Краткосрочный педагогический проект по экологии «Наши младшие друзья».
проект по окружающему миру (младшая группа) на тему

Воспитание маленьких дошкольников в духе природосбережения – одна из сторон экологического образования в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chermyanina_proekt.docx40.06 КБ

Предварительный просмотр:

Краткосрочный педагогический

проект по экологии

«Наши младшие друзья».

Воспитатель: Чермянина Светлана Александровна

Участники проекта:

-воспитатель

-дети младшего дошкольного возраста

-родители

Срок реализации: краткосрочный, 1 месяц

Цель:формирование заинтересованного, бережного отношения к домашним животным.

Задачи:

○ Формировать знания детей о домашних животных;

○ Дать представления о потребностях животных для их роста и развития;

○ Воспитать чувства сопереживания ко всему живому.

Актуальность проекта:

         «Не навреди!» - одна из заповедей общения человека с природой. Воспитание маленьких дошкольников в духе природосбережения – одна из сторон экологического образования в детском саду. Любовь, понимание и забота – это то, что ждет природа от каждого человека. Эти чувства целесообразно начинать воспитывать именно в раннем детстве, поэтому сегодня экологическому образованию в дошкольных образовательных учреждениях отводится должное внимание.

          Общение с животными, если оно происходит бесконтрольно, может принести не только пользу, но и вред развивающейся личности ребенка. Отношение ребенка к животному, его целенаправленное действие могут оказаться неправильными в силу целого ряда причин. Прежде всего, ребенок не знает, что можно делать, а что нельзя, что для животного вредно, а что полезно. Кроме того, при тесном контакте с животным, малыш обязательно захочет удовлетворить свою любознательность и втянуть его в игру. Без контроля и руководства взрослых такое общение может оказаться вредным и даже опасным как для животного, так и для ребенка.

          Проведенная предварительная работа показала, что проблемой в общении младших дошкольников с домашними животными является незнание правил этого общения.

          Для достижения цели и реализации задач, поставленных в проекте, я провела анкетирование родителей по теме: «Воспитание любви к животным». Анкета позволила сделать следующие выводы:

          Из бесед с родителями стало ясно, что в большинстве семей нашей группы домашних животных нет. Следовательно, не созданы условия для воспитания и любви к животным, общения с ними. Также ясно, что малыши желали бы завести дома какое-нибудь домашнее животное, но из-за родительских опасений о возможности нанесения животным вреда ребенку, малыши получали отказ. Не следует забывать, что домашние животные в семье – это мощный воспитательный фактор. Ребенок учится заботится, ухаживать за животным; у малыша развиваются нравственно-волевые и трудовые качества.

          Привлечение внимание к вопросу о важности домашнего животного в семье вызвал к жизни данный проект.

Структура проекта.

http://festival.1september.ru/articles/579601/img1.gif

Реализация мероприятий проекта велась поэтапно:

План поэтапных мероприятий.

                  1-й этап

       Подготовительный

                  2-й этап

        Реализация проекта

                  3-й этап

                 Итоговый

Анкетирование родителей.

Определить уровень знаний детей о домашних животных.

Договориться с родителями, чтобы принесли живую кошку в детский сад.

Подобрала художественную литературу для чтения.

Картина "Кошка с котятами".

"Альбом "Домашние животные".

Занятия познавательного цикла "В гости кошка пришла".

Рассматривание картины "Кошка с котятами".

Беседы.

Исследовательская деятельность "Питание кошки".

Чтение , заучивание; песенки, потешки: "Кисонька - мурысонька" , "Котик-коток".

Н.Носов "Кто сказал мяу", "Кошкин дом".

Загадки.

Рисование: «Кошка» (дорисуем кошку).

Подвижная игра: "Воробушки и кот".

Игра - инсценировка: "Кошкин дом".

Подбор фотографий для альбома «Домашние животные».

Оформление фото - выставки по материалам проекта .

Досуг совместно детей и родителей: представление "Кошкин дом"

Для реализации проекта было разработано

перспективное тематическое планирование:

Раздел программы

С детьми

Родителями

Игровая деятельность

Игра - драматизация "Кошкин дом", "Домашние животные"

"Воробушки и кот"

Игровые упражнение - "Составь животное", "дорисуй животное" "Выбери животное", "Нарисуй животное по точкам" и т. д. Дидактические игры: "Кто где живет?", "где чей домик?", "Животное домашнее или дикое?" "Угадай, кто спрятался?" "Угадай, что изменилось?"

