Методический семинар по теме «Инновационные технологии как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» (Выступление на РМО из опыта работы)
статья на тему

Данный материал может быть полезен для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_seminar_inovatsionnye_tehnologii.docx44.9 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное общеобразовательное учреждение

Колосовского муниципального района Омской области

«Таскатлинская основная школа»

Методический семинар по теме

«Инновационные технологии как средство

экологического воспитания  детей

старшего дошкольного возраста»

Подготовила:

Сивец Людмила Владимировна,

 воспитатель

Выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. 

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для того, чтобы это не случилось, надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. Поэтому, выбирая приоритетное направление в работе с детьми, я решила остановиться на проблеме экологического воспитания дошкольников. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.    

Учитывая  практическую значимость  экологического воспитания для всестороннего развития детей, мною  были выделены  следующие цели и задачи,  призванные восполнить данный пробел в  образовательной деятельности дошкольников.

     Цель – формировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, экологическую грамотность, способность любить окружающий мир и бережно относиться к нему.

Задачи: 1. Повышать интеллектуальный уровень дошкольников через познавательную активность, самостоятельную мыслительную деятельность.    

 2. Развивать творческие способности личности, формировать образное мышление, фантазию у воспитанников.

3. Воспитывать гармонично развитую личность через экологическое развитие воспитанников.

 4. Воспитывать бережное отношение ко всему живому на Земле, любви к природе.

5. Формировать навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе.

Экологическое воспитание - систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие у дошкольников экологической культуры. Основная идея заключается в том, что развитие экологической культуры в дошкольном детстве должно происходить в наиболее важных сферах деятельности (познавательной, коммуникативной, художественной). Важными моментами при этом являются:

  • сотрудничество воспитателя с детьми на наглядной основе;
  • учет индивидуальных особенностей ребенка;
  • учет интересов и потребностей детей, пожелания родителей;
  • учет принципа интеграции всех образовательных областей дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом. Все это позволяет решать задачи совместной деятельности взрослого и ребенка, а также в самостоятельной деятельности детей. Поэтому данную работу я организую через: а) образовательную деятельность, б) свободную самостоятельную деятельность детей в центрах развития (по образовательным областям), в) совместную деятельность с детьми в ходе режимных моментов. В своей работе я стараюсь использовать разнообразные формы и приемы, которые стимулируют познавательную деятельность детей, расширяют кругозор детей о природных явлениях: наблюдения на экскурсиях, экологические занятия, беседы, игры, экспериментирование, праздники, развлечения, экологические акции, участие в конкурсах, чтение художественной литературы, чтение детских журналов.        

Для успешной работы по экологическому воспитанию главным условием является создание развивающей предметно - пространственной среды, компонентами которой являются центры развития: «Веселая математика», «Уголок природы», «Центр театрализации». В них находятся дидактические и настольно-печатные игры природоведческого содержания, природоведческая литература, подборка экологических игр, экологическая мини – лаборатория, оформляются выставки из природного материала: «Осенний букет», «Дары леса», рисунки «Эти удивительные овощи и фрукты» и другое.

Считаю, что правильно организованная развивающая среда стимулирует развитие ребенка, его познавательную активность, обеспечивает становление у каждого ребенка потребности во взаимодействии, общении с предметами природы, ценностного отношения ко всему живому. Инновационные технологии направлены на создание современных компонентов и приемов в условиях ФГОС дошкольного образования, основной целью которых является модернизация образовательного процесса. Поэтому в образовательной деятельности по экологическому воспитанию с детьми я применяю следующие  технологии:

