Главные вкладки

    Программа дополнительной образовательной услуги «Юный эколог»
    рабочая программа по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Фазлыева Минира Ахметовна

    Программа по дополнительной образовательной услуге:   кружок «Юный эколог» составлена с учетом ФГОС дошкольного образования Программа реализуется на базе МБДОУ ДСКВ  № 64 «Пингвинёнок». Проводится с детьми старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет. Программа состоит из двух подпрограмм: «Экологическое воспитание дошкольников» и «Повышение квалификации работников ДОУ». Одна из которых ориентирована на детей и предназначена для организации занятий по развитию экологической культуры дошкольников 2—7 лет.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kruzhok_yunyy_ekolog.doc114.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 64 « Пингвинёнок »

    Принята на

    педагогическом совете

    «____»_______2014г.

    Утверждена:

    Заведующим МБДОУ ДСКВ № 64

    Приказ №_________

    От «____» _________2014г.

    __________________Л.П.Куванова

    Программа  для дополнительной

     образовательной услуги  

    «Юный эколог»

    Воспитатель:

    Фазлыева М.А

    II квалификационная

    категория.

    г. Нижневартовск, 2014г.

    Оглавление.

    1. Паспорт программы………………………………………..3
    2. Пояснительная записка……………………………………..4
    1. Цели и задачи………………………………………….5
    2. Ожидаемые результаты………………………………6
    3. Учебный план…………………………………………7
    1. Уровни освоения программы………………………………7
    2. Литература…………………………………………………...8
    3. Календарно тематическое планирование………………….9

    Паспорт программы.

    1

    Наименование дополнительной образовательной услуги.

    Программа  по дополнительной  образовательной услуге. Кружок «Юный эколог»

    2

    Основание для разработки программы.

    1. Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

    2. Конвенция ООН о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989)

    3.  Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

    4. Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования»

     5. Приказ департамента образования и молодежной политики ХМАО – Югры от 05.02.2014 №112 «О введении в действие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»

        6. Приказ департамента образования администрации    города Нижневартовска от 24.02.2014 № 67 «Об утверждении "дорожной карты" по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования (далее – образовательные организации), города Нижневартовска Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»

    Устав МБДОУ ДСКВ № 64 «Пингвинёнок»

    7 Образовательная   программа    МБДОУ   ДСКВ № 64 «Пингвиненок» на 2014 – 2015 учебный год Устав МБДОУ ДСКВ № 64 «Пингвинёнок»

     Программа «Юный эколог» Автор С.Н. Николаева,

     разработана на основе теоретических и практических исследований в области экологического воспитания дошкольников, проводимых автором на протяжении многих лет в Российской академии образования и различных регионах России. 

    3

    Заказчик программы.

    Родители, педагоги  коллектива МБДОУ ДСКВ № 64

    «Пингвинёнок ».

    4

    Организация-исполнитель.

    Педагоги коллектива МБДОУ ДСКВ № 64 «Пингвинёнок».

    5

    Целевая группа.

    Старший дошкольный возраст.

    6

    Составители

    программы.

    Воспитатель Фазлыева М.А.

    7

    Цель программы.

    Формирование у ребенка осознанно правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми   он знакомится в дошкольном детстве. Формирование экологических знаний. посредством формирования основ экологического мировоззрения:

    - человек - неотделимая часть природы;

    -природа – едина и многообразна;

    -человек ответственен за сохранность природы;

    -человек должен учиться жить в гармонии с окружающим его миром

    8

    Задачи

    программы.

    образовательные:

    - дать обобщенные представления о жизни животных и растений в сообществах экосистемы; о целостности и уникальности каждого сообщества о разнообразии животных и растений на Земле, о взаимосвязях неживой природы, растений, животных; о сезонных изменениях в неживой природе, растительном и животном мире, их взаимосвязях;

    - учить овладевать умениями ориентироваться в мире физических явлений на основе уточнения представлений; организовать сбор природного материала для дальнейшей творческой работы с ним;

    - научить детей простейшим правилам поведения в природе;

    развивающие:

    - развивать психические процессы (внимание, память) и мыслительные операции (сравнение, обобщение);

    - развивать познавательные и творческие способности детей, коммуникативное общение;

    - развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать   правильные решения по ее улучшению;

      воспитательные:

    - сформировать у детей чувство ответственности за жизнь окружающих животных и растений; любовь к природе

    - сформировать понимание необходимости охранять природу, проявлять инициативу действий    по её охране и предупреждению насилия над природой;

    - научить через общение с природой видеть и любить ее красоту во всем проявлении многообразии форм и красок.

    9

    Ожидаемый результат.

    1. Развитие навыков самостоятельной исследовательской работы.  

