Организация целостного интегрированного образовательного процесса в группах детей младшего дошкольного возраста Сообщение из опыта работы
методическая разработка на тему

Хайруллина Рашида Габделбаровна

В настоящее время происходит интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышается интерес к личности ребенка дошкольного возраста, его уникальности; предъявляются качественно  новые требования к организации образовательного процесса, направленного на социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие дошкольника; наблюдается ориентация на воспитание гражданина, любящего свой народ, свой край, свою Родину, толерантно относящегося к  культуре, традициям и обычаям других народов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_hayrullinoy_r.g.doc55 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_hayrullinoy_na_mo_.ppt1.2 МБ

Предварительный просмотр:

Автономное учреждение «Дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития детей №1 «Колокольчик» муниципального образования  Ханты-Мансийского автономного округа-Югры  городской округ город Радужный

Организация целостного

 интегрированного образовательного процесса

 в группах детей младшего дошкольного возраста

Сообщение из опыта работы

Хайруллина Р.Г., воспитатель

г. Радужный

В настоящее время происходит интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышается интерес к личности ребенка дошкольного возраста, его уникальности; предъявляются качественно  новые требования к организации образовательного процесса, направленного на социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие дошкольника; наблюдается ориентация на воспитание гражданина, любящего свой народ, свой край, свою Родину, толерантно относящегося к  культуре, традициям и обычаям других народов.

Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования - принцип интеграции образовательных областей. Организация образовательного процесса в ДОУ должна выстраиваться как целостная система, учитывающая и обеспечивающая процессы воспитания и развития дошкольника в образовательной деятельности и режимных процессах.

По мнению многочисленных исследователей, интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями.

В «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия» дается такое определение термина «интеграция»:

1. Интеграция (от лат.Integratio – восстановление, восполнение) - понятие, означающее состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы, организма в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию.

2. Процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами их дифференциации».

В педагогике ИНТЕГРАЦИЯ – это объединение в целое каких-нибудь частей или элементов в процессе развития.

Качественное осуществление интеграции в дошкольном образовательном учреждении возможно лишь при определении форм интеграции, которые будут обеспечивать синтез образовательных областей, взаимосвязь разных видов деятельности и формирование интегративных качеств личности дошкольника в процессе воспитания, развития на основе календарно-тематического планирования. Формы интегративного процесса характеризуют конечный продукт, приобретающий новые функции и новые взаимоотношения педагога, ребенка, родителей в течение одного дня, одной недели. Такими интегративными формами могут выступать совместные творческие проекты и исследования, праздники, эксперименты, целевые прогулки, экскурсии, сюжетно-ролевые игры.

Интеграция позволяет раскрыться каждому ребёнку в совместной деятельности, найти применение своих способностей в создания коллективного и индивидуального творческого продукта. Важным аспектом является представление результатов этой деятельности (на мероприятиях, где воспитатели, родители, специалисты ДОУ являются не наблюдателями, а активными участниками).

Считается, что интеграция осуществлена удачно, если границы слияния областей незаметны. Естественно, в образовательной деятельности детей одна из областей является ведущей, остальные дополняют её, создавая целостную систему тематического поля. Темой служат яркие события, природные явления, истории из жизни детей, их увлечения, страницы детских книг. Например, усвоение социальных норм поведения ребёнка в обществе предполагает интеграцию образовательных областей «Социально-коммуникативное», «Познавательное» с «Речевым развитием» (чтение художественной литературы). Дети слушают К. Чуковского «Мойдодыр». Текст и иллюстрации к нему дают дошкольникам возможность поразмышлять, поспорить о хороших и плохих поступках, выяснить и принять значимые для них формы взаимодействия с другими людьми, освоить культурно-гигиенические навыки, правила жизнедеятельности в обществе. Целостность образовательного процесса формирует в данном случае нравственные качества ребёнка, осуществляет его социально-коммуникативное, познавательное, речевое развитие. В ходе праздника «Мы едем, едем, едем!» с нашими детьми мы не только вырабатывали у них навыки адекватного поведения в неожиданных ситуациях, которые могут возникнуть на улице, но и через познавательно        - игровую деятельность воспитывали потребность в безопасном образе жизни и стремление к нему. У детей расширяется кругозор в ходе бесед «Дорога – не место для игр», «Мы идём по тротуару», рассматривания элементов дороги (проезжая часть, тротуар, обочина, переход, перекрёсток), знакомства с правилами перехода проезжей части, экскурсии по близлежащим улицам микрорайона Южный. Кроме того, у дошкольников обогащается словарный запас. Таким образом, происходит познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие детей.