1. Личностно-ориентированная технология. Основным методом моей работы с детьми является педагогика сотрудничества, равенства во взаимопонимании, когда я и ребенок общаемся и действуем «на равных». В своей работе с детьми я стараюсь обеспечивать психологический комфорт, ритмично выстраивая каждый день жизни детского коллектива. Моя цель - содействовать становлению ребенка как личности. Моя же задача – помочь детям самостоятельно найти ответы на все интересующие их вопросы. Образовательная деятельность с детьми по экологическому развитию дошкольника, поделки из природного материала, экологические игры, все это способствует всестороннему уважению и любви к ребенку, веру в его творческие силы. Например, «Уголок природы», где присутствуют  серии картин типа «Времена года», «Животные жарких стран», «Птицы», «Насекомые», «Деревья»  и так далее, небольшая коллекция насекомых, муляжи овощей и фруктов, настольно - печатные игры «Кто где живет?», «Собери картинку», лото «Собирай-ка». Имеется  картотека дидактических игр экологического содержания, очень помогающие мне в ознакомлении с животными, птицами, явлениями природы: «Найди и назови птицу»», «Кто лишний», «Когда это  бывает», «Помоги найти маму», «Большой–маленький», «Где чей домик?», «Назови, кто я?»,   «С какого дерева листик»,  Это дает возможность общения с живой и неживой природой, воспитывает ответственность и любознательность. Вместе с детьми сажаем лук, сеем рассаду цветов для клумбы. Важным составляющим является календарь   погоды.

- «Центр театрализации», где хранятся маски, атрибуты для экологических инсценировок и спектаклей. Вместе с детьми инсценируем маленькие экологические сказки, проводим праздники, развлечения экологической направленности. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу  личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включенность детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей. По ходу сюжета разыгрываемой детьми сказки, отдельного эпизода я стараюсь вызвать у детей сочувствие, переживание, желание помочь героям или решить возникшую проблемную ситуацию.

В центре «Веселая математика» дети решают простейшие арифметические задачи, знакомятся с составом числа, выставляя ответствующее число картинок собак, кошек, медведей, белок и т.д. У ребенка ненавязчиво закрепляются знания по ФЭМП и расширяются представления о природе. Ребенок играет, не замечая того, что обучается. В результате этой технологии - у детей стабильно повышается качество знаний по экологическому воспитанию, одновременно ребенок развивается как всесторонняя личность.

2. Опираясь на то, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, большую роль отвожу применению игровых технологий. Целью использования игровых технологий считаю: повышение уровня познавательных и творческих способностей; формирование базиса личностной культуры. В нее включаю: ролевые, дидактические, имитационные игры, игры – соревнования, игры-путешествия. В старшем дошкольном возрасте использую ролевые игры, которые основаны на моделировании социального содержания экологической деятельности, например: «Времена года», «Животные»,  В ходе игры у детей формируются представление о том,  какие экологические проблемы существуют в природе. В образовательной деятельности мы говорим о том, какой ущерб природе может нанести человек в своей производственной деятельности. Изучаем с детьми правила поведения в природе. Для того чтобы, ребенок следовал определенным правилам, он должен осознать их значение и эмоционально почувствовать их последствия. Например, в дидактической игре «Угадай правило» дети учатся описывать поведение человека по отношению к объектам природы, объясняют его действия. Интересно в группе проходят игры – соревнования (конкурсы, КВН, экологическая викторина, «Поле чудес»). Они стимулируют активность детей в приобретении и демонстрации экологических знаний, навыков, умений. Мне очень нравиться использовать такую форму работы, как игры - путешествия, в которых дети с помощью мультимедийной презентации  могут попасть на ферму, в зоопарк, в лес, посетить незнакомые для них места. Дети в игровой форме получают новые знания о природе, чему способствует обязательная роль в игре руководителя. Например, мы посещали зоопарк, где знакомились с животными, занесенными в «Красную книгу». Таким образом, дошкольники  могут представить мир во всем его многообразии, не выходя за пределы группы. В работе с детьми большое значение имеют дидактические игры экологического содержания: «Кто где живет?», «Чей это дом», «Живое - неживое» и другие. Они заставляют ребенка быть внимательным, логически мыслить, обобщать и классифицировать, искать правильный ответ, расширяют представления детей о мире природы. В результате игровых технологий у детей формируется бережное отношение ко всему живому на Земле, навык экологически грамотного, нравственного поведения в природе. 3. Для лучшего усвоения материала использую информационно - коммуникативные технологии, которые помогают в игровой форме изучить необходимый материал, способствуют повышению познавательного интереса, активизируют мыслительную деятельность детей, мотивируют  к действию. Применение ИКТ позволяет сделать образовательный процесс экологической направленности более привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность. Тем самым улучшить качество результатов знаний и умений по экологическому воспитанию. В процессе своей работы я создала мультимедийные презентации экологической тематики: «Голоса птиц», «Удивительные явления природы», «Грибное царство», «Птицы – наши друзья», «На птичьем дворе»  и другие.

