Главные вкладки

    Опыт работы "Формирование у детей дошкольного возраста представлений о животном мире посредством дидактических игр"
    материал по теме

     

    В дошкольном детстве закладывается фундамент конкретных представлений о природе, формируются основы экологического сознания. Поэтому очень важно, чтобы дети получали достоверные знания и представления, приобретали навыки доброжелательного отношения к природе.

        В предметное окружение ребенка- дошкольника входят различные объекты природы. Одним из таких объектов являются – животные. Поэтому ознакомление дошкольника с животными неизбежно – это естественный  процесс познания окружающего мира и приобретения социального опыта. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tema_opyta_4.docx27.57 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема опыта: «Формирование у детей дошкольного возраста представлений о животном мире посредством дидактических игр»

    Актуальность опыта

       В дошкольном детстве закладывается фундамент конкретных представлений о природе, формируются основы экологического сознания. Поэтому очень важно, чтобы дети получали достоверные знания и представления, приобретали навыки доброжелательного отношения к природе.

        В предметное окружение ребенка- дошкольника входят различные объекты природы. Одним из таких объектов являются – животные. Поэтому ознакомление дошкольника с животными неизбежно – это естественный  процесс познания окружающего мира и приобретения социального опыта.  

       За счет чего можно осуществить ознакомление дошкольника с животным миром? За счет дидактических игр.

         В последние годы резко возросло внимание к проблеме дидактической игры. Это связанно с поиском наиболее рациональных и эффективных путей образования дошкольников с введением игровых приемов в практику обучения.

         Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть не только определенный живой организм, но и экосистему, осознать невозможность  нарушения ее целостности, понять, что неразумное  вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

         Противоречия: 

    • У детей довольно часто формируется неправильное отношения к объектам живой природы. А ведь основным содержанием экологического воспитания является формирования осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
    • В настоящее время происходит смена позиций в естествознании: биологическая основа, которая господствовала до сих пор в сознании людей, вытесняется новым – экологическим – взглядом на мир природы. В связи с этим появляются новые методы и приемы ознакомления дошкольников с животным миром.
    • Сформировать у детей представления о животном  как элементе экологической системы и общественном существе, показать взаимосвязь с человеком  и средой его обитания - задача современного педагога. Однако, в программных документах определяющих воспитательно-образовательный процесс ознакомления дошкольников с природой в детском саду, данная задача не ставилась, ограничиваясь постановкой задачи бережного и заботливого отношения к животным.      

       Налицо проявившееся противоречие между необходимостью формирования у дошкольников представлений о взаимодействии человека и природы и недостаточной разработанностью теоретических и методических аспектов этой проблемы.

        Длительность работы над опытом

        Работа проводится в течение двух лет.

    1 этап.  Аналитико-диагностический. Проводились анализ литературы, сбор информации по проблеме, диагностика.

    2 этап.   Практический.  В  единой системе проводились практические занятия,   индивидуальная  работа,  работа с родителями.

    3 этап.   Аналитико-обобщающий.   Подводился итог работы с детьми по проблеме,  обобщался  опыт.

        Теоретическая база опыта

        Рассматривая проблему экологического образования дошкольников мы ограничились только формированием  представлений (а не понятий).

        В данном  исследовании рассматриваются дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет), так как в этом возрасте согласно психологическим исследованиям (Б.Г.Ананьева, Л.С.Выготского, А.А.Венгера, А.Г.Ковалева, B.C. Мухиной, Д.Б.Эльконина и другие ) расширяются и углубляются имеющиеся представления об окружающей действительности.    

         Поиск новых методов работы с детьми, которые позволят сформировать у них начала экологической культуры. К числу таких методов можно отнести игру - деятельность, которая по утверждению психологов (А.В.Запорожца, А.Н.Леонтьева) преобладает в дошкольном возрасте.

       Игровую деятельность детей дошкольного возраста изучали А.П.Усова, Д.Б. Менджерицкая, Н.А.Короткова, С.Г.Якобсон, Г.П.Щедровицкий, Р.Г.Надеждина, Р.С.Буре, Т.В.Аронова, Р.А.Иванкова и др.

