«Методика проведения познавательно-исследовательской деятельности. Проведение экспериментов в старшем дошкольном возрасте»
консультация по окружающему миру на тему

Осипова Татьяна Олеговна

доклад на педсовет для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya.docx33.77 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательскую  деятельность  следует  рассматривать  как особый вид интеллектуально-творческой деятельности. Порождаемой в результате механизмов поисковой активности и строящейся на базе исследовательского поведения.

Исследовательская деятельность включает в себя: мотивирующие факторы исследовательского поведения (поисковую активность) и механизм его осуществления (в роли которого выступает мышление). Анализ полученных результатов, оценку динамики ситуации на их основе, прогнозирование дальнейшего ее развития; моделирование и реализацию своих будущих предполагаемых действий – коррекцию исследовательского поведения. В дальнейшем все это будучи  проверено  на практике и вновь оценено выводит поисковую  активность  на новый уровень и вся схематически описанная последовательность повторяется.            

Этапы становления исследовательской  деятельности

    Ориентировка  - выделение предметной области осуществления исследования.                  

Проблематизация- определение способов  и средств проведения исследования.                                                                                                     Планирование- формулировка последовательных задач исследования, распределение последовательности действий для осуществления исследовательского поиска.                                                                                                Эмпирия – сбор эмпирического материала , постановка и проведение исследования , первичная систематизация полученных данных.                             Анализ – обобщение , сравнение.                                                                                      Рефлексия – соотношение собственных выводов с полученными выводами , с процессом проведения исследования.                                                                               Этапы  исследования                                                              

   Проблемная ситуация – проблема и ее формулирование.                                         Выдвижение гипотезы.                                                                                                                      Подбор материала для   проверки гипотезы.                                                                          Проверка гипотез.                                                                                                                                Формулирование и оформление вывода.                                                                                                Для осуществления исследовательской деятельности рекомендуются следующий алгоритм действий :                    

  шаг 1 Выявление проблемы, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Главное качество любого исследования  - уметь отыскать что-то необычное в обычном , увидеть сложности и противоречия там , где другим все кажется привычным,  ясным и простым. Надо уметь задавать вопросы и находить неожиданное, удивительное в самом простом и обычном.                                                                                                                                                Шаг 2  Выбор темы исследования . Выбирая тему следует иметь в виду , что можно провести исследование , а можно заняться проектированием. Отличие исследования от проектирования состоит в том ,что исследование –процесс бескорыстного поиска неизвестного, новых знаний , а проект- это всегда решение какой –то практической задачи.                                                                                          Шаг3 Определение цели исследования . Примерное формулирование целей исследований обычно начинается со слов «ВЫЯВИТЬ»,»ИЗУЧИТЬ», «ОПРЕДЕЛИТЬ».                                                                                                                            Шаг 4 Определение задач исследования – основных шагов направления исследования.                                                                                                                                                    ШАГ 5 Выдвижение гипотезы – предложения , догадки, недоказанной логически и не подтвержденной опытом .Гипотеза- это попытка предвидения событий.                                                                                                                                                Шаг6 Составление предварительного плана исследования . Для того чтобы составить план , надо ответить на вопрос «Как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем.» Список возможных путей и методов исследования в данном случае: подумать самому, прочитать о том что исследуешь, посмотреть фильм по этой проблеме, спросить у других людей, понаблюдать, провести эксперимент.                                                                                                    ШАГ 7 Провести эксперимент (опыт) ,наблюдение, проверить                                                                                       гипотезы, сделать выводы.                                                                                                                                     Шаг 8  Указать возможные пути дальнейшего изучения проблемы.                                                             В основе исследовательской деятельности ребенка дошкольного возраста лежит исследовательско – поисковая активность, которая являясь его естественным состоянием , порождает исследовательское поведение, создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как  процесс саморазвития. В  связи  с  этим,  у  детей дошкольного  возраста  через  специальные  упражнения  в  разных  видах деятельности необходимо развивать определенные  умения.  Видеть проблемы – интегративное свойство мышления, которое развивается в течении длительного времени в разных видах деятельности. Не стоит требовать от ребенка ясного осознания и формулирования проблемы,  достаточно  ее общей приблизительной характеристики.        

