Конспект образовательной деятельности "Неживая природа. Что мы знаем о ней?"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Конспект образовательной деятельности "Неживая природа. Что мы знаем о ней?"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности

"Неживая природа. Что мы знаем о ней?"

Цель : Обобщить знания о неживой природе.

Задачи:

1. Развивать умение обследовать предметы и явления, выявлять зависимости.

2. Стимулировать активность детей для решения проблемной ситуации.

3. Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.

4. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.

Пособия и материалы: Таблица "Описание свойств материала" (О.В. Дыбина "Неизведанное рядом"), предметы сделанные из разных материалов (пластмассы, металла, стекла), вода, камень, песок в пластиковом стакане, воздушные шары, пластиковые стаканы , салфетки.

На столах у детей резиновые игрушки, пластиковые стаканчики с водой, шприцы (без иголок), воздушные шары.

Ход:

Ребята, у нас в гостях сегодня Незнайка, который всегда все путает. Давайте поможем ему разобраться. Незнайка, что ты хочешь спросить у ребят?

Незнайка: "Скажите, а что такое живая природа? (ответы 2-3 детей). Как мы определяем, что относится к живой природе? (Все живое дышит, растет, питается, размножается). А что такое неживая природа? (ответы 4-5детей).

Незнайка: Ура! Я все понял. Я разложил на подносе все, что относится к неживой природе.

Воспитатель: Незнайка, у тебя на подносе не только природные материалы, но и предметы, сделанные руками человека. Дети, давайте поможем Незнайке разложить на 2 подноса то, что создала природа и то, что сделал человек. Пусть каждый предмет лежит на своем месте.

Игра " Найди свое место"

Воспитатель ставит на стол поднос с природными материалами: вода, песок, камень. А теперь Незнайка, загадает вам загадку:

Такой большой, что занимаю весь мир.

Такой маленький, что в любую щель пролезу.

Правильно, это воздух. В загадке говорится, что воздух занимает весь мир. А как вы думаете, есть ли воздух внутри человека? А где находится воздух внутри человека? (2-3 ребенка). Правильно, в легких. А теперь мы покажем Незнайке, как работают наши легкие.

Игра "Надуваем шары" (Шар надуваем-наши легкие делают вдох, наполняются воздухом, шарик сдувается-легкие делают выдох).

Какой делаем вывод? (Внутри человека в легких находится воздух).

Незнайка: Я понял, внутри человека есть воздух, а внутри предметов есть воздух? А как это определить? (2-3 ребенка).

Воспитатель: Проведем опыт: Опустим мел в воду" (Помещаем кусочек мела в прозрачную емкость с водой. Пузырьки, которые появляются в воде - воздуха из мела).

Незнайка: А еще какой бывает воздух?

Воспитатель: Воздух еще бывает упрямым. Он очень не любит, когда кто-то занимает его место. Давай, Незнайка, вместе с детьми проведем опыт "Упрямый воздух" (В стаканчик помещается сухая салфетка. Стаканчик прямо опускается в воду. Вынимается из воды - салфетка осталась сухой. Почему? Воздух в стаканчике выталкивает воду и не дает салфетке намокнуть).

Дети делают вывод: Воздух - это газ, без вкуса, цвета, им дышат, он занимает место, он повсюду.

Незнайка: А что еще относится к неживой природе? (3-4 ответа ребенка).

Незнайка: Расскажите мне о воде.

Воспитатель: Ребята, что мы можем рассказать о воде? (Ответы детей: вода-это жидкость без цвета, запаха, вкуса, формы. Может быть жидкой, твердой, газообразной).

Незнайка: Я очень хочу полить цветы, но вода у меня мутная. Что можно сделать, чтобы очистить воду?

Дети проводят опыт "Профильтруем воду", на доске схемы- подсказки.

Незнайка: Дети, а вода и воздух дружат  друг с другом? А что сильнее?

Воспитатель: Давайте проведем  вместе с  Незнайкой опыт "Набери в  шприц воду" (Дети делают вывод- сжатый воздух обладает силой, которая втягивает в себя воду).

Незнайка: А это что такое? (Дети отвечают, что это песок, он тоже природный материал, сыпучий).

Воспитатель: Давайте проверим, чем отличается сухой и мокрый песок. Проводим опыт "Насыпь в бутылочку песок".  Дети делают вывод-сухой песок- сыпется хорошо, сыпучий, мокрый песок - липкий, сыпется плохо.

Незнайка: У нас остался еще один предмет- камень. Расскажите мне о нем.

- Дети расскажут тебе о камне, а поможет им схема-- подсказка.Дети рассказывают Незнайке о камне.

Ребята, вы сегодня много играли и проводили опытов. Давайте вспомним вместе с Незнайкой что же такое неживая природа и чем она отличается от живой природы (Не живая природа- это вода, воздух, песок, камни. Неживая природа не дышит, не растет, не размножается, не питается).

А нужно ли беречь неживую природу, как мы бережем все живое? Как это нужно делать (ответы детей).

Вывод: И живую и неживую природу нужно беречь и охранять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности в разновозрастной группе «Знай и соблюдай правила дорожного движения» с интеграцией образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество»

ГБОУ ЦРР детский сад №2402 ЮВАОг. МоскваПодготовил воспитатель: Арутюнова Элла  ГеоргиевнаЦели:— углублять представления детей о Правилах дорожного движения, полученные ранее.— продолжать з...

Конспект интегрированного НОД в подготовительной группе "Знай и люби родную природу"

Занятие по экологии  с дидактическими играми на развитие речи....

Конспект развлечения в подготовительной группе "Мы знаем и любим природу"

Развлечение для детей подготовительной группы с использованием презентации....

Конспект образовательной деятельности "Викторина "Что мы знаем о водных животных" для детей старшего дошкольного возраста

Викторина "Что мы знаем о водных животных" направлена на закрепление у детей знаний о рыбах, их видах, о водоемах....

Конспект образовательной деятельности. Тема: «Певцы природы». Образовательная область: познавательное развитие (природа).

Формировать обобщающие понятия «зимующие», «перелетные» птицы, дифференцировать их; уточнять и расширять знания детей об особенностях внешнего строения птиц, их приспособленнос...