    2. Развитие эмоциональной отзывчивости, умения и желания активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду; воспитание ответственного отношения к природе.

    3. Принимать участие в экологических выставках, конкурсах        

    Дети будут знать:

     Об экологических системах (лес, луг, водоём, город). О трёх стадиях развития живых организмов.

    О природно-климатических зонах Земли и Северного края.

     Об особенностях внешнего вида растений и животных в зависимости от среды обитания (лес, тундра, тайга).

     О приспособляемости растений и животных к условиям жизни, в том числе и в условиях Крайнего Севера.

     О роли человека в сохранении взаимосвязей в природе.

    Дети будут иметь представления:

    О соотношении воздуха, воды и суши на Земле. О Солнечной системе и её планетах. Об особенностях внешнего вида растений и животных, обитающих в разных природных зонах (в том числе и на Крайнем Севере).О возникновении жизни на Земле.

    Дети будут уметь:

    С помощью моделей устанавливать взаимосвязи растений и животных с условиями жизни в разных природных зонах. Проводить самостоятельно и с помощью взрослого опыты и эксперименты и делать выводы. Объяснять экологические зависимости. Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.

    10

    Срок реализации программы.

    Учебный год.

    Пояснительная записка.

    Программа по дополнительной образовательной услуге:   кружок «Юный эколог» составлена с учетом ФГОС дошкольного образования Программа реализуется на базе МБДОУ ДСКВ  № 64 «Пингвинёнок». Проводится с детьми старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет. Программа состоит из двух подпрограмм: «Экологическое воспитание дошкольников» и «Повышение квалификации работников ДОУ». Одна из которых ориентирована на детей и предназначена для организации занятий по развитию экологической культуры дошкольников 2~—7 лет.

    Актуальность программы заключается в том, что она:

    • выполняет государственный заказ по обеспечению предшкольной подготовки детей 5 - 7 лет с включением в образовательную деятельность регионального компонента;
    • обеспечивает реализацию учебного плана программы ««От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы,  утвержденных на федеральном уровне (в нашем случае в соответствии с ФГОС дошкольного образования, который действует с 01.01.2014 года, способствует ранней социализации детей 5 – 7 лет, формирует у ребенка 5 - 7 лет первичные универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные);

          Способствует формированию целостной картины мира и расширению кругозора

          направлена на освоение детьми задач образовательных областей:

    • коммуникативно-личностное развитие;
    • познавательно-речевое развитие;
    • художественно-эстетическое развитие;
    • физическое развитие.

    Программа учитывает образовательные потребности и интересы воспитанников группы, членов их семей и педагогов, и  ориентирована на сложившиеся традиции  группы.

    Предлагаемая программа представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей 5 – 7 лет и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы с помощью наблюдений, бесед, игр, экспериментирования, экскурсий, целевых прогулок, слушания музыки и звуков природы, просмотр образовательных фильмов,  рассматривания и сравнения. Количество занятий по учебной программе составляет 2 занятия в неделю продолжительностью 20-25 минут в соответствии с нормами СанПин. Также программа включает в себя диагностическое обследование детей по выявлению уровня ЗУН (знаний, умений и навыков) на начало и конец учебного года по экологическому развитию.

    Одна из важнейших задач  экологического воспитания ребенка — развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.   У детей старшего дошкольного возраста   расширяется общий кругозор и интеллектуальные возможности, складываются предпосылки для развития творческого и логического мышления, у детей тренируются внимание, память, восприятие, формируются представления об окружающем мире путем гармоничного развития эмоционально-чуствительной сферы.  Воспитывается самостоятельность, творческая инициатива, воображение, настойчивость в достижении цели, преодоление трудностей; развиваются способности к моделированию и конструированию. 

    Цель программы:

    Формирование у ребенка осознанно правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми   он знакомится в дошкольном детстве. Формирование экологических знаний. посредством формирования основ экологического мировоззрения:

    - человек - неотделимая часть природы;

    -природа – едина и многообразна;

    -человек ответственен за сохранность природы;

    -человек должен учиться жить в гармонии с окружающим его миром.

     

    Задачи  программы:

    образовательные:

    - дать обобщенные представления о жизни животных и растений в сообществах экосистемы; о целостности и уникальности каждого сообщества о разнообразии животных и растений на Земле, о взаимосвязях неживой природы, растений, животных; о сезонных изменениях в неживой природе, растительном и животном мире, их взаимосвязях;

    - учить овладевать умениями ориентироваться в мире физических явлений на основе уточнения представлений; организовать сбор природного материала для дальнейшей творческой работы с ним;

    - научить детей простейшим правилам поведения в природе;

    развивающие:

    - развивать психические процессы (внимание, память) и мыслительные операции (сравнение, обобщение);

    - развивать познавательные и творческие способности детей, коммуникативное общение;

    - развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать   правильные решения по ее улучшению;

      воспитательные:

    - сформировать у детей чувство ответственности за жизнь окружающих животных и растений; любовь к природе

    - сформировать понимание необходимости охранять природу, проявлять инициативу действий    по её охране и предупреждению насилия над природой;

    - научить через общение с природой видеть и любить ее красоту во всем проявлении многообразии форм и красок. 

