Главные вкладки

    Экологическое воспитание детей раннего возраста
    статья по окружающему миру (младшая группа) на тему

    Галина Ивановна Кузьмина

    Сегодня во всем мире решаются и обсуждаются глобальные проблемы окружающей среды разрушение экосистемы, земельные ресурсы, опустынивание, загрязнение воздушной среды,сохранение горных районов, лесных ресурсов, дефицит пресноводных ресурсов, охрана и безопасность прибрежных и морских зон, влияние экологии на здоровье человека, сохранение биоразнообразия планеты, полярные районы, изменение климата.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ekologicheskoe_vospitanie_detey_rannego_vozrasta.docx94.39 КБ

    Предварительный просмотр:

    Экологическое воспитание детей раннего возраста

    • Печать

     

    • E-mail

    http://gazeta.tula.ru/upload/iblock/a88/kids_planting_trees_20110507111032_320_240.JPG

    Сегодня во всем мире решаются и обсуждаются глобальные проблемы окружающей среды разрушение экосистемы, земельные ресурсы, опустынивание, загрязнение воздушной среды,сохранение горных районов, лесных ресурсов, дефицит пресноводных ресурсов, охрана и безопасность прибрежных и морских зон, влияние экологии на здоровье человека, сохранение биоразнообразия планеты, полярные районы, изменение климата.

     

     

    Всемирная ООН проводит Конференции, издает Конвенции и соглашения по окружающей среде, ЮНЕПКОМ решает вопросы по загрязнению вод озера Байкал в результате хозяйственной деятельности предприятий и ЖКХ на Байкальской природной территории. Экологи трудятся, создают отчеты, составляют анализы экологии промышленных зон, экологии человека, даже экологии жилых и офисных помещений.

    Одним словом, все серьезные организации и специалисты в области экологии что-то делают во благо сохранения природы, загрязненной самим человечеством. Меня на форумах часто спрашивают: "А что вы сделали для экологии своего города как простой житель?" И я первый раз задумалась серьезно на эту тему, на ум приходило только волонтерство, уважительное отношение к улицам и газонам города (в первую очередь не бросать мусор мимо урны), энергосбережение дома, использование экотоваров в быту, выбор натуральных средств, отказ от химии и многое другое, но все эти меры и методы как то избиты и обсуждены ранее.

    Экологическое воспитание детей

    И "О чудо!", рядом сидит мой натуральный ребенок с любопытными глазками. Правильно говорят, что дети - это цветы жизни. Мне пришла светлая мысль в голову: "А что если ребенка, начиная с раннего возраста (1-3 года), обучать любить и бережно относиться к природе, ведь в этом возрасте детям интересно все окружающее вокруг, они внимательно слушают и запоминают переданную родителями информацию. Важно в этом "нежном возрасте" не упустить момент и дать начало развитию адекватного взгляда на жизнь, так сказать "впитать с молоком матери" натуральную идеологию и мышление создателя, а не разрушителя экосистемы. Вот что сейчас делают взрослые: слушают по радио, смотрят по телевизору или читают в интернете новости по проблемам потепления климата, загрязнения среды, истребления редких видов животных, использованию в продуктах питания трансгенов (ГМО), но от этого мировоззрение у них не меняется, максимум погрустят немного. Как бросали мусор, особенно характерно это для России, так и бросаем мусор мимо урны. Как топтали газоны и поджигали в лесу поляны, охотились на диких зверей, так и продолжаем бездушно действовать. Скорее всего таких людей в детстве воспитывали не "экочеловеки".

    Экологическое воспитание детей меня интересует в первую очередь, и теперь я отвечаю  на вопрос на экофоруме: "Я начала формировать естественное представление у ребенка как метод закладки нового отношения к природе и образного мышления по сохранению живой сферы на Планете." Самое простое, с чего начали мы с дочкой - это чтение добрых книг о зверятах, разглядывание и изучение животных и птиц в детской энциклопедии для самых маленьких, развивающие игры с использованием зверей, поход в контактный зоопарк, где малышам разрешено покормить и подержать в руках цыплят, кроликов, морских свинок, а также небольшие экскурсии в лесопарковой зоне города, посещение экзотических выставок. Все это развивает навык доброжелательного общения с природой. Также важно научить ребенка дома выбрасывать бумажки, подгузники и прочий мусор в ведро, убирать за собой тарелки и ложки после еды и вытирать тряпочкой столик для кормления, да еще и посуду помыть - это очень мокро и забавно. Все это развивает навыки бережного отношения к природе и чистоплотности в доме, ведь в нем мы тоже создаем экологию.

    Программа экологического воспитания детей

     

     

    http://ecologico.ru/wp-content/uploads/2010/03/%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%B0-e1267728607103.jpg

     

     

    Экологическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста начали вводить и у нас в России на уровне образовательных учреждений на основе материалов книг Н. А. Рыжовой.

