Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира с элементами экспериментирования «Осень на опушке краски разводила,»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Кондратьева Наталья Викторовна

Способствовать развитию познавательной активности детей в процессе экспериментирования с красками ; подвести к пониманию того, что краски можно смешивать. Закрепить знания детей о осенних признаках. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_osen.docx23.56 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира с элементами экспериментирования

«Осень на опушке краски разводила,»


Задачи:

1. Образовательные:
- закрепить представления о времени: времена года, осенние месяца;
- закрепить знания детей о сезонных изменениях в живой и неживой природе, 
- обобщить и систематизировать представления о характерных признаках в разные периоды осени;
2. Развивающие:
- развивать у детей интерес к окружающему;
- развивать умение находить взаимосвязи и делать выводы, логическое мышление, память внимание;
3.Воспитательные: 
-воспитывать культуру поведения: уважение к окружающим (слушать сверстников и взрослых не перебивая, быть внимательными друг к другу); 
Словарная работа:
-уточнение и активизация словаря по теме «Осень»; 
Программное содержание: 
1. Формировать умение смешивать компоненты основных цветов (синий, жёлтый) для получения составного (зелёный); упражнять в умении рисовать листочки приёмом примакивания; закреплять представления дошкольников об изменениях, происходящих осенью в природе; стимулировать самостоятельное формулирование выводов; обогащать словарный запас: осеннее, дождливая, пасмурная, золотая, унылое; активизировать: листопад, деревья голые, лесные ягоды, увядает , шуршит. 
2. Способствовать развитию познавательной активности детей в процессе экспериментирования с красками (гуашь); подвести к пониманию того, что краски можно смешивать. 
3. Вызвать у детей положительный эмоциональный отклик к визиту сказочного персонажа – воспитывать сочувствие к возникшей проблемной ситуации и желание помочь. 
Материал: полотно синего цвета, предметные картинки с изображением – осеннего пейзажа; ½ альбомного листа с изображённой ягодной веточкой на каждого ребёнка; розетки с гуашь синего и жёлтого цветов, кисти, салфетки, вода; пластиковые полупрозрачные квадраты синего и жёлтого цветов; схема последовательного выполнения задания для смешивания красок для фланелеграфа, аудиозапись «Звуки леса». 
Предварительная работа: знакомство детей с представлениями об изменениях, происходящих в природе осенью. Рассматривание репродукций о осени;  разучивание закличек «Осень, осень в гости просим», «Осень, осень пришла»; изготовление осеннего букета. 
Ход: Воспитатель в костюме Осени входит в группу, подзывает к себе детей. 
Воспитатель: 
Здравствуйте, дети! Угадайте, кто я?! Про меня в народе говорят, вот послушайте: 

Приходит она с яркими красками

Рисует на деревьях желтыми и красными

А на смену ей зима приходит

Отгадали что за время года?


Дети: Осень! 
Воспитатель: Да, я Осень! Вы меня не ждали но я пришла, расскажите о осени  какая я? 

Дети: Унылая, дождливая! (если затрудняются – помогает) 

Воспитатель: Какое у вас возникает настроение, когда мы говорим о осени? 

Дети: Грустное, унылое, скучное … 

Воспитатель: Но что бы вам, не было так грустно я с вами поиграю.  Вы любите играть? 

Дети: Да. 

Воспитатель:  

Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила:
Пожелтел орешник и зарделись клёны,
В пурпуре осеннем только дуб зелёный.
Утешает осень:
— Не жалейте лето!
Посмотрите — роща золотом одета!
 У меня есть свои осенние краски, ими я раскрасила картинки – вот посмотрите. (Поочерёдно выкладывает на листе ватмана). Я взмахнула синей краской – небо получилось, какое? 

Дети: Синее, облачное, высокое … 

Воспитатель: синее, хмурое, дождливое… Стали птички щебетать – и от дождика летать. (Выкладывает птичек). Ваши ручки тоже похожи на птичек. А они у вас умеют летать? 

Дети: Да. 

Воспитатель: (пальчиковая гимнастика)
«Птичка летит» 
Птички летели,      помахать «крыльями» 
Сели – посидели,    прижать ладони к груди 
Дальше полетели. 
Пить захотели, 
К луже подлетели. 
«Птичка пьёт водичку» 
Наклонилась, захватила, наклонить кисть руки к ладони 
Подняла и проглотила. поднять кисть руки 
Напилась водицы и дальше полетела. 

