Знакомство детей с миром природы через содержание произведений художественной литературы, используя прием моделирования.
учебно-методический материал по окружающему миру (младшая группа) на тему

Васенёва Ирина Аркадьевна

Ведущая идея инновационного опыта: использование метода моделирования  при ознакомлении детей дошкольного возраста с художественными произведениями природоведческой направленности. Источником изменений является: противоречие между требованиями программы детского сада и реальным уровнем развития детей, социальная значимость проблем экологии окружающей среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_detey_s_mirom_prirody.docx32.18 КБ

Предварительный просмотр:

Ирина Аркадьевна Васенёва МКДОУ детский сад «Солнышко» г.Яранска,2014 г

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Солнышко»г. Яранска Кировской области

Знакомство детей с миром природы через содержание произведений художественной литературы, используя прием моделирования.

Автор: Ирина Аркадьевна Васенёва

                                                             воспитатель муниципального казенного                                                                                                                         дошкольного образовательного учреждения

детского сада общеразвивающего   вида

 «Солнышко» г. Яранска Кировской области

Высшая  квалификационная категория

стаж работы в должности – 22 года

г. Яранск, 2014 г.

Содержание:

1. Описание организации инновационной деятельности педагога с детьми младшего дошкольного возраста по ознакомлению с миром природы через  произведения художественной литературы.

1.1. Цель, задачи и принципы работы.

1.2.Определение уровня знаний детей младшего возраста по данному направлению.

1.3. Система работы по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с миром природы, через произведения художественной литературы, используя прием моделирования.

а) Организация предметно - развивающей среды в группе.

б) Планирование и организация работы с родителями в данном направлении.

1.4. Результативность работы по данной теме.

1.5. Перспективы и планирование дальнейшей работы в данном направлении.

2. Список литературы.

1. Одним из основных направлений работы детского сада является формирование природоведческих и экологических знаний детей дошкольного возраста. Приобщение к произведениям художественной литературы одна из основных задач художественно – эстетического воспитания.

 «Социально – коммуникативное развитие » и «Познавательное развитие» ставят своей целью формирование предпосылок экологического сознания и развития познавательных интересов детей дошкольного возраста.

Чтение художественной литературы о природе, как нельзя лучше, раскрывает чувства детей, обогащает эмоции, воспитывает воображение.

 Для того чтобы реализовать на практике задачи по данным образовательным областям, мною была выработана система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с миром природы через произведения художественной литературы.

 Новизна моего опыта в том, что с помощью приёма моделирования детям предоставляется возможность не только обобщить услышанное, но и выразить свой эмоциональный опыт. С помощью действий с моделями, выстроить логическую линию по содержанию прочитанного. Это помогает сформировать определенные интегративные качества детей дошкольного возраста. Считаю этот метод ознакомления с миром природы современным и успешным.

Работа с отвлеченными моделями имеет для детей младшего дошкольного возраста в плане умственного восприятия художественной литературы достаточно большое значение, так как абстрагирует и наглядно демонстрирует закономерную связь причинно – следственного характера природных объектов, развивает логическое мышление.

1.1 Цель работы: познакомить детей младшего дошкольного возраста с явлениями и объектами живой и не живой природы через ознакомление с произведениями художественной литературы, используя приём моделирования.

Задачи работы:

Образовательная: Дать детям точное и полное представление о явлениях и  объектах мира природы, используя приём моделирования.

Развивающая: Развивать сенсорные способности, абстрагировать сенсорные признаки.

Воспитательная: Воспитывать гуманное и эстетическое отношение к природе.

Исходя из поставленных задач, я сформулировала необходимость применения в разной последовательности наглядных, практических и словесных методов обучения.

Принципы работы:

1. Принцип открытости.

2. Принцип доступности.

3.Принцип последовательности.

4. Принцип индивидуального подхода к ребенку, с учетом его способностей и потребностей.

1.2. Для получения максимально возможной  информации об овладении внешними формами замещения и наглядного моделирования, мною была проведена диагностика по методике П.Г. Саморуковой и Л.М. Маневцовой «Мир природы и ребенок».Она дает возможность использовать наглядные модели «в уме»,  представлять ребенку с их помощью то, о чем спрашивает воспитатель, заранее видеть возможные результаты собственных действий. Опыт работы показал, что усвоение детьми связи между моделями и представленными объектами требуют заданий в игровой форме. Используемые и разработанные мною игровыезадания доступны и интересны, они используются начиная с 1 младшей группы, а затем с усложнениями во 2 младшей группе. Методика диагностики включает в себя не только игровыезадания, но и:

- беседу по картинкам, схемам;

- работу с моделями;

- дидактические словесные игры;

-игры с игрушками;

- работу с сюжетными картинками, иллюстрациями из серии «Времена года», «Дикие и домашние животные».

Бальная оценка ответов детей позволила оценить уровень освоения интегративных качеств.

