Формирование у детей дошкольного возраста представлений о мире лекарственных растений в процессе проектно-исследовательской деятельности
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Совместно с детьми средней группы, родителями воспитанников, музыкальным руководителем был разработан и реализован экологический, познавательно-исследовательский, творческий проект «Природные лекари».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nefedova_s.l.doc134 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование у детей дошкольного возраста представлений о мире лекарственных растений в процессе проектно-исследовательской деятельности

Нефедова Светлана Леонидовна,

воспитатель 1 квалификационной категории

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 3 «Сказка»

п. Восточный Омутнинского района Кировской области

        Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Всестороннее изучение человека, его взаимоотношений с окружающим миром привели к пониманию, что здоровье - это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем. В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности.  

        Дошкольники учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не может существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. В  парке поселка, на территории нашего детского сада растут растения, но какие из них полезные, лекарственные, как они выглядят, в чем их значимость, целебные свойства? Ответы на них, можно получить, если поучаствовать в исследовании окружающих объектов, наблюдении, экспериментировании, вызвать интерес к оздоровлению собственного организма силами природы.

Таким образом, совместно с детьми средней группы, родителями воспитанников, музыкальным руководителем был разработан и реализован экологический, познавательно-исследовательский, творческий проект «Природные лекари». Длительность проекта – 1 месяц.

Цель проекта: формирование у детей экологических представлений о многообразии растительного мира, о мире лекарственных растений на основе проектной деятельности.

Ожидаемый результат

В процессе организации различных видов деятельности: познавательно-исследовательской, игровой, коммуникативной, художественно-эстетической, при поддержке интереса родителями, их активном участии в проекте, у детей появится интерес к растительному миру родного края, умение, знания находить полезные, лекарственные растения, как правильно собирать их, при каких заболеваниях использовать. Пополнится словарный запас по данной теме, дети научатся отражать свои чувства в рисунках, в театрализованных постановках.

Этапы проекта:

  1. Организационный.

Задачи этапа: определение проблемы «Что мы знаем о лекарственных растениях?»,  обсуждение с детьми и родителями, постановка цели и задач проекта, выбор оборудования и материалов. Подбор литературы по данной теме, составление конспектов, подборка картотеки наблюдений, опытов.

  1. Основной этап реализации проекта

Тема

Задачи

Деятельность

Дата

Участники

«Травушка-муравушка»

Формировать представления о травах, развивать творческие способности.

Познавательно- продуктивная

(аппликация)

4.06.

Воспитатель, дети

«Травы, которые лечат»

 

Продолжать знакомить детей с лекарственными растениями. Научить различать самые обычные цветущие травы: мать - и - мачеха, одуванчик, подорожник, мята.

Коммуникативная

6.06.

Воспитатель, дети

Целевая прогулка «Лекарственные растения рядом»    

Расширить представления детей о мире растений, познакомить детей о взаимосвязи растительного мира и человека.

Познавательно-исследовательская

13.06.

14.06.

Воспитатель, дети

«Мир лекарственных растений»  

Уточнить и расширить представления детей о лекарственных растениях. Расширять знания о пользе и применении лекарственных растений.

Познавательная

18.06.

Воспитатель, дети

Презентации семей о лекарственных растениях:

   

1. «Шиповник»

Дать детям понятие о свойствах лекарственного растения - шиповник, его характерных особенностях. 

Познавательная

В течение  всего проекта

Родители, дети

2. «Мята»

Формировать  представления детей о лекарственном растении. Уточнить знания о значении слов: эфирное масло, кулинар, стоматолог.

Познание

Коммуникативная

(чтение художественной литературы)

В течение  всего проекта

Родители, дети

3. «Подорожник»

Закрепить знания о понятии «лекарственное растение».
Воспитывать любознательность, интерес к родной природе.

Познавательная

В течение  всего проекта

Родители, дети

4. «Ромашка»

Сформировать элементарные представления о ромашке, ее частях (серединка, лепестки, стебель, листочки), характерных признаках и лечебных свойствах.

Познавательная

В течение  всего проекта

Родители, дети

«Лекарственные травы. Могут ли они вам помочь?»

Предоставить информацию для родителей по теме.

Познавательная

(Папка-передвижка)

5.06.

Воспитатель

Экологическая беседа «Правила поведения в природе»                                      

Рассмотреть экологические знаки, при помощи которых взрослые и дети учатся правильно вести себя в окружающей их природе.

