"Организация совместной деятельности педагога и детей дошкольного возраста". Сообщение из опыта работы.
статья по теме

Балабанова Ольга Егоровна

"Организация совместной деятельности педагога и детей дошкольного возраста". Сообщение из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovm_deyat.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

                         

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №88» общеразвивающего вида

    Подготовила: Балабанова О.Е., воспитатель

первой квалификационной категории

ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА И ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Отечественная и зарубежная психология,  изучающая дошкольный возраст, единодушно подтверждает жизненно важную роль взрослого на этом этапе развития (Л.Выготский,  Д.Эльконин, А.Запорожец, М.Лисина и др.). Маленькие дети особенно восприимчивы к стилю взаимодействия  с ним взрослого, они очень чувствительны к мнению и оценке взрослого и беззащитны перед любимыми  формами давления и агрессии с его стороны. За каждым ребенком должно быть  признанным право на прохождение собственного пути самосовершенствования, самореализации, становление его способности быть «субъектом собственной жизни в мире».  

Одним из основных условий усвоения ребенком позиции субъекта деятельности является такая совместная деятельность, где каждый ее компонент от цели до результата оформляется совместно (педагогом и детьми), где образовательное содержание несет в себе элемент открытой проблемности как для ребенка, так и для взрослого.

Педагогические принципы, методы и приемы задают лишь ориентиры деятельности. Для ребенка неизвестным выступает принцип решения поставленной перед ним задачи – новый общий способ действия, для взрослого  искомыми являются конкретные пути поиска и открытия этого принципа детьми. В русле этого типа совместной деятельности «обмен информацией» уступает место специфическому «обмену возможностями», протекающему между ребенком и взрослым.

         Психологический словарь так практикует понятие «совместная деятельность» - это организованная система активности взаимодействия индивидов, направленная на целесообразное производство  объектов материальной и духовной культуры.

При организации совместной деятельности педагог должен отражать следующие  характеристики:

  1. пространственное  и временное соприсутствие участников, создающие возможность непосредственного личного контакта между ними в плане обмена действиями и обмена информацией.

Эта характеристика направляет педагога на создание условий для совместного взаимодействия в данном пространстве. Переход  от самостоятельной детской деятельности к мотивированной совместной  деятельности  с педагогом должен быть естественным. Кто – то сразу откликается.  Кто – то позже, главное – добровольное участие детей. Поэтому рефлексией для педагога станет то, насколько он знает своих детей. Знает себя и свои реакции на возможные их действия. Поможет педагогу привлечь детей наличие материала, продуманность его размещения с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей воспитанников.

  1. Наличие общей цели, отвечающей запросам и интересам всех участников, предвосхищает результат, опыт общения, интересы и способы реализации потребностей каждого из участников.

Эта характеристика подразумевает проектирование деятельности. Постановка общей цели совместной деятельности,  удовлетворяющей интересам всех участников, включает в себя два уровня задач:

  • постановка и решение педагогических задач;
  • постановка практической задачи перед детьми.

Постановка задачи перед детьми должна быть мотивирована в соответствии с возрастом и индивидуальными интересами детей. В совместной деятельности в качестве ведущих психологических задач выступают задачи, с помощью которых педагог изучает возможности детей, осуществляет поиск решения детьми поставленной задачи в моделях «взрослый – ребенок», «ребенок – ребенок», «ребенок – персонаж», «взрослый – ребенок – персонаж» и пр.  А так же  в зависимости от этапа освоения знаний:

  • приобретение – информация;
  • упражнение – закрепление;
  • обобщение – систематизация;
  • самостоятельное использование;

Педагогическими задачами могут быть задачи на закрепление, задачи  обобщающего характера, творческого характера и пр.

Характер задач влияет на организацию совместной деятельности.

  1. Наличие органов организации и руководства, которые воплощены в лице одного из участников деятельности, либо распределены.

Педагог продумывает, кто и как будет руководить процессом совместной деятельности. Педагог – участник совместной деятельности не только организует и руководит, но и действует. Полноправным участником совместной деятельности может быть игровой персонаж, который действует через письмо, посылку и т.д.

  1. Разделение процесса совместной деятельности между участниками обусловлено характером целей, средств и условий, составом и уровнем квалификации участников.

Педагог выбирает оптимальную форму организации деятельности с оптимальным количеством участников в зависимости от цели и содержания, возможностей детей.

