"Роль сказки в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста" /Выступление из опыта работы для слушателей ГБУ ДПО "МРИО"/
материал (младшая группа)

Серебрякова Юлия Павловна

Актуальность нравственного воспитания в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности стали внутренними стимулами развития формирующейся личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_skazki_v_vospitanii_detey.docx36.52 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное  учреждение

дополнительного профессионального образования

«Мордовский республиканский институт образования»

Кафедра дошкольного и начального образования

Выступление из опыта работы

«Роль сказки в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста»

/Круглый стол для слушателей ГБУ ДПО «МРИО»/

 

                                              Подготовила: воспитатель МБДОУ

                                                    «Большеелховский детский сад

                                                    комбинированного вида»

      Серебрякова Ю.П.

Саранск, 2019 г.

                                                            «Обрати свое сердце к сказке! Какое

                                                            богатство мудрости и добра рассыпано

                                                            по книгам всех времен и народов».

                                                                                                   Л.Н.Толстой

         «Попасть в сказочную страну может любой, кто любит фантазировать, придумывать новых сказочных героев и героинь, смешных неудачников и чудесных искусников, кто знает сказочные слова и выражения»,- такими словами можно начать «путешествие» с ребёнком в мир сказки.

         Воспитание детей – одна из сложнейших и актуальных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Мы постоянно говорим о необходимости возрождения в нашем обществе культуры и духовности, и это непосредственно связано с развитием и воспитанием дошкольника.

          Младший дошкольный возраст – период активного познания окружающего мира, человеческих отношений и формирования основ личности будущего гражданина. В детском возрасте усвоение нравственных норм происходит сравнительно легко.

         Актуальность  нравственного воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности (поведение, доброта, сочувствие, милосердие, долг, честь, достоинство и т.п.) должны стать внутренними стимулами развития формирующейся личности.

         Именно поэтому, решая сегодня социально-личностные задачи воспитания, мы, воспитатели, должны опереться на разумное и нравственное в человеке и помочь каждому воспитаннику определить ценностные основания собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества.

          Это осуществимо средствами специально организованного  воспитания и образования, органически вплетённого в деятельность дошкольников. И одним из ведущих видов формирования  сознания является  сказка.

         К сожалению, в наш век новых информационных технологий, роль сказки изменилась, любовь к чтению стала падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер.

         Необходимость приобщения детей к сказке бесспорна.  У ребенка младшего дошкольного возраста это первый  опыт встречи  с  положительными и отрицательными героями. Русские народные сказки, сказки других народов вводят малыша в мир художественных образов, в мир прекрасного и дают первые и потому наиболее сильные впечатления о взаимоотношениях персонажей, с последующим подражанием детьми.    

          Как на известно, детство невозможно представить без сказок. С самого раннего возраста дети с одинаковым, захватывающим интересом  слушают  наряду с русскими народными сказками, сказки Шарля Перро, братьев Гримм, дядюшки Римуса. Со сказкой ребёнок встречается не только в книгах, но и в кино, театре, на телевизионном экране, забывая обо всём и полностью погружаясь в жизнь героев. Мир чудесного интригует ребёнка, и интерес к сказке у него не снижается.

        Все мы знаем, что маленьких детей очень привлекают сказки. Именно они помогают ребёнку пройти длительный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия и усвоения нравственных норм и правил потому, что:

     - во - первых, сказка приносит истинную радость и удовольствие ребёнку;

       - во - вторых,  сказки  учат детей размышлять, развивают креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно, оценивать поступки;

       - в- третьих, образы, созданные писателями, поэтами, народом и художниками - иллюстраторами - прекрасные образцы самобытного творчества и подражания.

      Вглядываясь в них, ребёнок желает быть похожим на прекрасную принцессу, богатыря, несущих добро в детские сердца.

      Именно из сказки  ребёнок черпает знания и представления о разных

сферах действительности: о жизни и поведении взрослых и сверстниках; о животных и птицах; об их облике и повадках; о дальних странах; об удивительном мужестве и терпении героев сказок, в которых добро всегда побеждает, а зло обязательно наказывается. У ребёнка появляется уникальная возможность на фоне положительных эмоций управлять своим поведением.  

       Для приобщения детей к сказке и через неё воспитывать нравственные качества необходимо применять эффективные методы и приемы:
       1. Беседа. Побуждает детей думать и говорить,  оценивать поступки героев сказок, учит понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо.  
       2.
Чтение и рассказывание сказок.  Литературный материал незаменим в нравственном воспитании ребёнка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные.

