Главные вкладки

    Методическая разработка по познавательно- речевому развитию детей 6-го года жизни на тему: «Такой разный воздух...»
    методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

    Галустян Юлия Николаевна

    Развитие познавательной активности детей в исследовательской деятельности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx21.8 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка по познавательно - речевому развитию

    детей 5-го года жизни

    на тему: «Шарики для Смешарика»

    Разработчик: Галустян Ю.Н., воспитатель МБДОУ «Детский сад №70»

     Городского округа  Самара, первая квалификационная категория

    Время проведения: ноябрь 2014 г.

    Возраст детей: 4-5лет.

    Цель: Развитие познавательной активности детей в исследовательской деятельности.

    Задачи:

    1. Способствовать развитию познавательно-исследовательской  активности, рассказать детям о свойствах неживой природы о качестве воздуха.
    2. Формировать познавательные интересы  детей, через игровую деятельность.
    3. Способствовать развитию любознательности.
    4. Развивать умение детей выражать свою точку зрения, обсуждать со сверстниками различные ситуации.
    5. Создать условия для доброжелательного общения со сверстниками, знакомить с правилами поведения в коллективе.

    Материальное обеспечение:

    • Мольберт;
    • Два стола;
    • Ватман;
    • Фломастеры;
    • Воздушные шарики;
    • Бассейн с водой;
    • Мыльные пузыри;
    • Ароматизированная вода;
    • Бумажные кораблики (по количеству детей).
      Персонаж: Крош (мягкая игрушка-смешарик).

    Методика проведения:

    Дети и воспитатель находятся в группе.

    Воспитатель: Ой, кто-то к нам в дверь стучится, посмотрите! Кто же это?! Воспитатель: Здравствуй,  Крош! Крош, а почему ты такой грустный?
    Ребята, Крош мне рассказал, что ему на день рождения друзья подарили два шарика, он с ними гулял, играл  и вдруг  увидел, что шарики стали разными. Один шарик большой, а другой стал совсем маленьким и Крош не может понять, что же произошло?
    Воспитатель: Ребята объясним, Крошу, что стало с его шариком. Давайте пройдем в актовый зал и поможем, Крошу (дети с воспитателем идут в актовый зал).
    Воспитатель: Как Вы думаете, ребята, почему второй шарик стал таким маленьким?
    \Дети предлагают разные версии. Вывод: шарик  сдулся, в нём нет воздуха\.
    Воспитатель: А как вы считаете, что надо сделать, чтобы он стал снова круглым и большим?
    Дети: Надо его посильнее надуть.
    Воспитатель: Как вы думаете, что будет внутри шарика после того, как мы его надуем?
    Дети: Воздух.
    Воспитатель: Откуда же берётся в шарике воздух?
    Воспитатель: Правильно, молодцы, воздух нас окружает. Мы им дышим.

    Игра: «Воздух в ладошке»

    Воспитатель: Давайте мы вместе с вами вдохнём воздух через нос и выдохнем его через рот в ладошку. Что вы почувствовали?
    Дети: Ветерок.
    Воспитатель: А ветерок – это что? \Движение воздуха\
    Воспитатель: Воздух изо рта передвинулся к вам на ладонь. Давайте попробуем еще раз выдохнуть на ладошку. Почувствовали, как воздух движется.
    Воспитатель: А вы, ребята, воздух видите? А ты Крош? \Ответы детей\
    Воспитатель: Если вы его не видите, значит, он какой?
    Дети: Невидимый.
    Воспитатель: А ты, Петя как думаешь? А ты, Даша?  Ребята мне сейчас Крош сказал, что ему очень хочется  увидеть воздух, что же ему  делать?
    Воспитатель: Ребята, как же решить эту проблему? (дети предлагают варианты)
    Воспитатель: Давайте всё-таки попробуем решить эту проблему. Пройдите, пожалуйста, к столам, возьмите на салфетке шарик и надуйте их.\Дети надувают шарики\.

