Методическая разработка "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста с ТНР»
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Мудрова Ирина Владимировна

Разработка содержит также картотеку упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_mnemotehnika_pechat.docx20.21 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи

у детей дошкольного возраста с ТНР»

Мудрова Ирина Владимировна

Учитель-логопед ГБДОУ д\с № 67

Выборгский район Санкт-Петербурга

Существует множество проблем в развитии речи детей. Уровень развития речи детей в дошкольном возрасте различен. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. Нарушение экспрессивной речи наблюдается у большинства детей. Отсутствие образной речи, богатой синонимами, дополнениями, определениями. Речь чаще односложная, словарь беден. Дети не могут грамматически правильно построить распространенное предложение, ограничиваясь простыми предложениями, а зачастую перечислениями предметов и их частей. У детей отмечаются значительные трудности при описании предмета по плану, данному педагогом. Трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами, разучивании стихов, пословиц, поговорок.

Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, уметь описать предмет связно и последовательно, уметь рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Чтобы процесс обучения был для детей интересным, занимательным, развивающим, а также для достижения наилучших результатов используются нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи.Одним из приемов, которые значительно облегчают ребенку запоминание и чтение стихов, составление описательного рассказа, является использование наглядных опорных схем. Они заметно упрощают задачи, делают высказывания дошкольника четкими, связными и последовательными. Опорные схемы выступают в роли плана-подсказки, по которым ребенок может строить по ним свой рассказ. Чтобы помочь детям в этом, на занятиях по развитию речи используются схемы описание. Помогает использование  мнемотаблиц для заучивания стихов, чистоговорок.

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и, конечно, развитие речи.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично  графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать рассказ, придерживаться его последовательности, удерживать лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Задачи мнемотехники:

1. Обогащение активного и пассивного словарного запаса.

2. Расширение представлений об окружающем мире.

3. Развитие связной устной речи.

4. Развитие слуховой и зрительной памяти.

5. Развитие внимания.

Принципы создания мнемотаблиц:

1.Каждое слово в своём «домике» - квадрате.

2.Используются схемы предлогов, где каждый предлог изображён в отдельном квадрате.

3.Используются элементы технологии ТРИЗ – метод ассоциаций (существительные: земля - глобус, глаголы: юла – кружится, лягушка, мяч – скачет …, прилагательные вата – мягкий, пушистый….)

4. Методика глобального чтения.

5. Использование схем – алгоритмов определённых действий.

6. Использование серии картинок, мнемодорожек для составления предложений.

7. Составление мнемотаблиц для автоматизации определённых звуков.

8. Составление мнемотаблиц для заучивания скороговорок по дифференциации фонем.

9. Составление мнемотаблиц для заучивания стихов по лексическим темам.

10. Использование мнемотаблиц для составления рассказа – описания.

Пособия по мнемотехнике:

Плакат «Собираемся на прогулку»

Цель: Помочь детям быстро, правильно одеться на осеннюю прогулку.

Описание пособия: «Алгоритм одевания осенью», состоящий из 9 последовательно расположенных карточек с предметами одежды: первая – колготки, вторая – футболка, третья – брюки, четвёртая – кофта, пятая – сапоги, шестая – шапка, седьмая – куртка, восьмая – шарф, девятая – перчатки.

Описание действий: Детям предлагается, одеваясь на прогулку, соблюдать определённую последовательность действий с опорой на карточки.

«Филин»

Цель: Учить  детей составлять предложение со зрительной опорой на картинки.

Описание пособия: З отдельных карточки с рисунками. Первая – филин, вторая – рука, третья – фонарь.

Описание действий: Детям предлагается расставить картинки на магнитной доске, в определённой последовательности. Составить предложение с опорой на карточки:

 «Филин держит фонарик»

 «Ручей»

Цель: Учить  детей составлять предложение со зрительной опорой.

Описание пособия: 4 отдельные карточки с рисунком. Первая – квадрат с кружком в середине, вторая – лес, третья – кран с водой, четвёртая - ручей.

Описание действий: Детям предлагается расставить картинки на магнитной доске в определённой последовательности. Составить предложение с опорой на цветные карточки:

 «В лесу течёт ручей»

«Снеговик»

Цель: Учить  детей составлять предложение со зрительной опорой.

Описание пособия: Прямоугольник, разделённый на четыре квадрата с рисунками. Первый квадрат снеговик, второй – верёвочка, третий – кружок на квадрате, четвёртый - санки.

Описание действий: Детям предлагается рассмотреть мнемодорожку и составить предложение:

«Снеговик везёт ёлку на санках»

«Медведь»

Цель: Разучивание чистоговорок С.Я. Маршака «Про всё на свете» с опорой на картинки.