    Педагоги и психологи современности (В.С.Мухина, М.М.Кольцова, Б.М.Теплов, Н. А. Рыжова, Н.Н.Кондратьева, В.А. Дрязгунова, Т.А.Куликова) показали возможность использования дидактических игр для формирования экологической культуры детей.

       Поэтому проблема исследования  состояла в повышении эффективности процесса формирования экологической культуры дошкольников за счет использования дидактических игр с экологическим содержанием.

       Новизна опыта заключается в том, что формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о животном мире посредством дидактических игр, рассматривается как самостоятельная исследовательская проблема.

    Технология опыта

    Проанализировав уровень сформированности у детей представлений о животном мире  эффективным методом является использование дидактических  игр.

     Цель  работы: является изучение влияния дидактических  игр на процесс формирования экологических представлений у дошкольников о животном мире.

        Объектом исследования выступают дидактические игры с экологическим содержанием, используемые при формировании экологической культуры детей дошкольного возраста.

        Предметом исследования является роль экологических игр в процессе формирования экологических знаний детей о животных.

        Гипотеза - если постоянно применять дидактические игры с экологическим содержанием не только в детском саду, но и в семье, причем, в сочетании их с другими методами работы по экологическому воспитанию, то формирование экологической культуры дошкольников будет проходить более эффективно.

       Учитывая объект, предмет, цель и гипотезу исследования, следует сосредоточить внимание на решении следующих задач:

    1. проанализировать научную и методическую литературу по исследуемой проблеме;

    2. создать предметно - развивающую среду, обеспечивающую формирования экологических представлений.

    3. разработать технологию формирования экологической культуры детей, основанную на использовании экологических игр в экспериментальном исследовании

    4. осуществлять преемственность в работе воспитателей,  специалистов и родителей.

       Для решения поставленных в исследовании задач использованы следующие методы исследования:

    - анализ психологической, педагогической и методической литературы;

    -  диагностирование дошкольников;

    - анкетирование родителей;

    - наблюдение;

    - индивидуальный и групповой  контакт с детьми;

    - экспериментирование.

       Начиная работать со старшей  группой, были подобраны дидактические игры, которые способствовали формированию представлений о животном мире  на данном этапе.    На занятиях были использованы дидактические игры: «Кто где живет?», «Дорисуй животное», «Умей наблюдать», «Кто больше замечает», «Самое вкусное».

     В старшей группе формирование представлений о животном мире осуществлялись  по разделам:

       Млекопитающие: расширялись представления детей о внешнем облике и поведении животных, учились различать форму, величину, окраску отдельных частей тела, определяли их функции во время передвижения; знакомились со средой обитания, отдыха; формировалось представление об условиях жизни животных.

        Земноводные: учились определять особенности земноводных, знать и называть лягушку, наблюдать образ ее жизни, способы передвижения (прыгает, плавает).

         Пресмыкающиеся: дали представление об особенностях вешнего вида, жизненных проявлений, месте обитания ящерицы (прыткой), черепахи (степной).    

         Насекомые:  рассказывали, что бабочка, жук, пчела, муравей, стрекоза и кузнечик -  насекомые;  давали представление о их среде обитания, об особенностях внешнего вида, о питании, об особенностях сезонной жизни; учили сравнивать насекомых по способу передвижения; добивались определения детьми насекомых по издаваемым звукам за счет наблюдения.

      Был составлен перспективный план занятий по формированию экологических представлений у детей посредством дидактических игр о животном мире.

       Разработаны конспекты по темам «Птицы разных стран»,  «Животные разных стран», «Кто такие рыбы»».

       В подготовительной группе мы продолжали формирование представлений у детей о животном мире посредством дидактических игр. На занятиях использовались такие дидактические игры: «Проект домика для птиц», «Аукцион», «Кто сложит длиннее пищевую цепь», «Кто восстановит пищевую цепь», «Гармония природы», «Экологическая ниша».