    Игра «Надуй шарик»

    Воспитатель: Посмотрите наши шарики совсем большие. Как же нам с их помощью увидеть воздух? (воспитатель предлагает опустить шарики в воду отверстием вниз).

    Воспитатель: Что вы видите?

    Дети: Из шарика выходит воздух.
    Воспитатель: Ребята, а почему пузырьки воздуха поднимаются вверх, а не опускаются на дно тазика? \ответы детей\
    Воспитатель: Правильно, воздух легкий, он легче воды. А сейчас давайте с вами поиграем.

    Игра «Камешки»

    (Воспитатель предлагает детям подойти к другому столу, взять камешки и бросить их в воду.)

    Воспитатель: Бросайте, что произошло с камешками?
    Воспитатель: Да камешки утонули, а почему?
    \ответы детей\
    Воспитатель: Молодцы, правильно, камешки тяжелые, они тяжелее воды, поэтому они и утонули.

    Воспитатель: А теперь давайте еще раз вспомним, а какой воздух по сравнению с камешками?

    Воспитатель: Правильно, воздух легкий, поэтому пузырьки воздуха поднимаются наверх, а не тонут.  Ну, что Крош увидел ты воздух?  Ну, если мы увидели воздух, а можно ощутить его?

    Воспитатель: Ребята, а теперь помашите ладошками друг на друга. А я помашу на Кроша. \Дети машут ладошками\

    Воспитатель: Что вы ощущаете? \ответы детей\.

    Воспитатель: А что такое ветер, давайте вспомним еще раз с вами? Правильно – движение воздуха, и я ощутила движение воздуха! И Крош ощутил воздух? А ты София? А ты, Вася? \ответы детей\.

    Воспитатель: Следовательно, воздух можно ощутить, а еще воздух можно почувствовать. Как мы еще можем почувствовать воздух?

    Воспитатель: Правильно, мы можем воздух побрызгать ароматизированной водой  и тогда мы с вами почувствуем, как воздух пахнет.

    Воспитатель: А теперь мы поиграем.

    Игра «Мыльные пузыри»

    Воспитатель сначала сам выдувает пузыри, а дети наблюдают, затем предлагает детям выдуть пузырьки самостоятельно, остальные ребята лопают пузырьки ладошками.

    Воспитатель: Ребята, а если бы вам надо было нарисовать пузырьки воздуха, что бы вы нарисовали на листе  бумаги?

    Дети: Кружочки.

    Воспитатель: Вы очень наблюдательны (дети рисуют на мольберте пузырьки воздуха).

    Воспитатель: Давайте, отвлечемся-разомнемся (физкультминутка):

    «Ветер»

    Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. (Наклоны вправо-влево.)

    Ветер тише, тише, тише, (Присесть, спина прямая.)

    Деревцо все выше, выше. (Встать на носки.)

    Раз, два — выше голова, (Поднять голову.)

    Три, четыре - руки шире, (Руки в стороны.)

    Пять, шесть — тихо сесть, (Сесть за парту.)

    Семь, восемь - тень отбросим. (Два хлопка о парту.)

    Сел на дерево скворец,

    И игре нашей конец. (Дети громко проговаривают эти слова.)

    Воспитатель: Ребята мы с вами выяснили, что мы, люди, дышим воздухом. А кому ещё нужен воздух?

    Дети: Животным, птицам, растениям, насекомым, рыбам.

    Воспитатель: Дети, а вы можете обойтись без воздуха? \Дети говорят свое мнение\.

    Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам самим попробовать,  сможете  ли вы обойтись без воздуха попробуйте  закрыть ротик, а носик зажать пальчиками и не дышать!

    Воспитатель: Ребята ну,  что  можем мы обойтись без воздуха?  \ответы детей\.

    Воспитатель: Ребята, мы с вами рассказали Крошу  сегодня много интересного о воздухе. Правда? Сегодня мы узнали, что вокруг нас есть ….. (воздух). - Он какой? \ответы детей\.

    Воспитатель: Молодцы, правильно – воздух невидимый, лёгкий, движется, его можно ощутить.

