз для Черепахи. Научите меня строить замок из песка. С уважением Ваш Львенок»

От кого, ребята, это письмо?

О чем в письме просит нас Львенок? Хотите ему помочь?

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Планирование будущей деятельности

Но чтобы помочь Львенку, давайте попробуем сначала сами разобраться, какими свойствами обладает песок и почему у него не получилось построить замок.

Реализация плана

Мы с вами пройдем в нашу лабораторию (к столам). Как настоящие ученые наденем халаты, чтобы наша одежда осталась чистой.

Ребята, вы помните правила игры с песком?

Молодцы, мои хорошие! Правила вы помните, знаете и выполняете, правда?

У вас на столах лежит белый лист бумаги, насыпьте немного песка на него. Что нам поможет хорошо рассмотреть песок и увидеть из чего он состоит?

Воспользуйтесь лупой. Внимательно рассмотрите его. Из чего же состоит песок?

Как выглядят песчинки? Какие они? Прилипают друг к другу или каждая может легко отделиться друг от друга?

Какой можно сделать вывод? Какой песок? Из чего состоит?

Воспитатель вывешивает на доску картинку-подсказку.

Подвести детей к выводу:

Воспитатель набирает песок в кулак, высыпает струйкой.

Что происходит с песком? Попробуйте сделать так же.

Легко ли он сыплется? Почему он легко сыплется?

А давайте из него что-нибудь слепим?

Получилось? Почему?

Какой можно сделать вывод? Какой песок? Почему не лепится?

Воспитатель вывешивает на доску картинку-подсказку.

Подвести детей к выводу:

Правильно из сухого песка ничего не слепить. А я открою вам один секрет, зато на сухом песке можно рисовать! Воспитатель вывешивает на доску картинку-подсказку. Подойдите ко мне, присаживайтесь. Сейчас мы порисуем.

Предложить нарисовать по стихотворению… (видеоряд из мультфильма «Осьминожки»)

Точка, точка, запятая

Вышла рожица кривая

Ручки, ножки, огуречик

Получился человечек…

А теперь добавим ножек

Получился осьминожек.

- Красивые получаются рисунки?

Вытирайте ручки салфетками и подходите ко мне.

- Понравилось вам рисовать на песке?

А сейчас встанем в круг и поиграем в черепашек – друзей Львенка. Сядем на корточки - спит черепашка.

Физкультминутка  «Черепашка»  под музыку из мультфильма «Львенок и Черепаха»

Черепашка утром рано

Встала с мягкого дивана.

Черепашка потянулась,

Солнцу в небе улыбнулась!

И надела черепашка

 

Свою в клеточку рубашку.

И, позавтракав немного, 

Собралась она в дорогу

По тропиночке пошла

Медленно и не спеша.

То направо повернет,

То налево, то вперед.

Ох, нелегок длинный путь!

Хорошо бы отдохнуть.

Черепашка вдруг зевнула,

Безмятежным сном уснула.

И, поспав часок – другой,

Медленно пришла домой.

Ребята, как же нам помочь Львенку построить замок из песка для Черепахи, если он сухой? Что нам для этого нужно?

Намочите ваш песок.

Что произошло? Куда делась вода? Попробуйте посыпать влажный песок. Получается? Почему?

Попробуйте это узнать, посмотрев через лупу. Что произошло с песчинками? Так же легко они друг от друга отделяются или им что-то мешает?

Какой можно сделать вывод? Какой стал песок? Почему не сыплется?

Воспитатель вывешивает на доску картинку-подсказку.

Подвести детей к выводу:

А если мы теперь попробуем что-то слепить или сделать, у нас получится, как вы думаете?

Попробуйте. Можете воспользоваться формочками.

Получилось? Почему вы смогли слепить куличики?

Что еще можно слепить из мокрого песка?

Какой можно сделать вывод? Почему он лепится?

Воспитатель вывешивает на доску картинку-подсказку.

Подвести детей к выводу:

Ребята, а о чем же просил нас Львенок?

Почему у него не получался замок? Что мы ему можем рассказать про песок?

Воспитатель обращает внимание детей на картинки, которые выставлялись в течение деятельности. Что такое песок? Из чего он состоит? Из какого песка Львенку нужно строить замок для Черепахи?

Ребята, а хотите попробовать сами построить замок для Черепахи? А мы его сфотографируем и отправим Львенку. Пусть учится.