Познавательная

Коммуникация

22.06.

Воспитатель, дети

«Мир лекарственных растений»

Дидактические, пальчиковые игры

Развивать познавательные способности на основе сформированных представлений о лекарственных растениях.

Коммуникативная, двигательная

В течение  всего проекта

Воспитатель, дети

Стихи, загадки о лекарственных растениях.

Развитие мелкой моторики, памяти, выразительности речи

Коммуникативная, двигательная

(заучивание стихов, физкультминуток, отгадывание загадок о лекарственных растениях

В течение  всего проекта

Воспитатель, дети

Плакат «Берегите лекарственные растения».      

Воспитывать бережное отношение к природе,

формированию у детей желание сохранить окружающую среду.

Познавательно-продуктивная

(аппликация)

15.06.

18.06.

Воспитатель, дети

Конструирование из бросового и природного  материала «Улыбки цветов».

Формированию у детей желания сохранить окружающую среду.

Продуктивная

(ручной труд)

В течение  всего проекта

Воспитатель, дети

Праздник

«Лесная аптека»   

Прививать любовь к прекрасному, развивать музыкальный слух. Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому.

Художественно-эстетическое

28.06.

Воспитатель,музыкальный руководитель, дети

Оформление книги «Лекарственные растения»

 

Закрепить имеющиеся у детей знания о лекарственных растениях.

Взаимодействие с родителями

В течение  всего проекта

Родители, дети, воспитатель

Фотовыставка

Презентация проекта

28.06.

Родители, дети, воспитатель

Заключительный этап

В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: совместно с родителями воспитанников мы создали условия для ознакомления детей с лекарственными растениями, расширили словарь детей, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности, собрали бесценный материал о лекарственных растениях нашего края, оформили книгу «Лекарственные растения». Мы  пришли  к выводу, что растения не только украшают нашу жизнь, кормят нас, но и являются лекарством от многих недугов. И решили продолжить работу с детьми  по теме, а как же мы можем помочь растениям (провести ряд исследований по влиянию ухода на жизнь и развитие растений),   вырастить лекарственные растения на участке, обеспечить уход за ними в летний период.

      Список литературы:

  1. Вакуленко Ю.А. Экологические праздники - Волгоград: Учитель, 2008.
  2. Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998.
  3. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.
  4. Тартак А. М. Золотая книга, или Здоровье без лекарств. - СПб.: "ДИЛЯ", 2002.
  5. Ходырева Н.В. Растения и здоровье. – М.: Просвещение, 2003.
  6. Электронные ресурсы:

http://florall.ru/lekarstvennye_rasteniya

http://www.coolreferat.com/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у детей дошкольного возраста представление о взаимосвязи человека и природы через проектную деятельность.

Методическая разработка по теме "Фомирование представления о взаимосвязи человека и природы через проектную деятельность"...

Формирование у детей дошкольного возраста представлений о физических свойствах окружающего мира средствами детского экспериментирования

По мнению психолога Н.Н.Поддьякова, детское экспериментирование является одним из главных механизмов развития творчества ребенка. Оно способствует формированию познавательного интереса, развивает набл...

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФИЗИЧЕСКИХ СВОЙСТВАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА СРЕДСТВАМИ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФИЗИЧЕСКИХ СВОЙСТВАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА СРЕДСТВАМИ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯВ образовательном процессе дошкольного учреждения учебное э...

Опыт работы "Формирование у детей дошкольного возраста представлений о животном мире посредством дидактических игр"

В дошкольном детстве закладывается фундамент конкретных представлений о природе, формируются основы экологического сознания. Поэтому очень важно, чтобы дети получали достоверные знания и предста...

Формирование у детей дошкольного возраста представлений о времени

Дошкольный возраст наиболее продуктивен для разви­тия психики ребенка. Он является основой для формиро­вания новых психических образований, которые будут развиваться в процессе дальнейшей деятельности...

Игра – средство формирования у детей дошкольного возраста представлений о мире профессий

В практике дошкольных учреждений накоплена определенная совокупность методов, способствующих формированию у детей представлений о профессиях взрослых. Сюда относится экскурсия, беседа, чтение детской ...

План по повышению профессионального уровня воспитателя на 2020-2025 год по теме: "Формирование у детей дошкольного возраста представлений о ранней профориентации посредством игровой деятельности""

Целью плана по повышению профессионального уровня является повышение теоретического уровня знаний,  профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Систематизации работы по...