Конспект "Игровая технология как средство повышения мотивации у детей с нарушениями речи"
консультация по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)

В данной публикации затрагивается тема мотивации детей с нарушениями речи к занятиям. Приводятся примеры игровых приемов для мотивации детей к логопедическим занятиям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад № 2 комбинированного вида «Капитошка»

Игровая технология

 как средство повышения мотивации

 у детей с нарушениями речи

Подготовила:

учитель-логопед

Опанасюк Н. С.

г. Железногорск 2019

Тема: Игровая технология – как средство повышения мотивации у детей с нарушениями речи

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.

 Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.

Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Василий Александрович Сухомлинский

Позитивная мотивация у дошкольников остается актуальной проблемой для современной системы образования. В логопедической работе мотивация детей логопатов очень актуальна. Ни желания учителя-логопеда, ни владение методикой коррекции речи недостаточно для положительной динамики речевого развития детей. Важной задачей педагогов является сформировать у детей интерес к занятиям и стойкую речевую мотивацию.

Мотивация – это вся совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведения.

Ведущий вид деятельности дошкольников – игра – способствует развитию мотивационной сферы ребенка. Для повышения мотивации к логопедическим занятиям целесообразно применять игровую технологию. Понятие «Игровая педагогическая технология» включает достаточно обширную группу методов и приемов.

В своем выступлении хочу остановиться на некоторых игровых приемах, которые использую в своей работе.

  1. Оценочная доска «Наши достижения»

В начале каждого полугодия дети начинают соревноваться, получая за свои успехи карточки. Эти карточки собираются на доску «Наши достижения», где наглядно видно у кого лучший результат.

На итоговом занятии дети получают призы за свои успехи.

  1. Игральный куб. Песочные часы. Счеты.

Для повышения интереса к занятиям, а также для усложнения заданий я использую игральный куб, песочные часы или счеты.

Например:

  • Дети выполняют артикуляционную гимнастику, пока сыпется песок в часах.
  • Дети повторяют автоматизируемое слово столько раз, сколько выпало точек на игральном кубе.
  • При проговаривании слогов, слов ребенок подвигает косточку на счетах.
  1. Папка «Логотека»

Совместно с Паньковой Оксаной Григорьевной мы разработали папку «Логотека». Ее применяем на подгрупповых занятиях для развития всех сторон речи, психических функций. Также ее можно использовать при обследовании речи ребенка.

Уважаемые коллеги, сейчас я хочу представить вам видео материал, где показано еще несколько логопедических игр.

  1. Артикуляционная гимнастика

Для повышения интереса к занятиям во время проведения артикуляционной гимнастики я включаю музыкальное сопровождение.

Также детям интересно применение видео роликов для проведения артикуляционной гимнастики.

Для педагогов детского сада создаются условия для проведения в утренние часы артикуляционной гимнастики с детьми. В каждой группе есть набор карточек для проведения артикуляционной гимнастики, а также большой наглядный плакат, которым педагоги пользуются для проведения артикуляционной гимнастики.

  1. Логокуб

Для закрепления правильного звукопроизношения, обогащения словаря, формирования грамматического строя и связной речи дети играют с Логокубом в игры: «Произнеси правильно», «Назови ласково», «Назови детёнышей».

  1. Камешки Марблс

Постоянная регуляция зон коры головного мозга необходимая составляющая в системе логопедического воздействия. Применение камешков Марблс это одно из нетрадиционных приемов обучения, интересных для детей. С камешками Марблс модно играть в следующие игры:

  • Если ребенок знаком с буквами, то можно предложить выложить данную букву камешками одного или разного цвета.
  • Игры-ходилки, для автоматизации звуков в слогах, словах.
  • Игра «Четвертый лишний».
  1. Игры с фонариком

В играх с фонариком я автоматизирую звуки в словах, словосочетаниях, провожу работу над словарем ребенка. Также применяю игры на развитие фонематического слуха, грамматического строя речи, связной речи.

  1. Игра «Собери 4»

Играя в эту игру «Собери 4» дети автоматизируют звуки в словах, развивают фонематический слух.

  1. Игра «В свете фар»

Игра «В свете фар» предназначена для автоматизации звуков в словах.

  1. Игра «Цветная лупа»

Игра «Цветная лупа» применяется для автоматизации звуков в словосочетаниях, для закрепления согласования прилагательных с существительными.

  1. Игры со звоночком

Игры со звоночком я применяю при автоматизации звуков, для развития фонематического слуха, закрепления словарного запаса, развития связной речи.

Применение различных логопедических игр оказывает стимулирующее воздействие и помогает детям в преодолении речевых недостатков. В настоящее время в дошкольной логопедии накоплен богатый опыт, позволяющий применять на практике не только инновационные технологии, но и по-новому пересмотреть арсенал традиционных средств, приемов, игровых упражнений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преодоление повышенной тревожности у детей с нарушениями речи

Введение. 3Глава 1. Теоретические основы тревожности у детей с нарушениями речи и способы её преодоления. 61.1. Особенности повышенной тревожности у детей с нарушениями речи. 61.1.1....

Технология «Ситуация» как средство активизации речевой деятельности детей с нарушением речи. (выступление на педсовете)

В материале(текст выступления и презентация) представлено описание структуры и применение технологии "Ситуация" в дошкольном учреждении для конструирования образовательной деятельности, с це...

Консультация для педагогов. Тема: «О необходимости использования игровой мотивации у детей с нарушениями речи»

В материале обоснована необходимость использования в коррекционной логопедической работе приёмов игровой мотивации. Описаны психоневрологические особенности детей с нарушениями речи....

Методическая разработка«Использование инновационных технологий как средство повышения мотивации детей дошкольного возраста при обучении грамоте».

В своей педагогической деятельности я стараюсь идти в ногу со временем, поэтому изучаю и применяю как традиционные, так и современные педагогические технологии....

Использование игровых технологий как средства повышения мотивации воспитанников к ЗОЖ.

Игра – основная форма проявления активности дошкольника, обогащающая его воображение и эмоциональный мир, пробуждающая творческие силы, развивающая навыки общения с окружающими людьми.Игровые те...

Использование ЭОР как средство повышения речевой активности детей с нарушениями речи

В современном мире в работе с детьми-логопатами сейчас недостаточно использовать традиционные технологии в коррекционной работе. Все чаще возникает необходимость поиска новых подхо...

«Использование дидактических игр и игровых упражнений по формированию чувства ритма, рифмы как средство повышения мотивации у детей с ОВЗ».

Многие русские и зарубежные исследователи отмечают, что нарушение фонематического восприятия, а, следовательно, чтения и письма у детей с ОНР обусловлены совокупностью дисфункций: недостаточной сформи...