Проект "Ознакомление детей дошкольного возраста с культурой народов мира посредством хореографии"
проект по музыке на тему

Дякина Виктория Сергеевна

Проект для детей ДОУ  3-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_dyakina_v.s.doc152 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 12 «Звездный»

УТВЕРЖДЕНО

Заведующий МБДОУ

«Детский сад № 12 «Звездный» _______________ О.Г. Берилло

приказ от «___» _______ 201__г.

ПРОЕКТ

«Ознакомление детей дошкольного возраста с мировой культурой посредством хореографии»

Автор: Дякина Виктория Сергеевна

Педагог дополнительного образования

МБДОУ «Детский сад № 12 «Звездный»

г. Тамбов

2017г.

Организатор проекта: педагог дополнительного образования –  Дякина В.С.                                                                                

Участники проекта: воспитатели, дети – подготовительной, старшей, средней  и  2 младшей группы, музыкальный руководитель; инструктор по физической культуре, родители воспитанников.

Сроки реализации проекта – 9 месяцев.

Тип проекта:

  • по числу детей – межгрупповой, разновозрастной;
  • по доминирующему методу – творческий, познавательный, социальный;
  • по продолжительности – долгосрочный.

Интеграция в других образовательных областях:

Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Актуальность.

Проблема межнационального взаимодействия приобретает особую актуальность и сложность в полиэтническом многонациональном российском обществе, развитие отношений этносов между собой и с другими народами мира обусловливает цели и содержание воспитания межнациональной толерантности у подрастающего поколения.

В этой связи в процессе профессиональной деятельности педагог призван, также, решать задачи не только обеспечения качественного художественного образования, полноценного развития личности растущих дошкольников, но главное - воспитать полноценных граждан России. Для этого необходимо осознать социокультурные изменения, которые происходят в глобальном мире.

К ним, прежде всего, относится развитие новых форм межэтнического взаимодействия, источник которых кроется в возникших социальных противоречиях, называемых многими авторами этническими парадоксами. С одной стороны, отмечается повышение уровня этнического самосознания, интереса к языку, народным традициям, культуре, с другой - огромные массы людей мигрируют по экономическим, политическим и социальным причинам, переживая состояния дезадаптации, т.е. нарушение взаимодействия человека с миром. 

Цель: формирование у детей уважения к истории и культуре народов России через знакомство с народами, проживающими на территории Российской Федерации, с их традициями и обычаями. Знакомство детей с культурой разных народов мира для развития музыкальных и творческих способностей, для расширения кругозора.

Задачи:

  • организовать непрерывный воспитательно-образовательный процесс на танцевальном материале мировых культур для детей в возрасте от 3 до 7 лет; 
  •  обучить воспитанников искусству хореографии;
  •   воспитать чувство прекрасного посредством танцевального вида искусства;
  •  сформировать художественные вкусы, способности и потребности детей;
  •  познакомить детей с географическими и культурными особенностями различных стран и народов;
  •  позиционировать концертную деятельность воспитанников детского сада  в культурном пространстве Тамбовской области;
  • популяризировать хореографическое искусство;
  • привлечь внимание к оценке результатов реализации данного проекта со стороны родителей, воспитателей, органов образования и культуры различных уровней.

Содержание проекта

Одной из важнейших сфер духовной культуры каждого народа является его национальное самобытное танцевальное искусство, формирующееся на основе культурно-бытовых традиций. Танец запечатлевает в себе обряды, обычаи народа, фокусирует национальный колорит, способствует сохранению исторической памяти народа.

Но народная хореография в наши дни требует к себе особого внимания не только как одна из наименее исследованных областей фольклористики: необходимо сравнительное изучение народного плясового искусства, расширение зон охвата, создание единой системы записи танцев.

Народная танцевальная культура все больше привлекает внимание специалистов потому, что несет в себе огромный воспитательный потенциал.

Обращаясь к истокам народного творчества, мы знакомимся с характером народа, проникаемся его мировосприятием, познаем формы пластического самовыражения народа. Это имеет решающее значение в настоящий момент, когда самой уязвимой сферой в нашем обществе является сфера отношений между различными этническими группами, когда чрезвычайно широко распространены предубеждения и негативные стереотипы, унижающие людей других наций и народностей, представителей иной культурной традиции.