       Работа в подготовительной группе по ознакомлению с животным миром осуществлялась по разделам:

       Млекопитающие: расширяли знания и учили связно рассказывать об особенностях внешнего вида, жизненных проявлений, повадках животных своего края, а также распространенных в других климатических зонах нашей страны; ознакомление с некоторыми особенностями приспособления животных, условиями необходимыми для их жизни, - природными и создаваемыми человеком.

        Земноводные: учили связно рассказывать об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях.

        Пресмыкающиеся: давали знания и учили рассказывать об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях и о приносимой ими пользе.

        Насекомые: продолжали учить различать по внешнему виду, правильно называть виды, сравнивать и находить отличия по внешнему виду, по способу передвижения; рассказывали детям о питании, о основе строения тела; формировали у детей обобщенное понятие насекомые.

       Был составлен перспективный план занятий по формированию экологических представлений у детей посредством дидактических игр о животном мире.

         Разработаны конспекты по темам Рассказ об экологических пирамидах»,  «Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу».

       Дидактические игры использовались в разных видах деятельности: на занятиях, на прогулке, в утренние и вечерние часы во время экскурсий, целевых прогулок, развлечений.

        За счет дидактических игр повышалась умственная работоспособность детей. Дидактические игры экологического содержания помогали ребенку увидеть неповторимость не только определенного живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения ее целостности, понимали, что не разумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за ее пределами.

           Итак, подводя итог, можно отметить – дидактические игры является универсальным развивающим и образовательным средством по формированию у детей представлений о животном мире. Именно за счет дидактических игр формируется интерес ребенка к окружающим живым организмам.

        Результативность опыта 

    Сравнительный анализ диагностических карт показал, что в старшей группе по разделу млекопитающие: представление о внешнем виде и облике животных вы низкий уровень составляет 11,1%, средний уровень – 59,2%, высокий – 29,7%; умение связно рассказывать об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках животного низкий уровень - 11,1%, средний уровень – 59,2%, высокий – 29,7%.

    По разделу земноводные представление о внешнем виде и облике животных и умение связно рассказывать об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках животного низкий уровень –11,1%, средний уровень – 66,7%, высокий – 22,2%. Такой же процент уровня усвоения детей представлений о животном мире прослеживается и по разделам земноводные и насекомые. В итоге: низкий уровень –11,1%, средний уровень – 66,7%, высокий – 22,2%

       Свою работу по формированию экологических представлений детей посредством дидактических игр о животном мире я  продолжила в подготовительной  группе.

    Анализ диагностики в подготовительной группе показал, что по разделу млекопитающие: представление о внешнем виде и облике животных и умение связно рассказывать об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках животного : низкий уровень составляет 0%, средний уровень – 39,3%, высокий – 60,7%;

    По разделу земноводные: представление о внешнем виде и облике животных и умение связно рассказывать об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках животного низкий уровень –0%, средний уровень – 50%, высокий – 50%.

    По разделу пресмыкающиеся: представление о внешнем виде и облике животных и умение связно рассказывать об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках животного низкий уровень –0%, средний уровень – 53,6, высокий – 46,4%.

    По разделу насекомые: представление о внешнем виде и облике животных и умение связно рассказывать об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках животного низкий уровень –0%, средний уровень – 42,9, высокий – 57,1%.  В итоге: низкий уровень –0%, средний уровень – 46,4%, высокий – 55,6%

    Resource id #5360

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие словаря признаков у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр и словесных упражнений.

    В данной статье предлагается систематизация конкретных методических приёмов, которые могут быть использованы учителем - логопедом на занятиях по развитию лексико-грамматического строя речи у детей с О...

    Ознакомление детей дошкольного возраста с многообразием животного мира через дидактические игры.

    В данной работе обращается внимание на проблему формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста....

    опыт работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр

    Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр....

    Обогащение социальных представлений у детей старшего дошкольного возраста в группе комбинированной направленности посредством дидактических игр

    Формирование социальных представлений у дошкольников наиболее эффективно происходит в процессе игры....

    "Развитие у детей дошкольного возраста познавательного интереса к миру природы посредством дидактических игр экологического содержания»

    Формирование у детей дошкольного возраста познавательного интереса к процессам , происходящим в природе посредством дидактических игр экологического содержания....