Методическая разработка «Использование технологии группового сбора в ознакомлении детей дошкольного возраста с культурой народов севера»
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

 Савчак Олеся Анатольевна

Групповой сбор можно назвать недостающим звеном в современной практике дошкольного образования, так как именно он обеспечивает связь между академическими знаниями, и практическими умениями и навыками, необходимыми для успешного существования в семье, детском саду, школе, в жизни общества. Иными словами, групповой сбор – это время и место естественного формирования и проявления ключевых компетентностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родной Ямал – заветный край России,

Земля легенд и сказок старины.

В твои просторы, зори молодые,

Мы с детских лет всем сердцем влюблены.

Автор неизвестен

До сих пор жизнь, обычаи и культура ненцев, представителей коренных северных народов населяющих Ямал, остаётся загадкой, потому что прошлое и настоящее этого малочисленного народа овеяно таким количеством легенд, мифов и противоречивых научных исследований, что можно уверенно сказать: разбираться в них предстоит ещё долго.

Народы, проживающие на Ямале, - явление самобытное. Особенности их хозяйствования, бытового обустройства, культурных традиций занимают особое место в истории развития малых народов нашей планеты. Не может не вызывать восхищения и устное народное творчество, уходящее корнями в глубокую древность. По-настоящему почувствовать красоту этой земли, как мне представляется, можно только в общении с людьми, выросшими здесь и впитавшими культуру своих предков, особое мироощущение полного единства с природой.

Фольклорное наследие, народное ремесло сохранившееся до наших времён, поражает своим остроумием и глубокой смысловой нагрузкой. Оно отражает многовековой социально - исторический опыт народа, его меткий ум, а главное с его помощью можно лучше узнать этот народ. Тематика большинства загадок, пословиц и поговорок связана с бытом, природой, животным и растительным миром. Большое значение фольклор имеет для воспитания подрастающего поколения, потому что с помощью загадок, пословиц и примет дети знакомятся с окружающим миром, учатся практической жизни у взрослых.

В основе формирования личности ребёнка, воспитания у него гуманного отношения к окружающему лежит гармоничное развитие чувств. Наиболее интенсивно чувства детей развиваются в дошкольном детстве. Они проявляются в отношении ребёнка к самому себе, другим людям, искусству, Родине.

        Очень рано в мир ребёнка входит природа родного края, которая выступает в роли первого педагога, знакомящего его с малой родиной. Но что они знают о том северном крае, где родились и живут? Будет ли в их сердцах та теплота, которая живёт в моём сердце?

На мой вопрос, что приходит им на ум о Ямале. Они ответили, что здесь холодно, много снега и постоянно темно. Из этого вытекает вывод, что знания детей о своей малой Родине сравнительно невелики.

        Поэтому передо мной стоит проблема: организовать так педагогический процесс, чтобы он способствовал усвоению необходимых знаний о родном крае, культуре, традициях и посредством этого воспитывать  патриотические чувства.

Поиск решения означенной проблемы привел меня к необходимости использования технологии группового сбора, которое состоит в изучении «культурных объектов»: быта, традиций, обычаев, фольклора и декоративно-прикладного искусства народов Севера, - погружающий ребёнка в мир древней и мудрой культуры – это и стало моим педагогическим открытием.

Данная технология предназначена для того, чтобы обеспечить конструктивное, познавательно-деловое развитие детей в ситуации естественного социально - эмоционального общения со сверстниками и взрослыми, для формирования навыков понимания себя и других, целенаправленного согласования всей группы и каждого в отдельности. А самое главное она способствует реализации Федеральных Государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (интеграция образовательных областей).

Групповой сбор можно назвать недостающим звеном в современной практике дошкольного образования, так как именно он обеспечивает связь между академическими знаниями, и практическими умениями и навыками, необходимыми для успешного существования в семье, детском саду, школе, в жизни общества. Иными словами, групповой сбор – это время и место естественного формирования и проявления ключевых компетентностей.

Важно помнить, что групповой сбор – это не занятие, поэтому участие в нем конкретного ребенка не вменяется ему в обязанность, а предоставляет возможность приятного, эмоционально и познавательного насыщенного общения со сверстниками и воспитателем; позволяет вместе с другими мечтать и претворять мечты в реальность, учиться управлять собой, своим временем, своим учением, даёт возможность руководить другими, влиять на текущие события и формировать будущие.