 Остро стоящая проблема формирования толерантности может быть решена не иначе, как через знакомство на практике с ценностями других национальных культур, с обычаями, традициями и художественным творчеством народов, проживающих на территории России и составляющих естественную среду, оказывающую большое влияние на социализацию ребенка.

Рожденные народом, сохраняемые в течение веков, народные танцы волнуют и исполнителей, и зрителей. Они заставляют переживать, радоваться или грустить, развлекают, завораживают, воспитывают.

Информационный материал, содержащийся в методической литературе по народному танцу,  поможет педагогу-хореографу расширить кругозор учащихся, позволит им узнать больше как о народных танцах и различных особенностях их исполнения, так и о культуре и быте разных народов.

Проект «Ознакомление детей дошкольного возраста с мировой культурой, посредством хореографии» в ДОУ включает для изучения следующие темы

Группа

Тема

Содержание

Вторая младшая

Русский танец

Т-ц «Неваляшки»

т-ц «А я чайничала»

Средняя

Русский танец

хоровод «Гжель»

т-ц «Дымковских игрушек»

т-ц «Золотая хохлома»

Старшая

Украинский танец

т-ц «Гопак»

Белорусский танец

т-ц «Полька Янка»

Кавказский танец

т-ц «Северный Кавказ»

Танцы народов Севера

Корякский т-ц «Краски Севера»

Подготовительная

Русский танец

перепляс «Улица на улицу»

Итальянский танец

т-ц «Тарантелла»

Греческий танец

т-ц «Сиртаки»

Китайский танец

т-ц «Загадки Китая»

Американский танец

т-ц «Озорные ковбои»

С давних времен народный танец был одним из самых любимых видов искусства. Отношение к нему не изменилось и сегодня. В наши дни народные танцы можно увидеть в исполнении любителей и профессионалов, детей и взрослых — людей самых разных возрастов и профессий. Рожденные народом, сохраняемые в течение веков, народные танцы продолжают волновать и исполнителей, и зрителей. Они развлекают, завораживают, воспитывают, заставляют переживать или смеяться, радоваться или грустить, словом не оставляют равнодушным никого. Народные танцы, рожденные талантом народа, передаются из поколения в поколение. Некоторые из них под воздействием времени и условий жизни видоизменяются, а порой и совсем исчезают, другие же наоборот, становятся традиционными на длительное время. 

Интерес к искусству танца неуклонно растет. В репертуаре большинства народных танцевальных коллективов можно увидеть кавказскую лезгинку и украинский гопак, русский перепляс и белорусский танец.

Танец — не только сочетание определенных движений. Это — своеобразное музыкально-пластическое выражение образного мышления создавшего его народа. Недостаточно просто выучить по записи движения. Тот, кто с увлечением занимается искусством хореографии, прежде чем выступить на сцене в качестве исполнителя, а тем более постановщика, должен знать особенности хореографии народа, чей танец он исполняет, познакомиться с его музыкальной культурой, историей костюма.

Только при условии, что постановщик знает все особенности движения и манеру исполнения, он может на основе традиционного танца создать сценическое произведение. Но, как бы ни было удачно это решение, судьба танца, его успех зависят от того, насколько верно исполнители смогут воплотить на сцене замысел постановщика. Поэтому так важно, чтобы в их лице балетмейстер имел единомышленников. Заинтересовать всех, увлечь — непосредственная задача балетмейстера. И чем глубже будут знания исполнителя, тем легче раскрыть характер танца, тем выразительнее будет его лексика.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Срок реализации проекта: с 15 сентября 2017г. по 30 мая 2018г.

Методы проекта:

  • анализ методической, специальной и педагогической литературы по избранной теме;
  • теоретические методы исследования (анализ, синтез, сравнение, обобщение, формулирование выводов);
  • педагогическое наблюдение;
  • анализ продуктов деятельности детей;
  • индивидуальные и групповые исследовательские беседы.

