Обмен опытом Тазиной Г.А. по теме " Двигательная активность - средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни"
материал (старшая группа) по теме

Распространение опыта работы воспитателя Тазиной Г.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obmen_opytom.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

    На современном этапе развития общества выявлена тенденция ухудшения здоровья детей. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как полное физическое, психическое и социальное благополучие ребенка. Ведь чем активнее вовлечение ребенка в мир движений, тем богаче и интереснее его физическое и умственное развитие, крепче здоровье. Движения необходимы ребенку, так как они способствуют совершенствованию его физиологических систем и, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма.

   Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Словосочетание «формирование здорового образа жизни» заняло прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы педагогов всех элементов образовательной структуры. Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? Эту задачу нужно начинать решать с самых ранних лет жизни ребенка, решать системно и совместно с родителями воспитанников, ведь детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать.

  Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, двигательная активность  – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка.  Возрастные и индивидуальные особенности двигательной активности детей в значительной мере определяются как условиями организации деятельности, так и ее характером и содержанием.

   Особенно велика роль целенаправленного руководства двигательной активностью детей, воспитывающихся в старших возрастных группах детского сада. Это обусловлено тем, что к старшему дошкольному возрасту дети, имея высокую потребность двигательной активности, не всегда могут ее реализовать на должном уровне. При этом надо учитывать, что самостоятельная двигательная активность детей на шестом-седьмом году жизни все больше ограничивается созданными условиями в детском саду и семье (увеличивается продолжительность образовательной деятельности с преобладанием статических поз), а также возрастающими познавательными интересами детей (компьютерные игры, конструирование, просмотр телепередач и видеокассет и т.д.). В связи с этим именно у детей этого возраста уже могут сформироваться вредные привычки малоподвижного образа жизни.

   Полноценная двигательная активность (в ее доступных формах) является залогом успешного оздоровления детей. Различные виды двигательных упражнений являются к тому же физиологически обоснованными средствами развития общей выносливости. Такие упражнения, как быстрая ходьба, бег, прыжки,  ходьба на лыжах, скольжение по ледяным дорожкам содействуют повышению умственной и физической работоспособности, улучшению эмоционального состояния, полноценному физическому и психическому развитию детей, укреплению их здоровья.

  Формами организации оздоровительной работы,  являются: самостоятельная деятельность детей, подвижные игры, утренняя гимнастика, двигательно-оздоровительные минутки,  физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами, физкультурные прогулки (в парк, в лес, к водоему), физкультурные досуги, спортивные праздники, Дни здоровья, игры-соревнования, спартакиады.

    В своей работе использую программу Бересневой З. И., Казаковцевой Г. Н. «Здоровый малыш», методику психического и физического развития ребенка Галанова А. С.

   В группе оборудован «Уголок здоровья», оснащенный необходимым оборудованием для успешного физического воспитания ребенка,  оформлена картотека стихов сопровождающих физические упражнения, картотека подвижных игр, пособия для развития мелкой моторики, различные предметы для выполнения упражнений.  Широко использую подвижные игры,  пальчиковые игры без предметов в свободное время, на прогулках. В играх стараюсь  выполнять упражнения с предметами: прищепками, пробками, счетными палочками, пуговицами, мячами-ежиками, платочками и т. д.

Придавая особую значимость роли двигательной активности в укреплении здоровья дошкольников определила приоритеты в режиме дня.

   Первое место принадлежит физкультурно-оздоровительной работе. К ней относятся общеизвестные виды двигательной активности: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок.

   Второе место в двигательном режиме детей занимает непосредственно организованная деятельность  по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности  детей.  В группе своевременно осуществляется проветривание и влажная уборка, обеспечивается оптимальный температурный режим, дети находятся в соответствующей температурному режиму и типу деятельности одежде и обуви. Перспективный и календарный планы   разрабатываются с учётом как индивидуальных психофизических особенностей так и группы в целом. В организации непосредственно образовательной деятельности использую игровую мотивацию «Путешествие в страну Знаний», «Поможем муравьишке спасти друзей», «Весёлое приключение на далёкой планете», умело распределяю двигательную активность детей. Дети сидят за столами только тогда, когда осуществляется работа в тетрадях, альбомах, при работе с ножницами,  мелким раздаточным материалом, в этих случаях   постоянно обращаю внимание на правильную осанку. Во время непосредственно образовательной деятельности провожу упражнения по профилактике и коррекции плоскостопия «Пройдем по волшебному бережку», «Через мостик на полянку»,  зрения «Проследи за солнечным зайчиком», «Посмотри куда скажу»,  «Бегущий огонёк», сколиоза «Расцвел бутон», «Цирковой трюк», «В школе балерины».  Для повышения интереса ввожу увлекательные игровые упражнения, использую рифмованные фразы, которые повышают интерес детей и помогают правильно выполнить упражнение, например, «Мы на пальчиках идем, прямо голову несем», или «Побежали, побежали, никого не обогнали», а также систематически  один раз в месяц, провожу спортивные развлечения и досуги,  два раза в год провожу спортивные  праздники, где дети закрепляют полученные ранее двигательные навыки.

    Третье место отвожу  самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка. Продолжительность ее зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности.

       Закаленный человек быстро и без малейшего вреда для здоровья приспосабливается к любым изменениям температуры воздуха, легко переносит холод, жару. Закаливание повышает не только устойчивость к влиянию плохой погоды, но и совершенствует, мобилизует резервные возможности адаптационных систем, чем обеспечивается профилактика простудных и других заболеваний.

   В группе разработан план мероприятий по оздоровлению детей, который согласован с врачом, закрепленным за детским садом Лебедевой А. Н.