Так, дети 1 младшей группы к концу года стали отвечать на вопросы по содержанию, и если ребёнок затруднялся рассказывать, то он находил нужную модель и строки из текста соотносил непосредственно с ней. Уровень развития интегративных качеств детей на конец 2012-2013 учебного года составил 75%.

Дети 2 младшей группы научились сопоставлять действия реальных объектов с графическими моделями и сенсорными эталонами, больше половины из них стали с легкостью использовать модели в пересказе прочитанного. Уровень развития интегративных качеств детей на конец 2013-2014 учебного года составил 85%.

В целом диагностика показала, что у детей сформировано осознанное и правильное отношение к миру природы.

1.3. Детская книга о природе имеет большую познавательную ценность. Мой опыт предполагает постепенное воспитание интереса и любви к книге. В первой  младшей группе я использовала красочные иллюстрированные книги, некоторые из них сделаны своими руками («Книга сказок», «Красная книга»), тем самым старалась вызвать интерес к произведениям, его содержанию. Постепенно прививала навык слушать, слышать, воспринимать содержание, запоминать отдельные детали. Дала возможность наслаждаться звуками (имитация), словами (активный словарь), музыкой стиха. В этом возрасте я использовала дидактические игрушки, которые помогали восприятию, запоминанию характерных образов и деталей. Во второй младшей группе важной задачей для меня стало продумать и реализовать технологию формирования устойчивого интереса к художественным произведениям экологической направленности у детей дошкольного возраста.Важным педагогическим открытием в моей работе по данному направлению стала идея Л.С.Выготского о формировании основ моделирования в дошкольном возрасте, как средства развития мышления и связной речи. Поэтому приём моделирования стал основным в моей работе. Используемые мною модели, помогли детям помочь увидеть за словами образ, передать его в разговоре, в наглядном изображении, движении. Тем самым я научила детей сочетать слушанье чтения книг с разнообразными приёмами: звукоподражанием,  проговариванием, ответами на вопросы, заучиванием, перевоплощением. В совместной деятельности начала использовать сенсорные модели, в которых отражаются признаки живого объекта (медведь – коричневый, заяц – серый, лиса – рыжая и др.), связи и отношения (рыжая-хитрая, коричневый-большой, серый–трусливый и т.д.). Тем самым пробудила у детей интерес, вызвала эмоционально-положительный отклик.

а) Чтобы выполнить поставленные задачи, мне было необходимо создать в группе литературный центр и центр природного мира. Работа по созданию предметно-развивающей среды группы строилась в 3 этапа:

1 этап – подготовительный. Основная его задача – это наполнение центров предметным содержимым. Здесь мне большую помощь оказали родители воспитанников и сами дети. В совместной деятельности мы планировали, размышляли о том какие предметы должны быть в группе, для чего онибудут, нужны и как мы будем с ними играть, какие предметы можно сделать дома своими руками и принести в детский  сад.Изготовление схематичных моделей, сенсорных эталонов, игровых атрибутов, всё это помогло обобщать накопленный детьми опыт. Был оформлен природный уголок с живыми растениями, затейливыми сказочными персонажами (луковичек, грибы, пенёчки). Литературный центр представлен: хрестоматиями, детской, познавательной и энциклопедической литературой, любимыми  книгами детей. Книжки-раскраски, книжки-самоделки, детские журналы, серийные открытки (о животных, растениях, временах года и др.), портреты  детских писателей. После окончания работы я познакомила детей с новыми центрами, рассказала, как можно в них играть, как пользоваться материалами. Организовала совместную деятельность «Наша группа».

2 этап – основной. Основная задача данного этапа – научить детей работать в данных центрах в группах и в парах. Здесь мною была разработана серия игровых заданий для совместной деятельности детей в данных центрах. Например: «Волшебные превращения»,«Весёлый концерт», «Перчатки и котятки» и др. Благодаря использованию игровых заданий, упорядочилась и активизировалась познавательная деятельность.

3 этап – заключительный. Дети учатся работать в данных центрах самостоятельно, используя материалы предметной среды для познавательного развития: перелистывают знакомые книги, рассматривают альбомы о природе, рисуют времена года, с помощью масок изображают животных и др. Всегда главным есть и остаётся живое общение. Замещение реальных объектов даёт толчок развитию эмоций, мимики, жестов. Используя модели, мои дети, постепенно, шаг за шагом, учились добывать информацию, проводить исследование (ёж живёт в лесу, нужна модель с изображением леса, он колючий- осторожно! Сворачивается в клубок, модель с изображением шара и др.), делать сравнение, формировать и высказывать суждения (волк живёт в лесу, охотится за зайцем ,он хищник), делать умозаключения (я знаю зачем зайцу длинные уши - чтобы лучше слышать, а длинные лапы – чтобы быстрее бегать и др.) применение наглядного моделирования оказало положительное влияние на развитие речи, на её параметры.

б) В период, когда ребёнок ещё в основном является слушателем, роль взрослых в его приобщении к книжной культуре особенно важна, поэтому работу осуществляю в тесном контакте с родителями. Вместе с родителями решаем вопросы организации домашнего чтения, на родительских собраниях раскрываю о его пользе. Вот некоторые темы родительских собраний  «Роль книги в становлении личности ребёнка», «Ежели вы вежливы», (советы о том, как вести себя в природе) и др. Убеждаю родителей в том что совместные мероприятия помогают закладывать в душу ребёнка добрые впечатления. Родители являются активными участниками проектной деятельности по экологической направленности: «Экологическая сказка про  капельку воды », игра – путешествие «В гости к медвежонку».

Чтобы сориентировать родителей в том, чем я занимаюсь с детьми, мною оформлен уголок «Окно в природу», где родители могут познакомиться с печатными  изданиями, брошюрами, памятками, узнать, чем занимаются их дети. Практические советы, консультации, беседы, всё это формирует грамотные знания у родителей в процессе приобщения их ребёнка к миру живого и неживого.

1.4. Результатом моей работы стали данные диагностических исследований, они свидетельствуют о положительной динамике развития дошкольников. У 87%детей появился  интерес к книге. Используемый приём моделирования оказал воздействие на развитие наглядно – образного мышления и речи.

Заметно возросла заинтересованность и активность родителей в делах группы. Благодаря им оформлены центры книги и мира природы в группе.

Благодаря использованию метода моделирования в разных видах деятельности удалось провести необходимую коррекционную работу по предупреждению речевых недостатков у детей. У 30% детей группы (по итогам обследования учителя – логопеда ДОУ) выявлена положительная динамика формирования звукопроизносительной стороны речи.

1.5. Руководствуясь полученными результатами, делаю вывод, что проводимая мною работа достаточно эффективна. В будущем планирую продолжить работу в данном направлении:

1. Пополнить центр уголка «Мир природы» новымимоделями для пересказывания,новыми художественными произведениями для чтения детям;

2. Составить картотеку прочитанных произведений с использованием моделей;

3. Дальнейшую работу построить по эколого-оздоровительному направлению. Организовать сотрудничество с инструктором по физическому воспитанию,с целью проведения экологических десантов с детьми.

Список литературы:

  1. Бабаева Т. Н., Михайлова З. А. Методические советы к программе «Детство» (Текст) – СПб: Детство,2011.
  2. Логинова В. И., Бабаева Т. И., Н. А. Ноткина и др. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду (Текст) / Изд. 3 – е, переработанное. – СПб: Детство – пресс, 2000.
  3. Маневцова Л. М. Саморукова П. Г. Мир природы и ребёнок (Методика экологического воспитания дошкольников)(Текст) – СПб: «Детство – пресс», 2000.
  4. Кондратьева Н.Н. Мы. Программа экологического образования                                                                                              детей.(Текст) 2 – е изд., испр. и доп. – СПб «Детство – пресс», 2001.
  5. Подрезова  Н. Н. Моделирование, как средство развития связной            речи дошкольников. / Воспитатель ДОУ. – 2009. - № 2.
  6. Киреева Л. Г. Формирование экологической культуры дошкольников.(Текст):  Издательство «Учитель».-Волгоград,2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект группы «Пчелки»: Знакомство детей с миром природы через произведения В.В.Бианки.

Познакомить детей с жизнью и творчеством В.В.Бианки. Расширить и углубить знания детей о животном мире через произведения В.В.Бианки. Продолжать прививать детям любовь  к художественному слову, у...

Педагогический проект "Формирование гуманного отношения к природе через ознакомление с художественной литературой"

В данном проекте описана организация проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием инновационных форм и методов работы с обучающимися и родителями....

Педагогический проект «Формирование гуманного отношения к природе через ознакомление с художественной литературой»  

В последние годы уделяется недостаточное внимание чтению художественных произведений писателей - натуралистов. а ведь это - мощное средство нравственного воспитания - воспитания любви к родной природе...

Педагогический проект на тему: Формирование гуманного отношения к природе через ознакомление с художественной литературой 2015 год

Актуальность проекта1.Недостаточный уровень знаний и представлений о природе у дошкольников не обеспечивает осознанное отношение к ней.2. Педагоги и родители недостаточно уделяют внимания чтению произ...

Беседы по содержанию произведений художественной литературы с обсуждением положительных и отрицательных поступков героев, их мотивов

закреплять умение строить целостное рассуждение, состоящее из тезиса, доказательств и выводов, использовать разные способы связи смысловых частей....

Проект «Формирование гуманного отношения к природе через ознакомление с художественной литературой»  

Педагогический проект «Формирование  гуманного отношения  к природе через ознакомление с художественной литературой»...

Развитие речи детей раннего возраста через проигрывание произведений художественной литературы

Опыт работы по развитию речи детей раннего возраста через проигрывание произведений художественной литературы...