Формы проекта:

  1. Беседы.
  2. Открытые занятия.
  3. Семинары.
  4. Мастер-классы.
  5. Конкурсы.
  6. Концерты.
  7. Презентация проекта.

Этапы реализации проекта:

  1. Изучение характерных особенностей исполнения национальных танцев.
  2. Освоение техники исполнения движений танцев.
  3. Создание сценического костюма.
  4. Совершенствование исполнительского мастерства.
  5. Презентация проекта.

Деятельность в рамках проекта

  • Формирование представления о культурных истоках и современном состоянии народного танца.
  • Знакомство с музыкальным сопровождением, формирование понимания тесной взаимосвязи музыки, танца и эмоциональной содержательной составляющей творчества.
  • Знакомство с традициями, бытом, обычаями, особенностями национального характера и самосознания как сущностной основой танцевального творчества народа.
  • Знакомство с особенностями национального костюма.
  • Овладение техникой народно-сценического танца.
  • Приобретение методической литературы для проведения открытых занятий.
  • Привлечение педагогического коллектива ДОУ к работе над проектом.
  • Участие в конкурсах и концертах.


Работа по реализации проекта.

В процессе реализации проекта дети подготовительной группы приняли участие в городском конкурсе детского хореографического творчества «Танцевальный серпантин», который проводился в октябре 2017г. в несколько этапов: первый - отборочный тур и второй - заключительный концерт победителей. На конкурсе был представлен русский народный танец-перепляс «Улица на улицу» (видео см. в Приложении 1). Где получили диплом победителя в номинации народный танец (Приложение 2).

Также участники проекта приняли участие в новогоднем спектакле ДОУ с итальянским танцем «Тарантелла».

С целью развития программы "Приобщение детей дошкольного возраста к культуре народов мира посредством технологии "погружение" в образ" я подготовила мастер класс на тему «Ознакомление детей дошкольного возраста посредством хореографии. На примере корякского народного танца»

Цель: научить корякскому танцу.

Задачи:

- разучить движения корякского танца;

познакомить с музыкальным размером корякского танца 2|4;

подготовить мышцы рук, ног, корпуса к занятию (ритмические упражнения);

развивать координацию движений, музыкальный слух;

- вырабатывать легкость движений, осанку;

- воспитывать вежливое отношение к партнеру (ше);

- развивать физические данные ребенка, память, внимание.

План занятия

Вводная часть занятия:

- дети под музыку заходят в музыкальный зал;

- перестраиваются в 2 колонны, затем в 2 линии;

-приветствие с педагогом, друг с другом (поклон);

- корякский танец его родина;

- прослушивание ритма (бубен), музыкального материала (фонограмма), обращается внимание на музыкальный размер;

Основная часть занятия:

Ритмические упражнения: на середине зала.

Игра “Найди своё место”

Изучение основных движений корякского танца:

Постановка детей в круг (взялись за руки и растянулись).

Постановка детей в пары:

  • основной ход;
  • движение на месте;
  • прыжковые движения (девочек), движение сидя на коленях (мальчики).

Разучивание корякского танца по частям:

1 часть - основной ход;

2 часть - движение на месте;

3 часть - прыжковые движения (девочек), движение сидя на коленях (мальчики);

Заключительная часть занятия:

  • исполнение танцевальной композиции;
  • подведение итогов;
  • поклон (благодарим друг друга - аплодисменты).

Для занятия:

  • фонограмма для ритмических упражнений;
  • фонограмма корякского танца.
  • музыкальный зал.
  • скамейка
  •  бубен;
  • слайды.

Описание занятия

Дети под музыку заходят в музыкальный зал.

Педагог: Здравствуйте ребята!

Дети: ответы

Педагог: Поприветствуем друг друга? (Поклон)

Педагог: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие на Север нашей необъятной России. Путешествовать будем на кораблях. Для этого нужно проверить физическую подготовку экипажа:

-«Выбегание по трапу» - ХОДЬБА ПО СКАМЕЙКЕ (руки в стороны)

- «Лазание по реям» - по скамейке в упоре стоя на коленях.

 Но прежде чем наш корабль отправиться, нашей команде необходимо пройти физическую подготовку.