3. Проигрывание этюдов, игр-упражнений, передающих различные гуманные качества. Наибольший эффект, я считаю, достигается, когда используемые в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций используются во время организации и проведении различных видов детской  деятельности.

Это дает детям возможность не только улучшить и активизировать выразительные средства общения: пластику, мимику, речь, но и гармонично развивать личность, которая легко сможет «вписываться» в любую обстановку, находить контакт с самыми различными людьми, комфортно ощущать себя даже в незнакомой среде.

         4. Театрализованная деятельность. Театр несет в себе огромный опыт отношений человека с окружающим миром. Поэтому и является для всех нас важнейшим средством познания общечеловеческих  нравственных  ценностей.

        5.Проектный метод, который преследует следующие правила: свобода выбора, открытость, деятельность, индивидуальность.

Одним из главных средств решения нравственных задач  по формированию  личности у дошкольников я вижу в создании среды общения через восприятие сказки, в оказании помощи правильно воспринимать литературные произведения, в развитии личностных качеств, способствующих адаптации ребенка в социуме, в воспитании положительных взаимоотношений  с взрослыми и друг с другом, в повышении интереса к семейному чтению.

  Мудрые люди утверждают, что доброта и справедливость, любовь к  людям приходят к детям из жизни и из книг.

Так какую же книгу выбрать для ребенка? Я считаю, что, отбирая литературу для детей, нужно помнить, что моральное, нравственное воздействие литературного произведения на ребенка зависит, прежде всего, от его художественной ценности. Художественное произведение должно затрагивать душу ребенка, чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою. Дети могут сочувствовать, сопереживать. Задача дошкольного учреждения – не дать задавить эти ростки реальностью жесткой жизни, а делать все необходимое, чтоб они проросли, глубоко проросли в душе и сердце ребенка.

         Чем меньше возраст читателя, тем проще и доступнее должно быть содержание, сюжет и язык сказки, тем значительнее в ней роль иллюстраций, картинок. И наибольший эффект, я считаю, достигается при совместном чтении. Общие переживания, формирование общих ценностей, приобщение к литературному языку помогают найти и взрослому и ребенку — единый заряд человеческого опыта.

         Данный подход, по моему мнению, способствует решению основных задач взрослых — открыть в ребенке талант читателя. Ведь в сказках заключено особое очарование. Сказки вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.

 Я считаю, что развитие нравственных чувств у дошкольников, возможно  через погружение в  мир книги, а особенно в мир сказки. Сказка, во все времена имела огромную власть над детским сердцем. В них, проверенных веками, заключена мудрость народа, который их создавал, в них основы национальной культуры. Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни.

        Я вижу, что, слушая сказочные истории,   дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите.

Сказка позволяет детям пройти длительный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия и усвоения нраственных норм и правил (« Добро» и «Зло», «Честность» и «Справедливость»,  «Сопереживание» и «Сострадание»  и т.д.) и учит детей размышлять, развивать креативность, умение думать самостоятельно, оценивать свои поступки и поступки других.  

 Я уверена, что  дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга.  Поэтому работу по ознакомлению с сказкой, я связываю со всеми видами деятельности. Использование сказочных примеров, ситуаций, образов в повседневной деятельности дошкольников, на прогулке, в самостоятельной художественной деятельности, совместной с педагогом деятельности; организация сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, игр-путешествий, праздников на материале сказок; широкое использование произведений сказочного жанра в процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой в повседневной жизни и на специально организованной деятельности;  включение сказочного материала в образовательную область «Художественно-эстетическое развитие» в качестве художественного слова;  использование отрывков из сказок в образовательной области «Познавательное развитие» в качестве иллюстрированного материала; включение сказочных образов и элементов сказочных сюжетов в утреннюю гимнастику, физкультминутки, в непосредственно образовательную деятельность   «Физическое развитие», развлечения, физкультурные досуги и праздники.

 Путешествия по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, учат  ребенка чувствовать  в себе движения к добру и различать зло, воспитывать желание делать выбор в пользу добра, следовать за добрыми влечениями сердца и совести.