А летают они так, потому, что в небе солнце выглянуло из-за осенней тучи  (выкладывает солнышко) – побежало по кустам и по грустным деревцам. Здравствуй солнце золотое, а ещё оно какое? 

Дети: Жёлтое, красное, яркое. 

Воспитатель:  А в лесу грибов и ягод видим не видимо. А вот и они  (выкладываю грибы), их ещё называют дарами леса. Почему? 

Дети: Потому что лес дарит свой лесной урожай людям. 

Воспитатель: И мы с вами отправляемся в лес за грибамии.

 
Физкультминутка: «За грибами» 

Все зверушки на опушке                  Идут по кругу, взявшись за руки.

Ищут грузди и волнушки.

Белочки скакали,                             Скачут вприсядку,

Рыжики срывали.                            Срывают «грибы».

Лисичка бежала,                              Бегут, собирают «грибы».

Лисички собирала.

Скакали зайчатки,                           Скачут, срывают «грибы»

Искали опятки.

Медведь проходил,                         Идут вразвалку,

Мухомор раздавил.                         топают правой ногой.


Но в лесу растут не только грибы, но и ягоды. А листочки у ягод какого цвета, даже осенью?

Дети: Зеленого.
(делает вид, что хочет выложить листья у ягод, но не находит их). 
Что же делать, вот беда – зелёная краска закончилась? Что же нам придумать? Даже жалко игру заканчивать! А у меня есть цветные квадратики, вот они (показывает пластиковые полупрозрачные квадратики), может они нам помогут. Ведь они не простые. Вот смотрите. Если жёлтый я возьму и посмотрю сквозь него – всё станет вокруг желтеньким-жёлтеньким. Вот, сами посмотрите. (Дети рассматривают). Если синий я возьму – всё вдруг синим станет цветом. (Дети рассматривают). А если сразу через два квадратика я посмотрю? (Дети рассматривают). Что же это получается? Откуда появился зелёный цвет? 

Дети: Появился, смешались цвета (различные версии). 

Воспитатель: Обобщает ответы: если смешать желтый цвет и синий, то получится зелёный. 
А что, если и с красками так можно поиграть-смешать, давайте попробуем, тогда мне хватит краски для  листочков. Вы мне поможете? 

Дети: Да. 
Показ воспитателя сопровождается подробным описанием последовательности работы. Во время практической части помогает затрудняющимся детям совместными действиями, напоминанием, дополнительным показом. Обратить внимание на аккуратность при работе с красками, пользоваться влажными салфетками. Музыкальный фон «Звуки леса». 
Вот теперь можно нарисовать много-много листиков на ягодной веточке. 
Во время работы детей воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно держали кисть, набирали краску; рисовали примакиванием, тщательно промывали кисть и осушали её. По окончании рисования предлагает разместить работы детей вокруг ствола дерева на листе ватмана. 
Какая картина у нас получилась – осенняя. (Попросить детей повторить) А ещё какая? 

Дети: Красивая, золотая, сказочная… 

Воспитатель: Я вам так благодарна, что вы мне помогли, но мне пора. Можно, я ещё к вам в гости буду приходить? 

Дети: (соглашаются) 

Воспитатель: А на память, я хочу подарить вам букет из осенних листьев – их  называют золотыми. Поставьте их в вазочки, и вы еще долго будете вспоминать об осени.
Воспитатель:

Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.

До свидания, ребята!

(Отдаёт букет из листьев  и уходит). 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности Познание (формирование целостной картины мира) с элементами художественного творчества для детей подготовительной группы «Путешествие на планету - Марс».

Цель:  познакомить с планетой и ее особенностями.Задачи:1.    закрепить знания детей о планетах Меркурий, Венера, Земля;2.    развивать способность передавать вырази...

Непосредственно образовательная деятельность по формированию целостной картины мира с элементами экспериментирования.

Непосредственно образовательная деятельность по формированию целостной картины мира с элементами экспериментирования....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира и развития речи с использованием технологии исследовательской деятельности в средней группе. Тема: "Покормите птиц зимой"

Методическая разработка непосредственной организованной деятельности по формированию целостной картиной мира с использованием технологии исследовательской деятельности в средней группе....

Конспект непосредственно- образовательной деятельности по формированию целостной картины мира и развитию речи «В мире профессий»

Цель: вызвать у детей к окружающему миру; расширять знания и представления детей о профессиях.Задачи: Образовательные: формировать у детей представления о разных профессиях, показать значимость каждой...