Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста "Чудесный зимний лес"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

Мартюшева Анастасия Юрьевна
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию детей средней группы "Чудесный зимний лес"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Всероссийский конкурс

«Лучшая методическая разработка» - 2014»

Образовательная область «Познание»

(развитие кругозора и познавательно-исследовательской деятельности в природе)

Непосредственно образовательная деятельность.

«Чудесный зимний лес»

(Средняя группа)

                                                           

Тема: «Чудесный зимний лес»

Возрастная группа: средняя.

Образовательная область «Познание»

Тип непосредственно образовательной деятельности: интегрированная непосредственно образовательная деятельность.

Цель: формирование экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста.

Задачи:

Обучающие:

- Уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни птиц.

- Закрепить обобщающее понятие «птицы».

- Дать понятие о том, как птицы подают голос.

Воспитательные: 

- Воспитывать бережное отношение к зимующим птицам.

- Воспитывать умение внимательно слушать ответы сверстников.

Развивающие: 

- Развивать интерес к условиям обитания зимующих птиц.

- Развивать логическое мышление.

- Способствовать развитию любознательности.

Интеграция образовательных областей:

«Коммуникация»

- Обогащать и активизировать словарь (каркает, стрекочет, чирикает, воркует).

- Активизировать использование прилагательных.

- Учить образовывать множественное число существительных в родительном падеже.

- Развивать фонематический слух.

«Художественное творчество»

- Продолжать учить рисовать техникой пуантилизм-пальцевая живопись (прием «лодочки качаются»-работа одним пальцем).

Интегративные качества:

- Развивать устойчивый интерес к различным видам деятельности.

- Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности.

Методы и приемы:

Наглядные (показ, демонстрация);

Словесные (беседа, объяснение, вопросы, речевой образец, художественное слово.);

Игровые (дидактические игры:  «Кого, чем угостим?», «Кто как голос подает?», «Один много»)

Практические (дидактическая игра: «Сложи птичку», прием «лодочки качаются» - работа одним пальцем).

Педагогические технологии: гуманно-личностные, игровые, информационные.

Здоровьесберегающие технологии: минутка настроения, динамические упражнения, пальчиковая гимнастика.

Индивидуальная работа: при необходимости помочь ребенку в освоении приема «лодочки качаются» - работа одним пальцем.

Оборудование и материалы: предметные картинки с изображением зимующих птиц (ворона, сорока, снегирь, дятел, воробей, синица, голубь), разрезные картинки птиц (пазлы), аудиозапись голосов зимующих птиц, ветка ягоды рябины, кормушка, мяч, гуашь, салфетки, волшебная палочка, стенд, лист бумаги с нарисованной веткой рябины без ягод.

ТСО: музыкальный центр, СD диск.

Предварительная работа: наблюдение на прогулке, беседы о зимующих птицах, чтение литературы.

Ход образовательной деятельности.

Этапы НОД

Действия педагога

Действия детей

Используемые

методы, приемы,

технологии

Предполагаемые

результаты

Вводная часть

I.Организационная

Цель: создание эмоцио-нального настрое- ния.

Основная часть

II.

Познава-

тельно -речевая деятель-ность

Цель:

Развитие познавательно речевой деятельности.

Заключительная часть

III.Обобщающий.

Цель: обобщить знания детей о пройден-ном материа-ле.

Дети заходят в группу вместе с педагогом, встают в круг.

-Ребята, давайте поприветствуем друг друга. Вытягивает вперед руку, сжатую в кулак с поднятым вверх большим пальцем и дети по очереди присоединяют свои кулачки в единый «столбик» и дружно произносят: «Всем, всем доброе утро!»

-Посмотрите за окошко. Какое сейчас время года? Правильно, зима. Вы хотите попасть в зимний лес? А на чем можно добраться до леса? Я предлагаю вам добраться до леса на лыжах.

Динамическое упражнение «Метель».

Ух ты, зимушка-зима, закружила, замела

Все дорожки, все пути ни проехать, ни пройти.

Мы на лыжи дружно встали, друг за другом побежали.

Вот мы и прибежали в лес. А вокруг лежит снег.

«Назови признак».

Ребята, расскажите мне про снег, какой он бывает?

Педагог хвалит детей за ответы.

Ведет их к импровизированному лесу, из искусственных деревьев. Чарующе читает стихотворение:

Зимний лес стоит печальный.

Кто под снегом прячет тайны?

Почему река молчит?