 «ПОДГОТОВКА К ОТПЛЫТИЮ»

Комплекс общеразвивающих упражнений:

-голова, плечи, туловище, руки, ноги.

Педагог: Хорошо! Прошу всех на палубу. Занимаем свои места (дети садятся на скамейки).

Просмотр презентации.

Слайд 2

 НЕ ЗНАЮ, МОЖЕТ КТО-ТО СКАЖЕТ:

«ПРИРОДА СЕВЕРА БЕДНА!»

НО ПУСТЬ МНЕ ТОТ РУКОЙ УКАЖЕТ,

ЧЕМ ЖЕ ОНА ОБДЕЛЕНА?

ОЗЕРА, РЕКИ, СОПКИ, ГОРЫ,

РОДНЫЕ СЕВЕРА ПРОСТОРЫ,

ПОЛНЫ ЖИВОТНЫХ, РЫБ И ПТИЦ,

И НЕ ВИДАТЬ ЗЕМЛИ ГРАНИЦ!

ВСЯ ЖИЗНЬ – ДВИЖЕНЬЕ, ПУТЬ,

ИСКНЬЯ.

И ВОТ МНЕ ВСТРЕТИЛАСЬ СТРАНА:

СНАРУЖИ – ВСЯ ИЗ ЛЬДА И КАМНЯ –

СТРОГА, ПУСТЫННА, ХОЛОДНА.

ЗАТО ВНУТРИ – БУРЛЕНЬЕ ЛАВЫ,

ТАИНСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ ОГНЯ.

СКВОЗЬ ПОРЫ ОБОЛОЧКИ СЛАБОЙ

ОН РВЕТСЯ, СЛАБЫЙ ПАР ГОНЯ.

Вы знаете какие народы живут на Севере?

Дети: ответ (Якуты, русские, чукчи, эвены, юкагиры, эскимосы, коряки)

Педагог: Молодцы! На нашей планете живет много разных народов. У каждого народа есть свой танец. Сегодня мы познакомимся с корякским танцем.

 Слайд 3.    

 А теперь давайте немного узнаем что же это за северный народ «Коряки», где они живут  и какой образ жизни они ведут.

Прекрасен и могуч олень.

Коряк - и слаб, и кривоног,

но почему олень с колен

подняться перед ним не смог?

Секрет коряка объясним:

пусть и не дюжий он на вид, -

в открытом поединке с ним

олень, конечно, победит, -

однако не дурак коряк!

Аркан накинула рука,

всю силушку олень напряг

и крепко затянул аркан!

Слайд 4

  • КАО образован 10 декабря 1930 года.
  • Административный центр — п.г.т Палана.
  • Общая численность — около 9 тыс. чел.
  • Основной язык - русский, около 2 тыс. чел. сохраняет корякский язык, около 1 тыс. — алюторский язык.
  • Письменность на русской основе.
  • Религия коряков: распространено христианство (русское православие) и традиционные верования (шаманизм).

Слайд 5

По роду занятий и образу жизни традиционно коряки делятся на тундровых и береговых:

  • тундровые коряки — кочевые жители внутренней тундры, занимающиеся разведением оленей. Исконный язык — собственно корякский;
  • береговые коряки — оседлые жители побережий, занимающиеся морским рыбным промыслом. Исконный язык — алюторский, поэтому всю группу также иногда называют алюторцами.

Слайд 6

  • Традиционные занятия коряков — оленеводство, рыболовство, морской и зверобойный промысел:
  • оленеводством занимались чавчувены и большинство алюторцев;
  • рыбный промысел наиболее развит был у оседлых коряков, рыболовство преимущественно речное, прибрежное;
  • пушной промысел (охота на соболя, лисицу, выдру, горностая, росомаху и белку);
  • собирательство особенно было распространено у оседлых коряков;
  • домашние промыслы: гончарство  (в древности), обработка дерева, кости,

     металла, камня, плетение, выделка шкур.