    Ожидаемые  результаты.

    Дети будут знать:

     Об экологических системах (лес, луг, водоём, город). О трёх стадиях развития живых организмов.

    О природно-климатических зонах Земли и Северного края.

     Об особенностях внешнего вида растений и животных в зависимости от среды обитания (лес, тундра, тайга).

     О приспособляемости растений и животных к условиям жизни, в том числе и в условиях Крайнего Севера.

     О роли человека в сохранении взаимосвязей в природе.

    Дети будут иметь представления:

    О соотношении воздуха, воды и суши на Земле. О Солнечной системе и её планетах. Об особенностях внешнего вида растений и животных, обитающих в разных природных зонах (в том числе и на Крайнем Севере).О возникновении жизни на Земле.

    Дети будут уметь:

    С помощью моделей устанавливать взаимосвязи растений и животных с условиями жизни в разных природных зонах. Проводить самостоятельно и с помощью взрослого опыты и эксперименты и делать выводы. Объяснять экологические зависимости. Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.

    Учебный план.

    Временной период

    Количество занятий

    (длительность занятия 30 мин.)

    В неделю

    2

    В месяц

    8

    В год

    72

    Мониторинг освоения программного материала.

    Низкий. 

    Средний

      Высокий

     Высокий уровень.

    Ребёнок знает основные признаки живого,  устанавливает связи между состоянием живых существ, средой обитания и соответствием условий потребностям. Знания носят обобщённый, системный характер. Владеет предметными понятиями в соответствии с программой, устанавливает под руководством педагога и самостоятельно частные, и общие связи. Пользуется наблюдением для познания природы. Моделирует признаки объектов и связи. Владеет трудовыми умениями, достигая хороших результатов. Достаточно уверенно ориентируется в правилах поведения в природе, старается их придерживаться.

    Ребенок знает представителей животного мира и разделяет их по видам. Аргументирует свой выбор. Соотносит представителей животного мира со средой обитания. Называет их характерные признаки. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Без труда выражает свое отношение к представителям животного мира.

     Классифицирует растения по видам, знает их характерные признаки. Называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знает, как правильно нужно ухаживать за ними. У него сформированы практические умения и навыки ухода за растениями. Он проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к растениям.

     Знает объекты неживой природы и правильно называет их отличительные характеристики. Самостоятельно приводит примеры того, кем и для чего они могут быть использованы. Правильно называет времена года, перечисляет их в нужной последовательности, знает характерные признаки каждого времени года.

    Бережно, заботливо, гуманно относится к природе, нетерпим к другим детям и взрослым в случае нарушения ими правил общения с природой. Готов оказать помощь в случае необходимости. Мотивом бережного отношения к природе служат понимание ценности жизни, стремление к совершению добрых поступков. Познавательное отношение устойчиво. Эмоционально воспринимает природу, видит её красоту.

    Средний уровень.

    Ребёнок различает большое количество объектов природы, вычленяет характерные и  - под руководством педагога – существенные признаки. Знает признаки живого. Устанавливает частные и некоторые общие связи. Умеет сравнивать объекты по признакам различия и сходства. Использует известные способы наблюдения для познания закономерностей природы. Недостаточно овладел общими понятиями и общими связями. Трудовые процессы выполняет самостоятельно, достигает хороших результатов. Ребенок в основном знает представителей животного мира  и разделяет их по видам. Не всегда может аргументировать свой выбор. Соотносит представителей животного мира со средой обитания. Иногда не может назвать их характерные признаки. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Иногда затрудняется установить взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Эмоционально выражает свое отношение к представителям животного мира. К проявлениям негативного отношения к природе другими детьми чаще пассивен.

    Классифицирует растения по видам. Иногда не может назвать их характерные признаки. Называет лишь некоторые условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знает, как правильно ухаживать за ними. В основном практические умения и навыки ухода за ними сформированы. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним.

    Знает объекты неживой природы и правильно называет их отличительные характеристики. Самостоятельно приводит примеры того, кем и для чего они могут быть использованы. Почти всегда правильно называет времена года. Иногда затрудняется перечислить их в нужной последовательности. После наводящих вопросов взрослого правильно называет времена года. После наводящих вопросов взрослого правильно называет характерные признаки каждого времени года.