Рекомендации "как изготовить персонажей для настольного театра. Сделать "Деревенский дворик"

Природный мир

"Наблюдения за котенком"

"Рассматривание и сравнение кошки и кролика"

"Значение животных в жизни человека"

Речь и речевое общение

Рассказывание детей на тему: "Мое любимое животное", "Описание кошки" (игрушка), Рассматривание картины "Кошка с котятами"

Придумать сказку про "кошку" и записать ее. Выучить стихотворение, про домашнее животное.

Художественная литература

Чтение: И.Чапек "Приключение песика и кошечки", Н.Носов "Кто сказал мяу", "Кошкин дом"

Заучивание: песенки, потешки: "Кисонька-мурысонька", Кот на печку пошел", "Котик-коток".

Список рекомендуемой литературы для детского чтения

Й.Чапек "Приключение песика и кошечки".

Н.Носов "Кто сказал мяу", "Кошкин дом"

ИЗО-деятельность

 Рисование: "Кошка" (дорисуем кошечку)

Совместно с ребенком сделать коллаж: "Кошки разные нужны, кошки разные важны" (аппликация из вырезанных картин)

Физическое развитие

Подвижная игра: "Воробушки и кот", "Кот и мыши"

Памятка с содержанием игр "Воробушки и кот", "Кот и мыши"

Музыка

Слушание аудиозаписи с голосами домашних животных

Приобрести диски с записями голосами животных и птиц, а также веселой гимнастики: "Изобразим животных"

Список литературы:

  1. Н. Носов         «Кто сказал мяу».
  2. И. Чапек         «Приключение песика и кошечки».
  3. О.А.         Соломенникова          «Занятия по формированию элементарных экологических представлений».
  4. В.В.         Гербова         «Занятия по развитию речи».
  5. Е.С.         Анищенко         «Пальчиковая гимнастика».
  6. А. Барто         «Стихи для самых маленьких».
  7. О.А.         Айрих         «Эмоциональное развитие детей».
  8. Т.С. Комаровой,  М.А.         Васильевой        , Н.Е. Вераксы      «Комплексные занятия по программе         «от рождения до школы» ».

Комплексное занятие.

Русская народная песенка “как у нашего кота…“ . Бублики для кота.

Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, восприятие художественной литературы.

Цели        : познакомить с содержанием русской народной песенки; формировать умение слушать стихотворный текст; учить проговаривать звукоподражательные слова        , отвечать на вопросы по содержанию, раскатывать палочки между ладонями прямыми движениями рук, соединять концы палочек, образуя кольцо; развивать мелкую моторику рук.

Материалы и оборудование : игрушка  Кот, бублик, соленое тесто, дощечки, салфетки, образец изделия, рисунок-иллюстрация к песенке.

Содержание.

  1. Организационный момент.

Воспитатель. К нам сегодня на огонек заглянул один зверек. Он мягкий, пушистый. Но его боятся мышки. Кто это?         (кот.) ( ставит на стол игрушку кота.)

  1. Основная часть. Чтение русской народной песенки.

Воспитатель. Посмотрите, какой красивый кот. Не зря про него сочинили песенку:

Как у нашего кота шубка очень хороша,

Как у котика усы удивительной красы,

Глаза смелые, зубки белые.

Воспитатель показывает детям рисунок-иллюстрацию к песенке.

- Посмотрите на картинку. Кто на ней нарисован? (котик.)         Что котик делает? ( ответы детей, воспитатель предлагает детям потрогать мягкую игрушку.        ) А какая у кота шубка? (шубка у котика мягкая.) Покажите, где у кота глазки, усы, зубки.         (дети выполняют задание.) А как котик мяукает? (дети произносят звукоподражание.)

Воспитатель повторно читает потешку, предлагая детям показывать на игрушке то        , о чем в ней говорится.

Физкультминутка  «Котик».                                                                          Дети имитируют движения котят: умываются, встают на четвереньки, выгибают спинки.

  1. Лепка бубликов для котика.

