Формирование экологической культуры через развивающие игры и литературу о природе
консультация по окружающему миру по теме

Панфиленок Ирина Михайловна

Формирование экологической культуры через развивающие игры и литературу о природе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование экологической культуры через развивающие игры и литературу о природе

В настоящее время понятие экология - это раздел биологии, изучающий взаимоотношения животных и растений с окружающей средой.

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильное отношение ребёнка к природе, его окружающей, к себе и людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.

Экологическое знание – это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособлении к ней. Эти знания помогут ребёнку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится и человек, т.е. он сам.

Наиболее благоприятный период для решения задач экологического воспитания является дошкольный возраст. Маленький ребёнок познаёт мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относится к этому миру, научится ли любить и понимать природу во многом зависит от нас взрослых. Мы должны научить не только брать от природы, но и заботиться о ней, охранять. Приучать детей не рвать без надобности цветы, не ломать кустики, не портить деревья (ведь не редко родители закрывают на это глаза, лишь бы ребёнок был чем-то занят). Учить детей бережно относиться к насекомым, птицам, животным. При необходимости оказывать помощь. Систематически объяснять детям взаимосвязь природы и человека. Воспитывать бережное отношение к хлебу и другим продуктам, к воде, к электричеству.        В беседах мы предлагаем чаще обращать внимание детей на красоту окружающей природы. Во время наблюдений расширяется кругозор ребёнка. И времени на это отводить не надо специально. Достаточно посмотреть вокруг, когда идёт ребёнок по дороге в детский сад или обратно. Всюду можно увидеть интересное: как встаёт солнышко, как блестит роса на траве, как сверкает иней на деревьях и многое другое…

Решая задачи экологического воспитания в первую очередь необходимо сформировать систему знаний о природе, научить детей понимать и устанавливать существующие связи и зависимость действовать. Одним из залогов успешного воспитания является создание такой атмосферы, которая способствует развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости детей. Положительные эмоции являются лучшими побудителями человеческой деятельности. Такой деятельностью в дошкольном возрасте является игра. Обладая специфическими особенностями, сочетание познавательного и занимательного, экологические игры предоставляют детям возможность оперировать заключёнными в них содержании знаниями, способствуя уточнению, закреплению и обобщению ранее полученных знаний. Играя, дети учатся устанавливать существующие в природе связи между объектами и особенностями питания, поведения и повадок животных, приспособление животных и растений к условиям данной среды , последовательной сменой сезонов и изменений, происходящих в живой и неживой природе. В процессе общения с природой в игровой форме и развития эмоциональной отзывчивости у детей формируется умение и желание беречь и защищать природу.

В экологическом воспитании дошкольников широко используются разнообразные игры. Применяются две группы игр – игры с готовым содержанием и правилами и творческие игры.

Из группы игр с готовым содержанием и правилами используют дидактические и подвижные игры.

Дидактические игры – это игры с правилами, имеющие готовое содержание. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. При этом игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию умения играть вместе. Дидактические игры можно проводить с детьми как коллективно, так и индивидуально, усложняя их с учётом возраста детей. Усложнение должно идти за счёт расширения знаний и развития мыслительных операций и действий. Дидактические игры проводятся в часы досуга, на занятиях и прогулках. По характеру используемого материала, дидактические игры делятся на предметные, настольно-печатные и словесные.

а) Предметные игры – это игры с использованием различных предметов природы (листья, семена, цветы, фрукты, овощи). В качестве примера таких игр можно назвать: «Вершки и корешки», «Путаница», «Чудесный мешочек», «Узнай на вкус» и т.д.           В предметных играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления детей о свойствах и качествах тех или иных объектах природы. Детям хорошо давать задания «Найди по листу дерево», «Найди такой же по цвету», «Принеси жёлтый листок», «Разложи листочки по порядку (самый большой, поменьше, маленький)» и т.д., которые позволяют упражнять детей в различении предметов по качествам и свойствам. Задания способствуют формированию сенсорики, развивают наблюдательность. Проводятся они со всей группой детей или её частью.

б)Настольно-печатные игры – это игры типа лото, домино, разрезные и парные картинки: «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Малыши», «Растения», «Подбери листок» и т.д.  

В этих играх уточняются, систематизируются и классифицируются знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы. Игры сопровождаются словом, которое либо предваряет восприятие картинки, либо сочетается с ним (у детей формируется умение по слову восстанавливать образ), а это требует быстрой реакции и мобилизации знаний. Подобные игры предназначены для небольшого числа играющих и используются в повседневной жизни.

в)Словесные игры – это игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей, и само слово. Проводятся они для закрепления у детей знаний о свойствах и признаках тех или иных предметов. Словесные игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. Это игры типа «Кто летает, бегает и прыгает?», «Что это за птица?», «Когда это бывает?», «В воде, в воздухе, на земле», «Нужно – не нужно» и т.д.

 

 Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни. В некоторых отражаются явления неживой природы. К таким играм, например, относятся «Наседка с цыплятами», «Волки и овцы», «Мыши и кот», «Солнышко и дождик», «Кто в домике живет?» и т.д. Подражая действиям животных, имитируя звуки, дети закрепляют знания, получаемые в ходе игры. Радость способствует углублению интереса к природе.

В работе с детьми по экологическому воспитанию я использую природоведческую литературу. Через книгу дети получают знания о предметах и явлениях в природе. Они усваивают красоту языка произведений. Книга помогает мне выводить за пределы наблюдаемого. Детская природоведческая литература имеет свои особенности:

а) в книге даются научные достоверные знания о предметах и явлениях природы;

б) литература даёт чёткость и конкретность описаний внешнего вида животного существа;

в) В ней ярко показаны связи и отношения в природе;

г) в книге точно даётся место происходящего действия.

Таким образом игры по экологии можно и нужно использовать и на занятиях, и на прогулках, и в свободное время детей. Ведь именно в них дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. При этом игры развивают память, внимание, наблюдательность, обогащают словарный запас. Игры вызывают эмоциональное отношение к природе, а это значит, что они не будут безразличны к тому, что их окружает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на РМО на тему: "Формирование экологической культуры через ознакомление детей с природой родного края"

Выступление на РМО на тему: "Формирование экологической культуры через ознакомление детей с природой родного края"...

Презентация к РМО на тему: «Формирование экологической культуры через ознакомление детей с природой родного края» старшая группа

Презентация к РМО на тему: "Формирование экологической культуры через ознакомление детей с природой родного края" старшая группа...

Выступление на педсовете "Формирование экологической культуры через ознакомление детей с природой родного края"

Выступление на педсовете "Формирование основ экологической культуры через ознакомление детей с природой родного края"...

План по самообразованию «Формирование экологической культуры через ознакомление детей с природой России»

План по самообразованию «Формирование экологической культуры через ознакомление  детей с природой России»...

Формирование экологической культуры через дидактические игры у детей среднего дошкольного возраста

Формирование экологической культуры через дидактические игры у детей среднего дошкольного возраста...