В наиболее общем виде структура группового сбора выглядит так:

      1. Приветствие (вариант: пожелания, комплименты, подарки)                                                1-3 мин

      2. Игра (вариант: элементы тренинга, психогимнастика, пение, слушание)                        2-5 мин

      3. Обмен новостями                                                                                                                  2-10 мин

      4. Планирование дня (выбор темы проекта, планирование содержания, форм и видов деятельности на весь проект); презентация  Центров активности                                               5-10 мин

         5.  Реализация проекта

 Таким образом, общая длительность группового сбора колеблется от 10 до 30 минут. Жёсткой рамки нет, равно как нет жёстко закреплённой структуры. Общее время и время отдельных частей сбора подвижно и зависит не только от возрастной группы, но и от того, какие цели преследуется, в каком тоне и темпе идет общение, насколько всем хорошо вместе, насколько воспитатели ведут сбор живо и весело, насколько обсуждаемая тема интересна и важна.

Групповой сбор основан на соблюдении принципов открытости, диалогичности и рефлексивности. 

Открытость обозначает:

  • право свободного высказывания и отношения к высказываниям других;
  • право участия в выборе предложенных идей (тема, варианты действий и пр.), в инициировании и осуществлении собственных планов;
  • право участия  неучастия ребёнка в групповом сборе.

Принцип диалогичности заложен в самой форме группового сбора, построенного на свободном, но регулируемом выработанными в субкультуре группы правилами ведения диалога со сверстниками и взрослыми, где взрослый (воспитатель, специалист или родитель) организует, ведёт разговор и групповой сбор в целом, но не подавляет детскую инициативу.

Каждый ребёнок получает право:

  • свободного высказывания по интересующим его поводам даже в том случае, когда затронутая им тема не вписывается в русло общего разговора;
  • высказывания в «своей логике». Воспитатель не подвергает текст ребёнка дидактической обработке, но при необходимости даёт совет, как лучше произносить слова или построить фразы, чтобы быть понятым другими.

Дети получают опыт сдерживания своих реакций, согласования своих интересов с интересами других, потому что диалог всегда предполагает взаимодействие двух сторон.

Реализация принципа рефлексивности заключается в предоставлении каждому ребёнку возможностей для проговаривания, а значит, и для осмысления своих чувств (мыслей, идей, гипотез и пр.), для восприятия и понимания других людей. Вербализируя мысли, чувства, планы, дети получают ответную реакцию от взрослых, сверстников и вместе с этим представления о том, что принимается, одобряется, вызывает интерес других, а что — нет.

Вторая сторона действия принципа рефлексивности — это огромной важности работа по совместному планированию проектов, текущих событий, своих собственных поступков каждым участником, а по завершении дела, дня, всего проекта — анализ результатов и достижений.

        Из этой технологии в данный момент применяю планирование работы, которое имеет вид проекта, и вся образовательная работа определяется как «тематический проект».

        Тематический проект представляет собой совокупность:

•        целей, значимых для всех участников (желание узнать, сделать);

  • содержания (конкретные знания, умения, навыки);
  • активности (видов и форм деятельности, отражающих знания или способы их получения), инициированной как детьми, так и взрослыми (воспитателями, специалистами, членами семей воспитанников);

•        результатов, значимых для всех участников проекта и каждого в отдельности.

        Содержание и формы образовательной работы в условиях осуществления проектной деятельности отличаются вариативностью и многообразием. Воспитателям необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы привлечь детей к активному выдвижению собственных идей, обсуждению возможных вариантов, выбору темы, к свободному высказыванию мнений по поводу своей деятельности в разных Центрах. Свободная деятельность детей осуществляется в Центрах активности   после того, как ребята сделают выбор, спланируют свои действия, выберут место и партнёров. Она включает весь цикл: план - дело - рефлексия промежуточных результатов, личных достижений, перспектив после выполнения работы в Центре активности — и протекает в рамках выбранной и согласованной в ходе диалога взрослых с детьми общей темы проекта.

        Такой способ организации работы внутри учебного тематического проекта позволяет добиться значительных результатов посредством объединения общих усилий и эффективности использования коммуникативных умений.

Большинство образовательных программ ставит перед педагогами задачу научить ребёнка выбирать, планировать, организовывать собственную деятельность. Отличие данной технологии заключается в том, что воспитатели и воспитанники имеют равное право вносить в общий план идеи о темах, содержании, видах деятельности. Педагог основывает свою деятельность на понимании и признании потенциальных способностей, возможностей и прав ребёнка на самостоятельное познание окружающего мира во всём его многообразии.

        Дети живут по принципу «здесь и сейчас», так что всё, что происходит в детском саду и за его стенами, может дать толчок для новой темы — строящийся по соседству с детским садом дом, возвращение из путешествия с родителями, полученная в подарок книга, приближение Нового года, мой родной край.

        В связи с тем, что интересы детей весьма разнообразны, в одно и то же время могут предлагаться сразу несколько тем проектов. Задача воспитателя не в том, чтобы самому выбрать одну из предложенных тем, а в том, чтобы помочь детям сделать свой выбор. Но выбор темы можно слегка направить в нужное русло или вовсе предопределить, используя способ «культурного продавливания».