 Выдвигать гипотезы, строить предположения.  Выдвижение гипотез , предположений и нетрадиционных\провокационных\ идей- важные мыслительные навыки , обеспечивающие исследовательский опыт.                        

 Задавать вопросы. Познание начинается с вопроса, который направляет мышление ребенка на поиск ответа , пробуждая потребность в познании и приобщении к умственному труду. Вопросы могут  быть различными – уточняющими, восполняющими, неопределенными, непрямыми и другими.

 Оперировать понятиями:

  • ЯВЛЕНИЯ  
  • ПРИЧИНА
  • СЛЕДСТВИЕ  
  • СОБЫТИЕ  
  • ЗАВИСИМОСТЬ
  • ОБЩНОСТЬ
  • СОВМЕСТИМОСТЬ
  • НЕСОВМЕСТИМОСТЬ  
  • ВОЗМОЖНОСТЬ
  • НЕВОЗМОЖНОСТЬ  и другие.

  Без умения оперировать этими понятиями не может быть абстрактного мышления.                                          

  Классифицировать. Классификацией называют операцию деления понятий по определенному основанию на непересекающиеся классы: классификация устанавливает  определенный порядок и разбивает рассматриваемые объекты на группы.                                                                                                                                    Наблюдать. Наблюдение – это вид восприятия , характеризующийся целенаправленностью , выражается в ясно осознаваемой практической , познавательной задаче, что и отличает наблюдение от простого созерцания.            Делать выводы и умозаключения. Любое исследование теряет смысл  , если не сделаны выводы и не подведены итоги. Вывод- это  заключительное суждение о результатах проведенной работы.                                                                       Для того чтобы исследовательская деятельность вызывала интерес , необходимо подобрать содержание доступное их пониманию(окружающий мир, природа и другое), создавать проблемные ситуации, решая которые ребенок будет открывать для себя что-то новое.                                                                  

Пути создания проблемных ситуаций  личностно значимых для ребенка                                                                  Преднамеренное столкновение жизненных представлений детей с научными фактами, объяснить которые не могут – не хватает опыта.                                                     Преднамеренное побуждение детей к решению новых задач старыми способами.                                                                                                                                                Побуждение детей выдвигать гипотезы , делать предварительные выводы и обобщения.                                                                                                                                      

Для создания проблемных ситуаций педагогу необходимо использовать следующие методические приемы                                                                                                                          Подведение детей к противоречию и предложение самостоятельно найти способ его решения.                                                                                                                          Изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос.                                           Предложение детям рассмотреть явление с различных позиций.                                 Побуждение детей к сравнению ,  обобщению,  выводам из ситуации, сопоставлению фактов.                                                                                                               Постановка конкретных вопросов на обобщение, обоснование, конкретизацию ,логику и рассуждения.                                                                                     Постановка проблемных задач (с недостаточными или избыточными исходными данными, неопределенностью в постановке вопроса, противоречивыми данными, заведомо допущенными ошибками и т. д.)  .              педагогу организуя исследовательскую деятельность детей необходимо:                                                                                1. избегать отрицательной оценки детских идей                                                                      2.  проявлять интерес к любой деятельности ребенка                                                                               3. уметь видеть за  его ошибками работу мысли ,поиск собственного решения, восстанавливать веру ребенка в собственные  силы .настойчивость в выполнении задания и доведении  исследования до конца.                                                      4. подводить итоги исследования (при условии, что дети сами называют проблему , вспоминают все предложенные гипотезы , ход проверки каждой оценивают свою работу).                                                                                                               Для осуществления процесса исследования важно оптимальное разделение детского коллектива на малые группы (по три четыре человека). Работа в таком малом коллективе способствует развитию самостоятельности ,  умению предлагать и формулировать доказывать свою точку зрения.  Для исследовательской деятельности могут быть выбраны доступные и интересные детям типы исследования:                                                                                                          1. ОПЫТЫ –эксперементирование  освоение причинно-следственными связями и отношениями .Можно предложить следующие  опыты: состояние    и превращение вещества,  движение воздуха – воды, свойства почвы –минералов, условия жизни растений, свет и цвет (оптические эффекты).простейшие  механические устройства.                                                                   2. КОЛЛЕКЦИОНИРОИВАНИЕ-освоение родовидовых отношений.                                                             Виды растений . Виды животных. В иды  строительных  сооружений. Виды транспорта .Виды профессий.                                                                                                                        3. ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАРТЕ-освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира).Стороны света  . Рельефы местности, природные ландшафты и их обитатели. Части света .их природные и культурные метки-символы.                                                                                             4. Путешествия по реке времени- освоение временных отношений представления об историческом времени- от прошлого к настоящему. Прошлое и настоящее человечества(историческое время) в метках материальной цивилизации(Египет-пирамиды).История жилища и благоустройство, история транспорта. История почты.

