«Использование дидактических игр и игровых упражнений по формированию чувства ритма, рифмы как средство повышения мотивации у детей с ОВЗ».
статья по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Денисова Елена Борисовна

Многие русские и зарубежные исследователи отмечают, что нарушение фонематического восприятия, а, следовательно, чтения и письма у детей с ОНР обусловлены совокупностью дисфункций: недостаточной сформированностью ручной умелости, ориентацией в схеме тела и чувства ритма, рифмы

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Использование дидактических игр и игровых упражнений по формированию чувства ритма, рифмы как средство повышения мотивации у детей с ОВЗ». 

 «Слушай, слушай, различай.

Звук короткий и протяжный.

Чувство ритма развивай –

это очень, очень важно!»

        Так сказала о важности развития ритма и рифмы Наталья Кончаловская. Вспомним, как загораются глаза у детей, какое нетерпеливое ожидание чего-то приятного, радостного светится в них, когда мы говорим «А сейчас, ребята, мы поиграем в одну интересную игру». Игра для детей  - это труд, игра для них -  учеба, игра – это форма воспитания.

      В литературе о дошкольном воспитании опубликовано уже много игр. Знание их, умение использовать в целях коррекции различных нарушений речи у детей – в этом состоит задача логопеда. Необходимость решения серьезных коррекционных задач логопедом в его работе с дошкольниками очевидна. Ведь дети – логопаты в большинстве случаев интеллектуально здоровы, следовательно, потребности в игре у них такие же, как у их сверстников.

     Многие русские и зарубежные исследователи отмечают, что нарушение фонематического восприятия, а, следовательно, чтения и письма у детей с ОНР обусловлены совокупностью дисфункций: недостаточной сформированностью ручной умелости, ориентацией в схеме тела и чувства ритма, рифмы.

     Исходя из ранее изложенного,  я подобрала, а некоторые сочинила сама, игры и игровые упражнения на развитие у детей чувства ритма, рифмы.

Игры   помогают разнообразить занятия внести в них игровой элемент и чувство юмора, способствуют развитию у детей языкового чутья и художественного вкуса.

Предлагаю вашему вниманию:

  • Игры на развитие чувства ритма

- с опорой на зрительное восприятие

- с опорой на слуховое восприятие.

  •  Игры на развитие чувства ритма, рифмы

- с опорой на зрительное восприятие

- с опорой на слуховое восприятие.

     Не секрет, что количество детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи, связанные с недоразвитием фонематических процессов, ежегодно увеличивается. Также у таких дошкольников часто отмечается и нарушение слоговой структуры слова в виде пропусков и перестановки слогов (например, вместо «самолёт» ребёнок говорит «масолёт»или «бегемот» - «гебемот» или вместо «пингвин» - «пигин», что тоже говорит о нарушенном фонематическом восприятии. Как правило, логопеды с такими детьми работают по развитию фонематической стороны речи и устранением нарушений слоговой структуры слова, что не всегда даёт быстрые и положительные результаты.

      Детям, имеющим фонематическое недоразвитие довольно сложно выполнять задания на оценку и воспроизведение ритмического рисунка. Они затрудняются в подсчёте количества хлопков, ударов, даже при воспроизведении ритмов, состоящих из одной паузы, допускают ошибки, неправильно расставляют паузы в предложениях.

      При заучивании стихов такие дети нарушают рифму стихотворения, так как от них «ускользает» ритм и рифма стихотворной формы.

Хорошо развитое чувство ритма создаёт предпосылки для дальнейшего усвоения фонетической стороны речи (ритмической структуры слова, словесного и логического ударения), а также совершенствуется организация речедвигательного акта, подготавливается работа над звукослоговой структурой слова, над расстановкой ударения, интонационной выразительностью.

Игры на развитие ритмического чувства создают необходимую базу для развития фонематического восприятия, учат не просто слышать, но и прислушиваться, сравнивать и оценивать звуки по силе удара. Данный этап работы очень важен в развитии фонематического слуха.

Игры на развитие ритма позволяют добиться более эффективных ускоренных результатов в развитии фонематического восприятия у дошкольников.

Работа по оценке и воспроизведению ритмов должна проходить в следующей последовательности:

  • оценка количества ритмов;
  • выполнение ритма по зрительному образцу;
  • выполнение ритма по словесной инструкции.

Игры на развитие ритма с опорой на зрительное восприятие.

«Простучи столько раз, сколько знаков на карточке»

Сначала тренируют детей воспринимать на слух (слушать) и правильно оценивать (воспроизводить) небольшое количество ударов или хлопков без пауз: Х, ХХ, ХХХ и т. д (от 1 до 3-5 ударов).

Далее даются сочетания комплексов хлопков или ударов, состоящих из различного количества ударов с короткими и длинными паузами (промежутками) с сильными и слабыми ударами:

ХХХ --- ххх,  ХХХ-ххх-ХХХ,  ххх-        ХХ-хх    (Х- сильный удар, х –слабый удар,

---  - пауза).

Игры на развитие ритма с опорой на слуховое восприятие.

 «Послушай, как стучит сердце»

Цель: знакомство с ритмом.

Ход игры.   Дети друг у друга слушают как бьются сердца, затем голосом, повторяют услышанное. После этого простукивают ритм ладошками.

«Простучи, как я скажу»

Цель: воспроизведение несложного ритма по словесной инструкции

Ход игры Логопед предлагает ребёнку по словесной инструкции отхлопать (простучать) определённый ритм. В начале обучения даётся несложный ритм без пауз, затем ритмический рисунок постепенно следует усложнять. Примерные ритмические рисунки:

Х-х,  х-Х, х-х-х;   х-Х-х;   Х-х-х4   х-х-Х;  х-х-Х-х;   Х-х-х-х;   х-Х-х-х.

