Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста Тема. «Перелетные птицы. Трясогузка».
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Араптан Дан-Хаяа Мергеновна

Цель. Формирование и закрепление знаний о перелетных птицах.

Задачи

Образовательная: закреплять знания признаков весны, представлений о перелетных птицах, обобщающего понятия «перелетные птицы». Расширять, уточнять и активизировать словарь по теме.

Развивающая: развивать речевую активность, диалогическую речь, зрительное восприятие и внимание, мышление, мелкую и общую моторику, творческое воображение.

Воспитательная: формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности. Воспитывать бережное отношение к природе. Закрепить у детей навыки безопасной жизнедеятельности.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-комуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Предварительная работа. Наблюдение за птицами во время прогулок. Просмотр компьютерной презентации «Перелетные птицы», «Птицы, «Зимующие птицы». Беседа с детьми о перелетных птицах.

Материалы и оборудование. Компьютерная презентация «Перелетные птицы»; материалы для творчества: шаблоны трясогузки, шерстяная пряжа, двусторонний скотч, скамейки

Словарная работа: пернатые, перелетные, непоседливая, трясогузка,  ледоломка, сайлык, ручьишки, ледоход.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста

Тема. «Перелетные птицы. Трясогузка».

Цель. Формирование и закрепление знаний о перелетных птицах.

Задачи

Образовательная: закреплять знания признаков весны, представлений о перелетных птицах, обобщающего понятия «перелетные птицы». Расширять, уточнять и активизировать словарь по теме.

Развивающая: развивать речевую активность, диалогическую речь, зрительное восприятие и внимание, мышление, мелкую и общую моторику, творческое воображение.

Воспитательная: формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности. Воспитывать бережное отношение к природе. Закрепить у детей навыки безопасной жизнедеятельности.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-комуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Предварительная работа. Наблюдение за птицами во время прогулок. Просмотр компьютерной презентации «Перелетные птицы», «Птицы, «Зимующие птицы». Беседа с детьми о перелетных птицах.

Материалы и оборудование. Компьютерная презентация «Перелетные птицы»; материалы для творчества: шаблоны трясогузки, шерстяная пряжа, двусторонний скотч, скамейки

Словарная работа: пернатые, перелетные, непоседливая, трясогузка,  ледоломка, сайлык, ручьишки, ледоход.

Ход занятия

I часть

1.Организационный момент

 Цель: собрать  детей, настроить и подвести их к теме и цели занятия. 

Воспитатель: 

День сегодня светлый очень

удивить хочу я вас,

что-то очень интересное

рассказать хочу сейчас.

Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если стал теплее ветер,
Если птицам не до сна,
Если солнце ярче светит,
Значит, к нам пришла весна.

- Верно, к нам пришла весна, она сменила зиму.

2. Игровое упражнение «Какая весна бывает?»

Цель: Обогатить словарь детей по данной теме.

Воспитатель: А какой  весна бывает?

Ответы детей: Весна бывает тёплая, радостная, звонкая, ветреная,  солнечная, зелёная, дождливая, ранняя, поздняя.

 3.Игровое упражнение «Назови признаки весны»

Цель: Закрепить знания  детей о сезонных весенних изменениях в природе.

Воспитатель:
А теперь мы поиграем, я говорю начало предложения, а вы его заканчиваете.

- Зимой солнце тусклое, а весной (яркое );

- Зимой солнце холодное, а весной (теплое );

- Зимой ветер холодный, а весной (теплый)

- Зимой день короткий, а весной (длинный)

- Осенью снег выпадает, а весной снег (тает)

- Осенью птицы улетают, а весной птицы (прилетают)

 Воспитатель: Весной к нам прилетают наши пернатые друзья. Как называют птиц, которые улетают на зиму в тёплые края, а весной возвращаются обратно.

Ответы детей: перелётные.

Воспитатель: Девочки и мальчики, приготовьте пальчики. Поиграем в игру «Птицы прилетели»

4. Пальчиковая игра «Птицы прилетели»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Тили-тели, тили-тели –

С юга птицы прилетели! (Скрестить большие пальцы, помахать ладошками).

Прилетел к нам скворушка – Серенькое перышко. (Поочередно сгибать пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки).

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей?

Трясогузка, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж – (Снова, скрестив большие пальцы, помахать ладошками)

Все вернулись, прилетели,

Песни звонкие запели! (Указательным и большим пальцами изобразить, как поет птица.)

II часть

5. Введение в тему

Воспитатель: Не все перелетные птицы возвращаются на родину в одно время - одни прилетают раньше, другие позже.

Ребята, а что такое Родина? Родина – это место, где появился на свет. Для нас Родина – это Республика Тыва, природа у нас в республике разнообразная.  И перелетных птиц у нас много – скворцы, жаворонки, журавли, ласточки, коршуны, горихвостки и другие птицы.

