Семинар-практикум «Организация совместной деятельности педагога и детей с учётом гендерного подхода к воспитанию»
консультация на тему

Павлик Татьяна Викторовна

Основная задача гендерного воспитания прописана в ФГОС ДО, в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»: формировать ценностное отношение личности ребенка к себе как носителю гендерной информации, к представителям разных полов, выполняющих разные социальные функции в зависимости от внешних условий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_praktikum_organizatsiya_sovmestnoy_deyatelnosti.docx21.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ромашка»

Семинар-практикум

«Организация совместной деятельности педагога и детей с учётом гендерного подхода к воспитанию»

Павлик Т.В.

воспитатель

г. Советский, 2013 год

    Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам гендерного воспитания детей.

    Актуальность темы гендерного воспитания дошкольников связана с тем, что процесс полоролевой идентификации и половой дифференциации необходим для полноценного развития личности ребенка, подготовки его к выполнению соответствующих полу социальных ролей и в первую очередь семейных ролей.

    Основная задача гендерного воспитания прописана в ФГОС ДО, в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»: формировать ценностное отношение личности ребенка к себе как носителю гендерной информации, к представителям разных полов, выполняющих разные социальные функции в зависимости от внешних условий.

    Целью работы в данном направлении является создание полоразвивающего и социокультурного пространства ДОУ, как среды, способствующей овладению детьми полоролевым опытом, ценностями, смыслами и способами полоролевого поведения на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

 Задачи:

1. Организация предметно – развивающего пространства в группах, способствующего формированию гендерной идентичности и гендерной социализации дошкольников.

2. Выявление особенностей гендерных представлений детей дошкольного возраста и гендерного поведения в непосредственно образовательной деятельности.

3. Внедрение интегрированного подхода в гендерное воспитание дошкольников.

4. Информационно-просветительская деятельность ОУ с родителями по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста. Полоролевая идентификация осуществляется в тесной взаимосвязи с физическим, эмоциональным и социальным, воспитанием детей, опирается на развитие их речи и мышления, ознакомление с окружающим миром, формирование навыков поведения и развитие творческих способностей.

     Задачи по гендерному воспитанию решаются через различные формы организации детской деятельности.

    Развивающая предметно-пространственная среда.

Образовательная среда в группе создаётся с учётом возрастных возможностей детей, зарождающихся половых склонностей и интересов и конструируется таким образом, чтобы ребёнок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие. Предметно- пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т. п.), но и является основой для самостоятельной деятельности с учётом гендерных особенностей: дидактические игры с учётом полоролевой принадлежности детей, атрибуты к сюжетно – ролевым играм, литература и журналы для мальчиков и девочек. При организации различных видов детской деятельности необходимо постоянно создавать ситуации, в которых у детей будут формироваться навыки социального (полоролевого) поведения. Продуктивная (занятия по парам: девочка – мальчик (на итоговых мероприятиях, когда навыки детей уже отработаны, девочки вырезают детали, так как они очень аккуратны, а мальчики намазывают клеем детали и приклеивают; работа по подгруппам: девочки делают снеговику шляпки, бусы, а мальчики галстук и шапку). Коммуникативная (беседы: «Профессии моих родственников» - девочки рассказывают про профессии мам, а мальчики рассказывают про профессии своих пап; «Мама дома, мама на работе, мама в свободное время» - девочкам предлагается рассказать о своих мамах, их домашних обязанностях, а мальчикам – как мама проводит свободное время, куда ходит в театр, в кино, тренажерный зал и т.д., пересказы: первыми пересказывают девочки, т. к. они быстрее запоминают информацию, потом мальчики, т. к мальчикам требуется дополнительный речевой образец); «Египетское письмо» (девочки составляют рассказ про девочек, мальчики составляют рассказ про мальчиков или мальчики рассказывают по схеме, а девочки проверяют их правильность выполнения задания).

Трудовая. Мальчики.

 Девочки Хозяйственно-бытовой труд.

Меняют воду в ведёрках, пылесосят и выбивают пыль из ковриков Протирают пыль на полочках, моют игрушки, стирают кукольное бельё. Дежурства.

Ставят для занятия столы, стулья, вешают доски, убирают место. Раздают второе, убирают посуду. Свёртывают стол, подметают пол, протирают столы, раскладывают наглядный материал, убирают его, моют кисточки, розетки для красок и клея.

Труд в уголке природы. Переносят горшки с комнатными растениями, моют кормушки, аквариум, меняют воду в аквариуме, приносят землю для пересадки комнатных растений. Поливают, рыхлят комнатные растения, готовят корм для рыб, птиц, моют блюдца из-под комнатных растений.

Труд на участке.

 Подметают и очищают дорожки от листвы, зимой - от снега, делают горку из песка в песочнице, делают Поливают песок в песочнице, наводят порядок на веранде, в игровых уголках протирают пыль на совместно с воспитателем снежные постройки, выносят оборудование с веранд на участок для игр и занятий спортом, приносят воду мини- бассейн для игр с водой. полках, шкафах, моют игрушки, подметают пол в игровых домиках.

Труд на огороде. Перекапывают землю на грядках и в цветниках, переносят лейки с водой, посыпают междурядье песком, окучивают огородные растения. Сеют семена, высаживают рассаду, поливают, рыхлят, пропалывают всходы огородных культур и цветов.

Ручной труд. Мастерят поделки из дерева, конструируют из бумаги, картона, бросового материала, мелкого конструктора. Вышивают салфетки, шьют одежду для кукол, мягкие игрушки, делают сувениры для малышей, мальчиков, сотрудников, родителей.

