Конспект НОД по познавательному развитию на тему "Мудрые деревья"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Зюзина Любовь Викторовна

Цель данного конспекта - расширить представления детей о приспособленности деревьев к изменениям сезона. Развивать исследовательские умения старших дошкольников (проводить опыты, логически мыслить, делать умозаключения и выводы).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 44»

  Конспект  непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию

на тему: «Мудрые деревья»

(подготовительная группа).

Провела воспитатель:

                               Зюзина Любовь Викторовна – I квал.категория

Арзамас 2014 г.

Цель:

Обобщить представление детей о приспособленности деревьев к изменению сезона.

Задачи:

Закрепить знания о причине смены листьями окраски осенью и механизме наступления  листопада.

Продолжать учить детей проводить несложные опыты, логически мыслить, делать выводы, понимать язык символов.

Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, существующие в природе.

Воспитывать бережное отношение к природе,  понимание ее значения в жизни человека.

Материал к занятию:

        Модели, кроссворд, разноцветные листья, крахмал, йод, пипетки, картошка, магнитофон, альбомные листы, фломастеры, индивидуальные блокноты.

Предварительная работа:

        Рассматривание деревьев на прогулке,  во время посещения экологической тропы. Чтение художественной литературы, беседы, рисование, аппликации на осеннюю тематику. Рассматривание осенних листьев, составление гербария из них. Экологические подвижные игры, словесные игры.

Ход занятия.

        Воспитатель демонстрирует детям письмо-приглашение в гости:

« Дорогие ребята!

Мы -  мудрые деревья приглашаем вас в гости.

Ваши друзья».

        Воспитатель: -  Дети, вы хотите отправиться в гости  к мудрым деревьям? А почему деревья называют мудрыми?

        Дети: - Деревья называются мудрыми, потому что они много знают.

        Воспитатель: - Зачем мы пойдем  в гости к мудрым деревьям?

        Дети: - Мудрые деревья расскажут нам много интересного и увлекательного, скучно нам не будет.

        Воспитатель: -  Ребята, а для чего нам необходимо узнавать  что-то новое и интересное?

        Дети: - Чтобы быть умными и хорошо учиться в школе.

        Воспитатель: Отправляемся в путь в осенний лес. Ребята, посмотрите, что произошло с деревьями?

        Дети: - Листья изменили окраску, потому что осенью листьям не хватает тепла и света, и они начинают желтеть ( демонстрируют модели).

        Воспитатель: - А давайте послушаем, что нам расскажет мудрое дерево.

        Мудрое дерево ( Влад Т.):

        - В моих листьях идут удивительные превращения. Они начинают желтеть, хотя никто не добавляет в соки желтой краски. Желтая краска находится в листьях всегда. Только летом желтый цвет незаметен. Он забивается более сильным цветом – зеленым.  Зеленый цвет листьям придает особое вещество – хлорофилл ( демонстрация моделей). Хлорофилл постоянно разрушается и вновь образуется. Но происходит это только на свету. Летом солнца много и листья остаются зелеными. А вот осенью, когда солнышко светит реже, хлорофилл разрушается, а восстанавливаться не успевает, зеленый цвет в листе исчезает и заметным становиться желтый: лист желтеет.

        Воспитатель: - Но осенью листья не только желтеют, но и становятся какими, дети?

        Дети: - Багряными, красными.

        Воспитатель: - От чего это зависит?

        Дети: - Это зависит от того, какая краска находится в листьях.

        Воспитатель: - А с каких деревьев листья опадают зелеными?

        Дети: - Зелеными листья опадают с сирени, с ольхи.

        Воспитатель: - Почему? Кто догадался первым?

        Дети выдвигают предположения и делают вывод, что в листьях сирени и ольхи кроме хлорофилла других красящих веществ нет.

        Воспитатель: Отправляемся дальше в путь. Ребята, посмотрите, что происходит с деревьями?( Дерево с опавшими листьями.)

        Дети: - Осенью деревья сбрасывают листья.

        Воспитатель: - А почему? Для чего деревьям нужны листья? Кто может ответить с помощью моделей?

        Дети отвечают, используя модели (дыхание, испарение), делают вывод, что зимой деревьям листья не нужны.

        Воспитатель: - А кто мне скажет, как наступает листопад?

        Дети: - Летом листья крепко удерживаются на ветке, а осенью – нет. Ветер срывает листья с веток.

        Воспитатель: - А сейчас мы послушаем рассказ мудрого дерева.

        Мудрое дерево:

        - Как и у всего живого, у нас есть свои внутренние часы, которые в осенние дни как бы поворачивают в растении невидимый переключатель. Осенью листьям тепла и света не хватает, и они меняют цвет. В черенке листа образуется пробковый слой. Влага не доходит до листьев по стеблю, и листочки отмирают, чтобы весной вырасти заново. (Демонстрация модели).

        Воспитатель и дети благодарят мудрых деревьев за их интересный рассказ. Мудрые деревья предлагают детям разгадать кроссворд.

        Вопросы – загадки:

Я из крошки- бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок,

Ничего, что плод мой мелок.

( Дуб)

Русская красавица

Стоит на поляне,

В зеленой кофточке,

В белом сарафане.

( Береза)

В красном платьице девица,

Вышла с осенью проститься:

Осень проводила,

Платье снять забыла.

( Рябина)

Весной цвету,

Летом плод приношу,

Осенью не увядаю,

Зимой не умираю.

( Ель)

Ветви над рекой склонила

В воду смотрит уныло.

( Ива)

Не береза, не сосна –

В тишине стоит она,

Но лишь ветер пробежит,

Вся листва на ней дрожит.

( Осина)

Дети отгадывают загадки и записывают в таблицу, разгадывают ключевое слово дерево.

Д

У

Б

Б

Е

Р

Е

З

А

Р

Я

Б

И

Н

А

Е

Л

Ь

И

В

А

О

С

И

Н

А

Воспитатель: - А сейчас мы превращаемся с вами в деревья, кто-то в дуб, кто-то в березу, осину, рябину…

Физкультминутка.

Этюд « Пошуршим листьями» под музыку Чайковского « Времена года».

Воспитатель: Пробежал легкий ветерок и качнул ветви деревьев. Листья, оставив свое пристанище на ветках, падают на землю (дети поднимают руки над головой и разводят их в стороны, выдыхают легкую струю воздуха и при этом чуть колышут руками из стороны в сторону). Кружатся с поднятыми руками, плавно приседают, опуская руки на пол перед собой.

        Воспитатель: - Молодцы, хорошие деревья показали!

        Воспитатель: - Ребята, вот листья опали, выпал снег и наступили холода.

        - Почему деревья не замерзают? Или замерзают? А, может, умирают?

        Дети высказывают свои суждения.

        Воспитатель: - Все лето деревья запасают в стволах и ветках крахмал. Соки дерева густеют, как кисель, запасы питания на зиму приготовлены. Там . где зимы теплые, крахмал так до весны и остается крахмалом, а где морозы посильнее – крахмал превращается в сахар. Движение сока почти останавливается, деревья засыпают совсем как суслики или медведи. Чем больше крахмала перешло в сахар, тем глубже спят деревья.

        Воспитатель: - А вот сейчас мы с вами узнаем, что в растениях образуется крахмал. Мы с вами отправляемся в лабораторию:

        - Возьмем крахмал и разведем его в воде, затем капнем туда йод. Что произошло?

        Дети: - Йод окрашивает крахмал в синий цвет.

        - Давайте разрежем картофель и капнем из пипетки йод на срез. Что произошло?

        Дети: - Срез окрасился в синий цвет. Значит, в картофеле есть крахмал.

        Воспитатель: -- А как крахмал превращается в сахар вы проверите дома.

        Дома выложите картошку на мороз ( можно в морозильник), потом ее сварите и съешьте. Свои наблюдения вы расскажете на следующем занятии.

        Воспитатель: - А сейчас мы отправляемся с вами па экологическую тропу. Могут ли чувствовать боль и ласку трава, цветы, деревья? Почему? Кто мне докажет с помощью модели?

        Дети: - Растения растут, питаются, дышат, размножаются, двигаются. ( Демонстрация модели « Растения – живой организм»).

        Воспитатель: - Деревья, как и люди и животные  - живые. Их нельзя обижать: ломать ветки, рвать листья.

Дерево, трава и птица

Не всегда сумеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

        - Давайте нарисуем запрещающие знаки и развесим их на экологической тропе.

        Итог занятия.

        Воспитатель: - Что вы сегодня узнали нового?

                        - Что было самым интересным?

                        - Кому мы с вами помогли?

        

Библиография:

        Т. М. Бондаренко « Экологические занятия с детьми 6-7 лет» - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.

        О. А. Воронкевич « Добро пожаловать в экологию» - СПб.: « ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004

        Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» - М.: ВАКО, 2007

        Р. Ю. Посылкина, Л. И. Николаева «Использование метода моделирования в системе экологического образования детей старшего дошкольного возраста» - Н. Новгород, 2002

        «Скажи мне почему?» : Детская энциклопедия» - М.: «Джулия», 1992.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Лес. Деревья».

Знакомство с окружающим миром, развитие речи, мышления, творческого воображения, фантазии....

Конспект занятия по познавательному развитию "Как деревья к зиме приспосабливаются"

Конспект по познавательному развитию с использованием моделирования и экспериментирования...

Конспект НОД по познавательному развитию на тему "Мудрые деревья"

Основная цель данного конспекта - расширить представления детей о приспособленности деревьев к изменениям сезона. Развивать исследовательские умения старших дошкольников (проводить опыты, логически мы...

Конспект занятия по познавательному развитию «Чудесное дерево» во второй младшей группе

1.     Закрепить представление детей о геометрических фигурах, умение распознавать на ощупь геометрические фигуры круг, квадрат, треугольник.2.     Закрепить зн...

Конспект ООД по познавательному развитию (развитию познавательно-исследовательской деятельности).Тема: «Деревья, кустарники, травы».

Познавательно-исследовательская деятельность организована по технологии развития продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности Н.А.Коротковой. Тип исследования— коллекционирование ...

Конспект ООД по познавательному развитию на тему " Деревья"

Конспект по ООД по познавательному развитию во второй младшей группе на тему " Деревья"...