Одним из преимуществ организации совместной деятельности субъектов образовательного процесса является создание условий для поисковой деятельности дошкольников при решении интегрированных познавательных задач. Совместный творческий поиск способствует развитию природной любознательности, формирует целостную картину мира, обогащает жизненный опыт ребёнка. Например, решение познавательной задачи «Откуда берётся молоко?» позволит дошкольникам узнать, что – корова, коза, лошадь, верблюд, олень – домашние животные, которые дают человеку молоко; человек же в свою очередь ухаживает за ними, заботится о них, кормит их; – прежде чем попасть на стол, молоко проделывает долгий путь, и к этому причастны многие люди (они ухаживают за коровами, доят их; отвозят молоко на молочные заводы; работают там; продают молочные продукты и др.); – молоко необходимо человеку для здоровья и роста, в нём содержатся полезные вещества; – многие продукты делают из молока (творог, масло, йогурт и др.);– без молока трудно приготовить блюда, необходимые детям (молочные каши и супы, запеканки и т.д.) Кроме того, у детей развиваются любознательность, бережное и уважительное отношение к продуктам труда.

 Интеграция как многогранное явление объединяет в новое сообщество детей, педагогов, родителей. Этому способствует создание совместных проектов, праздников, целевых прогулок, экскурсий. Такие проекты, как  «Вырастим здоровыми!», «Домашние животные», «Моя семья» др., осуществляются только с помощью родителей, которые обогащают своим участием не только образовательный процесс, но и себя, приобретая педагогический опыт в воспитании детей. Например, реализация темы «Спичка - не игрушка!» предполагала участие родителей в подвижных играх «Передай дальше!», «Пожарные спешат на помощь», изготовлении альбома «Игра со спичками не доводит до добра» и др. Кроме того, в подобных проектах участвуют и другие значимые взрослые, которые в силу своей профессии помогают детям глубже и ярче раскрыть тему, – врачи, пожарные, полицейские.

В рамках реализации проекта «Огород на окне. Чиполлино» дети узнали много познавательного, выращивали лук разными способами, разучивали стихи о луке, отгадывали загадки про лук, с помощью воспитателей вели дневник наблюдений, кроме того наши родители стали активными участниками тех мероприятий, проводимых в рамках реализации проекта.  

Благодаря их участию в проектах, детский сад становится открытой системой, раскрывающей большие возможности для социализации дошкольников. Таким образом, реализация принципа интеграции в дошкольный образовательный процесс хотя и является трудным нововведением, но в то же время имеет положительные результаты по многим позициям:

    1. Интегрированный процесс в дошкольном образовании способствуют формированию целостной картины мира у дошкольников, так как предмет или явление рассматривается с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной.

     2. У детей формируется познавательный интерес, и интеграция даёт его высокую результативность, так как отражает знание из различных областей.

     3. Переход от одного вида деятельности к другой позволяет вовлечь каждого ребёнка в активный познавательный процесс.

     4. В образовательном процессе используются разнообразные формы и методы, в том числе исследовательские, поисковые, экспериментирование, проектирование. Их синтез способствует формированию любознательности, инициативности, самостоятельности, ответственности.

    5. Интегрированный процесс объединяет детей общими впечатлениями, переживаниями, способствует формированию коллективных взаимоотношений (умения договариваться, распределять обязанности, организовывать коллективный труд).

    6. Интеграция способствует более тесному контакту всех специалистов и сотрудничеству с родителями.

Реализация интеграции на практике будет успешной только при комплексном подходе к решению данной проблемы со стороны всего педагогического коллектива всего детского сада, а так же родителей воспитанников.