Х – сильный удар или хлопок.

х – слабый удар или хлопок.

 «Покажи нужную карточку»

Цель: определение количества хлопков и соотнесение их с записанным ритмическим рисунком

Оборудование: карточки с ритмическими рисунками от 1 до 5

Ход игры. Логопед показывает карточки с изображением ритмических рисунков от 1 до 3 или 5. Затем прохлопывает определённый вначале несложный ритм и предлагает ребёнку найти карточку, соответствующую количеству хлопков.

 «Морзянка»

Цель: воспроизведение несложных ритмов по заданному образцу с соблюдением пауз.

Ход игры. Логопед прохлопывает несложный ритм и просит ребёнка повторить его в той же последовательности.

 Дидактические игры на развитие у детей чувства ритма, рифмы.

Цель дидактических игр:

  • Развитие слухового и фонематического восприятия.
  • Развитие чувства ритма, рифмы.
  • Развитие памяти, воображения.
  • Воспитание интереса к слову.
  • Воспитание любви к поэзии.

Игры на развитие чувства ритма, рифмы с опорой на зрительное восприятие.

а) Подобрать рифму к слову, заданному логопедом, причём данный выбор следует осуществить из двух слов, обозначенных видеорядом и озвученных педагогом (предлагаемые слова первоначально значительно различаются по звуконаполняемости, а затем должны иметь схожесть). Приведём пример: ком – дом или ком – жук; кот – рот…

При подборе лексического материала для каждого из детей следует учитывать нормативное произношение ребёнком используемых фонем и понимание значений слов.

б) Следующий шаг предполагает использование приёма исключения четвёртого лишнего слова, не являющегося рифмой: ножка – ложка, картошка, лукошко, мышка.

в) Дальнейшая работа направлена на увеличение количества слов в ряду, предъявляемых для нахождения рифм, что усложняет процесс выбора: ложка – пушка, гармошка, ромашка.

г) Следующая ступень подразумевает частичное исключение опоры на слуховой анализатор – логопед не осуществляет нормативное озвучение картинок, представленных для выбора рифмы.

Игры на развитие чувства ритма, рифмы с опорой на слуховое восприятие.

Дидактическая игра «подбери, доскажи словечко».

  • На двустишии:

Лежебока рыжий кот  отлежал себе … (живот). Часто к озеру напиться    ходит рыжая …(лисица).

  • На чистоговорках:

СА-СА-СА - летит …(оса).    СА-СА-СА – в лесу бегает … (лиса).

  • Через подбор рифмующихся слов:

Ком – …(дом)    Рот – …(кот).

  • Через подбор подходящих словосочетаний:

Серая мышка - …(вкусная пышка).

  • Через подбор слов, оканчивающихся на определенный слог:

-ец – (отец, конец, молодец)   -ка – (майка, зайка).

  • Через составление предложений с рифмующимися словами:

Идут – несут,   Лесок – кусок.  Пошла девочка в лесок, взяла хлебушка кусок.

     Данные игры и игровые упражнения позволяют добиться ускоренных результатов в развитии фонематического восприятия. Включение игр в занятия зависит от корректируемых звуков и этапа работы над ними.

     Итак, одним из ключевым моментов в формировании фонематического восприятия, а, следовательно, коррекции звукопроизношения, предупреждения дисграфии и дислексии, воспитания любви к поэзии является развитие у детей с ОВЗ чувства ритма, рифмы через дидактические игры.

Список литературы.

1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям. – СП.б. 2005г.

2. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. М.1977г.

3. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М. 1968.

4. Давидович Л.Р., Резниченко Т.С. Ребенок плохо говорит? Почему? Что делать? М.  2001г.

5. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет. М. 1999г.

6. Колесникова Е.В. Раз – словечко, два - словечко. М. 1999г.

Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия. Альбом для дошкольника.

 7. Столяр А.А. Давайте поиграем. М.1991г.

8. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. СП.б. 1999г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект "Формирование элементарных математических представлений с использованием дидактических игр и игровых упражнений".

Изучать математику с ребёнком четырёх лет-это увлекательное занятие, заниматься, которым можно в любое время.Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования игр, задач, разв...

Конспект "Игровая технология как средство повышения мотивации у детей с нарушениями речи"

В данной публикации затрагивается тема мотивации детей с нарушениями речи к занятиям. Приводятся примеры игровых приемов для мотивации детей к логопедическим занятиям....

Проект инновационной деятельности "Педагогическая технология формирования ФЭМП представлений старших дошкольников с нарушением зрения с использованием дидактических игр и игровых упражнений"

Целью проекта является выявление педагогических условий, обепечивающих эффективное использование дидактических игр и упражнений для формирования ФЭМП представлений у старших дошкольников с нарушением ...

«Формирование элементарных математических представлений в старшей группе, посредством использования дидактических игр и игровых упражнений.»

laquo;Формирование элементарных математических представлений в старшей группе, посредством использования дидактических игр и игровых упражнений.» Обучение математике детей дошкольного возраста ...

Консультация "Игровые модели на формирование чувства ритма с использованием неоформленного материала"

   В музыке мы встречаемся со звуками долгими и короткими. Чередования их, одинаковых или разных по длительности, образуют ритм. Чувство ритма - одна из музыкальных способностей, без ...

Танцевально-игровые упражнения на развитие чувства ритма

Танцевально-игровые упражнения на развитие чувства ритма...

Эксперементальная деятельность «Формирование элементарных математических представлений дошкольников с использованием дидактических игр и игровых упражнений»

Для умственного развития детей им важно усвоить математические понятия, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира. Приобретенные знани...