Цветовосприятие в развивающих занятиях детей старшего дошкольного возраста.
статья по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Одной из самых первых усваиваемых ребенком характеристик предметов является цвет. Ребенок, изучая социальный опыт своего народа в плане интерпретации цвета, постепенно приобретает индивидуальность в выражении своего отношения к миру. Развивая на разных этапах свои возможности цветовосприятия дошкольник получает дополнительные возможности для самовыражения и изучения окружающего мира.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цветовосприятие в развивающих занятиях детей старшего дошкольного возраста.

Одной из самых первых усваиваемых ребенком характеристик предметов является цвет. Культорологический аспект восприятия цвета зависит от устоявшихся в каждом конкретном социуме значений, сложившихся в течение длительного времени развития народного искусства. Так красный цвет на Руси  был свадебным, праздничным, белый же означал скорбь и смерть, в европейском же сообществе черный цвет – цвет печали и траура, а белый – праздничный и радостный. В восточных культурах эти же самые цвета имеет совершенно иную интерпритацию. Воспитываясь в конкретной культурно-исторической среде ребенок перенимает принятые цветовые нормы и их значения, чем определяет выбор цветовых решений в своем творчестве.

Ребенок, изучая социальный опыт своего народа в плане интерпретации цвета, постепенно приобретает индивидуальность в выражении своего отношения к миру.

Цвет всегда считался одним из важнейших характеристик предметов и явлений окружающего мира. Огромное значение для развития представлений о цвете имело открытие английского ученого И.Ньютона. Вследствие ряда экспериментов ему удалось доказать, что при пропускании узкого солнечного луча  через трехгранную призму, на расположенном позади экране появляется последовательный ряд удивительно красивых цветов. Очевидно, что явление сходно с эффектом радуги на небе после дождя, представляющей собой спектр преломленных и отраженных солнечных лучей в водяной взвеси, рассеянной в воздухе. И.Ньютон выделил семь главных «чистых» цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, которые впоследствии получили название спектральных.

В 1898 году художник А. А. Мюнсель составил сводную систему на основе открытия И. Ньютона, создав таблицу цветов, которая не только позволяла различать цвета спектра, но и была пригодна для использования  при обдумывании картины или при подборе цветовой гаммы. Теперь оттенки цвета воспринимаются как составляющие системы Мюнселя и существует несколько упражнений для развития цветовосприятия с их помощью для детей старшего дошкольного возраста.

Первое упражнение «Цвета спектра, смешения цветов».

Для упражнения необходимы круги из прозрачного пластика основных цветов спектра. При наложении на белой поверхности можно наглядно наблюдать как из двух цветов чистого спектра, получается третий: желтый и синий – зеленый и т.д. Для закрепления этой информации детям предлагается смешать основные цвета для получения новых с наибольшим вариантов оттенков.

Второе упражнение «Таблица Мюнселля. Карточки»

Детям выдаются группы карточек двух цветов из 7 оттенков. Задача ребенка последовательно разложить в два столбика соответствующий цвет с соблюдением градации оттенков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование интонационной выразительности речи в процессе коррекционно-развивающего обучения детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией»

Отечественный психолог и философ Л. С. Рубинштейн в своем труде «К психологии речи» писал: «Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем б...

Взаимодействие учителя-дефектолога и музыкального руководителя в коррекционно-развивающем сопровождении детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Музыкально-ритмические занятия имеют большое значение для детей с задержкой психического развития. Это связано с тем, что характерные для них особенности нервно-психического склада, эмоционально-волев...

Организация коррекционно-развивающего обучения детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ VII вида

В современных условиях возникает необходимость разработки методики коррекционно-развивающего обучения в условиях группы компенсирующей направленности для достижения старших дошкольников ОВЗ VII вида п...

Индивидуальное развивающее занятие для старшего дошкольного возраста

Расщирить пространственные представления, развитие мелкой моторики и т.д....

План групповых коррекционно-развивающих занятий для старшего дошкольного возраста

План групповых коррекционно-развивающих занятий для старшего дошкольного возраста на 2016-2017 уч. год...

Использование деятельностного подхода в коррекционно-развивающем обучении детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедической группы

В статье представлен опыт использования деятельностного подхода в коррекционно-развивающем обучении детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедической группы на примере авторского пособия -...

Коррекционно – развивающее занятие для старшего дошкольного возраста.

развитие межполушарных связей головного мозга....