Организация и проведение экологических акций с дошкольниками
статья по окружающему миру на тему

Ермолова Наталья Вахитовна

Поэтапный алгоритм организации и проведения экологических акций с дошкольниками

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon org_i_prov_ekol_akts.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ

МДОУ «ЦРР – Д/С № 41»

ЕРМОЛОВОЙ НАТАЛЬИ ВАХИТОВНЫ

«ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ  АКЦИЙ

С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

МДОУ «ЦРР – Д/С № 41»

г.Саров 2005г.

    За последние годы экология как наука сделала существенные шаги в своем развитии. Выявляются новые факторы и формы позитивного воздействия человека на природу. Появляются новые структуры, издаются постановления, утверждаются законы.

    Особое внимание в документах обращается на идею системности и непрерывности экологического образования населения.

    Дошкольное воспитание рассматривается как начальное и весьма значимое звено в системе непрерывного экологического образования населения. Пожалуй, ни одна из областей дошкольного воспитания за последние 10 лет не пополнилась таким количеством программ, статей, публикаций как область экологического воспитания, которая переживает процесс своего  становления. Каждая программа содержит массу интересных, оригинальных методик и технологий.

   Проанализировав весь имеющийся материал, мы решили, что наилучшим образом решение задач экологического воспитания, поставленных нами, будет осуществляться через организацию и проведение экологических акций. Привлекла нас эта форма работы прежде всего тем, что она охватывает абсолютно все виды детской деятельности, побуждает воспитателей постоянно повышать свой образовательный, интеллектуальный уровень, объединяет всех специалистов и сотрудников детского сада, позволяет активно подключать к деятельности  ДОУ родителей, и, что очень важно, через экологические акции наша деятельность выносится за стены детского сада – к нашей деятельности привлекается население микрорайона и города.

   Кроме того, мы посчитали, что организация и проведение экологических акций – дело достаточно новое и необычное.

   Что же мы выяснили, обратившись к истории вопроса?

    Наиболее известной среди работников дошкольного образования, на наш взгляд, является акция, связанная с празднованием 22 апреля Дня Земли. Так вот, история этого праздника восходит к сороковым годам Х1Х века, когда основатель движения Джорж Стерлинг Мортон переехал  со своей семьей в штат Небраска. На новом месте они увидели бескрайние прерии с одинокими деревьями, которые должны были пойти на строительство дома и дрова.

   Мортон и его жена сразу же занялись посадкой деревьев и развернули кампанию по пропаганде усилий в данной области. Став секретарем территории Небраска, на заседании Управления сельского хозяйства штата в 1872 году Мортон предложил назначить день, который бы граждане штата посвящали озеленению. Идея получила широкую поддержку, и в первый День Дерева жители штата высадили около миллиона деревьев. В 1882 году Небраска объявила День Дерева официальным праздником штата, отмечаемым 22 апреля.

    В 1970 году этот праздник получил новое название – День Земли. В этот день проводится сбор средств в поддержку охраняемых природных территорий, музыканты поют песни о природе, проводятся выставки, лекции и беседы. То есть, проведение экологических акций, как мы видим, имеет свою историю, которая насчитывает не менее 100 лет.

     В школьной педагогике существует термин – «образовательный проект», «экологический проект», которые, на наш взгляд, по содержанию своему созвучны с тем, что мы называем экологическими акциями. Так вот суть образовательных проектов являлась темой дискуссий педагогов еще в 20-30-х годах ХХ века. О том, какие природоведческие акции проходят в нашей стране, можно узнать из журнала «Юный натуралист». Таким образом, мы видим, что организация и проведение экологических акций – дело далеко не новое, новым оно является в какой-то степени для дошкольных учреждений.

    В нашем городе за последние годы было проведено несколько широкомасштабных акций: «Общероссийские дни защиты от экологической опасности» - 1997г., «Выйди из дома и сделай что-нибудь для реки» - 1999г., «Марш парков» - 2000г.

   Какова, на наш взгляд, технология организации и проведения экологических акций?

   Работа по организации экологических акций начинается задолго до начала ее непосредственного проведения и сопровождается деятельностью, которая, на первый взгляд, не имеет к ней прямого отношения.

   Приведу пример: мы предполагали, что не одна акция, организуемая нами, будет связана с озеленением территории ДОУ. Без посадки деревьев не обходится, к примеру, празднование 22 апреля Дня Земли.

   Так вот, в первую очередь мы составили план по благоустройству и озеленению ДОУ и прилегающей к нему территории и экологический паспорт. На нем отражены не только все постройки, дорожки, МАФы, песочницы, но и все деревья, кустарники, цветники, имеющиеся на территории ДОУ. Этот план является для нас стратегическим документом.

   Воспитателям групп были предоставлены увеличенные планы их участников, на которые они, следуя рекомендациям, уже нанесли планируемые цветники и другие посадки. Результатом этой деятельности явилась кардинально измененная, благоустроенная и озелененная территория детского сада (появилось очень много цветников, благоустроена экологическая площадка, огород, огорожен муравейник, на деревьях появились скворечники). В то же время, мы видим перспективу – где и чего нам не хватает, задумываемся – как это можно сделать.