    Воспитатель: Ой, ребята, мы забыли про шарик, который принес нам Крош, скажите мне, пожалуйста, что надо сделать, чтобы у Кроша шарик стал круглым, упругим и веселым?

    Дети: Надуть шарик воздухом.

    Воспитатель: А давайте надуем шарики не только Крошу, но и всем его друзьям смешарикам. \ Воспитатель надувает шарик  и отдает  Крошу\

    Воспитатель: Ребята, Крош благодарит нас за помощь и за то, что он узнал много интересного о воздухе, благодарит за шарик, теперь он стал снова веселым. И он хочет подарить  вам на память вот эти кораблики. Они отлично плавают в воде. \Дети  благодарят\.

    Игра «Кораблики»

    (На ковре стоить надувной бассейн с водой)

    Воспитатель: Представьте, что это озеро, опустим свои кораблики. Что нужно сделать для того, что бы они поплыли.

    Дети: Подуть. \Дети дуют\.

    Воспитатель: Вот и поплыли наши кораблики.

    Воспитатель благодарит всех детей, принявших активное участие в помощи Крошу. (Прощаются с Крошем).

    Используемая литература:

    Примерная основная общеразвивающая программа дошкольного образования «От рождения до школы» // под редакцией Н.Е. Вераксы, М.В.Васильевой, Т.С.Комаровой;

    Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса

    Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М: Мозаика-Синтез, 2008 г.

    О. В. Дыбина

    «Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада». - М: Мозаика-Синтез, 2010 г.

    «Ребенок и окружающий мир». Программа и методические рекомендации. Для работы с детьми 2-7 лет. - М: Мозаика-Синтез, 2008 г.

    «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада». Конспекты занятий. - М: Мозаика-Синтез, 2009 г.

    Л. В. Куцакова

    О. А. Соломенникова

    «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада». Конспекты занятий. - М: Мозаика-Синтез, 2010 г.

    «Экологическое воспитание в детском саду». - М: Мозаика-Синтез, 2009 г.

    Н.В.Коломина

    «Воспитание основ экологической культуры в детском саду».

    И.А.Морозова, М.А.Пушкарева

    «Ознакомление с окружающим миром». 2007 г.

    В.Н.Волчкова, Н.В.Степанова

    «Конспекты занятий: познавательное развитие, развитие речи, экология». 2008г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей "особенности речевого развития детей 5-го года жизни"

    цель данной консультации познакомить родителей с особнностями звуковым и грамматическим строем речи в среднем дошколном возрасте....

    Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2-го года жизни"

    Особенности и методические приемы развития речи детей 2-го года жизни...

    Родительское собрание"Познавательно - речевое развитие детей 5-го года жизни. Практикум для родителей- разбор проблемных ситуаций.

    Родительское собрание"Познавательно - речевое развитие детей 5-го года жизни. Практикум для родителей- разбор проблемных ситуаций....

    Методическая разработка образовательного мероприятия по познавательно-речевому развитию детей старшего дошкольного возраста с ОНР Тема: "Приключения Буратино"

           Закрепить навыки порядкового и количественного счёта в пределах 10;            Закрепить умение правильно отвечать на вопросы:...

    Познавательно-речевое развитие детей 7-го года жизни

    Речевая деятельность детей, учебно-методические материалы по развитию речевой деятельности детей, подбор оборудования, дидактического материала по речевому блоку, экологическому развитию,художественно...

    Статья Познавательно-речевое развитие детей 3-го года жизни в контексте комплексно-тематического планирования образовательной работы

      В статье проедставлен опыт работы по познавательно- речевому развитию в группе кратковременного пребывания детей 3-го года жизни   в контексте комплексно- тематического планиро...

    Статья Познавательно-речевое развитие детей 6-го года жизни в контексте комплексно-тематического планирования образовательной работы

    В статье подгобно рассказывается о познавательно-речевом развитии детей шестого года жизни в контексте комплексно-тематического планирования образовательной работы....