Использование приема мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста
консультация по развитию речи (подготовительная группа)

Чернова Наталья Викторовна

Консультация для педагогов по применению метода мнемотехники в работе по развитию связной речи дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мнемотехника24.23 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                              МАДОУ «Светлячок»

                                                                              Воспитатель

                                                                              Чернова Наталья Викторовна

                                          Консультация для педагогов ДОО

                           Использование приема мнемотехники в развитии

                                 связной речи детей дошкольного возраста

Речь - это, прежде всего инструмент общения. При помощи речи, общения ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового, интересного, может выразить свои мысли, желания, требования.

Одной из задач ФГОС ДО образовательной области «Речевое развитие» является - развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Связная речь - один из компонентов устной формы речи детей. Владение связной речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного запаса, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи - лексической, грамматической, фонетической.

Уровень развития речи дошкольников очень различен. Одни свободно распоряжаются имеющимся у них словарным запасом, другие при большом пассивном запасе слов используют небольшой активных словарь. Некоторые употребляют слова и выражения, даже если не знают их точного значения.

Усвоение смысла слова происходит в неразрывной связи с ознакомлением ребенка с окружающей жизнью, поэтому жизненный опыт служит основой для речевого развития. Развитие представлений и формирование общих понятий является основой совершенствования мыслительной деятельности - умения обобщать, делать выводы, высказывать суждения и умозаключения.

Поэтому встает вопрос о выборе средств и методов коррекции имеющихся недочетов в речевом развитии. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Опыт работы показывает, что эффективным средством при обучении связной речи дошкольников служат приёмы мнемотехники.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева В. К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т. А. - предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. -блоками-квадратами, Большева Т. В. - коллажем, Ефименкова Л. Н - схемой составления рассказа. Итак, что же такое мнемотехника?

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Использование мнемотаблиц заметно облегчает детям овладение связной речью, кроме того наличие зрительного плана - схемы делает рассказы четкими, связными и последовательными.

Основа мнемотехники заключается в том, что весь текст представляется в последовательных картинках.  На основе визуальных символов дети запоминают информацию в необходимой последовательности и в результате могут ее повторить, опираясь на картинки, которые включают в себя предметы, свойства, явления и т.д. Данный метод с успехом применяют для развития речи у детей, как педагогами, так и родителями при самостоятельных занятиях. Так же его используют для запоминания и заучивания пословиц, поговорок, стихов, загадок, последовательности одевания и мытья рук и т.д. Он показывает высокие результаты среди детей при воспроизведении информации. Как все процессы обучения, мнемотехнику следует применять, начиная с простых словосочетаний, которые включаются в мнемоквадраты. В дальнейшем усложнять постепенно задачу выстраивая мнемодорожки и мнемотаблицы. Мнемотаблицы содержат картинки с изображением героев рассказа, их действия, свойства окружающего их мира и явлений. При этом выделяют основной смысл сюжетов рассказов. Таким образом, главным является то, чтобы в мнемотаблицах был представлен наглядно такой материал, который будет легко восприниматься детьми.

Мнемотехника позволяет расширять объем памяти, формируя дополнительные ассоциации; ребенок учится свободно выражать свои мысли, мнение; дети расширяют свой кругозор. Так же данный метод развивает воображение и фантазию детей.

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в данном возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно; просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит.

Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того, приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.

Технология мнемотехники помогает в решении задач развития речи в процессе: формирования умений и навыков диалогической и монологической речи (рассматривание картин, иллюстраций, беседы, разговор, составление рассказов, пересказ художественной литературы и др.); активизации и обогащения словарного запаса, в т.ч, при отгадывании и загадывании загадок; при заучивании стихов; формирования грамматически правильной речи; обучения детей грамоте.

Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Начиная работу с использованием приема мнемотехники, воспитатель ставит перед собой следующие задачи:

1. способствовать развитию памяти, внимания, восприятия, мышления;

2. способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот образы в абстрактные символы;

3. способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции;

4. способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей;

5. содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе;

6. способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их;

7. создать условия, способствующие взаимодействию и сотрудничеству с родителями детей.

