Организация совместной деятельности педагога и детей по экспериментированию в подготовительной к школе группе
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Васильева Лариса Валерьевна

В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Экспериментирование в полной мере способствует развитию этих качеств у современных детей. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Оно является наиболее успешным путём ознакомления детей с  окружающей их действительностью. Представленное мной перспективное планирование составлено так же, как и другие методические материалы, на основе комплексно-тематического планирования ДОУ, в этом и заключается его удобство!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon eksperimentirovanie_podgotovitelnaya_gruppa.doc244.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация совместной деятельности педагога и детей

по экспериментированию

в подготовительной к школе группе

составитель

старший воспитатель

Васильева Л.В.

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации.

В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. Хотим, чтобы они выросли самостоятельными, творческими личностями.

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал.

Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В системе разнообразных знаний об окружающем мире особое место занимают знания о явлениях неживой природы. В повседневной жизни ребенок неизбежно сталкивается с новыми, незнакомыми ему предметами и явлениями неживой природы и у него возникает желание узнать это новое, понять непонятное.

Цель экспериментирования с детьми дошкольного возраста: познание окружающего мира через личный опыт

Задачи:

  • Рассмотреть познавательную инициативу как одну из важных задач познавательного развития.
  • Создать условия для поисковой деятельности и элементарного детского экспериментирования.
  • обеспечивать самостоятельное проведение опыта детьми (с небольшой подстраховкой воспитателя), соблюдая технику безопасности.
  • Развивать чувственный аппарат (обоняние, осязание, слух, зрение, вкус). Развивать память, внимание, мышление, речь.
  • Развивать интеллектуальные способности, прогнозирование, планирование, построение гипотезы. Развивать познавательную активность.
  • Развивать самостоятельность детей в постановке целей, прогнозировании событий, принимаемых действий. Поощрять оригинальность и выразительность решений.

                         

Требования к оформлению и содержанию центра  экспериментальной  деятельности

Материалы, находящиеся в уголке распределяются по разделам: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Стекло», «Резина» и т.д. расположены в доступном для экспериментирования месте и в достаточном количестве.

Оборудование

  • Приборы – помощники: увеличительные стёкла, весы, песочные часы, компас, магниты, сантиметровая лента, линейка.
  • Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объёма и формы.
  • Природный материал: шишки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.
  • Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.
  • Технические материалы: гайки, скрепки, болты, винтики, детали конструктора и т.д.
  • Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.
  • Красители: гуашь, акварель и т.д.
  • Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы, (без игл), мерные ложки, ёмкости, резиновые груши и т.д.
  • Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, пилки, сито, свечи и т.д.

Дополнительное оборудование

  • Детские халаты, клеенчатые фартуки, контейнеры для хранения мелких и сыпучих предметов.
  • Карточки – схемы проведения экспериментов на плотной бумаге.
  • Дневник экспериментов с зарисовкой хода эксперимента.
  • Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.
  • Материал, находящийся в уголке должен соответствовать среднему уровню развития ребёнка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на детей с высоким уровнем развития.

   


                                                  Планирование по экспериментированию в подготовительной к школе группе

Тематический  блок

Мой любимый детский сад

Неделя знаний

Неделя дружбы, вежливости и добрых дел

Игрушки

Е.В.Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром):

  • «Световой луч» стр.92
  • «Наша группа» стр.98 или стр.174 О.В.Дыбина «Неизведанное рядом»
  • «Запасливые стебли» стр.106 или стр.128 О.В.Дыбина «Неизведанное рядом»

«Осень»   

 

Е.В.Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром):

  • «Что есть в почве?» стр.87
  • «Изобретаем прибор для вскапывания почвы» стр.88
  • «Заплесневелый хлеб» стр.89 или стр. 138 О.В.Дыбина «Неизведанное рядом»
  •  «Могут ли животные жить в земле?» стр.91
  • «Наверх!» стр.91

О.В.Дыбина «Неизведанное рядом»:

  • «Лес – защитник и лекарь» стр.131
  • «Как видят летучие мыши?» стр.161
  • «В мире животных» стр.172
  • «Комнатный садик» стр.172

Н.В.Нищева «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах»:

  • Конспект занятия «Где прячется крахмал?» стр.181
  • Конспект занятия «Живая земля» стр.199

«Мой дом и моя семья»

Е.В.Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром):

