Организация совместной деятельности педагога и детей по экспериментированию в старшей группе
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему

Васильева Лариса Валерьевна

В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Экспериментирование в полной мере способствует развитию этих качеств у современных детей. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Оно является наиболее успешным путём ознакомления детей с  окружающей их действительностью. Представленное мной перспективное планирование составлено так же, как и другие методические материалы, на основе комплексно-тематического планирования ДОУ, в этом и заключается его удобство!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon eksperimentirovanie_starshaya_gruppa.doc231.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация совместной деятельности педагога и детей

по экспериментированию

в старшей группе

составитель

старший воспитатель

Васильева Л.В.

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации.

В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. Хотим, чтобы они выросли самостоятельными, творческими личностями.

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал.

Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В системе разнообразных знаний об окружающем мире особое место занимают знания о явлениях неживой природы. В повседневной жизни ребенок неизбежно сталкивается с новыми, незнакомыми ему предметами и явлениями неживой природы и у него возникает желание узнать это новое, понять непонятное.

Цель экспериментирования с детьми дошкольного возраста: познание окружающего мира через личный опыт

Задачи:

  • Рассмотреть познавательную инициативу как одну из важных задач познавательного развития.
  • Создать условия для поисковой деятельности и элементарного детского экспериментирования.
  • обеспечивать самостоятельное проведение опыта детьми (с небольшой подстраховкой воспитателя), соблюдая технику безопасности.
  • Развивать чувственный аппарат (обоняние, осязание, слух, зрение, вкус). Развивать память, внимание, мышление, речь.
  • Развивать интеллектуальные способности, прогнозирование, планирование, построение гипотезы. Развивать познавательную активность.
  • Развивать самостоятельность детей в постановке целей, прогнозировании событий, принимаемых действий. Поощрять оригинальность и выразительность решений.

                         

Требования к оформлению и содержанию центра  экспериментальной  деятельности

Материалы, находящиеся в уголке распределяются по разделам: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Стекло», «Резина» и т.д. расположены в доступном для экспериментирования месте и в достаточном количестве.

Оборудование

  • Приборы – помощники: увеличительные стёкла, весы, песочные часы, компас, магниты, сантиметровая лента, линейка.
  • Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объёма и формы.
  • Природный материал: шишки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.
  • Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.
  • Технические материалы: гайки, скрепки, болты, винтики, детали конструктора и т.д.
  • Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.
  • Красители: гуашь, акварель и т.д.
  • Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы, (без игл), мерные ложки, ёмкости, резиновые груши и т.д.
  • Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, пилки, сито, свечи и т.д.

Дополнительное оборудование

  • Детские халаты, клеенчатые фартуки, контейнеры для хранения мелких и сыпучих предметов.
  • Карточки – схемы проведения экспериментов на плотной бумаге.
  • Дневник экспериментов с зарисовкой хода эксперимента.
  • Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.
  • Материал, находящийся в уголке должен соответствовать среднему уровню развития ребёнка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на детей с высоким уровнем развития.

 


                                                                   Планирование по экспериментированию в старшей группе

Тематический  блок

Мой любимый детский сад

Неделя знаний

Неделя дружбы, вежливости и добрых дел

Игрушки

О.В. Дыбина «Неизведанное рядом»:

  • «Может ли растение дышать?» стр.55
  • «Есть ли у растений органы дыхания?» стр.55
  • «Нужен ли корешкам воздух?» стр.56
  •  «Выпрямившийся стебель» стр.68
  • «Испарение влаги с листьев растений» стр.70
  • «Почему меньше?» стр.71
  • «Бережливые растения» стр.71
  • «Что чувствуешь?» стр.71
  • «Что изменилось?» стр.72

Е.В.Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром):

  • «Кошмарное поведение за столом» стр.84

«Осень»   

 

О.В. Дыбина «Неизведанное рядом»:

  • «Что выделяет растение?» стр.57
  • «Во всех ли листьях есть питание?» стр.57
  • «С водой и без воды» стр.58
  • «Лабиринт» стр.62
  • «В погоне за светом» стр.62
  • «Что нужно для питания растениям?» стр.63
  • «У кого какие клювы?» стр.64
  • «Живой кусочек» стр.67
  • «Что внутри?» стр.67

Е.В.Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром):

  • «Где растут грибы?» стр.66
  • «Почему осенью листья желтеют?» стр.67

«Мой дом и моя семья»

О.В. Дыбина «Неизведанное рядом»:

  • «Что потом?» стр.63
  • «Фабрика питания» стр.63
  • «Для чего корешки» стр.65
  • «Как увидеть движение воды через корешки?» стр.65
  • «Вверх к листочкам» стр.68
  • «Как по стебелькам» стр.69
  • «По-разному» стр.69
  • «Запасливые стебли» стр.69
  • «Если не видишь?» стр.77

«Мой город. Моя страна. Моя планета»

Е.В.Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром):

  • «Посадим дерево» стр.68
  • «Уличные тени» стр.69
  • «Почему всё падает на землю?» стр.70
  • «Колющие и режущие предметы из разных материалов» стр.75
  • «Где живёт эхо?» стр.81

Н.В.Нищева «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах»:

  • «Как происходит извержение вулкана?» стр.95

«Сибирь - наш край родной»

