«Обучение пересказу детей младшего дошкольного возраста» (Сообщение из опыта работы)
консультация (младшая группа)

Стародубцева Елена Валерьевна

Обучению пересказу детей начинается в младшей группе. В статье я рассказала как постепенно подводить детей к запоминанию произведения и его воспроизведению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pereskaz_opyt.docx18.3 КБ

Предварительный просмотр:

                «Обучение пересказу детей младшего дошкольного возраста»

(Сообщение из опыта работы)

Автор: Стародубцева Елена Валерьевна, воспитатель МАДОУ № 21 «Искорка», г.Бердск, Новосибирская обл.

        Связная монологическая речь детей успешно развивается на занятиях по пересказу:

«Пересказ художественного произведения доступен и близок детям дошкольного возраста в силу того, что ребенок получает готовый образец, который действует на его чувства, заставляет сопереживать и тем самым вызывает желание запомнить и пересказать услышанное».

        Начиная с раннего возраста детям систематически рассказывают сказки, читают рассказы, стихи, заботясь о том, чтобы произведения художественной литературы оказывали действенное влияние на их поведение, игры, речевое развитие.

        В младшей группе учила детей следить за развитием действия в сказке, рассказе, сочувствовать положительным героям и постепенно подводила их к воспроизведению текста. Это осуществлялось на занятиях по ознакомлению с художественной литературой. Поэтому обучение дошкольников пересказу литературных произведений надо начинать с младшего дошкольного возраста.         Для успешного проведения занятий по обучению детей пересказу текстов важно правильно подобрать литературное произведение. Для первого этапа обучения в младшей группе я брала хорошо знакомые детям сказки с несложным сюжетом. В основе сюжета, как правило, лежит повторение одного действия, которое совершают разные герои. Например, «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка». Диалоги в таких сказках простые, часто состоят из одной-двух реплик, которые повторяют герои. Воспроизведение повторяющихся действий способствует формированию у детей определенного типа предложения. Запоминание последовательности появления героев развивает логичность, последовательность изложения, вырабатывает у малышей умение следить за развитием сюжета.

        В зависимости от возрастной группы перед детьми ставятся разные задачи. Так, начиная с младшей группы первоначально учила детей целостному восприятию текста. Приучила детей слушать текст от начала до конца. В процессе рассказывания не прерывалась, не останавливалась, не рассматривала с детьми иллюстрации, не комментировала текст. Учила детей следить за развитием сюжета, сочувствовать героям.

        Основным методом анализа литературного произведения является беседа по содержанию. Очень важен момент перехода от рассказывания к беседе, здесь необходимо поддержать тот эмоциональный настрой, который вызван у детей прослушанным текстом. Спрашивала: понравилась вам эта сказка? Что вам было особенно интересно? Почему вы улыбались, когда слушали этот рассказ? Вопросы являлись главным приемом беседы, но мы не забывали, что беседа – это не опрос, а доверительный разговор, обмен мнениями, чувствами. Я также как и дети  выражала свое отношение к содержанию, поступкам героев и стимулировала вопросы детей по тексту: что вам было непонятно? Что бы вы хотели узнать?

         Вопросы по содержанию призваны помочь детям понять идею произведения, мотивы поступков героев и подготовиться к пересказу. Формулировала вопросы таким образом, что отвечая, ребенок  использовал слова и фразы из текста. Для детей младшего возраста использовала подсказывающие и наводящие вопросы.

- подсказывающие вопросы, в которых уже содержится ответ («Посадил дед? - репку»);

- наводящие вопросы («Что повторяла небитая лиса, когда ехала на битом волке?»);

        В младшей группе после беседы по содержанию приступали к совместному пересказу хорошо знакомой детям сказки. Я начинала рассказывать, а дети заканчивают. Использовала прием незаконченного предложения с интонацией завершения. Например: «Посадил дед…репку. Выросла репка… большая-пребольшая».

        В последующей после чтения беседе я подводила детей к воспроизведению текста. Дети совместно со мной овладевают пересказом литературного произведения. Речевая деятельность детей, связанная с пересказом, выступает первоначально в форме ответов на вопросы. Задаваемые мною вопросы целиком определяют полноту и последовательность передачи ребенком прочитанного. Привлекала детей к совместному пересказу, побуждая произносить отдельные слова или предложения (при повторном рассказывании сказки).

         Вывод: Ознакомление с лучшими образцами художественного творчества имеет большое значение для развития у ребенка дошкольного возраста умения строить собственное высказывание. Моей задачей было подвести детей к активному, творческому подражанию чужого текста, помочь его усвоить. Именно при таких условиях подражание литературного образца становится толчком к собственной активной речевой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Организация совместной деятельности педагога и детей дошкольного возраста". Сообщение из опыта работы.

"Организация совместной деятельности педагога и детей дошкольного возраста". Сообщение из опыта работы....

«Метод моделирования сказок, как средство познавательно-речевого развития детей старшего дошкольного возраста» сообщение из опыта работы

Работая с детьми старшей группы, мы столкнулась с тем, что у них плохо развита связная речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения, не любят ...

Организация целостного интегрированного образовательного процесса в группах детей младшего дошкольного возраста Сообщение из опыта работы

В настоящее время происходит интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышается интерес к личности ребенка дошкольного возраста, его уникальности; предъявляются качественно...

Художественное слово на прогулках с детьми дошкольного возраста (сообщение из опыта работы)

 Использование художественного слова необходимо воспитателю в педагогической деятельности. Использование стихов, загадок, потешек, скороговорок помогут воспитателю сделать прогулки с детьм...

"Роль сказки в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста" /Выступление из опыта работы для слушателей ГБУ ДПО "МРИО"/

Актуальность нравственного воспитания в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности стали внутренними стимулами развития формирующейся личности....

«Роль сюжетно-ролевой игры в развитии способности устанавливать и поддерживать контакты между собой у детей среднего дошкольного возраста». (сообщение из опыта работы)

Хорошо известно, что игра-это фундамент будущих социальных отношений ребенка-дошкольника, его успешности в мире других людей. Именно в ней ребенок обретает первичные навыки и опыт взаимодействи...

Формы и методы обучения пересказу детей младшего дошкольного возраста.

Литературное произведение как словесная основа для обучения детей рассказыванию.Требования к подбору произведений для обучения пересказу.Методы и приемы обучения дошкольников пересказу.Структура и сод...


 

Комментарии

Донец Марина Федоровна

Молодец Елена Валерьевна так держать!