Главные вкладки

    Дары осени
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Проводится в старшей группе

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dary_oseni.docx20.89 КБ

    Предварительный просмотр:

    Программное содержание: 
    Углубить представления детей о сезонных изменениях в жизни растений; 
    Уточнить представления о том, что осень – время сбора урожая овощей, фруктов; 
    Конкретизировать представления детей об осеннем расцвечивании деревьев и кустарников; 
    Развивать правильное звукопроизношение; 
    Обогатить речь детей новыми словами; 
    Развивать эстетические чувства; 

    Предварительная работа: 
    Разучивание стихотворений об осени, раскрашивание веток полыни в разные цвета, сбор осенних листьев. 

    Активизация словаря: 
    Урожай, сентябрь, октябрь. 
    Обогащение словаря: 
    Привал, краснотал. 

    Ход занятия: 
    Дети входят в группу. Группа украшена осенними листьями, сделан макет огорода, привалы по названию соответственно украшены. 
    Говорю детям: 
    Ребята, посмотрите какая у нас сегодня группа? 
    (ответы детей). 
    А когда вы идете в садик по улице, какие деревья вам попадаются? 
    (Ответы детей: красные, желтые, без листьев). 
    А что так украсило природу? 
    ( Дети отвечают, что это осень). 
    А какая осень? 
    ( золотая, желтая, разноцветная ). 
    Дети, а кто знает стихотворения про осень? 

    В августе листья желтеть начинают 
    И продолжают желтеть в сентябре. 
    А в октябре они все опадают 
    Грустно и скучно без них в октябре. 

    Если на деревьях листья пожелтели, 
    Если в край далекий птицы улетели, 
    Если небо хмурое, если дождик льётся, 
    Это время года осенью зовется. 

    Ходит осень в нашем парке, 
    Дарит осень всем подарки: 
    Бусы красные - рябине, 
    Фартук розовый - осине, 
    Зонтик желтый - тополям, 
    Фрукты осень дарит нам. 


    -Ребята, а как вы думаете, чем нас может порадовать осень? 
    (Ответы детей: овощи, фрукты, грибы, ягоды). 
    Воспитатель: 
    Сейчас мы отправимся в гости к Пугалу - Огородному. (Подходим к макету «огород». На огороде стоит чучело Пугала). 
    А кто из вас знает, кто это такой и почему его так называют? 
     
    -Здравствуй осень, здравствуй осень 
    Хорошо, что ты пришла 
    У тебя мы осень спросим 
    Что в подарок принесла. 
    Ребята, что растет на огороде? 
    Как называются морковь, свекла, картошка, капуста одним словом? 
    (Дети должны озвучить, что это овощи). 
    Как называются яблоки, груши, сливы одним словом? 
    ( дети дают ответ, что это фрукты). 
    Ребята, Пугало спрашивает, а любим ли мы отгадывать загадки? 

    Красна девица сидит в темнице, 
    А коса на улице (морковь) 

    Посреди двора – золотая голова (подсолнух) 

    Сам никого не обижает 
    А кто раздевает, тот слезы проливает (лук) 

    И зелен, и густ 
    На грядке вырос куст. 
    Покопай немножко: под кустом …(картошка).  
    -Ребята, смотрите кто-то копал картошку и рассыпал. Давайте поможем Пугалу собрать картофель и посчитаем. 
    Игра « Картошка». 
    ( Дети собирают картошку и считают, сколько собрали). 
    Пугалу очень понравилось, как мы с вами быстро собрали и правильно посчитали. Он хочет ещё с нами поиграть. 
    Игра « Суп, компот». 
    На столах лежат макеты овощей и фруктов. Нам нужно в одну кучу собрать овощи на суп, в другую кучу фрукты на компот.  
    -Молодцы, вы справились с этим заданием и Пугало хочет нас угостить. Но вначале отгадайте загадку. 
    Круглое, румяное с дерева достану я 
    На тарелку положу 
    «Кушай, мамочка»- скажу (яблоко) 
    Дети пробуют на вкус яблоко и дают ответы на вопросы: 
    Какое яблоко на вкус (сладкое ,кислое )? 
    Какое яблоко на ощупь ( твердое, мягкое)? 
    Какое яблоко по цвету (красное, зеленое)? 
    Давайте поблагодарим за угощение Пугало и отправимся в гости к старичку Листовичку. 
    Ребята, наш Листовичок немного опечален. Пока он шел к нам в гости и нес сундучок с сюрпризом для нас, он потерял ключ. Но если мы с вами выполним все задания правильно, то ключ обязательно найдется. 
    А теперь мы с вами отправляемся в путь. 
    Воспитатель: 
    Ребята, если мы с вами долго идем по лесу и устали. Хотим отдохнуть, как называется эта остановка? 
    (Если дети не могут вспомнить слово привал, то воспитатель напоминает и объясняет значение этого слова).. 
    А вот и первый наш привал и называется он «Листопадный». 
    Что такое листопад ? (Ответы детей). 
    А сейчас мы с вами превратимся в листочки и медленно покружимся и с тихим шелестом на землю упадём. 
    Физминутка «Листья». 
    Листья падают, кружатся 
    С тихим шелестом на землю ложатся. 
    (Дети медленно кружатся и плавно приседают. При этом издают тихий звук ш-ш-ш). 
    А какие деревья вы знаете? 
    Какие деревья растут на нашем участке в детском саду? 
    (На деревья на участке обращали внимание во время прогулок). 
    А теперь Листовичок хочет загадать нам загадки. 