О.В. Дыбина «Неизведанное рядом»:

  • «Почему осенью цветы вянут?» стр.61

Е.В.Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром):

  • «Как измерить тепло?» стр.71

Н.В.Нищева «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах»:

  • Конспект занятия «Чудо-вода» стр.97

Зимушка зима

Новый год

Зимние праздники 

Е.В.Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром):

  • «Какие свойства?» стр.72
  • «Разноцветные сосульки» стр.75
  • «Горнолыжник» стр.76

Н.В.Нищева «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах»:

  • Конспект занятия «Тайны снега и льда» стр.130
  • Конспект занятия «Весёлый снеговик» стр.160

Народная культура

Е.В.Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром):

  • «Родственники стекла» стр.71

Мой организм, мои помощники, мое здоровье  

Е.В.Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром):

  • «Проверим слух» стр.63
  • «Наши помощники – глаза» стр.64
  • «Фрукты: как их можно есть?» стр.65
  • «Большой – маленький» стр.78

Н.В.Нищева «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах»:

  • Конспект занятия «Воздух видимый и невидимый» стр.138
  • Конспект занятия «Что узнал Незнайка о сахарном песке и соли, или определение свойств разных веществ» стр.142
  • Конспект занятия «Знакомый незнакомец апельсин» стр.164

Защитники земли русской

Огород на окне

О.В. Дыбина «Неизведанное рядом»:

  • «На свету и в темноте» стр.58
  • «В тепле и в холоде» стр.59
  • «Кому лучше?» стр.59
  • «Как быстрее?» стр.60
  • «Зелёные фигурки» стр.61
  • «Вершки – корешки» стр.66
  • «Растение – насос» стр.66

Н.В.Нищева «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах»:

  • Конспект занятия «В гостях у профессора Всезная» стр.157

Международный женский день

Е.В.Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром):

  • «Помощница вода» стр.67
  • «Пар – тоже вода» стр.67
  • «Лупа» стр.82

Н.В.Нищева «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах»:

  • «Цветок для мамы» стр.146

«Весна»  

«Природа оживает»

Растительный и животный мир весной

Е.В.Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром):

  • «Как легче плавать?» стр.74
  • «Ветер в комнате» стр. 78
  • «Упрямый воздух» стр.79,80

Н.В.Нищева «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах»:

  • Конспект занятия «Воздух-невидимка» стр.115
  • Конспект занятия «Удивительные камни» стр.121
  • Конспект занятия «Поговорим о весне» стр.149

«Неделя театра, смеха, книги и сказок»

Е.В.Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром):

  • «Волшебный шарик» стр.73
  • «Волшебники» стр.73
  • «Два магнита» стр.82

«Мы и космос»

Е.В.Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром):

  •  «Коробочка с секретом» стр.80
  • «На орбите» стр.83
  • «Тёмный космос» стр.83

Живые существа и человек:

О.В. Дыбина «Неизведанное рядом»:

  • «Дышат ли рыбы?» стр.64

Н.В.Нищева «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах»:

  • Конспект занятия «Моллюски» стр.125

День победы!

«Боевая слава нашего народа»

О.В. Дыбина «Неизведанное рядом»:

  • «За светом» стр.70

Транспорт «Неделя ПДД»

О.В. Дыбина «Неизведанное рядом»:

  • «Где цветы?» стр.72
  • «Как пчёлки переносят пыльцу?» стр.73
  • «Помоги растению» стр.73
  • «Кто поможет?» стр.73

Е.В.Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром):

  • «Холодное и тёплое помещение для растений» стр.85

Н.В.Нищева «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах»:

  • Конспект занятия «Транспорт, какой он?» стр.110

Что нам лето принесёт?

О.В. Дыбина «Неизведанное рядом»:

  • «Зачем им крылышки?» стр.74
  • «Зачем одуванчику парашютики?» стр.74
  • «Зачем репейнику колючки?» стр.75


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Организация совместной деятельности педагога и детей дошкольного возраста". Сообщение из опыта работы.

"Организация совместной деятельности педагога и детей дошкольного возраста". Сообщение из опыта работы....

«Организация совместной деятельности педагогов и детей в ДОУ в соответствии с ФГТ».

Отталкиваясь от тематического плана, возьмем тему «В гостях у сказки». На данном примере рассмотрим, как можно организовать совместную деятельность  педагогов и детей в ДОУ.Далее, ра...

Организация совместной деятельности педагога и детей по экспериментированию в младшей группе

В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Экс...

Организация совместной деятельности педагога и детей по экспериментированию в средней группе

В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Экс...

Организация совместной деятельности педагога и детей по экспериментированию в подготовительной к школе группе

В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Экс...

Семинар-практикум «Организация совместной деятельности педагога и детей с учётом гендерного подхода к воспитанию»

Основная задача гендерного воспитания прописана в ФГОС ДО, в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»: формировать ценностное отношение личности ребенка к себе как носителю гендерн...

"Организация совместной деятельности педагога и детей. Самостоятельная деятельность детей"

СТАТЬЯ СОДЕРЖИТ ИНФОРМАЦИЮ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА И ДЕТЕЙ, О САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ. В  СТАТЬЕ ПОДРОБНО ОПИСАНЫ ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТ...