Методическая разработка«Использование инновационных технологий как средство повышения мотивации детей дошкольного возраста при обучении грамоте».
методическая разработка по обучению грамоте

Бычкова Екатерина Сергеевна

В своей педагогической деятельности я стараюсь идти в ногу со временем, поэтому изучаю и применяю как традиционные, так и современные педагогические технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества «Южный»

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА

«Использование инновационных технологий как средство повышения мотивации детей дошкольного возраста

 при обучении грамоте».

Составитель:

педагог дополнительного образования

Бычкова Екатерина Сергеевна

Рязань, май 2019 г.


Содержание

Введение…………………………………………………………………3

Основная часть………………………………………………………….5

Заключение………………………………………………………………19

Список литературы………………………………………………………20


Введение

«Думать легко, действовать трудно, а превратить 
мысль в действие – самая трудная вещь на свете». 

И. Гёте

Современное образование приводит каждого педагога к пониманию того, что необходимо искать такие педагогические технологии, которые бы смогли заинтересовать и мотивировать обучающихся на изучение предмета.

Поэтому проблема мотивации учащихся с помощью современных педагогических технологий актуальна в настоящее время.

В своей педагогической деятельности я стараюсь идти в ногу со временем, поэтому изучаю и применяю как традиционные, так и современные педагогические технологии.

Цель моего самообразования - выявить возможное эффективное применение использования инновационных технологий на занятиях.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  • изучить и проанализировать литературу, интернет источники по использованию инновационных технологий в обучении;
  •  повысить собственный профессиональный уровень знаний ;
  • применить полученные теоретические знания на практике.

К числу современных образовательных технологий можно отнести: Технология проблемного обучения,

игровые технологии,

технология развития критического мышления,

технология интерактивного обучения,

технология личностноориентированного обучения,

технология развивающего обучения,

проектного обучения и коммуникативные технологии.

Я остановлюсь на  технологиях наиболее востребованным и используемым мною в образовательной деятельности:

- игровой;

- здоровьесберегающей;

- информационной технологии;

- технологии проектной деятельности.

Представленная методическая разработка рекомендуется в помощь педагогам ДОУ, студентам педагогических учебных заведений.


  1. Игровые технологии. 

Игровые технологии стали неотъемлемой частью современных образовательных тенденций. Умелое их применение педагогом делает занятие интересным для воспитанников, а также создаёт необходимые условия для усвоения новых знаний, умений и навыков в ведущей для них форме деятельности — в игре.

Игра — основной вид деятельности дошкольников.  Игра – творчество, игра – труд. Даже самые пассивные  включаются в игру с огромным желанием.

  Целью использования  игровой технологии  является  повышение мотивации к занятиям, развитие любознательности, интереса к родному языку.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

  В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

 Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

  В работе по подготовке к обучению грамоте применяю следующие игровые технологии:

     Использование в ходе образовательной деятельности игровых и литературных персонажей. Почти на каждое  занятие к нам  «приходит гость». Обычно вводится сказочный герой, который выполняет разные функции: приносит задания, просит детей о помощи, помогает детям их выполнить, проверяет правильность выполнения задания. Дети, включаясь в игру, помогают ему отобрать картинки, в названиях которых есть соответствующий звук, подсказывают пропущенный звук в слове или недосказанное слово в предложении. Дети  помогают героям, научиться тому, чему учатся сами.  В конце занятия герои благодарят детей за помощь. «Гость» служит для усиления взаимосвязи между этапами образовательной деятельности.

 Использование занимательного наглядного материала в работе с дошкольниками - один из основных залогов успешного обучения детей абстрактным понятиям в обучении грамоте. Ребенку непросто осознать, что такое звук, слог, слово, предложение, если объяснения педагога не подкрепляются иллюстративным материалом.

Девочка в красном платье символизирует гласный звук, в синем - твердый согласный, в зеленом - мягкий согласный. Камень - твердый согласный, перышко - мягкий. Наушники - глухой согласный, колокольчик - звонкий.

