"Волшебные стёклышки". Экспериментирование в неживой природе (вода, воздух, почва, осадки, тень, небо, электричество, и др.).
проект по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Комиссарова Наталья Евгеньевна

Исследовательско-творческий проект для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint_4.pptx264.77 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Иcследовательско – творческий проект для детей старшего дошкольного возраста Выполнила Комиссарова Н. Е – воспитатель высшей квалификационной категории, высшее образование, педагогический стаж 23 года.. «Волшебные стёклышки» Экспериментирование в неживой природе (воздух, вода, почва, электричество, осадки, ветер, тень, небо, и др.).

Слайд 2

Актуальность

Слайд 3

Гипотеза Практическая деятельность с объектами и явлениями неживой природы способствует развитию психических процессов ребенка и создает условия для его творческого самовыражения.

Слайд 4

Цель: Создание интегративной системы организации творческо-исследовательской деятельности детей в процессе ознакомления с явлениями неживой природы.

Слайд 5

Противоречия: Потребительским отношением к природе со стороны человека. Реализацией этой задачи на практике: как найти наиболее эффективные приемы и методы; Невыполнение их со стороны окружающих взрослых вне детского сада. Осознанием, что все в природе взаимосвязано, нарушение любого структурного компонента в природе, может привести к экологической катастрофе; Действенная любовь к природе через воспитание эмоционального, чувственного отношения к ней, потребность заботиться о природе; Решение задач экологического воспитания в дошкольном учреждении; Между И

Слайд 6

Задачи:

Слайд 8

Новизна проекта:

Слайд 9

Механизм реализации проекта:

Слайд 10

Январь2013 – Январь 2014гг 1 этап Организационно-подготовительный этап (Январь – Февраль) 2 этап Основной этап (Март – Сентябрь) 3 этап Заключительный этап (Октябрь – Январь) Сроки реализации проекта:

Слайд 11

Ожидаемые результаты 2 Положительная динамика в развитии психических процессов: мышления, памяти, воображения, представления; 1 Сформированность знаний детей о взаимосвязи явлений в неживой природе; 3 Обогащение впечатлений о явлениях неживой природы и окружающего мира; 4 Самовыражение через словотворчество и изобразительное творчество полученных впечатлений в ходе исследовательской деятельности: загадки, рассказы, сказки, продукты изобразительной деятельности на основе использования нетрадиционной техники рисования.

Слайд 12

Критерии эффективности проекта:

Слайд 13

План 1 Изучить методическую литературу по данной теме. 2 Разработать перспективный план наблюдений за неживой природой. 3 Сделать картотеку наблюдений за неживой природой. 4 Разработать картотеку опытов. 5 Составить алгоритмы придумывания загадок и сказок. Этапы 1 этап. Организационно-подготовительный этап (Январь – Февраль)

Слайд 14

Создать условия для организации наблюдений за объектами неживой природы. 1 2 Определить наиболее эффективные методические приемы для организации наблюдений с детьми; 3 Научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов неживой природы. 4 Научить проводить простейшие опыты с природными объектами, используя правила безопасности. 5 Научить детей придумывать небольшие сказки – небылицы по воображению, загадки. 6 Привлечь родителей к оказанию необходимой помощи в рамках реализации проекта, обеспечить информационное освещение проектной деятельности через групповую газету. 2 этап. Основной этап (Март – Сентябрь)

Слайд 15

3 этап. Заключительный этап (Октябрь – Январь)

Слайд 16

Диагностика

Слайд 17

Выводы: В ходе проведенной работы мною установлено положительное влияние экспериментирования на: Развитие психических процессов ребенка: * памяти, воображения, представления; *отмечено повышение уровня развития мышления и любознательности: ( умение видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);

Слайд 18

Качественно изменился уровень речевого развития за счет: *обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь, идёт развитие словотворчества); Улучшились личностные характеристики детей: *(появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т.д.). Обогатились творческие способности детей в изобразительной деятельности: *(расширилась тематика рисунков о природе, разнообразились способы передачи полученных впечатлений через нетрадиционные приемы рисования, появилось желание к творческому самовыражению в рисунках воспринимаемого окружающего мира)

Слайд 19

Востребованность проекта: Педагогическая значимость экспериментирования (опытнической деятельности): Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. Развитие связной речи, словотворчества дошкольников, через наблюдение за неживой природой с помощью «Волшебных стёклышек». Развитие художественного творчества посредством наблюдения за неживой природой, используя теорию решения изобретательских задач при ознакомлении с окружающим миром.

Слайд 20

Практическая значимость:

Слайд 21

Используемые ресурсы Белоусова Р. Ю., Пономарёва О. А. Теория и практика использования метода моделирования в системе экологического воспитания старших дошкольников. - Н. Новгород: 2007. Денисенкова Н., Маврина И. Ваш ребенок познает мир (Как знакомить малышей с природой) // Журнал "Дошкольное воспитание". - 2000 - № 2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М.: ТЦ "Сфера", 2001. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения. / Управление ДОУ. - 2004. - N 4. - с.84 - 92. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду - М.: Сфера, 2004. Ковинбко Л. В. Секреты природы – это так интересно! – М., Линка – Пресс, 2004. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. / Ребенок в детском саду. - 2002. - N 3, 4,5. - 2003, N 1. Костюченко М. Экспериментируем! // Дошкольное воспитание. - 2006. - №8. Кудрякова И. Г., Кузнецова В. В., Пыстина Л. А. Развитие интеллекта дошкольников средствами теории решения изобретательных задач при ознакомлении с окружающим миром. – Саров, 1997

Слайд 22

10. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. - М.: Пед. общество России, 2003. 11. Левашова И.И. Исследовательская деятельность детей средствами экспериментирования // Фундаментальные исследования. - 2008. - № 7 - С.85-86. 12. Николаева С. Н. Использований моделей.// Дошкольное воспитание. – 1982. - № 4. 13. Николаева С. Н.Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. – М.:1995. 14. Окружающий мир. Неживая природа - М., Издательство ООО “ДОС”, 2008. - 136 с. 15. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под ред.Л.Н. Прохоровой. - М.: АРКТИ, 2004. 16. Поддьяков А.Н. Мышление дошкольников в процессе экспериментирования со сложными объектами. // Вопросы психологии. - 1996. - №4. 17. Рыжова Н. А. Волшебная вода. – М.: Линка –Пресс, 1997. 18. Савенков А.И. Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики. // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 2. - С.8-17. 19. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. - 2005. - N 1. 20. Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности. // Дошкольное воспитание. - №6 - 2007. - с.13. 21. Шарипо А. И. Секреты знакомых предметов Лужа. – Санкт – Петербург, Речь, 2009.

Слайд 23

Спасибо за внимание!