Слайд 7

  • Яранга - переносное жилище кочевых чукчей, коряков, эвенков, юкагиров.
  • Яранга имеет круглый план и деревянный вертикальный каркас с коническим куполом, сооруженным из шестов. Снаружи шесты покрывались оленьими или моржовыми шкурами.
  • Яранга состоит из двух половин: чоттагина и полога.
  • Чоттагин  - сени, это холодная часть жилища. В чоттагине стоят ящики с одеждой, выделанными шкурами, отрезами тканей. Рядом стояли бочки с квашениями.
  • Полог – теплый шатер, сшитый из оленьих шкур, отапливается и освещается жировой лампой. Он служит спальным помещением.
  • В ярангах двери закрываются только в пургу. Над очагом висел котел. Полог освещался каменными жирниками.

Слайд 8

  • Традиционная зимняя одежда: меховая рубаха-кухлянка, штаны, капор и обувь. Она двойная: нижняя — мехом к телу, верхняя — мехом наружу.
  • У женщин - меховой двойной комбинезон до колен: нижний из тонких шкур молодых оленей, верхний - пестрый. Летние комбинезоны изготавливали из продымленной шкуры оленя или ровдуги.
  • Украшали одежду полосками красной ткани, бахромой из тонких ремешков, подвесками из крашеного меха нерпы, бисером, узоры из него нашивались на халаты, обувь, кисеты.
  • Головных женских уборов не было, во время перекочевок женщины оленных коряков носили мужские малахаи.
  • Зимой женщины носили меховые двойные рукавицы.

Слайд 9

  • Традиционные праздники — сезонные:
  • весной: у оленеводов - праздник рогов — кильвей, у приморских охотников перед началом весеннего морского промысла устраивали праздник спуска байдары,
  • по окончании осеннего сезона (в ноябре) праздник нерпы ,
  • главный осенний праздник кочевых коряков — «Перегонять оленей» — устраивали после возвращения стад с летних пастбищ и праздник забоя оленей у оленеводов,
  • особые религиозные церемонии по случаю добычи на охоте медведя, барана с обрядовыми плясками, представляющими натуралистические подражания движениям животных и птиц: тюленей, медведей, оленей, воронов, чаек,
  • на праздниках устраивались игры и соревнования: борьба, состязания в беге, гонки на оленях или на собаках, подбрасывание на шкуре лахтака.

Слайд 10 (особенности корякского танца)

  • Использование в танце народных инструментов
  • Сюжет танцев отображает быт и хозяйственный уклад народа
  • Музыкальный размер корякского танца - 2/4
  • Использование «озвучивания» и горлового пения в танце
  • Парные танцы
  • Солирование «шамана» с бубном
  • Сольные и групповые танцы мужчин – это танцы прыгающего типа, отличаются энергичными, выразительными движениями рук
  • Женские танцы – это своеобразные плавные движениями головы, туловища и рук
  • Движения и жесты – подражание животным и птицам

Начало и окончание охотничьего сезона береговые коряки отмечали

празднествами, во время которых совершали различные ритуальные действия, включавшие обрядовые пляски. По представлениям коряков, это должно было обеспечить доброе расположение к ним духов, от которых зависело благополучие людей.

 На весеннем празднике «СПУСК БАЙДАРЫ» после угощения начинались пляски вокруг костра. Движения пляшущих медленны, спокойны. Каждый по-своему подражал морским животным: лахтаку, нерпе, сивучу. Медленные повороты головы в стороны, движения рук за спиной, как ластами, – исполнители пляски словно покачивались на небольшой волне. Окончание промыслового сезона отмечали праздником, посвященным духам убитых зверей.

СЛЫШИТСЯ МУЗЫКА (Высадка экипажа на берега Камчатки)

Полюбуйся, посмотри,

Север где-то впереди

Там сверкает снег и лед

Там сама зима живет.

Педагог: Прежде чем мы с вами перейдем к разучиванию танца, давайте прослушаем музыку. Для этого перестройтесь в две линии, станьте в шахматном порядке так, чтобы вы не мешали друг другу.

Педагог: Давайте прохлопаем ритм музыки вместе. Приготовьте ваши руки.

(Прохлопывают с педагогом музыкальный размер)

А теперь, мы с вами встанем в круг. Это мы сделаем очень просто – возьмемся за руки, и разойдемся (растянем руки), опустим руки и сделаем 1 шаг назад. (Звучит музыка)

Педагог: Теперь наберемся терпения,

Перейдем к изучению движений,

Движения танца просты, посмотри и повтори!