  • «Мир тканей» стр.98 или стр.167 О.В.Дыбина «Неизведанное рядом»
  • «Как не обжечься?» стр.93, 94 (опыт №1, опыт №2 и опыт №3) или стр165 О.В.Дыбина «Неизведанное рядом»
  • «Почему лампочка светит?» стр.95 или стр.154 О.В.Дыбина «Неизведанное рядом»
  • «Соломенный буравчик» стр.100 или стр.144 О.В.Дыбина «Неизведанное рядом»
  • «Много – мало» стр.106 или стр.127 О.В.Дыбина «Неизведанное рядом»

О.В. Дыбина «Неизведанное рядом»:

  • «Дом из ткани» стр.177
  • «Дом, в котором я живу» стр.177
  • «Дом будущего» стр.178
  • «Куда тянутся корни?» стр.127
  • «Как задуть свечу из воронки?» стр.145
  • «Крепкий спичечный коробок» стр.146
  • «Как увидеть молнию?» стр.154
  • «Спичечный телефон» стр.158
  • «Мир пластмасс» стр.168

Н.В.Нищева «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах»:

  • Конспект занятия «Волшебное электричество» стр.176
  • Конспект занятия «Электрические чудеса» стр.250
  • Конспект занятия «Опасное и неопасное электричество» стр.262

«Мой город. Моя страна. Моя планета»

Е.В.Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром):

  •  «Свечка в банке» стр.101 или стр.145 О.В.Дыбина «Неизведанное рядом»

О.В. Дыбина «Неизведанное рядом»:

  • «Жилище человека в древностии» стр.175
  • «Бережливые растения» стр.128
  • «Почему в тундре всегда сыро?» стр.132
  • «Какие корни у растений тундры?» стр.135
  • «Где быстрее?» стр.133
  • «Почему в пустыне бывают росы?» стр.133
  • «Почему в пустыне мало воды?» стр.134
  • «Необычные корни» стр.136
  • «Полярное сияние» стр.153
  • «Далеко – близко» стр.166
  • «Чем ближе, тем быстрее» стр.167
  • «Вулкан» стр.173

«Сибирь - наш край родной»

Е.В.Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром):

  • «Водяная мельница» стр.90
  • «Фильтрование воды» стр.90

О.В.Дыбина «Неизведанное рядом»:

  • «Почему меньше?» стр.129
  • «Могут ли жить растения без корней?» стр.136

Н.В.Нищева «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах»:

  • Конспект занятия «Фильтрование воды» стр.219

Зимушка зима

Новый год

Зимние праздники 

Е.В.Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром):

  • «Замерзание жидкостей» стр.95 или стр.141 О.В.Дыбина «Неизведанное рядом»
  • «Ледяной дом» стр.97 или стр.175 О.В.Дыбина «Неизведанное рядом»
  • «Когда в Арктике лето?» стр.129
  • «Почему летом в Арктике солнце не заходит?»

О.В.Дыбина «Неизведанное рядом»:

  • «Изменение объёма жидкости» стр.142
  • «Вода двигает камни» стр.142
  • «Круговорот воды» стр.142
  • «Большие – маленькие» стр.146
  • «Горячо – холодно» стр. 161

Методический кабинет:

  • «Почему не тонут айсберги?»

Народная культура

О.В.Дыбина «Неизведанное рядом»:

  • «Влажное дыхание» стр.134
  • «Почему в пустыне у животных окрас светлее, чем в лесу?» стр.135
  • «Мы пишем книгу» стр.178

Н.В.Нищева «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах»:

  • Конспект занятия «Природные красители» стр.187

Мой организм, мои помощники, мое здоровье  

Е.В.Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром):

  • «Сколько ушей?» стр.86
  • «Большой – маленький» стр.87

О.В.Дыбина «Неизведанное рядом»:

  • «Растущие малютки» стр.138
  • «Фильтрование воды» стр.143

Н.В.Нищева «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах»:

  • Конспект занятия «Наш друг – Летунчик» стр.224

Защитники земли русской

О.В.Дыбина «Неизведанное рядом»:

  • «Парашют» стр.144
  • «Парашют – зонтик» стр.169
  • «Лодка» стр.170

Н.В.Нищева «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах»:

  • Конспект занятия «Секретное письмо» стр.185

Международный женский день

О.В.Дыбина «Неизведанное рядом»:

  • «Быстрые растения» стр.136
  • «По.щая струна» стр.160

«Весна»  

Е.В.Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром):

  • «Почему говорят «Как с гуся вода»?» стр.96
  • «Радуга на стене» стр.103 или стр.150 О.В.Дыбина «Неизведанное рядом»
  • «Запасливые стебли» стр.106
  • «Как листья становятся питанием для растений» стр.89

Н.В.Нищева «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах»:

  • Конспект занятия «Загадки красавицы весны» стр.228
  • Конспект занятия «Путешествие Капельки» стр.232