Труд по самообслуживанию.

 Мальчики одеваются первыми, так как они это делают медленнее, а потом помогают девочкам.

Познавательно-исследовательская деятельность.

 Решение проблемных ситуаций (детям предлагаются ситуации, в которых необходимо спрогнозировать свои действия: «Прежде чем что – то делать, подумай: кто ты – мальчик или девочка? Как необходимо вести себя мальчику (девочке), чтобы не случилось неприятностей?»; рассматривание энциклопедий для мальчиков и девочек (по интересам), раскраски по интересам – для девочек и мальчиков; различные инструкции (например, дать задание посчитать девочкам количество предметов, а мальчикам найти соответствующую цифру)

Художественно-эстетическое развитие.

Музыка – одно из средств формирования полоролевого поведения детей. На музыкальных занятиях работа по гендерному воспитанию прослеживается в различных видах музыкальной деятельности: При разучивании танцев (вальс, полька, кадриль) мальчики овладевают навыками ведущего партнёра, девочки акцентируются на грациозности, изяществе, мягкости движений; дифференцированный подход осуществляется через разучивание мальчиками движений, требующие мужской силы, ловкости, (наездники, бравые солдаты), девочками - движений с преобладанием плавности, мягкости (хороводы, упражнения с цветами, лентами, шарами), Песни и игры о мальчиках и девочках способствуют развитию представлений ребёнка о своём поле. Неоценимую помощь в решении задач воспитания детей с учётом их гендерных особенностей оказывает народный фольклор (потешки, пестушки, дразнилки поговорки, народные игры).

Приобщение к художественной литературе.  Чтение по интересам; при обсуждении прочитанного девочки рассказывают женские поступки в рассказе, а мальчики мужские поступки, обсуждаем стихотворение «Если был бы я девчонкой» с мальчиками. Сказки – сильное средство воспитания любви к ближнему. В них отражены не только требования народной морали, но ещё даны образцы нравственного поведения. Доступны и близки детям старшего возраста русские народные сказки: «Крошечка – Хаврошечка», «Морозко», Рукодельница и Ленивица», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», « Иван – царевич», «Царевна – лягушка», «Кощей бессмертный», «Финист – ясный сокол», «Каша из топора», «Илья Муромец» и др. Мальчиков и девочек сказки учат послушанию, любви к земле родной, народу, почитать родителей, быть добрым, справедливым), Пословицы, поговорки, загадки, материнский фольклор – это своеобразный моральный кодекс, свод правил поведения. Может использоваться в течение всего дня («Вся семья вместе, так и душа на месте», «Сын мой, а ум у него свой», «Хорошему хозяину и день мал», «Коса – девичья краса», «Без смелости, не возьмёшь крепости», «На смелого собака лает, а трусливого кусает» и др.) Загадки для девочек (о ягодах, цветах, конфетах и др.) Загадки для мальчиков (о машинах, оружии, самолётах и др.)

Игровая деятельность.  Народные игры носят опережающий характер в плане проигрывания самых разнообразных сторон жизни. Например: «Во кузнице», «Посмотрите- ка, у нас-то в мастерской», «В тёмном лесе», «Царевна-королевна», «Было у матушки двенадцать дочерей», «В хороводе были мы!», «Золотые ворота», «Ласточки и ястребы».

Сюжетно – ролевые игры («Дочки – матери», «Ожидаем гостей», «Дети заболели», «У меня день рождение», «Проездка на автобусе», «Больница», «Кафе», «Показ моделей», «Дочки-матери», «У нас гости»,  «Салон красоты», «Лесная школа», «Магазин», «Строительство», «Медицинские работники». Отрабатывать модели социального поведения: сумки несут мальчики, девочки накрывают на стол и т.п.), Игры – драматизации («Гуси – лебеди», «Спящая красавица», «Сказка на новый лад»)

Игры – состязания: «Назови смелую профессию», «Напиши словесный портрет мальчика (девочки)».

Дидактические игры («Сундучок хозяюшки», «Действия – мужчина, действия – женщина», «Кто кем был?», «Одень куклу», «Кто что делает?», «Благородные поступки», «Кем я буду и каким?», «Наши прически», «Лото для девочек», «Ателье», «Дорожные знаки», «Наше здоровье», «Профессии», «Кем я хочу стать? Кем буду работать? », «Кто что делает? ».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Организация совместной деятельности педагога и детей дошкольного возраста". Сообщение из опыта работы.

"Организация совместной деятельности педагога и детей дошкольного возраста". Сообщение из опыта работы....

«Организация совместной деятельности педагогов и детей в ДОУ в соответствии с ФГТ».

Отталкиваясь от тематического плана, возьмем тему «В гостях у сказки». На данном примере рассмотрим, как можно организовать совместную деятельность  педагогов и детей в ДОУ.Далее, ра...

Организация совместной деятельности педагога и детей по экспериментированию в младшей группе

В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Экс...

Организация совместной деятельности педагога и детей по экспериментированию в средней группе

В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Экс...

Организация совместной деятельности педагога и детей по экспериментированию в старшей группе

В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Экс...

Семинар-практикум культурная практика "Совместная игра педагога и детей" (сюжетно-ролевые игры)

Семинар-практикум представила культурную практику "Совместная игра педагога и детей" (сюжетно-ролевые игры)...

"Организация совместной деятельности педагога и детей. Самостоятельная деятельность детей"

СТАТЬЯ СОДЕРЖИТ ИНФОРМАЦИЮ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА И ДЕТЕЙ, О САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ. В  СТАТЬЕ ПОДРОБНО ОПИСАНЫ ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТ...