« В ГОСТЯХ У НАРОДНЫХ УМЕЛЬЦЕВ»
план-конспект занятия по окружающему миру на тему

Хмызенко Мария Николаевна

       Систематизировать  знания  детей о различных видах декоративно – прикладного  искусства  и  изделиях  народных  промыслов.

        Закреплять знания  детей о характерных особенностях дымковской, хохломской, городецкой росписей: колорите, составных  элементах,  композиции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_v_gostyakh_u_narodnykh_umeltsev.docx19.41 КБ

Предварительный просмотр:

           НОД  « В  ГОСТЯХ    У   НАРОДНЫХ    УМЕЛЬЦЕВ»

       Программное  содержание:  Систематизировать  знания  детей о различных видах декоративно – прикладного  искусства  и  изделиях  народных  промыслов.

        Закреплять знания  детей о характерных особенностях дымковской, хохломской, городецкой росписей: колорите, составных  элементах,  композиции.

        Продолжать  знакомить  детей с  народным декоративно -  прикладным  творчеством -  изделиями  мастеров Гжели.

        Развивать восприятие  особенностей  колорита  гжельской  росписи / на белом

фоне синие  цветы, листья, ветки, завитки/.

        Словарная работа:  активизировать  и обогащать речь детей  словами из терми-

нологии росписей: кудрина, завиток, розан, гирлянда и т.д.

        Воспитывать уважение и любовь к искусству народных мастеров.

       Предварительная работа: рассматривание  дымковских игрушек, пред-

метов  быта, выполненных  в стиле  хохломской,  городецкой росписи;  репродук-

ций из альбомов;  беседы о народных промыслах , дидактические игры.

        Оборудование:  дымковские игрушки, предметы быта, расписанные хохломой, городецким рисунком, репродукции из альбомов , ИКТ.

                                       

                                          Ход:

     Дорогие ребята, я приглашаю вас совершить путешествие в глубокую старину.

В то время, когда не было  ни автомобилей, ни электричества, ни газа, ни многоэтажных домов. Приглашаю вас в простую русскую деревеньку.

                   / звучит медленная русская народная мелодия/

               Воспитатель:        Позади  трудовой день и когда солнышко  клонится к закату, собиралися красны девицы  и  добры молодцы  на посиделки – хороводы водить,частушки, песни попеть; себя показать  да на других  поглядеть, своим

мастерством  похвалиться : кто вяжет, кто вышивает, кто  из глины посуду лепит

да расписывает, кто дощечки выпиливает.

Вот и мы вас хотим пригласить на посиделки.

       Воспитатель:   Мир вам, гости дорогие,

                                       Вы явились в добрый час –

                                       Встречу теплую такую

                                       Мы готовили для вас.

             Воспитатель:   / рассказ о светелке/

             Воспитатель: У нас для каждого найдется и местечко, и словечко.

                    / дети  рассаживаются полукругом/

              Воспитатель: Дети, какое богатство расписных дивных игрушек, посуды!

И все это изготовили наши русские мастера- умельцы.

                           Игра  « Назови роспись»

Дети, послушайте первую  загадку:

                              Веселая белая глина

                              Кружочки, полоски  на ней,

                              Козлы и барашки смешные,

                              Табун  разноцветных  коней

                               Кормилицы и водоноски,

                               И всадники, и ребятня,

                               Собаки, гусары и рыбки,

                               А ну, отгадайте, кто я?

    -  назовите предметы, украшенные  дымковской росписью?

    -  из  какого материала они сделаны? Правильно, игрушки  не простые – глиняные,

расписные.

    -  из каких узоров состоит дымковская роспись ? / круги, пятна, дуги, точки, решетка, прямые и волнистые линии/

    -  какие цвета и оттенки используют мастера дымковской росписи?

               

             А сейчас послушайте еще одну загадку и скажите, о каком виде росписи здесь говорится :

                                Из липы доски сделаны,

                                И прялки, и лошадки…

                                Цветами разрисованы,

                                Как  будто полушалки

                                Там  лихо  скачут всадники,

                                Жар – птицы в высь летят

                                И точки черно-белые

                                На солнышке блестят. / городец/.

             Правильно, сначала городецкие мастера изготовляют  игрушки, предметы быта, а затем расписывают их. А о том, как расписывали  - нам дети споют частуш-

ки:                           Веселись наш детский сад,

                                Веселее нет ребят!

                                Мы с улыбкой на лице

                                Вам споем о Городце!

                                                  Кто   рисует Городец –

                                                  Ах, какой он молодец!

                                                  И листочки, и цветы –

                                                  Это все для красоты!          

                                Коль на досточке девица –

                                Иль удалый молодец,

                                Чудо - конь  и чудо- птица –

                                 Значит это Городец!

                                                   Где ковши, кони – качалки

                                                   Очень радостных тонов –

                                                   Это все труды прекрасных

                                                   Городецких мастеров.

                                 Рисовали мы цветы

                                 Небывалой красоты

                                 Красоте  той  нет  конца –

                                 Это все из Городца!

               Воспитатель:  А теперь послушайте третью  загадку:

                                  Ах, какая красота!

                                  Весь народ свела с ума!

                                  Яркая, лучистая, узоры золотистые!

                                  Резные ложки и ковши

                                  Ты разгляди-ка., не спеши    

                                  Там  травка вьется и цветы

                                  Растут  нездешней красоты

                                  Блестят они как золотые,

                                   А может солнцем залитые.

               - о какой росписи загадка?

               - какие элементы узора используют мастера хохломской росписи?

/ травинки, кудрина, ягода, усики, завитки, листочки, цветы, клубничка, кустики/.

               Воспитатель:    Ой, красны девицы, да добры молодцы!                

                                          На лавочках не сидите, - на круг выходите.

                                          Поспеши, народ!

                                          Собирайся в хоровод!

                       Хоровод  « Во поле березонька стояла»

               Воспитатель:  А сейчас, дети, я познакомлю вас с изделиями еще одних русских мастеров – умельцев. Приглашаю  в сине – голубую сказку. Почему так

называется?  Сейчас вы сами поймете.

 

                                      Презентация.

 

 1 слайд :    Посмотрите, сколько здесь разной посуды: чайник, подсвечник, ваза

                    для цветов, фруктов, самовар.

 2 слайд:    Сине- белая посуда,

           Расскажи-ка: ты откуда?

           Может с севера пришла

                   И цветами расцвела:

                   Голубыми, синими,

           Нежными, красивыми.

   Так откуда же пришла к нам посуда, расписанная сине- голубыми цветами?

 3 слайд:     В тихом Подмосковье, речка Белка бежит,

                    Вдоль этой речушки деревенька Гжель стоит.

                    Резные оконца, на крыше конек

                    Из чистого колодца водицы глоток.

4 слайд:      Заросли ивы вдоль речки бегут,

                    Умельцы в этой деревушке живут.

                     Расписную посуду они мастерят.

                     Синим по белому чудо творят.

5 слайд и следующие : по тексту.

             

         Воспитатель: Дети, понравилась вам  сине-голубая посуда?  Скажите, из какого

материала изготовляют посуду? Какой краской покрывают? А какой она становится

после жаркого печного огня? А где  ее родина?

          На следующем занятии мы продолжим знакомство с гжельской посудой и ее росписью.

         Воспитатель:  Дети, вам понравились наши посиделки? А каждые посиделки

заканчиваются  чаепитием, угощением.  

                                  Ну, вот и настал момент прощанья,

                                  Будет краткой наша речь,

                                  Говорим всем : До свидания…

                                  До счастливых новых встреч.