Поэтому в процессе   образовательной деятельности, я упражняю детей в умении чувствовать.Чувства  могут  проявляться в отношении ребенка к самому себе( чувство собственного достоинства, честь, совесть, уверенность или, наоборот, чувство неуверенности, неполноценности, отчаяние и др.), и в отношении  к другим людям ( симпатия, отзывчивость, сочувствие, доброта, чувства дружбы, любви, товарищества или антипатия, злоба, гнев, безразличие, чувство стыда, вины и др.), и в отношении к коллективу (чувство солидарности, коллективизма и др.).

        Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать. Чувства дошкольника отличаются искренностью, непосредственностью, неустойчивостью.

Сформированные нравственные представления служат основой развития мотивов поведения, которые побуждают детей к тем или иным поступкам..

Призывая детей поступать определенным образом, я разъясняю целесообразность и правильность такого поведения. Разъяснение проводится на конкретных примерах. Это помогает детям постепенно осознавать общие моральные понятия (добрый, вежливый, справедливый, скромный, заботливый и др.), которые в силу конкретности мышления не сразу могут быть поняты ими. Я стараюсь о том, чтобы дети понимали суть моральных понятий, соотносили с ними конкретное содержание своих и чужих поступков,обстановку и ситуацию.

 Поскольку разнообразные виды детской деятельности связаны с определенным рассказом или сказкой, то у детей формируется целостное и разностороннее восприятие этого произведения, происходит его осмысление и эмоциональное осознание.

 Мы рисуем любимых героев или отдельные сюжеты из сказок. Такие темы, как «Моя любимая сказка», «Мой любимый сказочный герой» помогают исследовать внутренний мир ребенка, его отношение к себе и другим, его индивидуальность. В лепке, аппликации дети удовлетворяют свою потребность в действенном образном выражении своих впечатлений.

        Ребенок почерпнет из сказки намного больше, если будет не просто пассивным слушателем, а непосредственным участником сказочного сюжета.

        Он может путешествовать по сказочным дорогам, переживать удивительные приключения и превращения, встречаться со сказочными существами. Попадая в сказку, ребенок легко воспринимает «сказочные законы» - нормы и правила поведения, которые иногда с трудом прививаются детям родителями. На примерах сказочных героев дети учатся разбираться в людских характерах. Ведь в сказочных ситуациях, при всей их фантастичности, много весьма жизненных, легко распознаваемых ребенком моментов.

          Все эти формы работы  направлены на поддержание интереса к художественной литературе, расширения знаний об устном народном творчестве русского народа и других народов, развитие умения выражать свои чувства.

          Я убеждена, что, познавая устное  творчество, ребенок испытывает положительные эмоции, на которых возникают более глубокие чувства радости, восхищения, восторга, формируются нравственные качества, образные представления, развивается мышление и воображение.

Литература

       1.Аникин В.П. Русская народная сказка. Москва “Просвещение”, 1977.

       2.Логинова В.И. Ребенок и книга. Санкт-Петербург “Акцидент”, 1996.

       3. Ушакова О.С.Гавриш Н.В., Знакомим дошкольников с литературой. Москва “ТЦ Сфера”, 2003.

       4.Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду. “Школьная пресса”, 2000.

       5. Шорохова О.А. Играем в сказку. М, ТЦ «СФЕРА», 2010.

       7. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – СПб., 2012

       8. Журавлева В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников, Волгоград, «Учитель», 2013.

9.Алябьева Е.А. Дни этики в детском саду, М, ТЦ «СФЕРА», 2013..

        10. Гурович Л. М. и др. Ребенок и книга/под ред. В. И. Логиновой. - М. : «Просвещение», 1992.

        11. Грищенко 3. Ребенок и книга //Дошкольное воспитание, 2000, №3.

        12. Гурович Л. Открыть перед ребенком мир словесного искусства. //Дошкольное воспитание, 2004, №8.

13. Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал из опыта работы «Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста»

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искаже...

План работы по самообразованию на тему: «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста"

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА ТЕМУ: "Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста"...

«Особенности применения проектного метода в системе духовно-нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы)

ull;Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка. Знания, приобретаемые...

Отчет по самообразованию: «Роль сказки в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста»

Тема: «Роль сказки в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста». Цель: развивать и воспитывать в душе каждого ребенка духовное начало, чувства. Задачи: 1.Создать необходимые усл...

«Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста», выступление

Уровень обр. орг., семинар по обмену опытом. МАДОУ д/с № 10 «Лучик», г. Долгопрудный, 26.10.2022г....