Демонстрация слайдов «Перелетные птицы» со звуковым сопровождением

Сегодня мы поговорим о птице, которая несет весну на своем хвостике – да, да я не оговорилась, не на крыльях, а на хвостике! А чтобы нам ее увидеть, нужно прогуляться на берег реки. Но сначала давайте вспомним некоторые правила «Азбуки безопасности». Внимание на экран.

Демонстрируются слайды «Правила поведения у водоема»

Цель: закрепление у детей навыков безопасной жизнедеятельности

Воспитатель: Вот теперь мы можем отправляться на прогулку.

Дети вместе с воспитателем под музыку идут на прогулку сначала «змейкой», затем «приставным шагом», снова «змейкой» и снова «приставным шагом».

Воспитатель предлагает присесть на скамейку и обращает внимание детей на птичку, которая бегает по льду реки.

Демонстрация слайдов

Воспитатель:

Посмотрите ребята, по льду бегает маленькая непоседливая птичка. Это трясогузка. Давайте все вместе повторим название этой птички.

Дети: Трясогузка

Воспитатель: Бежит трясогузка маленькими шажками, кивает головкой и не переставая трясет хвостиком. В народе эту птичку называют ледоломкой и говорят так: «Ледоломка хвостиком лед на реке ломает» У тувинского народа трясогузка зовется сайлык. Еще раз повторим, чтобы запомнить.

Дети: Трясогузка, ледоломка, сайлык

Воспитатель: Спинка и бока у неё серые, брюшко белое, верхняя часть грудки, хвост и крылья чёрные, блестящие, украшенные по краям белыми пёрышками. Хвостик узкий и длинный. Ножки тоненькие. Свои гнезда трясогузки обычно устраивают в кустах по берегам рек и ручьёв. Гнездо трясогузки вьют из соломинок и тонких веточек, устилают его пухом. Как вы думаете, чем питается трясогузка, если она живет по берегам рек, в парках и скверах?

Ответы детей: Насекомыми, пауками

Воспитатель: Верно, вблизи воды им легче раздобыть корм и себе и птенцам. Послушайте песенку трясогузки.

Демонстрация слайда «Песня трясогузки» со звуковым сопровождением

Воспитатель: А теперь скажите,  может ли трясогузка, такая маленькая и хрупкая птичка своим хвостиком сломать на речке толстый лед?

Ответы детей: Нет не может.

Воспитатель: Лед на реке ломает талая вода из ручьев, ручейков и ручьишек, которые стекают под лед и выдавливают его. Поэтому лед трещит, ломается и начинается ледоход.

А теперь нам пора возвращаться.

Дети вместе с воспитателем под музыку возвращаются с прогулки сначала «змейкой», затем «приставным шагом», снова «змейкой» и снова «приставным шагом».

III часть

6. Заключительная часть

Рефлексия

-Что вам больше всего понравилось на занятии?

- Куда мы ходили с вами на прогулку?

- О какой птице вы сегодня узнали?

-Как называют трясогузку у разных народов?

Воспитатель: Молодцы, мне понравилось как  вы сегодня работали на занятии. Вы были активными, дружными. А теперь я предлагаю вам сделать картину-сюрприз своими руками. Подойдите к столам. Почему эта картина-сюрприз - потому, что вы до самого конца не будете знать, что вы делаете. Я предлагаю вам наклеить нарезанную пряжу на скотч, вверху картины пряжу черного цвета, внизу зеленого цвета.

Дети выполняют задание воспитателя

Воспитатель: А теперь сюпризный момент – я наклеиваю сверху шаблон и у нас получается…..

Воспитатель показывает детям картину.

Дети: Трясогузка!

Воспитатель: Вставим нашу картину в рамочку. Это вам подарок в группу. А еще в память о нашем занятии я хочу вам подарить вот такие открытки-сюрпризы. Спасибо всем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию детей средней группы "Вершки и корешки" с использованием ИКТ

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию в средней группе "Вершки и корешки"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста "Чудесный зимний лес"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию детей средней группы "Чудесный зимний лес"...

«План-конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста «Труд взрослых»

расширить знания детей  о своём детском саде, знать имена и отчества сотрудников детского сада...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию детей средней группы "Транспорт".

Конспект НОД по познавательному развитию детей средней группы  с использованием  ИКТ. Тема: "Транспорт"...

конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста

«Сказочный мир»(конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста)ВоспитательНаталья Анатольевна Ханджян Цель: вызвать инт...

Конспект Непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста по познавательному развитию (окружающий мир) «Правила безопасности для малышей дома».

КонспектНепрерывной образовательной деятельностипо познавательному развитию детей среднего дошкольного возрастапо познавательному развитию (окружающий мир)«Правила безопасносКонспектНепрерывной ...