 В конце хочется отметить интеграция не должна осуществляться  стихийно, она должна опираться на  материально-техническую, программно-методическую базу дошкольного учреждения. Только совокупность этих условий обеспечивает полноценную, грамотно организованную систему интегрированного воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Васюкова Н., Чехонина О. Интеграция содержания образования через планирование педагогической деятельности // Детский сад от А до Я. 2004. №6.
  2. Ефросинина Л.А. Интегрированная программа гуманитарного образования дошкольников // Управление ДОУ. 2010. №8
  3. Павленко И.Н. Интегрированный подход в обучении дошкольников // Управление ДОУ. 2005. №5.
  4. Проект основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Успех» /под ред. Н.В. Фединой. М.:Просвещение 2009

             


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сообщение из опыта работы «Организация целостного интегрированного образовательного процесса » Хайруллина Р.Г., воспитатель АУ ДОУ ДСОВ №1 «Колокольчик» города Радужный

Слайд 2

1. Интеграция (от лат.Integratio – восстановление, восполнение) - понятие, означающее состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы, организма в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию. 2. Процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами их дифференциации».

Слайд 3

ИНТЕГРАЦИЯ – это объединение в целое каких-нибудь частей или элементов в процессе развития.

Слайд 4

Актуальность проведения интегрированной непосредственной образовательной деятельности Мир, окружающий детей, познается ими на интегрированных занятиях в его многообразии и единстве 2. Интегрированные занятия побуждают к активному познанию окружающей действительности 3. Интегрированные занятия снимают утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на разнообразные виды деятельности 4. Высвобождается время для дополнительных занятий практической направленности 5. Интеграция дает возможность для самореализации педагогов

Слайд 5

Требования к структуре интегрированной непосредственной образовательной деятельности, которые должен учитывать педагог Продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала интегрируемых предметов на каждом этапе НОД; взаимообусловленность взаимосвязанность материала интегрируемых предметов во время НОД Большая информативная емкость учебного материала, используемого во время НОД Систематичность и доступность изложения материала Необходимость соблюдения временных рамок непосредственной образовательной деятельности Четкость, компактность, сжатость учебного материала

Слайд 6

Педагогические возможности интегрированной непосредственной образовательной деятельности Формирование в единстве знаний и умений Снятие напряженности, страха, неуверенности Повышение интереса к учению Коммуникативность умений

Слайд 7

Алгоритм подготовки интегрированной непосредственной образовательной деятельности Выбор объекта интеграции. Отбор компонентов интеграции. Отбор материала. Выбор структуры непосредственной образовательной деятельности. Отбор методов интегрирования.

Слайд 8

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Организация совместной деятельности педагога и детей дошкольного возраста". Сообщение из опыта работы.

"Организация совместной деятельности педагога и детей дошкольного возраста". Сообщение из опыта работы....

Реализация принципов комплексно-тематического планирования и интеграции образовательных областей в процессе ознакомления детей младшего дошкольного возраста с декоративно – прикладным искусством (из опыта работы).

Реализация принципов комплексно-тематического планирования и интеграции образовательных областей в процессе ознакомления детей младшего дошкольного возраста с декоративно – прикладным и...

«Метод моделирования сказок, как средство познавательно-речевого развития детей старшего дошкольного возраста» сообщение из опыта работы

Работая с детьми старшей группы, мы столкнулась с тем, что у них плохо развита связная речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения, не любят ...

«Обучение пересказу детей младшего дошкольного возраста» (Сообщение из опыта работы)

Обучению пересказу детей начинается в младшей группе. В статье я рассказала как постепенно подводить детей к запоминанию произведения и его воспроизведению....

"Роль сказки в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста" /Выступление из опыта работы для слушателей ГБУ ДПО "МРИО"/

Актуальность нравственного воспитания в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности стали внутренними стимулами развития формирующейся личности....

«Роль сюжетно-ролевой игры в развитии способности устанавливать и поддерживать контакты между собой у детей среднего дошкольного возраста». (сообщение из опыта работы)

Хорошо известно, что игра-это фундамент будущих социальных отношений ребенка-дошкольника, его успешности в мире других людей. Именно в ней ребенок обретает первичные навыки и опыт взаимодействи...

Организация конструктивно-моделированной деятельности у детей старшего дошкольного возраста (доклад из опыта работа)

laquo;Организация конструктивно-моделированной деятельности у детей старшего дошкольного возраста»(доклад из опыта работы)...