    Ничего сама не шьёт, 
    А в иголках круглый год (ель). 

    В белом сарафане 
    Встала на поляне (береза). 

    Осень в сад к нам пришла, 
    Красный факел зажгла. 
    Здесь дрозды, свиристели снуют 
    И, галдя, его клюют( ягоды с рябины). 

    Ребята, а что это за растение? 
    Каким цветом ветки у этого кустарника? 
    (В группе сделан куст из веток краснотала). 
    Это растение называется краснотал. А название произошло от двух слов «красный» и « тальник». Люди используют ветки краснотала в хозяйственных нуждах. Делают мётлы и плетут из веток заграждения. 
    Мы с вами познакомились с новым кустарником и сейчас нам пора отправляться дальше. 

    Продолжаем наш путь и вот второй привал и называется он « Ягодный». 
    Назовите, какие ягоды вы знаете? 
    А какое дерево на нашем участке по осени стоит усыпанным от ягод? 
    (На дерево рябину обращаем внимание во время прогулок). 
    А кто питается ягодами рябины? 
    (Дети дают ответ, что это птицы). 
    А что происходит осенью с птицами? 
    Какие птицы улетают, какие остаются зимовать? 
    Давайте поиграем в игру «Птицы улетели». 
    (Воспитатель читает строки из четверостишия, а дети делают хлопок, если называются другие звери). 
    Улетели птицы 
    Голуби, синицы и ежи ( хлопок на слово ежи). 
    Улетели птицы 
    Аисты, кукушки и комары (хлопок на слово комары). 
    Воспитатель: 
    Ребята, нам пора в путь. Листовичок зовёт нас дальше. 

    И вот третий привал и называется он «Грибной». 
    Отгадайте загадку. 

    Стоит у дорожке 
    На одной ножке (гриб) 

    Знают взрослые и дети, 
    Нет грибов дружней, чем эти. 
    На пеньках растут в лесу, 
    Как веснушки на носу (опята). 

    Зашёл в сосняк, нашёл слизняк. 
    На вид красиво, тронешь - сыро(масленок). 
    Воспитатель: 
    Посмотрите, а какие грибы растут на нашей полянке? 
    (На полянке муляжи грибов: лисички, подберёзовики ,грузди и мухоморы).. 

    Какие грибы бывают? 
    (Если дети затрудняются ответить, то воспитатель наводящими вопросами подводит детей к тому, что они назовут, что бывают съедобные и несъедобные, то есть ядовитые грибы). 
    Ребята, если мы с вами собираем грибы, то нам нужно быть очень внимательными и если, какой- то гриб нам не известен, то его лучше не брать во избежание неприятностей. 
    А сейчас мы с вами поиграем в игру «Съедобный и несъедобный». 
    (Дети собирают грибы, а воспитатель смотрит, чтобы дети не клали в корзину ядовитые грибы). 

    Вот ребята наше путешествие подошло к концу. Мы справились со всеми заданиями, ответили на все вопросы, но как же быть с нашим сундучком? Как же нам его открыть? Давайте внимательно посмотрим вокруг, может мы найдем наш ключик. 
    (Дети ищут ключ.. На ключ привязана яркая ниточка и дети без труда находят ключ). 
    Вот ребята, сейчас мы с вами откроем сундучок Листовичка и узнаем, какой сюрприз нас ждёт. 
    (В сундучке лежат маленькие букеты из осенних листьев ,которые собирали во время прогулок по участку и из веток полыни, которые заранее были покрашены гуашью). 
    Ребята, смотрите, какие чудесные букетики приготовил нам Листовичок. 
    Ведь красивые осенние листья тоже являются дарами осени. 
    А сейчас подошло время прощаться с Листовичком и садиться за столы, где мы с вами соберем маленькие букеты, которые подарим нашим мамам. 
    (Дети садятся за столы, на которых разложены листья и ветки полыни. 
    С помощью красивых шнурков дети связывают букеты. Вечером дети охотно дарят эти букеты своим родным).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Итоговое занятие "Дары осени" с использованием ИКТ:презентация для детей ppt/в рамках проекта "Осень".

    Занятие проводилось с детьми старшего возраста, у которых тяжелые нарушения речи. Цель: закрепление знаний детей об осеннем времени года в разных видах музыкальной деятельности.Задачи:Развитие эмоцион...

    Осенний утренник для детей старшего дошкольного возраста первого года обучения (с 5 до 6 лет) "Дары осени"

    Предлагаю вашему вниманию мероприятие, которое было проведено в нашем саду и очень понравилось детям и их родителям. Увлекательное путешествие в осенний лес и в деревню на огород захватывает детское в...

    Примерный план – конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности Тема: «Дары осени» (Осень)

    Примерный план – конспектнепосредственно образовательной деятельностипо познавательно-исследовательской деятельностиТема: «Дары осени» (Осень)...

    Сценарий осеннего спортивного праздника "Дары Осени".

    сценарий можно использовать в детском саду....

    фото "Дары Осени", посвященная празднику Осенняя ярмарка. выполнил: воспитатель 1категории Авилова Нина Валентиновна

    23.10.2014 я провела утренник в детском саду , в своей группе под названием "Покровская ярмарка". и к этому утреннику я подготоаила такую подделку....

    Осень. Дары Осени

    Конспект открытого занятия в старшей разновозрастной группе. Тема "Осень. Дары Осени"....