На шестом году жизни дети достигают больших знаний о природе. Они узнают не только факторы, но и достаточно сложные закономерности лежащие в основе природных явлений. Творчество и экспериментирование обуславливает создание новых проявлений способностей у ребенка. Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы. Развивает  мыслительные операции (анализ синтез классификацию обобщение) стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала  по ознакомлению с природными явлениями. С основами математических знаний и этическими правилами в жизни общества.                                                                                                     Цели:                                                                                                                                                                                              1 Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста  с средствами физического эксперимента,                                                                                                                                                   2 Развитие наблюдательности умение сравнивать анализировать обобщать              3 Развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования   4Установление причинно- следственной зависимости умение делать выводы.      5 Развитие внимания зрительной и слуховой чувствительности.                                           6 Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.                                                                                                                                                        ЗАДАЧИ                                                                                                                                           1Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира.                                                                                                                                                     2 Знакомить с различными свойствами веществ (твердость мягкость сыпучесть вязкость плавучесть растворимость).                                                               3Знакомить с основными видами и характеристиками движений ( скорость направление) .                                                                                                                           4 Развивать представления об основных  физических явлениях(отражение, преломление света, магнитное притяжение)                                                                         5 Развивать представления детей о некоторых факторах среды( свет, температура воздуха и ее изменчивость, вода переходит в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное, и их отличия друг от друга; воздух- его давление и сила; почва- состав, влажность, сухость)                                                         6 Расширять представления об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные для удовлетворения своих потребностей. Расширять представления детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.                                                                            7 Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в состав ее песок и глину.                                                                                                                                 8 Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при выполнении физических экспериментов.                                                                                9 Развивать эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру.                                                                                                          Известный психолог П.П.  Бронский писал: «Пустая голова не рассуждает:  чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать». Чтобы  дать знания детям и наполнить их головы интересным содержанием мы с детьми проводим различные опыты: с водой, песком, воздухом, тенью, магнитом.            ВОЗДУХ: как его можно увидеть и почувствовать, дети затрудняются ответить на этот вопрос тогда , мы проводим ряд  опытов.                                      1. Мы дышим воздухом( в стакан воды дуем через трубочку, появляются пузырьки)                                                                                                                                                                2.У нас есть вдох и выдох.                                                                                                         3. Сколько весит воздух   ?                                                                                                                               4. Можно ли поймать воздух?                                                                                                                                                                     5. Бывает ли воздуху холодно?                                                                                                                                         6. Вдуть шарик в бутылку

7.Может ли воздух быть сильным

Из опытов дети узнают, что воздух есть везде, он прозрачный, легкий, не заметный. Воздух нужен для дыхания, всем живым существам, растениям, животным, человеку. Дети знакомятся с песком и глиной и их свойствами. Дети экспериментируют с песком:

  1. Песчаный конус
  2. Свойства насеянного песка
  3. Песочные часы
  4. Своды и тоннели

Дети проявляют познавательный интерес и практическим опытам.