   Составление плана по благоустройству и озеленению территории нашего ДОУ и экологического паспорта позволило определить содержание наших экологических акций и подключить сотрудников к их проведению. Так, мы выяснили, что на территории ДОУ нет ни одной елочки. Родители по нашей просьбе с мест массовой вырубки привезли несколько елочек, и началось проведение акции «Зеленая елочка – живая иголочка». Только начало ее проведения позволило объединить детей, их родителей и всех сотрудников ДОУ.

     Необходимо отметить, что организация и проведение экологических акций – это огромная работа, требующая больших затрат времени и энергии. Поэтому для проведения экологических акций мы выбираем темы достаточно острые, актуальные. Если взглянуть на темы разработанных нами экологических акций, то можно понять, что все они имеют серьезное обоснование: птицы страдают зимой от голода – поэтому мы провели акцию «Птицы – наши друзья». Не раз, наверное, вы бывали свидетелями жестокого отношения людей к муравейникам – мы провели акцию «Берегите муравья». Почти каждый наш выход на природу сопровождается, к сожалению, созерцанием последствий пребывания в ней людей: это поломанные ветки, беспорядочно расположенные кострища, вытоптанная трава – в результате акция «Берегите лес». Так вот, наличие проблемы является для нас исходной точкой для проведения экологических акций.

    Следующим шагом является подбор, чтение литературы, оформление выставки для воспитателей. В этой работе, как правило, три участника – методист, воспитатель, который в дальнейшем будет проводить консультацию по вопросу и библиотека. У нас налажены прекрасные связи с городской библиотекой. По нашей просьбе в библиотеке нам составляют подробный список имеющейся литературы экологического содержания с отметкой «литература для детей», «литература для воспитателей». Из предложенных книг организуется выставка для воспитателей.

    Следующий шаг – самостоятельное проведение воспитателем консультации по экологическим вопросам для своих коллег. Эта консультация содержит экологическую проблему, которая в дальнейшем будет решаться через экологическую акцию. Например, на консультации «Муравьи» мы узнали многое о муравье как о биологическом существе – какие у него есть органы, как он видит, ориентируется, чем питается, как размножается, узнали из чего состоит муравейник, из кого – муравьиная семья, какие виды муравьев существуют на земле и какие живут в нашей местности, услышали о том, какова роль муравьев в сохранении чистоты и здоровья леса.  На той же консультации перед воспитателями ставится проблема разрушения, затаптывания муравейников и предлагается подумать над ее разрешением. Воспитатели получают задания: одни – разработать конспекты, другие – подобрать стихи, дидактические игры, викторины, разработать материал для родителей. Задача старшего воспитателя – продумать и организовать связь со средствами массовой информации, школой, другими структурами социума, а также организовать деятельность всех специалистов ДОУ по проблеме предстоящей акции. Таким образом осуществляется теоретическая подготовка к проведению экологических акций с детьми.

    Проводя экологические акции, мы ставим перед собой задачу не только научить детей ценить природу, сформировать у них потребность в природоохранной деятельности, но и предотвратить поступки, наносящие вред природе. Ведь так важно с детских лет научить детей предвидеть последствия вмешательства человека в природу. Ведь не обязательно муравейник разрушен хулиганом и варваром, его может разворошить и любознательный ребенок и подержать в руках птенца может любой малыш, нашедший гнездо и он преисполнен в этот момент добрыми чувствами.

    Работа с детьми имеет свои этапы.

    Первый этап мы назвали «накопительный». Цель его – заинтересовать детей, познакомить их с объектом, его особенностями, показать его самоценность, его роль в природе. Вызвать у детей добрые чувства  по отношению к объекту, любование им и т.д. Здесь дети накапливают знания через чтение художественной литературы, рассматривание картин и иллюстраций, заучивания стихов и песен, наблюдения, творческую деятельность.

   Тогда, когда у детей имеются знания в достаточном объеме, когда они проникнутся симпатией к природному объекту, перед ними обнаруживается проблема, например, «птицы зимой страдают от голода». Это прием не нов и не нами придуман. Его используют писатели, режиссеры, сценаристы и т.д., сначала мы узнаем о герое, проникаемся к нему симпатией, а когда он попадает в трудную ситуацию, очень сопереживаем, сочувствуем ему.

    Проблема может обнаружиться в ходе наблюдения, чтения художественной литературы, из рассказа воспитателя, из личного опыта. Она преподносится не как трагедия, не как неразрешимая ситуация. Воспитатель старается сразу придать мысли детей конструктивный характер. Приводя отрицательные факты влияния человека на природу, педагог обязан показать положительный пример или вероятный выход из данной ситуации. Крайне важно при этом подчеркнуть, что именно может сделать сам ребенок, детский сад, семья. Воспитатель не дает готовых рецептов, вариантов решения проблемы, а подводит детей к самостоятельному ответу. Ведь идея кажется детям особенно ценной, когда они ощущают свое авторство, они с особым энтузиазмом берутся за ее воплощение.