Помимо общепринятых обозначений звуков цветными кружочками, при знакомстве с гласными звуками  использую символы, дающие опору на артикуляцию звука.

Использование данного наглядного материала целесообразно на всех этапах работы по обучению грамоте.

 Использование игровых ситуаций и стихотворных текстов.

 Для формирования звукобуквенной связи, для усвоения зрительного образа букв используются занимательные стихотворные тексты, которые помогают соотнести звук или букву с предметами окружающего мира.  

Палочка и палочка,

Между ними галочка.

И понятно сразу всем:

Получилась буква «М».

 Упражнения и игры для запоминания образа буквы

 При знакомстве с   новой буквы применяются следующие упражнения и игровые ситуации: рисование буквы, выкладывание из различных материалов (пуговицы, фасоль, счетные палочки, шнурки). Использование игры «На что похожа буква?»

Большое значение в процессе подготовки детей к обучению грамоте уделяется дидактическим играм. Это связано, прежде всего, с тем, что их основная цель — обучающая.
        
Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки, в которых дети выполняют определенные роли, например  игра «Магазин» расставляем товар с изучаемым  звуком на полки.    В таких играх воспитывается терпение, сообразительность, развивается умение ориентироваться в пространстве.

Игры-инсценировки  формируют воображение, делая содержание текста более зрелищным, наглядным. Инсценируя, дети изображают, рисуют героев с помощью интонации, мимики, жестов.

   Применение игр позволяет наиболее продуктивно, весело, радостно, без принуждения организовать обучение детей. Игра помогает организовать деятельность детей, обогащает их новыми сведениями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулирует речь.
    Игру   применяю в различных вариантах, обновляя речевой материал и включая в неё дидактический материал для формирования основ грамоты разноуровневого характера, например:
- Игры:  «Какой звук?», «Твердый или мягкий?», «Назови пару», «Назови братца» и т.д. служат закреплению умений различать гласные и согласные звуки, называть твердые и мягкие согласные звуки.
- Игра «Найди предметы со звуком…» учит слышать отдельные звуки внутри слова и упражнять в самостоятельном подборе и названии слов с определенными звуками.
- Игра: «Поймай звук»,  развитие слухового и фонематического восприятия.

     Организуя работу по подготовке детей к обучению грамоте, я всегда учитываю особенности ребёнка, его интересы, потребности. Игры, используемые на занятиях, разнообразны, носят обучающий и развивающий характер. Они помогают открыть детям удивительный мир, связанный со словом и звуковыми явлениями. 

         Во время игр решается целый комплекс  задач:

развитие слухового внимания и фонематического восприятия;

развитие и совершенствование навыков звукового анализа ;

совершенствование слоговой структуры слова ;

определение место звука в слове (начале, середине, конце);

определение последовательность звуков в слове;

определение количество звуков в слове;

обучение  графически изображать предложение, придумывать предложение по схеме;

пополнение и активизация словаря ;

формирование грамматического строя речи. 

 


  1. Здоровьесберегающие технологии.

“Здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся”. 

Профессор Н.К.Смирнов

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам образовательных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.

Повышая мотивацию обучения, мы не забываем о том, что должны сохранить здоровье ребенка.

Цель технологии – сохранение, укрепление и коррекция здоровья обучающихся на каждом занятии, формирование у обучающихся осознанного отношения к своему здоровью.

Основные задачи здоровьесберегающих технологий:

• сохранение уровня здоровья и подбор пошагового увеличения уровня здоровья воспитанников;
• создание обстановки для комплексного психофизиологического развития ребенка;
• обеспечение комфортных условий жизни на протяжении нахождения ребенка в образовательном учреждении.

С целью предупреждения утомления на занятиях, связанных с длительным сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне,  я провожу физкультминутки и специальные упражнения для снятия напряжения с мышц опорно-двигательного аппарата, упражнения для рук и пальцев, упражнения для формирования правильного дыхания, упражнения для укрепления мышц глаз и мимики.