Воспитатель. Нашего котика мы очень любим. Всегда даем ему чего-нибудь вкусненького. Давайте побалуем его сегодня бубликами. А вы знаете какую форму имеет бублик? Вот у меня на подносе лежат печенье и бублик. Кто покажет мне бублик? (ответы детей) Бублик очень похож на колечко от пирамидки. Он имеет круглую Форму. Но это не шарик. Поэтому лепить его мы будем по-другому. Сначала из комочка теста мы раскатаем палочку, колбаску. (показывает приемы раскатывания «палочки» прямыми движениями ладоней.)         Вот такая палочка получилась у меня. Но ведь нам нужен бублик. Как его сделать? (ответы детей        ). Давайте попробуем сделать бублик. Чтобы у нас получился красивый бублик, мы должны соединить два конца палочки. (показывает приемы выполнения операции        ). Вот и готов мой бублик. Вы будете печь бублики? Тогда покажите, как вы будете раскатывать палочку.         (дети выполняют прямые движения ладонями рук.) а какую форму будет иметь наш бублик? Нарисуйте.         (дети рисуют пальчиком в воздухе круг.        ) Правильно. Теперь я уверена, что у вас получатся замечательные бублики.

        Дети начинают лепить        , в процессе лепки воспитатель оказывает помощь детям, испытывающим затруднения.

  1. Рефлексия. 

Изготовленные изделия выкладываются на красивый поднос, который ставят перед игрушкой.    

 

Приложения

           Подвижная игра         

                                «Зайка серый».

Цель        : учить детей внимательно слушать стихотворение и действовать   согласно тексту.

Материал        : эмблемы с изображением зайчат.

Ход игры.

Воспитатель раздает детям эмблемки и объясняет, что они должны внимательно слушать и выполнять действия.

Воспитатель.      

           Зайка серый умывается,

           Видно, в гости собирается.           (умываются)

           Вымыл носик,

           Вымыл хвостик,

           Вымыл ухо.

           Вытер сухо.         (трут ладошками носы, хвостики, уши)

           И поскакал        :

           Скок-поскок,

           Скок-поскок.         (дети скачут)

Воспитатель:           К кому в гости скачешь, зайка?          Скажи нам.         (дети отвечают)

Игра повторяется.                                                                                                                              

                                   

                                      Подвижная игра        

                                      «Кошка и мышки.»

Цель        : учить имитировать звуки, издаваемые мышками, бегать тихо, как мышки.

Материал        : крупная игрушка  (кошка),   эмблемы с изображением мордочек мышек,  шнур.

Ход игры.

Воспитатель объясняет        , что по одну сторону шнура будет домик мышек – норка        , по другую сторону         (на расстоянии 2-2,5 м.) на скамеечке спит кошка. Раздает всем детям эмблемки и приглашает          «мышек» в         «норку». Медленно произносит        :

На скамейке у дорожки

Улеглась и дремлет кошка.

(«Мышки» подлезают под шнур, осторожно бегают, пищат.)

Кошка глазки открывает

И мышат всех догоняет        :

                                    - Мяу        , мяу.  («Мышки» прячутся в         «норку».)

Воспитатель берет игрушки кошку и догоняет детей.

Игра повторяется 2-3 раза.                

Подвижная игра                                                                                         « Кто как кричит?»  (по стихотворению  А. Барто)

Цель        : уточнять знания о том        , кто из животных как подает голос.

Ход игры.

Воспитатель. Я сейчас буду рассказывать, а вы угадайте, кто и как подает голос.

Петушок поет:

-Ку-ка-ре-ку.         (Дети: «Ку-ка-ре-ку.»)

Кур стерегу.

Курочка кричит:

-Кудах-тах-тах.         (Дети: «Кудах-тах-тах.»)

Снеслась в кустах.

Кошка песенку поет:

-Мурр-мурр.        (Дети: «Мур-мур-мур.»)

Пугаю кур.

Ворона кричит:

-Кра-кра-кра.       (Дети: «Кра-кра-кра.»)

Завтра дождь с утра.

Корова мычит:

-Му-у, му-у.        (Дети: «Му-у, му-у.»)

Молока кому?

Воспитатель и дети имитируют движения: взрослый наливает молока        , дети выпивают.

Игра по желанию детей повторяется 2-3 раза.

                                                                                                                                           Подвижная игра         «Заинька, выйди в сад…».

Цель        : учить действовать в соответствии со словами взрослого.

Ход игры.

Воспитатель медленно поет песню. Дети выполняют движения.

Заинька, выйди в сад,

Беленький, выйди в сад.

Вот так, вот так

Выйди в сад,

Выйди в сад.

Заинька, топни ножкой        ,

Беленький, топни ножкой.

Вот так, вот так

Топни ножкой,

Топни ножкой.

Заинька, покружись,

Беленький, покружись.

Вот так, вот так

Покружись        ,

Покружись.

Заинька, попляши,

Беленький, попляши.

Вот так, вот так

Попляши.

Твои ножки хороши.

Игра повторяется по желанию детей 2-3 раза.