Играет спокойная музыка. Воспитатель дает время детям поиграть в песок.

Ребята, покажите мне ваши умные глазки. Берем салфетки и вытираем ручки от песка.

Дети встают около столов.

Дети по очереди называют правила и вешают соответствующую картинку на магнитную доску.

  1. Будем дружно заниматься, только, чур, не обсыпаться.
  2. Попадет песок в глаза – будет больно нам тогда.
  3. Попадет песочек в рот – заболит у нас живот.
  4. Аккуратные мы детки – есть для рук у нас салфетки.
  5. А закончится игра, с мылом руки мыть тогда!

Ответы детей

Ответы детей (лупа)

Ответы детей (мелкие песчинки, камешки)

Ответы детей (разные, разной формы, размера, отличаются друг от друга по цвету).

Ответы детей

сухой песок состоит из отдельных мелких камушков-песчинок, которые разные по размеру, по цвету.

Ответы детей

Повторяют

Ответы детей

Пытаются лепить

Ответы детей

Ответы детей (песок сухой)

сухой песок легко сыплется и рассыпается на песчинки, которые не прилипают друг к другу, из него ничего нельзя слепить.

Садятся вокруг светового стола. Дети рисуют.

Ответы детей

Ответы детей.

Дети открывают глаза

Встают на ноги

Потягиваются

Улыбаются

Изображают, что одеваются

Руками в воздухе рисуют клетку

Изображают, что кушают

Изображают, что кладут что – то в сумку

Шагают на месте

Переходят на очень медленный шаг

Поворот вокруг себя направо

Поворот вокруг себя налево и в исходное положение

Изображают, что вытирают пот со лба

Садятся на корточки

Зевают

Руки под голову и закрывают глаза

В этом же положение изображают «храп»

Открывают глаза, занимают свои места

Ответы детей

Наливают воду

Ответы детей

Пытаются

Ответы детей

Ответы детей (песок стал мокрым, влажным, не сыпется, песчинки «склеились», прилипли друг к другу из-за воды).

Ответы детей

песок не сыплется, потому что песчинки намокли от воды и прилипли друг к другу.

Ответы детей

Лепят куличик

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

мокрый песок хорошо лепится, из влажного песка можно лепить  куличики, замки и разные поделки.

Ответы детей (научить строить замок)

Ответы детей

Ответы детей.

Дети подходят к песочнице и, с помощью формочек, строят замок из влажного песка.

Оценка и рефлексия

Как вы думаете, помогли мы Львенку и Черепахе? Чем помогли? Почему у нас это получилось?

Воспитатель предлагает встать детям полукругом около песочницы с замком и фотографируются.

Вы молодцы, хорошо и дружно поиграли, помогли Львенку, научили его правильно строить замок, но теперь нам пора заканчивать наши опыты:

Дружно хлопнули в ладоши,

Дружно топнули ногой.

Все, во что мы здесь играли,

Мы запомнили с тобой!

Мы закончили играть,

Нам теперь пора гулять.

Ответы детей

Хлопают в ладоши

Топают правой, затем левой ногой

Взялись за руки, покачали

Подняли указательный палец вверх

Хлопают в ладоши

Ходьба на месте


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста "Чудесный зимний лес"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию детей средней группы "Чудесный зимний лес"...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста Тема: «Необычное расследование»

Образовательная область: «Познавательное развитие»Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивна.Цель: создать условия для развития  у дет...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по математическому развитию детей среднего дошкольного возраста "Геометрические фигуры"

Конспект по математическому развитию детей среднего дошкольного возраста на тема "Геометрические фигуры"...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста Тема: «Необычное расследование»

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшего дошкольного возрастаТема: «Необычное расследование»  Образовательная область: «Познавательное раз...

Конспект Непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию детей среднего дошкольного возраста на тему: «Полевые цветы. Звук (ч)»

Формировать умение выделять и четко произносить звук (Ч) в словах и фразах, подбирать слова на заданный звук....

Конспект Непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста по познавательному развитию (окружающий мир) «Правила безопасности для малышей дома».

КонспектНепрерывной образовательной деятельностипо познавательному развитию детей среднего дошкольного возрастапо познавательному развитию (окружающий мир)«Правила безопасносКонспектНепрерывной ...