Физкультминутки повышают общий тонус, моторику, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, развивают внимание и память, создают положительный эмоциональный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение.

Физкультминутки проводятся  по мере необходимости во время занятий, длительность составляет 3-5 минут.

Физкультминутки проводятся в многочисленных формах: в виде упражнений общеразвивающего воздействия (движения головы, рук, туловища, ног), подвижной игры, дидактической игры с разными движениями, танцевальных движений и игровых упражнений. Физкультминутка может сопровождаться текстом, связанным или не связанным с содержанием занятия.

Пальчиковая гимнастика помогает не только снять напряжение, но решить многие проблемы. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции.

Пальчиковая игра «Здравствуй!»

Здравствуй солнце золотое!        

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, свежий ветерок!

Здравствуй зелёный листок

Здравствуй, маленький дубок!

Здравствуй, мой дружок!

Дыхание является важнейшей функцией организма. Важное место в физической культуре занимают специальные дыхательные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру.

Чаще всего мы не задумываемся над тем, как дышим, и какое огромное значение для нашего здоровья имеет правильное дыхание. От дыхания зависит нормальное снабжение крови кислородом, а также ритм работы сердца и циркуляция крови в организме. Даже незначительный недостаток кислорода снижает работоспособность мозга, нередко вызывает головную боль. Первое и важное условие правильного дыхания – дышать нужно через нос. В целях сохранения и укрепления здоровья необходимо настойчиво вырабатывать привычку к правильному дыханию – дышать через нос, глубоко, ровно, ритмично.
При выполнении дыхательных упражнений у детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом. 
 

Для дыхательных упражнений  использую чистоговорки, которые нужно произносить на выдохе. Для своих дошкольников я использую коротенькие чистоговорки, например:

Белые бараны били в барабаны.

Ва, ва, ва, ва - очень вкусная халва.

Вы, вы, вы, вы - много деток у совы.

Гимнастика для глаз проводится в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения.

«Стрекоза»

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса

(Закрывают оба глаза)

Наши глазки отдыхают, упражненья выполняют

Вот какая стрекоза- как горошины глаза.

(Пальцами делают очки.)

Влево- вправо, назад- вперед-

(Глазами смотрят вправо- влево.)

Ну, совсем как вертолет.

(Круговые движения глаз)

Мы летаем высоко.

(Смотрят вверх.)

Мы летаем низко.

(Смотрят вниз.)

Мы летаем далеко.

(Смотрят вперед.)

Мы летаем близко.

(Смотрят вниз.)

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии  формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Применение данной технологии предотвращает усталость и утомляемость; повышает мотивацию к учебной деятельности; увеличивает количество учебных достижений.


3.  Информационно-коммуникационные технологии

                                                         Настал век новых технологий

                                                         Без них нам невозможно жить

Компьютер стал сейчас так моден

                                                           С ним невозможно не дружить.

Мы хотим, чтобы дети всегда оставались детьми – веселыми, с живым интересом к жизни, чтобы у них горели глаза на занятиях, чтобы им нравилось учиться. Поэтому современное занятие невозможно представить без использования информационно-коммуникативных технологий.

Целью этой технологии является создание положительной эмоциональной обстановки для повышения мотивации к обучению, сделать процесс обучения познавательным и интересным.

Использование информационных технологий повышает эффективность занятия, развивая мотивацию обучения, что делает процесс обучения более успешным.

Информационные  технологии не только открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой обучающийся  был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности.

Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации, вовлекают обучающихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.

В своей работе использую короткометражные видеоуроки Теремок ТВ, уроки Тётушки Совы, чударики и физкультминутки.

Ещё К. Д. Ушинский отмечал: «Детская природа требует наглядности». 