Для начала детей знакомят с мнемоквадратами - понятными изображениями, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Затем воспитатель усложняет задание, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2 - 3 предложения. И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение. Первоначально таблицы составляют воспитатели, родители, потом к этому процессу можно подключить и ребенка, таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Использование мнемотаблиц помогает детям эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию, значительно сокращает время обучения и значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов.

Чтобы мнемотаблица, как наглядно-практическое средство познания, выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:

  1. чётко отражать основные свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью;
  2. быть простой для восприятия и доступной для воспроизведения и действий с ней;
  3. соответствовать уровню развития детей.

Мнемотаблицы бывают двух видов:

1. обучающие - содержат познавательный материал;

2. развивающие - содержат информацию, позволяющую развивать определённые навыки и умения.

Цвет в таблицах может быть различным в зависимости от возраста детей, от уровня их развития. Младшие дошкольники - цветовое изображение. Старшие черно-белое. Количество клеток в мнемодорожке и мнемотаблице зависит от возраста и уровня развития детей: для младших дошкольников от 4 до 9 клеток, для старших дошкольников 9-16 клеток. Изображения должны быть  хорошо знакомы и понятны детям.

В настоящее время использование мнемотехники для дошкольников становится всё более актуальным, так как обеспечивает эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Кроме того, основывается на комплексном подходе, включающем:

- решение в единстве коррекционно - развивающих задач, обеспечивающих социально- личностное, коммуникативное, эстетическое, моторное и эмоциональное развитие ребёнка;

- специальную организацию развивающей среды;

- развитие мотивационно - потребностной сферы речевой деятельности.

Таким образом, содержание работы по использованию приемов мнемотехники в развитий связной речи детей дошкольного возраста строится в соответствии с основными педагогическими принципами. Важно учитывать методику работы с мнемотехникой в зависимости от возраста детей. Включает в себя обязательную работу как с детьми, так и с родителями. Учитываются возрастные особенности детей, а также важен индивидуальный подход. В целом содержание работы по использованию приёмов мнемотехники состоит из игровых ситуаций, непосредственно образовательной деятельности, бесед, использованию алгоритмов к режимным моментам и трудовой деятельности и т.д. Чем ярче наглядный, дидактический и раздаточный материал, чем разнообразнее и интересны темы, тем эффективнее будет результат.

Таким образом, систематическая работа по формированию связной речи у детей с использованием мнемотехники  дает свои результаты: у детей появляется желание пересказывать; расширяется кругозор знаний об окружающем мире; активизируется словарный запас; дети преодолевают робость, застенчивость; проявляют интерес к работе с мнемотаблицами, вследствие чего легко осознают композиционное строение связного высказывания, легче воспринимают и перерабатывают зрительную информацию, сохраняют  её в памяти и воспроизводят, правильно связывают сюжет, выстраивают между собой части сюжета и передают последовательно готовый текст без помощи воспитателя, учатся самостоятельно составлять мнемотаблицы, составлять по ним описательные и повествовательные рассказы, повышается познавательная активность детей.

                                                      Используемая литература

          Венгер Л. А. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию: из опыта работы: Дошкольное воспитание, 1982 № 3.

          Нищева Н. В. Обучение детей пересказу по опорным картинкам:  пособие адресовано учителям-логопедам, педагогам ДОО, учреждений дополнительного образования и родителям дошкольников: вып. 2 - СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017, 24с.

          Одинцева А. В. Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста: Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. - СПб.: Заневская площадь, 2014, с. 52-53

          Омельченко Л. В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи: Логопед, 2008 № 4 с. 102-115

           Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: метод. рекомендации: СПб., 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранени...

"Использование приемов мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста"

Презентация "Использование приемов мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста" (в 3-х частях), описание слайдов...

Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста

Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого, – «искусство запоминания». Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывает...

Самообразование на тему "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста"

Самообразование: "Использование приемов мнемотехники в развитии детей дошкольного возраста"...

Консультация для педагогов «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Данная консультация будет полезна для воспитателей, логопедо, а также родителей, которые желают способствовать речевому развитию ребенка. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений...

ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста».

Цель данного педагогического опыта – развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством использования приемов мнемотехники....