« В ГОСТЯХ У НАРОДНЫХ УМЕЛЬЦЕВ»
план-конспект занятия по окружающему миру на тему
Систематизировать знания детей о различных видах декоративно – прикладного искусства и изделиях народных промыслов.
Закреплять знания детей о характерных особенностях дымковской, хохломской, городецкой росписей: колорите, составных элементах, композиции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_v_gostyakh_u_narodnykh_umeltsev.docx | 19.41 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД « В ГОСТЯХ У НАРОДНЫХ УМЕЛЬЦЕВ»
Программное содержание: Систематизировать знания детей о различных видах декоративно – прикладного искусства и изделиях народных промыслов.
Закреплять знания детей о характерных особенностях дымковской, хохломской, городецкой росписей: колорите, составных элементах, композиции.
Продолжать знакомить детей с народным декоративно - прикладным творчеством - изделиями мастеров Гжели.
Развивать восприятие особенностей колорита гжельской росписи / на белом
фоне синие цветы, листья, ветки, завитки/.
Словарная работа: активизировать и обогащать речь детей словами из терми-
нологии росписей: кудрина, завиток, розан, гирлянда и т.д.
Воспитывать уважение и любовь к искусству народных мастеров.
Предварительная работа: рассматривание дымковских игрушек, пред-
метов быта, выполненных в стиле хохломской, городецкой росписи; репродук-
ций из альбомов; беседы о народных промыслах , дидактические игры.
Оборудование: дымковские игрушки, предметы быта, расписанные хохломой, городецким рисунком, репродукции из альбомов , ИКТ.
Ход:
Дорогие ребята, я приглашаю вас совершить путешествие в глубокую старину.
В то время, когда не было ни автомобилей, ни электричества, ни газа, ни многоэтажных домов. Приглашаю вас в простую русскую деревеньку.
/ звучит медленная русская народная мелодия/
Воспитатель: Позади трудовой день и когда солнышко клонится к закату, собиралися красны девицы и добры молодцы на посиделки – хороводы водить,частушки, песни попеть; себя показать да на других поглядеть, своим
мастерством похвалиться : кто вяжет, кто вышивает, кто из глины посуду лепит
да расписывает, кто дощечки выпиливает.
Вот и мы вас хотим пригласить на посиделки.
Воспитатель: Мир вам, гости дорогие,
Вы явились в добрый час –
Встречу теплую такую
Мы готовили для вас.
Воспитатель: / рассказ о светелке/
Воспитатель: У нас для каждого найдется и местечко, и словечко.
/ дети рассаживаются полукругом/
Воспитатель: Дети, какое богатство расписных дивных игрушек, посуды!
И все это изготовили наши русские мастера- умельцы.
Игра « Назови роспись»
Дети, послушайте первую загадку:
Веселая белая глина
Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собаки, гусары и рыбки,
А ну, отгадайте, кто я?
- назовите предметы, украшенные дымковской росписью?
- из какого материала они сделаны? Правильно, игрушки не простые – глиняные,
расписные.
- из каких узоров состоит дымковская роспись ? / круги, пятна, дуги, точки, решетка, прямые и волнистые линии/
- какие цвета и оттенки используют мастера дымковской росписи?
А сейчас послушайте еще одну загадку и скажите, о каком виде росписи здесь говорится :
Из липы доски сделаны,
И прялки, и лошадки…
Цветами разрисованы,
Как будто полушалки
Там лихо скачут всадники,
Жар – птицы в высь летят
И точки черно-белые
На солнышке блестят. / городец/.
Правильно, сначала городецкие мастера изготовляют игрушки, предметы быта, а затем расписывают их. А о том, как расписывали - нам дети споют частуш-
ки: Веселись наш детский сад,
Веселее нет ребят!
Мы с улыбкой на лице
Вам споем о Городце!
Кто рисует Городец –
Ах, какой он молодец!
И листочки, и цветы –
Это все для красоты!
Коль на досточке девица –
Иль удалый молодец,
Чудо - конь и чудо- птица –
Значит это Городец!
Где ковши, кони – качалки
Очень радостных тонов –
Это все труды прекрасных
Городецких мастеров.
Рисовали мы цветы
Небывалой красоты
Красоте той нет конца –
Это все из Городца!
Воспитатель: А теперь послушайте третью загадку:
Ах, какая красота!
Весь народ свела с ума!
Яркая, лучистая, узоры золотистые!
Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка., не спеши
Там травка вьется и цветы
Растут нездешней красоты
Блестят они как золотые,
А может солнцем залитые.
- о какой росписи загадка?
- какие элементы узора используют мастера хохломской росписи?
/ травинки, кудрина, ягода, усики, завитки, листочки, цветы, клубничка, кустики/.
Воспитатель: Ой, красны девицы, да добры молодцы!
На лавочках не сидите, - на круг выходите.
Поспеши, народ!
Собирайся в хоровод!
Хоровод « Во поле березонька стояла»
Воспитатель: А сейчас, дети, я познакомлю вас с изделиями еще одних русских мастеров – умельцев. Приглашаю в сине – голубую сказку. Почему так
называется? Сейчас вы сами поймете.
Презентация.
1 слайд : Посмотрите, сколько здесь разной посуды: чайник, подсвечник, ваза
для цветов, фруктов, самовар.
2 слайд: Сине- белая посуда,
Расскажи-ка: ты откуда?
Может с севера пришла
И цветами расцвела:
Голубыми, синими,
Нежными, красивыми.
Так откуда же пришла к нам посуда, расписанная сине- голубыми цветами?
3 слайд: В тихом Подмосковье, речка Белка бежит,
Вдоль этой речушки деревенька Гжель стоит.
Резные оконца, на крыше конек
Из чистого колодца водицы глоток.
4 слайд: Заросли ивы вдоль речки бегут,
Умельцы в этой деревушке живут.
Расписную посуду они мастерят.
Синим по белому чудо творят.
5 слайд и следующие : по тексту.
Воспитатель: Дети, понравилась вам сине-голубая посуда? Скажите, из какого
материала изготовляют посуду? Какой краской покрывают? А какой она становится
после жаркого печного огня? А где ее родина?
На следующем занятии мы продолжим знакомство с гжельской посудой и ее росписью.
Воспитатель: Дети, вам понравились наши посиделки? А каждые посиделки
заканчиваются чаепитием, угощением.
Ну, вот и настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь,
Говорим всем : До свидания…
До счастливых новых встреч.