4. Технология исследовательской деятельности.  В качестве основного вида исследовательской деятельности Н. Н. Поддьяков выделяет деятельность экспериментирования, как истинно детскую деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка».  В процессе экспериментирования мои дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность, почувствовать себя  исследователями. С постановки проблемной задачи начинаются почти все мои занятия с детьми. Для стимулирования познавательной активности использую приемы сомнения, размышления («А может ли такое быть?», «Возможно ли это?», «Было как-то иначе?», «А могло ли быть иначе?», «Как ты думаешь, что будет потом?», «Что могло случиться?»). Вопросы проблемного характера побуждают детей к поиску способов решения, обоснования собственных мыслей и деятельности. Для проведения опытов имеется  мини-лаборатория,  ней находится все необходимое  для исследования предметов: глина, песок, камни, крупы, лупа,  колбы, мерные стаканчики, песочные часы и другое. Проводимые опыты  с этими предметами дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «Как?» и «Почему?». Дети испытывают чувство радости в игре «Чудесный мешочек»,  «Узнай по запаху». Тем самым развивается любознательность, наблюдательность, и умение находить пути решения проблемных ситуаций. Неотъемлемая часть исследовательской деятельности - умение классифицировать. Обучаю детей этому умению с помощью игр «Четвертый лишний», «Назови одним словом», «Продолжи ряд», «Найди предмет» (по форме, цвету, по размеру).

Использование современных информационно-коммуникативных технологий в обучении дошкольников целесообразно. Это позволяет в образовательной деятельности, охватить материал шире, представить его интереснее и актуальнее.

Семья это первый социальный институт для ребенка. Родители являются примером для подражания, поэтому формирование экологической культуры ребенка напрямую зависит от уровня экологически грамотного поведения родителей. На мой взгляд, немаловажное значение имеет просвещение родителей в области охраны окружающей среды. С этой целью помещаю информацию в уголки для родителей: «Как с пользой для здоровья провести летний отдых», «Ядовитые растения леса», «Птицы – наши друзья». Провожу консультации на темы «Не причиняя вреда природе», «Пусть цветут травы!», «Чистый воздух в вашей квартире», беседы «Сокровища леса», «Лекарственные растения», приглашаю родителей на открытые экологические занятия.

Нетрадиционные формы приобщения родителей к экологическому воспитанию находят отклик в семьях воспитанников, к ним относятся:

 - круглый стол «Воспитание доброты к природе»;

- заседание родительского клуба «Воспитание любознательности средствами природы»,

- КВН «Волшебный мир природы»;

- игра-викторина «Счастливый случай», «Поле чудес».

Родители принимают активное участие в субботниках. В группе стало хорошей традицией ежегодно совместно с сельским библиотекарем, родителями и детьми, проводить экологические праздники и развлечения: «День рождения леса», «Весенний праздник птиц», «Путешествие по сказкам»,  «Сказка про Паучка» и другие. Проходят  конкурсы рисунков «Лучший домик для птиц», выставки «Корм для разных птиц», «Чей корм вкуснее».

Чтобы выяснить отношение родителей к проблеме экологического воспитания,  провожу анкетирование (Приложение 1).  

Ответы родителей помогают выявить увлечения взрослых и детей, обозначить проблемы, требующие педагогической помощи.