Преимущества мультимедийных презентаций перед традиционными средствами обучения: движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и повышает их интерес к изучаемому материалу. Педагогу немаловажно помнить, что любой ребёнок является личностью и его способности формируются в той деятельности, которой он занимается по личному интересу и желанию. Следственно, нужно выбрать такие технологии, которые дают возможность это реализовать. Использование мультимедийных презентаций в обучении и воспитании детей позволяет педагогам: – в доступной яркой форме, образно преподносить детям материал; – привлекать внимание звуком, мультипликацией, движением, но не перегрузить ими материал; – содействовать формированию у познавательной активности, исследовательских способностей, талантов и навыков;; – знакомить детей с любой темой, сопровождая показом фотографий, видеофрагментов; «погрузиться» во время и пространство; – активизировать интерес детей к образовательной деятельности.
С интересом и радостью дети повторяют упражнения за мультипликационным человечком на экране.

Использование ИКТ при обучении дошкольников требует тщательной организации, как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил. При планировании деятельности нужно учитывать условия и требования к использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательно- воспитательном процессе и не допустить следующие ошибки:

- несоблюдение санитарно-эпидемиологических правил,

- неправильное определение дидактической роли и места ИКТ в образовательной деятельности,

- бесплановость, случайность применения ИКТ, нередко происходит перенасыщение анимацией, слайдами, рисунками, несоответствие возрасту детей.

Современные исследования медиков показывают, что отрицательного воздействия на здоровье детей дошкольного возраста при работе с компьютером не наблюдается, если соблюдаются гигиенические (высокий уровень освещённости, четкое и контрастное изображение на экране, оптимальное расстояние глаз до экрана 55-65 см., удобная поза).

Непосредственно образовательную деятельность с использованием компьютеров для детей 5 - 7 лет следует проводить не более одного в течение дня.  После работы с компьютером с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером в форме развивающих игр для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6 - 7 лет - 15 минут. Для снижения утомляемости детей в процессе осуществления непосредственно образовательной деятельности с использованием компьютерной техники необходимо обеспечить гигиенически рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности.

При проведения фронтальных занятий необходимо использовать мультимедийный проектор, расстояние от экрана до стульев, на которых сидят дети 2 - 2, 5 метра. Для поддержания оптимального микроклимата, предупреждения накопления статического электричества и ухудшения химического и ионного состава воздуха необходимо: проветривание кабинета или групповой комнаты до и после занятий.

Соединение информационных компьютерных технологий и инновационных педагогических методик, повышает эффективность и качество образовательных программ, усиливает адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития обучающихся. Это направление Закон Российской Федерации «Об образовании» провозглашает в качестве одного из основных принципов государственной политики в области образования.

Таким образом, использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс  и повысить его эффективность.


  1. Метод проектов.

Проект – это «энергичная, от всего сердца деятельность», так считал американский педагог Уильям Кильпатрик, которого считают основоположником проектного метода в обучении. Педагог представлял образовательный процесс как ряд опытов. Знания, полученные в процессе одного опыта, развивали и обогащали последующий опыт.

 Под методом проектов понимается совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов. Суть метода проектов - стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Таким образом, проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально – творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы.

Основная цель проектного метода для дошкольников: Создание условий раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, взрослых и педагогов, способствующих самопознанию и саморазвитию всех участников процесса.

 Значение проектного метода:

 -дает возможность для активизации самостоятельной и познавательной деятельности дошкольника ;

-помогает осваивать окружающую действительность ;

 -способствуют развитию творческих способностей ;

-способствуют умению наблюдать, слушать;

-помогают ребенку увидеть проблему со всех сторон;

 -способствуют развитию навыков обобщать и  анализировать;

 -развивает речь, память, мышление, воображение;

-формирует коммуникативные навыки и нравственные качества ;

-стимулирует к самосовершенствованию.

Метод проектов, как педагогическая технология, ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которую они выполняют в течение определённого отрезка времени.