        Совместное планирование позволяет воспитателю предусмотреть собственные педагогические действия: подготовить развивающую среду, отвечающую потребностям детей; выбрать содержание, соответствующее реальным запросам воспитанников; наметить адекватные потребностям детей методы и приемы педагогического воздействия и поддержки; оценить и привлечь новые ресурсы.

Работа по приобщению детей к национальной культуре народов Севера частично реализуется через интеграцию с разными направлениями учебно-воспитательного процесса. Краеведческие знания органично включены в содержания занятий по ознакомлению с окружающим, музыкальные и физкультурные занятия, занятия художественным трудом и изобразительной деятельностью. Взаимопроникновение разнообразных видов детской деятельности повышает эффективность работы, способствует духовно-культурному, нравственно-эстетическому и интеллектуально-познавательному развитию ребенка.

Коренные народы, живущие на Севере – самый яркий пример, неизменной любви к своей земле. С детства, оказываясь лицом к лицу с суровой северной природой, народы Севера вырабатывали в себе навыки ориентировки в самых разных условиях. Они могут найти нужное направление, используя при этом знания географии, естествознания, астрономии, прекрасно ориентируясь по звездам. Эти знания они берегут и передают из поколения в поколение.

Приобщая детей к культуре северных народов, тем самым я воспитываю человека-патриота, знающего и любящего свой родной край, уважающего коренной народ, его культуру и традиции, который осознает себя как наследника богатств Ямала, желающего внести свой вклад в его развитие. Как писал В.А. Сухомлинский «Как у маленького деревца, поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувств безграничной любви к Родине».

Итак, подытоживая все вышесказанное можно с уверенностью сделать вывод, что технология группового сбора показала, что у детей формируются нравственно-патриотические качества личности, они видят и осознают красоту родного края. Дети имеют представление о жизни и быте коренных народов Севера.

В будущем планирую составить проекты на тему:

  1. Жилище
  2. Семья и ее бытовой уклад
  3. Народные ремесла
  4. Хозяйственные занятия
  5. Фольклор
  6. Народные праздники
  7. География края


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Использование технологии группового сбора в ознакомлении детей дошкольного возраста с культурой народов севера» Савчак Олеся Анатольевна Воспитатель МАДОУ «Катюша»

Слайд 2

организовать так педагогический процесс, чтобы он способствовал усвоению необходимых знаний о родном крае, культуре, традициях, и посредством этого воспитывать патриотические чувства. Проблема Родной Ямал – заветный край России, земля легенд и сказок старины. В твои просторы, зори молодые, мы с детских лет всем сердцем влюблены.

Слайд 3

использование технологии группового сбора, которая состоит в изучении «культурных объектов»: быта, традиций, обычаев, фольклора и декоративно-прикладного искусства народов Севера, - погружающая ребенка в мир древней и мудрой культуры. Мое педагогическое открытие

Слайд 4

Значение группового сбора

Слайд 5

Примерная структура группового сбора

Слайд 6

Принципы группового сбора

Слайд 7

Структура тематического проекта

Слайд 8

Взаимопроникновение разнообразных видов детской деятельности

Слайд 9

Как у маленького деревца, поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувств безграничной любви к Родине В.А.Сухомлинский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Культура народов Севера ханты и манси - праздники, традиции ».

В ходе занятия  дети расширяют и закрепляют знания о  главных национальных праздниках коренных народов севера. А также знакомятся с орнаментами одежды народов ханты и манси, национальной муз...

Методическая разработка «Использование сказочных сюжетов в организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста в области «Физическое развитие»

Данный методический материал  позволит  сделать образовательную деятельность более яркой и интересной. Будет полезен как воспитателям, так и инстукторам по ФК....

Буклет "Ознакомление детей дошкольного возраста с культурой народов России и ближнего зарубежья посредством ИКТ технологий"

Развитие представлений детей посредством компьютерных игр представления о людях ближайшего окружения...

Ознакомление детей дошкольного возраста с культурой народов Поволжья в системе воспитательно-образовательного процесса ДОУ как условие реализации интегрированного подхода по ФГОС

Реализовать региональный компонент по поликультурному воспитанию детей дошкольного возраста через ознакомление с культурой народов Поволжья...

Методическая разработка«Использование инновационных технологий как средство повышения мотивации детей дошкольного возраста при обучении грамоте».

В своей педагогической деятельности я стараюсь идти в ногу со временем, поэтому изучаю и применяю как традиционные, так и современные педагогические технологии....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Активность детей в играх зависит от целого ряда условий: содержания игры, характера и интенсивности движений в ней, от организации и методики ее проведения, а также от подготовленности детей....