   Третий этап – этап практической деятельности. К ней подключаются родители – идет изготовление кормушек, скворечников, заборчиков, изготовление плакатов, выпуск газет. Для широкого привлечения родителей нами было проведено несколько конкурсов. Особенно активно родители приняли участие в конкурсе кормушек. Их было представлено огромное количество – от совершенных в своем исполнении конструкций до незатейливых изделий, изготовленных из пластиковых бутылок и баночек из-под йогурта. Каждый участник конкурса был награжден. Награждение было проведено по шести номинациям: за удобство, за аккуратность, за оригинальность, за простоту изготовления и т.д.

    Четвертый этап – итоговый. Это, как правило, экологический праздник, на котором дети поют песни, рассказывают стихи и на эмоциональном подъеме завершается он конкретным делом: развешиванием кормушек или скворечников, распространением плакатов экологического содержания. Дети вместе с воспитателями относят плакаты в библиотеку, к магазину, аптеке, на остановку, вступают в беседы с прохожими. Таким образом осуществляется работа с населением.

    Мы стараемся подключить и средства массовой информации. При этом мы преследуем две цели – донести до горожан информацию о нашей деятельности, призвать их беречь природу, не совершать действий, наносящих ей вред, напротив – побудить людей к природоохранной деятельности и не менее важно, чтоб дети увидели, насколько значимо их дело, что о нем напечатано во «взрослой» газете, рассказано по ТВ.

   Для удобства работы воспитателей на каждую тему мы завели отдельную папку, в которой они могут найти все – от плана проведения экологических акций, библиографического списка, консультаций, до перечня дидактических игр, конспектов, подборки стихов и музыкального репертуара с указанием источников. Сюда же входит имеющаяся в детском саду художественная литература, материал для работы с родителями. Мы думаем, что такой подход, когда абсолютно весь материал сконцентрирован в одном месте, наиболее рационален.

    Огромна роль в проведении экологических акций педагогов-воспитателей. Ведь именно они «несут» экологическую культуру детям. В целях повышения уровня экологической компетентности нами разработана тематика постоянно действующего семинара для педагогов нашего ДОУ.

   Наша деятельность по организации и проведению экологических акций находится в начале своего пути, у нас много идей. Например, мы планируем углубить, разнообразить формы работы с родителями, способствующие вовлечению и их в экологические акции. Но это наша задача на будущее. Нашей проблемой, требующей разрешения остается пока и вовлечение широких слоев населения нашего микрорайона в проводимые экологические акции. Однако заинтересованность наших педагогов организуемой деятельностью позволяет нам с уверенностью говорить, что мы на правильном пути и есть вероятность достичь через некоторое время результатов в экологизации сознания практически всех слоев населения через активное вовлечение их в экологические акции.

    Организация и проведение экологических акций с детьми – дело действительно интересное и плодотворное. Результатом этой деятельности будут экологически грамотные, неравнодушные к природе дети – будущие граждане нашей страны.

Л И Т Е Р А Т У Р А

  1. «Вестник экологического образования в России» №3-4 1998г.
  2. С.Н.Николаева «Методика экологического воспитания дошкольников»
  3. С.Н.Николаева «Юный эколог»
  4. Н.А.Рыжова «Я и природа»
  5. Материалы Российской конференции «Проблемы и перспективы экологического воспитания в дошкольных учреждениях и начальной школе»
  6. Материалы 1 научно-практической конференции «Проблемы и перспективы экологического воспитания в дошкольных учреждениях Нижегородской области»

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого НОД «Планета Земля в опасности» в рамках проведения экологической акции

Дети являются стихийными материалистами и хотят причину всех явлений. Опыт показывает, что уже  в старшем дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если ...

презентация "Воспитание ценностного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста через проведение экологических акций"

Цель:воспитание позитивно -деятельного отношения кприроде у детей и родителейчерез проведениеприродоохраннойдеятельности....

Экологическое образование дошкольников через организацию и проведение природоохранных акций.

Эффективной формой взаимодействия  с семьями воспитанников в нашем детском саду, по вопросам экологического образования, стало проведение природоохранных акций....

Организация и проведение тематической акции с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями по теме «Моя семья моё богатство»

Цель: расширение представлений у детей старшего дошкольного возраста и их родителей о семье, родословной, о семейных традициях Задачи:1. формировать семейную принадлежность, патриотические чувств...

План проведения экологической акции для детей дошкольного возраста и их родителей «Птицы наши друзья и помощники»

Вниманию педагогов предлагается план проведения экологической акции ко Дню птиц...

Экологическое образование дошкольников через организацию и проведение природоохранных акций.

На современном этапе модернизации системы дошкольного образования особое внимание отводится проблеме социально-нравственного развития детей дошкольного возраста, обеспечивающего формирование у детей л...

Экологическое образование дошкольников через организацию и проведение природоохранных акций.

       Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у...