 «Неделя театра, смеха, книги и сказок»

Е.В.Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром):

  • «Компас» стр.103
  • «Магнит рисует» стр.104 или стр.153 О.В.Дыбина «Неизведанное рядом» «Необычная картина»

О.В.Дыбина «Неизведанное рядом»:

  • «Почемучкины вопросы» стр.148
  • «Волшебный круг» (1,2) стр.151
  • «Излучение» стр.150
  • «Волшебные превращения» (1,2) стр.163, 164
  • «Магнитный театр» стр.170
  • «Дом на курьих ножках» стр.176

«Мы и космос»

Е.В.Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром):

  • «Звуки в воде» стр. 101 или стр.158 О.В.Дыбина «Неизведанное рядом»
  • «Земля – магнит» стр.104 или стр. 152 О.В.Дыбина «Неизведанное рядом»

О.В.Дыбина «Неизведанное рядом»:

  • «Как в джунглях?» стр.131
  • «Как появились моря и океаны?» стр.137
  • «Живые комочки» стр.137
  • «Как появились острова, материки?» стр.140
  • «Как увидеть притяжение?» стр.154
  • «Выбери» стр.155
  • «Почему легче?» (1,2,3) стр.155
  • «Как дождинки» стр.156
  • «Передай секрет» стр.157
  • «Покорение космоса» стр.179

Н.В.Нищева «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах»:

  • Конспект занятия «Космос» стр.208
  • Конспект занятия «Письмо из сказки» стр.274

Живые существа и человек:

Е.В.Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром):

  • «Почему комар пищит, а шмель жужжит?» стр.102 или стр.159 О.В.Дыбина «Неизведанное рядом»
  • «Чем нюхает червяк?» стр.105 или стр.139 О.В.Дыбина «Неизведанное рядом»

О.В.Дыбина «Неизведанное рядом»:

  • «Присоски» стр.139
  • «Почему исчезли панцирные рыбы?» стр.139
  • «Почему первые птицы не летали?» стр.140
  • «Почему динозавры были такими большими?» стр.141
  • «Сухим из воды» стр.147
  • «Почему мышонок не услышал щуку» стр.160

Н.В.Нищева «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах»:

  • Конспект занятия «Жалобная книга природы» стр.237

День победы!

«Боевая слава нашего народа»

О.В.Дыбина «Неизведанное рядом»:

  • «Мы пишем книгу» стр.178

Транспорт «Неделя ПДД»

О.В.Дыбина «Неизведанное рядом»:

  • «Автомобиль будущего» стр.174
  • «Мы пишем книгу» стр.178

Что нам лето принесёт?

О.В.Дыбина «Неизведанное рядом»:

  • «Где самое жаркое лето?»
  • «Вертушка» стр.143
  • «Реактивный шарик» стр.143
  • «Передача солнечного зайчика» стр.149
  • «Разведчики» стр.149
  • «Разноцветные огоньки» стр.149

Н.В.Нищева «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах»:

  • Конспект занятия «Свет и цвет» стр.239

Скоро в школу

Н.В.Нищева «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах»:

  • Занятие-исследование «Волшебное превращение линии» стр.189


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация совместной деятельности педагога и детей по экспериментированию в младшей группе

В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Экс...

Организация совместной деятельности педагога и детей по экспериментированию в средней группе

В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Экс...

Организация совместной деятельности педагога и детей по экспериментированию в старшей группе

В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Экс...

Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми 6-7 лет, подготовительной к школе группы

Рабочая программасовместной деятельности педагога с детьми 6-7 лет, подготовительной к школе группы;составлена на основе  примерной программы дошкольного образования «Истоки»под редак...

Рабочая программа для совместной деятельности педагога с детьми 6-7 лет подготовительной к школе группы в соответствии с ФГОС ДО.

Рабочая программа для совместной деятельности педагога с детьми 6-7 лет подготовительной к школе группы в соответствии с ФГОС ДО....

Конспект организации совместной деятельности воспитателя с детьми (ручной труд) в подготовительной к школе группе.

Программное содержание: Вовлечь детей в дизайнерское творчество, для изготовления  украшений в группу к Новому году.Формировать навыки  работы с бумагой. Совершенствовать умения в складывани...

Рабочая программа совместной деятельности педагогов с детьми 6-7 лет подготовительной к школе группы

Рабочая программа совместной деятельности педагогов с детьми 6-7 лет подготовительной к школе группы...


 

Комментарии

 Лещенко Елена Станиславовна

Замечательная подборка, нашла для себя нужный материал. Спасибо!