Педагог: Первое движение: Основной ход (пружинящий шаг). Отработка движения под музыку.

Следующее наше движение: На месте (девочки) подражание нерпам. Поднимание и опускание плеч, ноги пружинка (мальчики).

Далее: прыжковые движения (девочки), (мальчики) сидя на коленях руки по очереди в стороны. Основной ход по кругу.

Соединяем все движения вместе:

Педагог: Запомнили?

Педагог: Молодцы!

Педагог: Ребята, а сейчас мы повторим все движения с остановками в следующем порядке:

1 часть – основной ход;

2 часть – движение на месте;

3 часть – прыжковые движения девочек, мальчики сидя на коленях;

4 часть – основной ход;

5 часть – линия, поклон.

Педагог: А теперь соединяем все наши движения в танец и исполняем его полностью.

Игра по выбору педагога:

«Северный ветер и Южный ветер»(по типу «Два мороза»северный  - догоняет замораживает, южный - оттаивает.),

«Белые медведи» (По типу «У медведя во бору»медведь на льдине спит дети идут):

Где здесь белые медведи?

Их не видно на снегу.

Испугаться я могу,

В дом скорее побегу.

ПОСТРОЕНИЕ ЭКИПАЖА (Восстановление дыхания).

Все захлопали в ладоши

Дружно, веселее.

Застучали наши ножки

Громче и быстрее.

Мы в ладоши хлоп-хлоп,

Мы ногами топ-топ,

Руки мы поднимем выше

 И легко-легко подышим.

Вот к земле подходит флот –

Наш корабль домой идет!!!!

Педагог: Молодцы! Вот и подошло к концу наше занятие. Скажите, пожалуйста. Какой танец сегодня мы научились танцевать? Где живут коряки? Вы молодцы, были внимательными и выполняли движения правильно. Попрощаемся! Сделаем поклон. Поблагодарим друг друга аплодисментами.

Ожидаемые результаты

По окончании обучения в рамках проекта дети

будут знать:

  • Стили и манеры исполнения национальных танцев, танцев народов России и стран бывшего СССР;
  • Характерные особенности национального сценического костюма;

         будут уметь:

  • владеть правильной хореографической техникой при исполнении народных танцев;
  • владеть навыками актерского мастерства;
  • работать в коллективе, выражать доброжелательное отношение друг к другу;
  • проявлять эмоциональную чуткость в коллективе.

Таким образом, участники проекта пришли к выводу, что изучение курса «Ознакомление детей дошкольного возраста с мировой культурой, посредством хореографии» позволяет не только ознакомить учащихся с танцевальной культурой различных народов, но и воспитать интерес и бережное отношение к народному творчеству (в том числе и танцевальному) как вненациональному общекультурному достоянию. Вместе с тем, изучение народных танцев воспитывает уважение к культуре и традициям разных народов, чьи эстетические и нравственные идеалы так ярко отражены в народных танцах.

Список литературы:

  1. Апенова Д.И. Воспитание толерантности детей школьного возраста в межнациональном общении. // Культурологический подход к образовательному процессу в школе и вузе: опыт, проблемы, перспективы: Сборник материалов Международной научно-практической конференции. – Ульяновск: УлГПУ, 2006. – С. 15 – 18.
  2. Богаткова Л.Н. Танцы разных народов. – М., 1958.
  3. Боголюбская М.С. Музыкально-хореографическое искусство в системе эстетического и нравственного воспитания: Учебно-методическое пособие для клубных работников. – М.: ВНМЦНТИКПР, 1986. – 92 с.
  4. Боголюбская М.С. Учебно-воспитательная работа в детских самодеятельных хореографических коллективах. – М., 1982.
  5. Выготский Л.С. Психология искусства: Анализ эстетической реакции. М.: Лабиринт, 1997. – 413 с. М.: Искусство, 1965.
  6. Гордеева В.И. Русская народная одежда. – М.: Изобразительное искусство, 1974. – 55с.
  7. Горина Л.В. Нравственно-эстетическое воспитание детей на основе традиций народов Поволжья. // Культурологический подход к образовательному процессу в школе и вузе: опыт, проблемы, перспективы: Сборник материалов Международной научно-практической конференции. – Ульяновск: УлГПУ, 2006. – С. 64 – 68.
  8. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинации на середине зала. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 208 с.
  9. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Упражнения у станка. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 208 с.
  10. Дубник И.О. Специфика художественной образности в хореографическом искусстве. – М., 1984.
  11. Кутасова Т.Д. Самодеятельный танцевальный коллектив. – М.: Профиздат, 1954.
  12. Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма. – М.: Молодая гвардия, 1975. – 192 с.
  13. Мордовский народный костюм: Альбом /Под ред. Н.Ф.Мошкина. – Саранск: Мордовское книжное издательство, 1990. – 384 с.
  14. Мурашко М.П. Танцы Марий-Эл. – Иошкар – Ола, 1981.
  15. Муртазаева Р.М. Культурологический подход к воспитанию толерантности в межнациональных отношениях в процессе социально-педагогической деятельности. // Культурологический подход к образовательному процессу в школе и вузе: опыт, проблемы, перспективы: Сборник материалов Международной научно-практической конференции. – Ульяновск: УлГПУ, 2006. – С. 206 – 209.
  16. Настюков Г.А. Народный танец на самодеятельной сцене. – М., 1988.
  17. Нилов В.Н. Хореография в системе художественного воспитания младших школьников: теория и практика. Автореф. дис… - М., 1988.
  18. Резникова З. Танцы для детей. – М.: Советская Россия, 1968. – 119 с.
  19. Устинова Т. Русский народный танец. – М.: Искусство, 1976
  20. Фришман И.И. Методика работы педагога дополнительного образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 2-ое изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 160 с.
  21. Хэрольд Р. Костюмы народов мира. Иллюстрированная энциклопедия. – М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2002. – 240 с.
  22. Шкурко Т.А. Танец как средство диагностики и коррекции отношений в группе // Психологический вестник РГУ. – 1996. - вып.1, ч.1. - С. 327-348.
  23. Эльяш Н. Образы танца. – М., 1970.
  24. Энциклопедия. Русский балет. Ред. Кол. Белова Е.П., Добровольская Г.Н., Красовская В.М. и др. – М., 1997.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "Ознакомление детей дошкольного возраста с культурой народов России и ближнего зарубежья посредством ИКТ технологий"

Развитие представлений детей посредством компьютерных игр представления о людях ближайшего окружения...

Методическая разработка «Использование технологии группового сбора в ознакомлении детей дошкольного возраста с культурой народов севера»

Групповой сбор можно назвать недостающим звеном в современной практике дошкольного образования, так как именно он обеспечивает связь между академическими знаниями, и практическими умениями и навыками,...

Ознакомление детей дошкольного возраста с культурой народов Поволжья в системе воспитательно-образовательного процесса ДОУ как условие реализации интегрированного подхода по ФГОС

Реализовать региональный компонент по поликультурному воспитанию детей дошкольного возраста через ознакомление с культурой народов Поволжья...

Методическая разработка "Методика ознакомления детей дошкольного возраста с танцами народов мира"

Поэтапная мкетодика работы по ознакомлению с танцами народов мира...

Консультация для воспитателей. Приобщение детей дошкольного возраста к культуре народов мира по средствам технологии.

Условия современной жизни, ее темп и информационная насыщенность предъявляют высокие требования к человеку. Люди нового тысячелетия более интегрированы в мировой культурный процесс, полнее ощущаю...

Приобщение детей дошкольного возраста к культуре народов мира по средствам технологии.

Условия современной жизни, ее темп и информационная насыщенность предъявляют высокие требования к человеку. Люди нового тысячелетия более интегрированы в мировой культурный процесс, полнее ощущаю...

Буклет "Ознакомление детей дошкольного возраста с культурой народов России и ближнего зарубежья посредством ИКТ технологии"

В буклете описаны разработанные авторские игры по изучению детьми костюма, жилища и национальных блюд народов ближнего зарубежья...