Птичья песня не звучит?

Осторожно в лес входите,

Тайны леса не будите.

-Как вы думаете, почему так тихо в лесу? (Птицы не поют.) Почему не поют птицы? (Улетели в теплые края.) Ребята, а я вижу здесь птичек. Значит, не все птички улетели. Разворачивает ель так, чтобы дети увидели, что на ней сидят птицы (синица, снегирь, сорока). Достает и показывает детям красивую коробку, в которой лежат разрезные картинки птиц.

- Вот и первый сюрприз нам зима приготовила. Проходите к столам, присаживайтесь.

- Каждый возьмет разрезную картинку и сложит ее.

Дидактическая игра «Сложи птичку».

Дети складывают из разрезных картинок птичек, каждый называет свою птичку.

-Кто изображен у тебя на картинке?

-Как назвать их, одним словом? (Птицы).

-Эти птицы остаются у нас зимовать. Значит, это, какие птицы? (Зимующие.)

-Молодцы вы хорошо справились с заданием. Теперь ребята вернемся снова в лес. Присаживайтесь на лесные пенечки.

-Ребята посмотрите, как много прилетело птиц. Рассмотрим их внимательно, какие они все разные. Почему их называют птицами? Чем они отличаются от животных? Как называются части тела птиц? Тело животных покрыто шерстью, а чем покрыто тело птиц? (Они летают, их тело покрыто перьями, есть клюв, крылья, лапы, голова, хвост, глаза, туловище.)

Дидактическая игра «Кого, чем угостим?»

-Сейчас зима, холодно. Скажите, как человек помогает птицам зимой? Чем мы можем их подкармливать? (развешивает кормушки на деревьях, чтобы подкармливать птиц пшеном, кусочками сала, семечками, ягодами рябины, крошками хлеба).

-Как много прилетело птиц, давайте их покормим! Я угощу ворону корочкой хлеба, а ты Соня? Молодцы дети снегиря покормили рябиной, синичку салом, воробья и голубя семечками, ворону и сороку крошками хлеба.

-Замечательно вы рассказали о птицах, покормили их, а теперь отдохнем, слепим снежки.

Физкультминутка. «Снежный колобок»

      Раз, два, три, четыре –

     Мы с тобой снежок слепили.

Круглый, крепкий, очень гладкий!

    Но совсем, совсем не сладкий!

     Раз – подбросим, два поймаем,

    Три – уроним и сломаем.

Дидактическая игра «Кто как голос подает?»

-Как много вы рассказали о птицах, а сможете узнать их голоса?  Ребята присаживайтесь на ковер послушайте это голос, какой птицы? Ребята мы с вами разговариваем, а голубь? (воркует).

Дидактическая игра «Один много».

-А вот и второй сюрприз, посмотрите какой мяч красивый. Встанем в круг, поиграем в игру «Один-много» Я буду кидать вам мяч и говорить: «Один воробей». А вы бросайте мне мяч обратно и отвечайте: «Много воробьев»

-Сейчас при помощи моей волшебной палочки мы с вами превратимся в снегирей. Воспитатель произносит заклинание: «Вокруг себя повернитесь, в снегирей вы превратитесь!»

Физкультминутка. «Снегири».

Вот на ветках, посмотри,

В красных майках снегири,

Распушили перышки,

Греются на солнышке,

Головой вертят, улететь хотят.

Кыш-кыш! Улетели!

За метелью! За метелью!

-Ребята чтобы снегири не остались зимой голодными, я предлагаю нарисовать для них ягоды рябины. Проходите к столам. Посмотрите, что это?

- Да ребята это ветка с ягодами рябины. Какого они цвета? Какой формы? Правильно ягоды рябины круглые, поэтому их очень удобно рисовать пальчиком. У вас на листе бумаги нарисована ветка рябины, но на ней нет ягод. Мы их сейчас нарисуем. - Для этого указательный палец макните в гуашь и приложите так чтобы на каждой веточке нарисовать ягоды рябины. Воспитатель вешает при помощи магнитов рисунки детей на доску.

-Молодцы, нарисовали много красивой рябины, теперь снегири будут сыты до самой весны.

-Где мы с вами были?

-О ком мы сегодня разговаривали?

-Что вы рисовали?

-Что вам понравилось?

Правильно, сегодня мы побывали в зимнем лесу, говорили о зимующих птицах. Вы нарисовали для них много ягод рябины. Мне приятно, что вам понравилось складывать разрезные картинки с изображением птиц, слушать, как они поют. Молодцы вы очень много знаете о зимующих птицах.