Вода один из главных источников жизни на земле. Экспериментируя с водой, дети узнают о ее важности, кому она  нужна для жизни, в природе есть вода, как человек использует воду, как вода работает на человека и  проводим следующие эксперименты:

  • Тонет, не тонет (опускаем в воду разные предметы)
  • Подводная лодка из яйца (в соленой воде, яйцо всплывает, она тяжелее)
  • Цветы лотоса. Делаем цветок из бумаги, лепестки закручиваем к центру, опускаем в воду, цветы распускаются, так как бумага намокает
  • Чудесные спички. Надломить спички посередине, капнуть несколько капель воды на сгибы спичек, постепенно спички расправляются , волокна  дерева впитывают влагу
  •  Подводная лодка из винограда. Берем стакан газированной воды, опускаем виноградину, она опускается вниз, когда газы выходят она поднимается вверх.
  • Капля-шар.  Берем муку  и брызгаем  воду из пульверизатора, от брызг получаются капельки-шарики.
  • Модно склеить бумагу водой? Можно, берем два листа бумаги и смачиваем их водой, слегка прижимаем, выдавливаем лишнюю воду, пробуем сдвинуть листы, не двигаются.
  • Чем пахнет вода? Вода пахнет,. Теми веществами, которые в нее добавлены.
  • Сравнить вязкость воды и варенья.
  • Испаряется ли вода (наливаем воду и подогреваем)
  • Есть ли у воды вкус? Вода приобретает тот вкус, какое вещество в него добавлено.

ВЫВОД: в старшей группе  формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно на них ответить, инициатива по экспериментированию переходит в руки детей.

При приведении опытов работа чаще всего осуществляется по этапам. Выслушав и выполнив одно задание получают другое, также дается одно задание на весь эксперимент, затем  следят за ходом его выполнения. Посколько сложность экспериментов возрастает, а самостоятельность детей повышается, необходимо следить за ходом работы сложных моментов экспериментирования. Напомнить детям о правилах безопасности при проведении опытов. Дети учатся  экспериментировать, самостоятельно анализировать  результаты опытов, делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном.  

В подготовительной группе проведение опытов должно стать нормой жизни, их надо рассматривать не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективном способом развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить  все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают их наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность. И хочется закончить свой доклад  китайским изречением:

То, что я услышал, забыл.

То, что я увидел, я помню.

То, что я сделал, я знаю!

МАДОУ «Детский сад № 20 «Родничок» комбинированного вида»

Доклад на педсовет

Тема: «Методика проведения познавательно-исследовательской деятельности. Проведение экспериментов в старшем дошкольном возрасте»

Выполнил воспитатель

МАДОУ «Д/с №20 «Родничок»

Осипова Т. О.

Февраль, 2013г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский, долгосрочный групповой проект для детей старшего дошкольного возраста.САД-ОГОРОД НА ПОДОКОННИКЕ.

Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Многие родители даже не подозревают, что зелёное царство начнёт вызывать огромный интерес у ребёнка, если взрослые научать наблюдать за растениями...

Познавательно – исследовательский среднесрочный групповой проект для детей старшего дошкольного возраста "МИР ВОДЫ"

  Период дошкольного детства - это период становления личности  ребёнка. Формирование экологической культуры современного человека является, на мой взгляд, является основой для формир...

Познавательно – исследовательский. Среднесрочный групповой проект для детей старшего дошкольного возраста. КРАСНАЯ КНИГА РОССИИ. ОХРАНА РЕДКИХ ЛЕСНЫХ ЖИВОТНЫХ

Одним из серьезнейших проявлений глобальной экологической проблемы является быстрое сокращение численности многих видов   животных. Некоторые виды уже безвозвратно исчезли с лица Земли, друг...

Познавательно-исследовательский, долгосрочный групповой проект для детей старшего дошкольного возраста «Огород на окне»

Заканчивается  зима. Солнышко с  каждым днём всё  выше и выше, а день всё  длиннее и теплее. Пришло время посадок. Огород на подоконнике в детском саду яв...

Познавательно- исследовательский проект на тему «Зима» в старшем дошкольном возрасте.

Актуальность проекта: Какая прекрасная пора — зима! Какой ребёнок не любит зиму. Зима для наших детей должна стать незабываемым временем года. Дети должны получать удовольствие от этого вре...