      Для профилактики и коррекции плоскостопия, дети, проснувшись, проходят по ребристым дорожкам, шнуру, дорожке с  палочками,  выполняют комплекс специальных упражнений после сна, провожу обширное обтирание с использованием массажных рукавичек . Систематичность этого закаливания способствует оздоровлению детского организма, повышению иммунитета ребенка, поднимает его настроение.

  Стараюсь как можно больше находиться с детьми на свежем воздухе.

Как известно в ходьбе  участвует весь опорно-двигательный аппарат человека, одновременно в работу включается до 50 процентов мышц тела. При соблюдении правильной техники ходьбы значительно укрепляются мышцы спины и живота, формируются мелкие мышцы стоп, вырабатывается правильная осанка, тренируются дыхательная и сердечнососудистая системы, активнее происходит обмен веществ. Во время ходьбы группой у детей воспитываются согласованность движений, организованность, умение ориентироваться.

   Через экскурсии в лес, прогулки, походы, игры на свежем воздухе, развлечения дети получают необходимый опыт, учатся исследовать, наблюдать и заботиться о своем здоровье.

   Во время прогулок  дети получают солнечные и воздушные ванны, что благотворно действует на весь организм, повышает тонус нервной системы и увеличивает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям. Естественные ароматы леса, луга благотворно влияют на ребенка, учат правильно пользоваться этими запахами. Дети узнают о пользе деревьев, трав, рассуждают о пользе природных факторов для укрепления здоровья, знакомятся  с лекарственными растениями близкого окружения.  

   Занятия бегом улучшают работу легких, сердца, головного мозга и мышц, помогают более быстрому восстановлению сил после умственных нагрузок. Игры  на свежем воздухе, как известно, улучшают самочувствие, закаливают организм, формируют правильную осанку, вырабатывают силу воли, целеустремленность и другие качества, необходимые в повседневной жизни. Оздоровительный бег – одно из важных для здоровья ребенка движений, позволяющих регулировать нагрузку, укрепляющих сердечнососудистую и дыхательную системы. Привычка бегать помогает получить ежедневную дозу движений, необходимую для нормальной жизнедеятельности организма.

    Прыжки, как и бег - неотъемлемая часть двигательной деятельности ребенка. Прыжковые упражнения укрепляют костно-мышечный аппарат ног и туловища, тренируют глазомер, развивают координацию движений. Прыжки со скакалкой занимают значительное место в работе с детьми дошкольного возраста, способствуют повышению выносливости, тренируют чувство ритма, укрепляют сердечнососудистую и дыхательную системы, мышцы ног. В прыжках с короткой скакалкой дети проявляют большую активность и настойчивость. Прыжки с продвижением вперед, с ноги на ногу  развивают выносливость так же, как и беговые упражнения.

   Считаю, что двигательный режим в дошкольном учреждении включает всю динамическую деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную.

     Двигательная активность дошкольника должна быть направлена и соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма, что и составляет основу индивидуального подхода к каждому ребенку.

      Здоровый образ жизни немыслим без рационального разнообразного питания. Питание, как известно, является одним из факторов, обеспечивающих нормальное развитие ребёнка и достаточно высокий уровень сопротивляемости его организма к заболеваниям.

     В нашем дошкольном учреждении выполняются следующие принципы рационального здорового питания детей: регулярность, полноценность, разнообразие, путём соблюдения режима питания, норм потребления продуктов питания и индивидуального подхода к детям во время приёма пищи. Для профилактики острых респираторных заболеваний в питание детей включаю зелёный лук, чеснок, что позволяет добиться определённого снижения заболеваемости.

    Веду активную работу с родителями в данном направлении, так как «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте» (п. 1 ст.18 Закона РФ «Об образовании»). Решающая роль по формированию личностного потенциала и пропаганде здорового образа жизни принадлежит семье.

   Родители активно принимают участие в спортивных совместных мероприятиях, экскурсиях, походах, направленных на оздоровление детей. На родительских собраниях, индивидуальных консультациях довожу до сведения родителей как оценивать здоровье ребенка,  в группе имеется подборка  различных гимнастик, подвижных игр, упражнений, рекомендую литературу,  работает библиотека группы.

Вся эта работа  позволяют  постепенно  приобщить детей  к здоровому образу жизни.

    Целенаправленная работа  в вопросах оздоровления детей  даёт высокие результаты. По результатам мониторинга заболеваемость за 2008-2009 учебный год составила 1.9 д/д, посещаемость 64%, за 2009-2010 учебный год заболеваемость составила 1.7 д/д,  посещаемость 69%, за 2010-2011 учебный год заболеваемость составила 1.5 д/д, посещаемость 75%.  Выявлено, что  60% воспитанников группы  успешно занимаются в хореографических студиях Зарайска.

   Наши дети должны быть здоровы, а для этого надо не так уж много: систематичность выполнения, привычку, удовольствие в выполнении упражнений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рубрика "Здоровье" "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни" (О двигательной активности дошкольников)

Движение является одним из источников радости ребёнка, поэтому они оказывают большое влияние на его психическое развитие. Возрастной период от 5 до 7 лет характеризуется дальнейшим развитием разных фо...

Взаимодействие дошкольной организации и семьи по проблеме приобщения детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни.

Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной за...

Взаимодействие дошкольной организации и семьи по проблеме приобщения детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни.

Взаимодействие дошкольной организации и семьи по проблеме приобщения детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни....

Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни «Мы выбираем здоровье!»

. Выполняя проект, дети познакомятся с правилами организации здорового образа жизни, обеспечения безопасности жизнедеятельности, изучат организм человека.  Кроме того, проект поможет детям сделат...

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни.

Движение является одним из источников радости ребёнка, поэтому они оказывают большое влияние на его психическое развитие....


 

Комментарии

Зарьянова Марина Кирилловна

ОЧЕНЬ ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