Особенностью проектной деятельности у дошкольников является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель. Поэтому в воспитательно-образовательном процессе дошкольников проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, педагоги, родители. Проводя с детьми занятия, в процессе бесед и разговоров я выяснила, что большинство детей почти ничего, кроме имени, не знают о своих бабушках и дедушках, не говоря уже о прадедах. Они затрудняются рассказать о профессиях родителей, семейных праздниках, традициях своей семьи. Чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «Моя семья».

Цель проекта: Уточнять представления детей о членах своей семьи, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.
Задачи проекта

 1.Формировать представления о семейных традициях и праздниках.
2. Воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким.
3.Воспитывать интерес к своей родословной.
4. Познакомить детей с понятием «генеалогическое древо семьи».

Проект «Моя семья» направлен на формирование осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценностей семейной жизни и

уважительного отношения к своей семье обучащихся.

Результаты работы были представлены на открытом занятии.

В ходе работы над этим проектом дети получили необходимую информацию о своей семье, узнали: что такое семья? Что семья дает нам опору, поддержку, тепло, навыки общения. Она помогает нам развивать характер, учит преодолевать трудности и т. д.  Чем семья благополучнее, чем больше в ней уделяется внимания каждому члену семьи и малышу в том числе, тем увереннее ребенок будет чувствовать себя в жизни. Что объединяет членов семьи? Научились понимать учебные задачи, отбирать необходимый материал, рассказывать  о жизни своей семьи, оценивать значение семьи для человека и общества.

 Повысилась  активность родителей  в организации совместной деятельности по воспитанию детей, желание поделиться опытом семейного  воспитания и традиций.

Таким образом, метод проектов можно рассматривать как особый механизм взаимодействия семьи и образовательного учреждения. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки педагогу во время работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов детей.


Заключение

Самым главным показателем результативности моей работы, считаю: когда ребенок искренне радуется при достижении положительного результата.

  Новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.

Использование инновационных технологий по силам каждому педагогу, а их внедрение способствует выходу дошкольного образования на качественно новый уровень.


Список литературы

В процессе  работы по самообразованию, я изучила  следующую литературу:

  1. В.  Савченко «Педагогическая сказка как средство поддержки позитивной социализации старших дошкольников. ФГОС». Детство-Пресс, 2015 год.

2.Т.В. Александрова « Живые звуки, или Фонетика для дошкольников». Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. —— СПб.: Детство-пресс, 2005.

3. С.Н. Вичужанина «Сборник физических минуток для детей» старший дошкольный возраст – младший школьный возраст. Ленинградская: информационно-аналитический и издательский центр Ленинградского автономного социально-педагогического колледжа Краснодарского края, 2015 год

4. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Издательство: Мозаика-Синтез, 2014 г.

5. Вебинар М.В. Бойкина «Развитие речи дошкольников на этапе подготовки к школе»

6.   Изучение методики проектирования педагогов в Интернете.

  - www. maam.ru.

- https://infourok.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Инновационные технологии использования логопедических игр и игровых упражнений как средства повышения мотивации детей в системе работы на коррекционных часах»

Организуя коррекционную работу по развитию речи, логопеду и воспитателю приходится искать интересные для дошкольников формы преподнесения и закрепления материала. Это, конечно же, игры. Они являются о...

Методическая разработка «Использование современных образовательных технологий в обучении детей пению».

В данной методической разработке отображены современные педагогические технологии и их использование в работе музыкального руководителя при обучении детей пению. В тексте материала дана формулировка к...

Конспект "Игровая технология как средство повышения мотивации у детей с нарушениями речи"

В данной публикации затрагивается тема мотивации детей с нарушениями речи к занятиям. Приводятся примеры игровых приемов для мотивации детей к логопедическим занятиям....

Использование игровых технологий как средства повышения мотивации воспитанников к ЗОЖ.

Игра – основная форма проявления активности дошкольника, обогащающая его воображение и эмоциональный мир, пробуждающая творческие силы, развивающая навыки общения с окружающими людьми.Игровые те...