        

.

Дети встают в круг и

произносят приветствие.

Отвечают на вопросы воспитателя.

Дети идут за воспитателем друг за другом, выполняют движения, имитируя ходьбу на лыжах, по показу.

Дети подбирают определения: белый, пушистый, мягкий, легкий, липкий, мокрый, рыхлый, чистый, блестящий, хрустящий, искристый и др.

Идут за педагогом слушают стихотворение.

Отвечают на вопрос воспитателя, рассуждают.

Дети проходят к столам и складывают птицу из разрезных картинок.

Каждый называет птицу, которую сложил.

Дети проходят в «лес» и садятся на стульчики перед стендом, на котором расположены

предметные картинки с изображением зимующих птиц.

Отвечают на вопросы, рассуждают, делают умозаключение.

Дети подходят к

Предметным картинкам протягивают ладошку (имитируют кормление птиц) называют какую птицу и чем они хотят покормить.

Дети выполняют упражнение.

Дети прослушивают аудиозапись с голосами птиц: ворона - каркает, сорока - стрекочет, воробей-чирикает, голубь-воркует.

Дети встают в круг воспитатель, кидает ребенку мяч, проговаривая: «Один воробей». Ребенок отвечает: «Много воробьев».

Выполняют движения по показу воспитателя

Отвечают на вопросы.

Выполняют инструкцию воспитателя

Отвечают на вопросы воспитателя, рассуждают, делают умозаключение.

Минутка настроения

Словесный метод

(вопросы)

Динамическое упражнение «Метель»

Словесный метод

(наводящие и уточняющие вопросы.)

Художественное слово (чтение стихотворения.)

Словесный метод

(Наводящие и уточняющие вопросы.)

Практический метод (складывание разрезной картинки).

Словесный метод

(вопросы).

Наглядный метод (показ предметных картинок).

Словесный метод.

(беседа, вопросы)

Игровой метод.

(имитационное упражнение).

Словесный метод.

(вопросы,

речевой образец).

Пальчиковая гимнастика.

Словесный метод (вопросы, объяснение, повторное проговаривание).

Звуковой анализатор.

Информационные технологии.

Игровой метод Словесный метод (объяснение).

Динамическое упражнение

Словесный метод

(вопросы, объяснение).

Практический метод (прием «лодочки качаются»-работа одним пальцем).

Рефлексия

(беседа, вопросы).

Эмоциональный настрой детей.

Дети отвечают и заинтересованно слушают

Поднятие эмоционального тонуса

Активизация прилагательных в речи детей.

Эмоциональное погружение в действительность

Повышение познавательного интереса к занятию

Дети проявляют свои знания по теме.

Дети проявляют познавательный интерес к занятию, поддерживают беседу, показывают свои знания по теме.

Дети показывают  свои знания по теме,

испытывают

удовлетворение от сделанного доброго дела.

Развитие мелкой моторики.

Возникает желание поделиться знаниями с окружающими.

Дети учатся образовывать множественное число существительных в родительном падеже.

Улучшение настроения поднятие мышечного тонуса.

Удовлетворение от работы.

Рисунки детей.

Возникает желание поделиться знаниями с окружающими


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию детей средней группы "Вершки и корешки" с использованием ИКТ

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию в средней группе "Вершки и корешки"...

«План-конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста «Труд взрослых»

расширить знания детей  о своём детском саде, знать имена и отчества сотрудников детского сада...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию детей средней группы "Транспорт".

Конспект НОД по познавательному развитию детей средней группы  с использованием  ИКТ. Тема: "Транспорт"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста Тема. «Перелетные птицы. Трясогузка».

Цель. Формирование и закрепление знаний о перелетных птицах.Задачи. Образовательная: закреплять знания признаков весны, представлений о перелетных птицах, обобщающего понятия «перелетн...

Конспект Непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста по познавательному развитию (окружающий мир) «Правила безопасности для малышей дома».

КонспектНепрерывной образовательной деятельностипо познавательному развитию детей среднего дошкольного возрастапо познавательному развитию (окружающий мир)«Правила безопасносКонспектНепрерывной ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для среднего дошкольного возраста. Лексическая тема: "Транспорт"

Конспект непосредственно обазовательной деятельности по познавательному развитию для среднего дошкольного возраста. Лексическая тема: "Транспорт"...