 В нашем образовательном учреждении ежегодно проходят акции, которые затрагивают тему экологии. Акции проходят совместно с педагогами, детьми и  родителями. К ним, относятся, например, "Зеленая елочка - живая иголочка" - акция по сбережению живого дерева, против бессмысленной массовой их вырубки к Новому году, «Покорми птиц», «Наши младшие друзья», «Санитары леса» и другие. Постоянно нужно искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас с ними одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни.

В результате моей углубленной работы по теме «Инновационные технологии как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» в группе создана благоприятная обстановка: атмосфера дружеского взаимодействия взрослых и детей, доверительные отношения с воспитанниками и их родителями. У детей выработано экологически правильное поведение при взаимодействии с живыми объектами, которые находятся рядом.

Положительная динамика развития знаний и отношений детей к природе позволяет сделать вывод об эффективности проведенной работы. У воспитанников возросла познавательная активность, интерес к миру. Они стали увереннее в себе, стремятся получить результат при достижении поставленной цели, сложились предпосылки для дальнейшего обучения.

Таким образом, применение инновационных технологий в условиях ФГОС позволяет достигнуть главной цели экологического воспитания. Использование инновационных технологий в целом приводит к тому, что ребенок получает знания, которые прочно закрепляются в его подсознании.      Библиографический список

1. Алябьева Е.А. Природа. Сказки и игры для детей.  - М.: ТЦ Сфера, 2016.

2. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников/Пособие для воспитателей детей дошкольного возраста. -М.: Просвещение, 2014.

3. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. СПб., Детство-Пресс, 2013.

4. Горбатенко О. Ф Система экологического воспитания в ДОУ. Волгоград: Учитель, 2008.

5. Николаева Н. Н Юный эколог. Система работы с детьми в детском саду, М., Мозаика-Синтез, 2010.

6. Смирнова В. В., Балуева Н. И. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду. - Спб.: Издательство РГПУ ИМ. А. и. Герцена, 2013.

7. Чердымова Е. И., Инновационные технологии в формировании экологического сознания у дошкольников [Электронный ресурс] / Е.И. Чердымова .- Известия Самарского научного центра Российской академии наук , № 5.- 2015.

8.Интернет ресурс: http://festival.1september.ru/articles/601740/

9. Интернет ресурс: http://eco-apatity.jimdo.com/

Приложение 1

Анкета для родителей

  • Что такое экология?

•  Есть ли у Вас комнатные растения, и какие? Если нет, то почему?

•  Есть ли в семье собака, кошка или другие животные?

•  Посадили ли Вы дерево?

•  Мастерили ли Вы когда-нибудь кормушки для птиц?

•  Читаете ли Вы ребенку книги о природе?

•  Смотрит ли Ваш ребенок диафильмы, слайды, телепередачи о природе?

•  Любит ли Ваш ребенок бывать в лесу?

•  Часто ли Вы бываете в лесу с ребенком?

•  Знает ли Ваш ребенок названия деревьев, цветов, ягод и т.д.?

•  Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев, лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц?

•  Знает ли Ваш ребенок стихи, загадки, поговорки, пословицы о природе?

•  Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям?

•  Как Вы думаете, получит Ваш ребенок знания о природе в детском саду?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: "Игра, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста".

Дошкольное детсво - начальный этап становления человеческой личности....

« Дидактическая игра – как средство экологического воспитания старшего дошкольного возраста»

laquo; Дидактическая игра – как средство  экологического воспитания старшего дошкольного возраста»...

Выступление на семинаре по теме "Моделирование - как средство познавательного развития детей дошкольного возраста"

Использование моделирования в детской деятельности и во всех образовательных областях....

Опыт работы по теме "Краеведение как средство воспитания детей старшего дошкольного возраста"

Опыт работы по теме "Краеведение как средство воспитания детей старшего дошкольного возраста"...

Презентация опыта работы по теме "Краеведение как средство воспитания детей старшего дошкольного возраста"

Презентация опыта работы по теме "Краеведение как средство воспитания детей старшего дошкольного возраста"...