    В России уже работают ряд детских садов по методике книг Н.А. Рыжовой, то есть этот факт означает, что существуют учреждения экологической направленности. А именно внедрен проект экологического воспитания детей раннего возраста. Вот несколько моментов, которые используют в удивительных садах:Экологическая комната (экологический класс, комната природы, комната друзей природы) — новый элемент развивающей предметной среды. Названия этого элемента среды в разных дошкольных учреждениях могут быть различными, однако сходна его функциональная роль.

    В данном случае для ребенка «класс» — обозначение особого помещения, отличающегося от групповой комнаты. Целью создания экологического класса (комнаты) в детском саду не является только обучение, его задачи значительно разнообразнее.

    А нужна ли вообще экологическая комната в детском саду? Быть может, достаточно иметь живые уголки в группах? Педагоги дошкольных учреждений, которые уже создали такой элемент среды, единодушны в своем мнении: экологическая комната создает особую, неповторимую обстановку, вызывает положительные эмоции, помогает расслабиться, отдохнуть и в то же время делает очень привлекательной для ребят любую деятельность в этом помещении. Уже тот факт, что в экологическую комнату нужно идти, выходя за пределы своей группы, влияет на отношение ребенка к занятиям. Он настраивается на восприятие чего-то необычного, тем более что внешний вид экологической комнаты действительно резко отличается от всего того, что видит ребенок вокруг себя каждый день. Дома дошкольники постоянно рассказывают о том, что делали в экологической комнате, что им там понравилось больше всего, приглашают родителей в гости. Ребята постоянно просят, чтобы их как можно чаще водили в экологическую комнату, давали возможность для самостоятельных наблюдений. В некоторых детских садах отмечали, что такие помещения способствуют и более быстрой адаптации вновь поступающих детей, которым нравится необычная обстановка.

    Экологическая комната (класс) предназначена для проведения экологических занятий, релаксационных целей, знакомства с литературой, коллекциями природного материала, для самостоятельных наблюдений, игр, ухода за живыми объектами. В оптимальном варианте (в зависимости от размеров) комната подразделяется на ряд функциональных зон.(информацию предоставил http://dob.1september.ru/2001/08/3.htm, где более подробно рассказывается о методах экологического воспитания)."

    "Многие дошкольные учреждения создают экологические тропинки (настоящие экологические тропы, используемые для обучения взрослых и школьников, как правило, прокладываются в естественных ландшафтах, характеризуются значительной продолжительностью и несут большую содержательную нагрузку). В дошкольных учреждениях экологические тропинки выполняют познавательную, развивающую, эстетическую, оздоровительную функции. Можно выделить два основных типа экологических тропинок: на территории дошкольного учреждения и в природных или приближенных к ним условиях (пригородный лес, парк, сквер и т.п.).

     Основные критерии выбора маршрута и объектов экологической тропы — включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов, их доступность для дошкольников. Для экологической тропинки выбираются различные виды дикорастущих и культурных растений (деревьев, кустарников, трав), мхи, грибы на живых и мертвых деревьях, старые пни, муравейники, гнезда птиц на деревьях, микроландшафты разных природных сообществ (луга, леса), клумбы, отдельные красиво цветущие растения, места регулярного скопления насекомых (например, жуков-солдатиков), небольшие водоемы, огороды, отдельные камни, альпийская горка и т.п. Взаимодействие человека с природой (как положительное, так и отрицательное) может быть показано на примере вытоптанных участков, кормушек для птиц, замусоренных водоемов за пределами территории детского сада."


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Экологическое воспитание детей раннего возраста

    воспитывать любовь к природе необходимо начинать с раннего возраста, автор статьи предлагает краткие рекомендации, для родителей и воспитателей, экологического воспитания самых маленьких детей. ...

    Экологическое воспитание детей раннего возраста

    В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Дошкольное учреждение является первым звеном системы непрерывного экологического...

    консультация "Экологическое воспитание детей раннего возраста"

    Консультация «Экологическое воспитание детей раннего возраста»                  Подгото...

    Консультация для родителей детей первой младшей группы «Экологическое воспитание детей раннего возраста»

    Данная консультация поможет родителям выстроить работу по формированию у их деток знаний о природе, природных явлениях, растительном и животном мире в домашних условиях....

    Консультация для родителей детей первой младшей группы «Формирование социальной толерантности через экологическое воспитание детей раннего возраста»

    Консультация для родителей детей первой младшей группы «Формирование социальной толерантности через  экологическое воспитание детей раннего возраста»...

    Консультация для родителей детей первой младшей группы «Экологическое воспитание детей раннего возраста»

    Консультация для родителей детей первой младшей группы «Экологическое воспитание детей раннего возраста»...

    Консультация для родителей детей первой младшей группы «Экологическое воспитание детей раннего возраста»

    Очень важно заинтересовать ребенка, чтобы у него появилось желание участвовать в исследованиях, наблюдениях, выполнениях различных заданий. Например, ухаживая за комнатными растениями можно пред...