Описание пособия: Лист формата А4, разметка страницы книжная. Лист разделён на четыре части/строчки по горизонтали. Первая строка разделена на три квадрата. Первый квадрат – рисунок горшочка с мёдом, второй квадрат – кружок в середине квадрата, третий квадрат – рисунок леса. Вторая строка разделена на два квадрата. Первый квадрат – рисунок медведя, второй квадрат – рисунок глаз, рука. Третья строка разделена на два квадрата. Первый квадрат – рисунок мало крошек, второй квадрат – рисунок горшочка с мёдом.  Четвёртая строка разделена на два квадрата. Первый квадрат – рисунок много крошек, второй квадрат – рисунок летят пчёлы.

Описание действий: Детям предлагается рассмотреть и назвать картинки. По наводящим вопросам уточнить значение каждой картинки. Затем прослушать текст целиком. Проговаривание текста сопряжённо, следя за указкой. Проговаривание текста отражённо, следя за указкой. Самостоятельное воспроизведение текста со зрительной опорой. Самостоятельное воспроизведение текста по памяти без рисунков.

Текст: Звуки «М - Мь»

«Мёд в лесу медведь нашёл.

Мало мёда, много пчёл»

«Шишки»

Цель: Разучивание скороговорки по дифференциации фонем с опорой на рисунки.

Описание пособия: Прямоугольник, разделённый на шесть квадратов с рисунками. Первый квадрат шишки, второй – кружок на квадрате, третий – сосна, четвёртый – шахматная доска, пятый - кружок на квадрате, шестой – стол.

Описание действий: Детям предлагается рассмотреть и назвать картинки. По наводящим вопросам уточнить значение каждой картинки. Затем прослушать текст целиком. Проговаривание текста сопряжённо, следя за указкой. Проговаривание текста отражённо, следя за указкой. Самостоятельное воспроизведение текста со зрительной опорой. Самостоятельное воспроизведение текста по памяти без рисунков.

Текст: Звуки «Ш – С»

«Шишки на сосне,

Шашки на столе»

«Опята»

Цель: Разучивание стихотворения по лексической теме «Грибы» с опорой на картинки.

Описание пособия: Лист формата А4, разметка страницы книжная. Лист разделён на четыре части/строчки по горизонтали. Первая строка разделена на четыре квадрата. Первый квадрат – рисунок лицо мальчика с веснушками, второй квадрат – цветной силуэт опят, третий квадрат – палец со стрелками, четвёртый - мяч. Вторая строка разделена на четыре квадрата. Первый квадрат – кружок на квадрате со стрелкой, второй квадрат – силуэты мальчик с девочкой, третий - кружок в квадрате, четвёртый – мальчик закрывает глаза руками. Третья строка разделена на четыре квадрата. Первый квадрат – рисунок спираль и знак равно, второй квадрат – рисунок дом, третий  – кружок в квадрате, четвёртый -  лукошко.  Четвёртая строка разделена на четыре квадрата. Первый квадрат – рука в кулаке держит лямку, второй квадрат – рука с указательным пальцем, третий квадрат - стрелка над квадратом, четвёртый квадрат – дорожка.

Описание действий: Детям предлагается рассмотреть и назвать картинки. По наводящим вопросам уточнить значение каждой картинки. Затем прослушать текст целиком. Проговаривание текста сопряжённо, следя за указкой. Проговаривание текста отражённо, следя за указкой. Самостоятельное воспроизведение текста со зрительной опорой. Самостоятельное воспроизведение текста по памяти без рисунков.

«Конопатые опятки, не играйте

С нами в прятки.

Всё равно домой в лукошке

Отнесём вас по дорожке»

«Грибы»

Цель: Помочь детям с опорой на схему описания и сравнения грибов правильно и последовательно составить рассказ – описание о грибах.

Описание пособия: Прямоугольный плакат, состоящий из семи последовательно расположенных карточки с надписью и рисунком: первая – Что это? Знак вопроса, вторая – Какого цвета? 4 цветных пятна – жёлтое, красное, синее, зелёное, третья – Какого размера? 3 гриба разных размеров, четвёртая – Из каких частей состоит? Отдельно шляпка, ножка, пятая – Съедобный или не съедобный? Боровик, мухомор, шестая – Где растёт? Картина лес, болото, поляна, седьмая – Что можно приготовить? Грибы на нитке, кипит кастрюля.

Описание действий: Детям предлагается рассмотреть и назвать все условные обозначения на опорной схеме. Совместно составить описательный рассказ, указывая на каждый пункт плана. Самостоятельно рассказать о предмете.

В результате использования приемов мнемотехники дети активнее работают, охотнее пытаются повторить текст, некоторые самостоятельно составляют и проговаривают предложения, короткие рассказы. Особенно детям нравится подбирать или зарисовывать символы, заменяя ими слова.