    Низкий уровень

    Ребенок различает и называет большое количество животных и растений, вычленяет их особенности. Знает некоторые их потребности (во влаге, в пище). Устанавливает частные связи, сравнивает объекты по отдельным характерным признакам.  В выделении общих признаков испытывает затруднения. Не соотносит представителей животного мира со средой обитания.

    Не может классифицировать растения по видам. Не может назвать их характерные признаки. Не знает условия необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Не знает, как правильно ухаживать за ними. Не сформированы практические умения и навыки ухода за ними. Трудовые процессы выполняет несамостоятельно, качество труда низкое.

    Не знает объектов неживой природы. Не может правильно назвать их отличительные характеристики. Не знает, кем и для чего могут быть использованы объекты неживой природы. Неправильно называет времена года. Не может перечислить их в нужной последовательности.

    Ребенок затрудняется отвечать даже по наводящим вопросам воспитателя. Проявление гуманного отношения ситуативно. Познавательное отношение неустойчиво, связано с яркими, привлекающими внимание событиями.

    Литература.

    Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий в себя:

    1. Детство. План - программа педагогического процесса в детском саду: Методическое пособие для воспитателей детского сада/ Сост. Н.В. Гончаров и др..; под ред. З.А. Михайловой. – 2-е изд. – СПб: «Детство-Пресс», 2011. – 255 с.

    2.Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий / авт.-сост.

    Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 333 с.

    3.Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. – 128 с.

    4.Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., М.: ТЦ Сфера, 2011. – 192 с.

             5.  «Экологическое воспитание в детском саду» Н.А. Рыжова  

             6.  «Наш дом – природа» Н.А. Рыжова

              7.  «Природа и ребенок» Р.К. Шаехова

              8.  «Воспитатели экологической культуры в дошкольном детстве» С.Н. Николаева

              9.  «Семицветик» В.И. Ашиков, С.Г. Ашикова

              10. Методическая литература под редакцией Л.Г. Горького и Т. Бондаренко.

    Приложения к программе:

    1.  Календарно тематическое планирование  по экологическому  кружку «Юный эколог

          2.   План мероприятий по экологическому кружку «Юный эколог»

    3.     Виды деятельности.

    Виды  деятельности:

    1. Организованные:

    – экскурсии (в присадовый участок, и т.д),
    – непосредственная образовательная деятельность (познавательная, комбинированная, интегрированная), 
    – наблюдения за животными и растениями, явлениями природы, деятельностью людей в природе.

    2. Совместная деятельность:

    – наблюдения в уголке природы, труд в уголке природы,
    – целевые прогулки на природе,

    – чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки), рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки,
    – рассматривание картин из жизни диких животных, художников И.И.Левитана, А.К.Саврасова, В.Д.Поленова, И.И.Шишкина, К.Ф.Юона и др.,
    – рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природы. о заповедниках, заказниках, памятниках природы т.д.,
    – работа с моделями,
    – беседы и разговоры с детьми на экологические темы,
    – сбор коллекций, семян, камней, листьев,
    – экологические праздники и досуги (“День птиц”, “День Земли”, “День рождения Леса” и т.д.),
    – опыты и эксперименты, поисковая деятельность в экологическом кружке или лаборатории юного исследователя,
    – марафоны, аукционы, акции,
    – экологические тренинги с обсуждением и проигрыванием ситуаций,
    – экологические тропы,
    – игры (подвижные, дидактические, театрализованные, музыкальные,– различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику, 

    – работа с календарями природы, дневниками наблюдения,
    – изготовление и обыгрывание макетов (зоопарк, дикие животные, домашние животные, животные жарких стран, лес – наше богатство, кто в море живет).



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа по дополнительной платной образовательной услуге "Юный шахматист"для детей 5-7 лет

    Программа разработана на основе парциальной программы "Шахматы для самых маленьких"автор:научный сотрудник Института теории образования и педагогики РАО И.Г.Сухин....

    Занятие по экологии: « Через добрые дела можно стать юным экологом» (старшая группа)

    Цель: познакомить детей с понятием « юный эколог» (ребенок любящий природу, всегда и везде заботящийся о ней). На литературных примерах учить понимать добрые и плохие поступки по отношению к природе. ...

    Рабочая программа по экологии "Юный эколог"

    Формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу, умеющего жить в относительной гармонии с ней....

    Кружок по экологии "Юный эколог"

    Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют отныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологические проблемы присущи всем матер...

    Викторина по экологии "Юный Эколог"

    Викторина расчитана на детей 5-6 лет и предназначена для прививания интереса к изучению природы...