Психолог Л.И. Уманский выделяет 3 возможные формы организации совместной деятельности:

  • Совместно – индивидуальная деятельность – каждый участник делает свою часть общей цели независимо друг от друга (может участвовать вся группа)
  • Совместно – последовательная деятельность – общая цель выполняется последовательно каждым участником (вся группа делится на малые группы)
  • Совместно – совместная деятельность – одновременные взаимодействия каждого участника со всеми остальными.

В условиях коллективной и индивидуальной совместной деятельности оптимальными являются малые группы (6 – 8 человек) или пары и тройки детей. На основании чего можно объединить детей? Выбор объединения будет зависеть от цели, задач, содержания, возраста и возможностей детей. Важно, чтобы это объединение было успешным.

Наиболее известными стали объединения детей: по интересам, по симпатиям, по полу, по задачам, вокруг персонажей, вокруг лидеров, на основе дидактического материала.

Педагог ищет набор успешных для развития детей вариантов объединений, предлагая детям возможность «примерить на себя» разные социальные роли: генератор идей, исполнитель, инструктор, контролер и т.д.

  1. Возникновение межличностных отношений.

Эта характеристика помогает педагогу установить правила диалогового

взаимодействия между участниками совместной деятельности:

  • Если вы задаете вопрос, подождите, когда ребенок ответит на него.
  • Высказав свое мнение, поинтересуйтесь мнением детей.
  • Если вы не согласны – аргументируйте, поощряйте поиск аргументов детьми.
  • «Держите паузу» - не позволяйте себе захватывать все коммуникативное пространство.
  • Чаще смотрите собеседнику в лицо (глаза в  глаза).
  • Чаще называйте имя собеседника.
  • Чаще пользуйтесь фразами: докажи, что я неправ; как ты думаешь; мне интересно твое мнение и т.п.

Планирование совместной деятельности

Опираясь на перечисленные выше характеристики, определим структуру совместной деятельности:

1 часть.

        Постановка воспитателем (в старшем возрасте, возможно и детьми) задачи и принятие ее всеми участниками.

        2 часть.

        Анализ задачи, выдвижение детьми способов решения, выбор способа решения, решение задачи.

        3 часть.

        Результаты совместной деятельности, их обсуждение и оценка.

        В практике планирования совместной деятельности закрепилось название «сценарий совместной деятельности», так как в сценарии отражено описание действующих лиц, временное пространство, но сценарий – это творческое проявление действующих лиц.

        В планировании можно использовать следующие ключевые фразы: педагогические, задачи; практическая задача для детей; процесс совместной деятельности для детей, который включает игровую (проблемную, познавательную или иную) ситуацию, задачу; решение задачи, обсуждение результатов, оценку совместной работы.

         Совместная образовательная деятельность может быть в следующих формах:

  • Целевая прогулка
  • Наблюдение
  • Обследование
  • Экспериментирование
  • Творческая деятельность.

Итак, совместная деятельность педагога и детей – одна из перспективных форм развивающего обучения. В недрах совместной деятельности набирает силы познавательный интерес детей к различным областям знания и созревают навыки сотрудничества. Образовательные ситуации совместного взаимодействия педагога и детей в полной мере становятся ситуациями соразвития и сореализации взрослого и ребенка в совместном образовательном пространстве детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Метод моделирования сказок, как средство познавательно-речевого развития детей старшего дошкольного возраста» сообщение из опыта работы

Работая с детьми старшей группы, мы столкнулась с тем, что у них плохо развита связная речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения, не любят ...

Организация целостного интегрированного образовательного процесса в группах детей младшего дошкольного возраста Сообщение из опыта работы

В настоящее время происходит интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышается интерес к личности ребенка дошкольного возраста, его уникальности; предъявляются качественно...

«Обучение пересказу детей младшего дошкольного возраста» (Сообщение из опыта работы)

Обучению пересказу детей начинается в младшей группе. В статье я рассказала как постепенно подводить детей к запоминанию произведения и его воспроизведению....

Консультация: «Организация совместной деятельности педагога с детьми дошкольного возраста».

Консультация: «Организация совместной деятельности педагога с детьми дошкольного возраста»....

ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА И ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Отечественная и зарубежная психология,  изучающая дошкольный возраст, единодушно подтверждает жизненно важную роль взрослого на этом этапе развития. Маленькие дети особенно восприимчивы к стилю в...